Файл: Исследование по теме Потребительское поведение молодых мам г. Снежинска Специальность 44. 02. 04 Социология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При анализе потребительских предпочтений используется понятие предельной полезности. Это понятие и термин впервые был использован немецким ученым Г. Госсеном, Именно Госсен впервые стал пристально изучать потребительские предпочтения, и предельная полезность по его определению является дополнительной полезностью, получаемой от каждого последующего потребленного блага [13, с. 221].
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Рассматривая систему общих индикаторов потребительского поведения молодых мам в их взаимодействии, удалось установить, что в данной части общества можно выделить следующие модели потребительского поведения: рациональная, экономная, демонстративная, компенсаторная и стихийная. Эти модели не проявляются в «чистом виде», а постоянно взаимодействуют между собой и оказывают существенное влияние друг на друга.
1.2. Изучение потребностей молодых мам г. Снежинска как фактор формирования потребительского поведения молодежи
Выявление ценностей российской молодежи в контексте их жизненных стратегий и жизненных планов приобретает сегодня особую значимость. Молодежь является наиболее перспективной и влиятельной социальной силой общества, его стратегическим ресурсом. В молодом поколении заложен существенный потенциал инновационных изменений, социального обновления и развития.
Молодые мамы – одна из наиболее динамичных групп, оказывающая существенное воздействие не только на остальную молодежь, но и на достаточно широкие слои населения за пределами этой возрастной группы.
Выявление ценностных ориентации молодых мам в современных условиях становится актуальной задачей. Ценностные ориентации актуализируются в различных сферах деятельности (рабочей, досуговой и др.), в том числе и в потреблении. Традиционно сфера потребления изучалась в рамках экономической науки, поскольку потребление рассматривалась как заключительная часть производственного процесса (производство - распределение – обмен – потребление).
Поведение в области потребления выступает проекцией отношения молодых мам к окружающей социальной действительности. Поэтому получение информации об основных характеристиках потребительского поведения молодых мам, рассмотрение его изменений, которые имели место и продолжают происходить в ходе социально-экономических перемен, позволяют сделать некоторые выводы о сущностных характеристиках современной молодежи, реализующихся в тех или иных моделях потребительского поведения.
Молодое поколение лучше адаптируется к нынешним условиям и входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение. Как показывает мировой опыт, в условиях становления рыночных стандартов (экономическая свобода действий, предприимчивость, готовность к риску, ориентация на успех, рационализм и прагматизм) появляется опасность возникновения доминанты материального благополучия, власти денег, легкой наживы, эгоизма. Экспансия массовой коммерческой культуры, популяризация и идеализация западных ценностей и западного образа жизни способствовали формированию общества потребления. В системе жизненных ценностей образовался феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченный равнозначным стремлением эти блага создавать.
Модели потребительского поведения отражают тот или иной тип куль туры потребления, поэтому превалирование определенных моделей потребления является не только барометром настроений моложеди, но и индикатором стабильности общества в целом. Изучение культуры потребления современного студенчества, выраженной в определенных моделях потребительского поведения, становится актуальной задачей такой отрасли знания, как социология культуры.
Трансформация ценностных ориентации способствовала формированию определенного типа культуры потребления, соответствующего ценностям общества потребления — «потребительский», или «гедонистический». Так, общество, провозглашающее и внедряющее через СМИ материальное благополучие и обогащение как терминальные ценности, как смысл существования, способствует формированию данного типа культуры потребления. Приобретение красивых и престижных вещей становится самоцелью существования, т.е. средство становится целью, отчуждая человека от его имманентных сущностных характеристик. Подобный тип культуры потребления реализуется в демонстративной, престижной моделях потребительского потребления.
Существование ценностных противоречий в современном российском обществе фиксируется многими исследователями. Приоритет труда, профессии как жизненная ориентация среди молодого поколения представлен фрагментарно и незначительно. Но не учитывать подобных ценностных ориентации и, как следствие, моделей потребительского поведения, было бы неверным, т. к. наличие их в молодом поколении - очень важный стратегический ресурс для всего общества.
Современное сообщество, как и все общество, находится на стадии формирования новых характеристик культуры потребления. Основными их чертами являются многоаспектность, противоречивость и неустойчивость. Главной доминантой в культуре потребления выступает рациональный, разумный подход к окружающему вещному миру и духовным ценностям. Необходимо отметить, что ядром этого подхода служит опора на традиционные духовные ценности и смысложизненные установки. Нормы и правила социалистической эпохи уже не почти оказывают влияния на студенчество и проявляются более опосредованно, через усвоение опыта старших поколений. В то же время наблюдается и постепенный отказ от западных ценностей, имевших сильное влияние в конце XX века, хотя о серьезном снижении влияния последних говорить еще рано.
Тип культуры, в котором потребление выступает как терминальная ценность, можно охарактеризован как «гедонистически-потребительский». Данный тип культуры соответствует обществу потребления, в котором абсолютизируется потребление, человек «замещается» предметами потребления.
Тип культуры, в котором потребление выступает как инструментальная ценность, а терминальная заключается в реализации сущностных сил, при этом «мерой всех вещей» является человек, может быть охарактеризован как «гуманистический».
Система ценностей определенного типа культуры актуализируется в моделях поведения потребителей.
Были выделены следующие модели потребительского поведения: а. Рациональное потребление, основанное на оптимальном соотношении цены и качества, паритете потребления и деятельности; б. Экономное потребление имеет в основании предпочтение отечественные товаров (или их аналогов) по низкой цене; в. Демонстративное потребление, характеризующееся направленностью на модные товары, высокое качество потребляемого продукта известных фирм и торговых марок с целью производить впечатление на окружающих; г. Компенсаторное поведение, снимающее стресс, т.к. его основной функцией является компенсация неудач в личной жизни, в деятельности и др.; д. Стихийное поведение - желание что-нибудь купить без потребности в предмете. Удовлетворение приносит не приобретаемая вещь или услуга, а сам процесс покупки.
Существование ценностных противоречий в современном российском обществе фиксируется многими исследователями. Многочисленные социологические опросы молодого поколения за последние годы убедительно свидетельствуют о противоречивости, сложности ценностных ориентации, детерминирующих поведение молодежи, и их растущей дифференциации.
При анализе ассоциативного ряда товаров молодые мамы в общей массе не связывают набор товаров с демонстративностью, престижным поведением, а показывают рациональный подход в потреблении и относятся к этим достаточно дорогим товарам как к инструментальной ценности, позволяющей реализовывать свои жизненные установки. Представляется важным отметить, что в структуре планируемых трат не просматриваются предметы роскоши, что еще раз доказывает приоритет рациональной модели потребления среди молодых мам. Это находит подтверждение и в наличии, хотя бы и в небольшом объеме, в структуре планируемых трат такого пункта, как вложения в недвижимость и в бизнес.
В литературе не существует однозначного мнения о том, каких мам можно отнести к категории «молодые мамы». «Молодая мама» - это не возраст самой мамы, а ее «статус» рядом с ребенком. По данным различных источников, этот возраст составляет от года до 7 лет. Это время, когда женщина всецело поглощена ребенком, у нее появляется множество необычных для нее функций [1]. Эти изменившиеся условия жизни требуют и особой одежды. Прежняя одежда в виде длинных открытых платьев, узких мини-юбок, белых брюк и обуви на высоких каблуках уже не подходит. Теперь на первое место выходит удобство и практичность в различных, порой экстремальных, ситуациях: во время кормления, игр, прогулок в коляске, в песочнице, при перемене белья, в гостях, дома и т.п. Немаловажной проблемой в формировании гардероба молодой мамы является отсутствие времени. Ассортимент одежды должен обеспечивать возможность тратить минимум времени на сборы, не забывая при этом о создании стильного образа [2].
Анализ востребованности в специализированной одежде для молодых мам проведен с использованием программы wordstat.yandex.ru, которая выполняет поиск слов, связанных с таким товаром, как одежда для молодых мам. Яндекс определяет, сколько запросов было сделано за месяц на объединенные между собой ключевые слова.
Как показал анализ запросов в поисковой строке «одежда для молодых мам», наибольший интерес к ней проявляет Евразия, а после Россия (рисунок 1). Что касается регионального и городского уровня популярности, первое-второе места занимают соответственно города Москва и Санкт-Петербург, третье – г. Снежинск. Следовательно, одежда для молодых мам в данном городе очень востребована.
Рисунок 1- Результаты анализа запросов «одежда для молодых мам» с использованием программы wordstat.yandex.ru
При оценке актуальности одежды для отдельной категории потребителей – молодых мам была также использована программа Тренды Google, с помощью которой имеется возможность отследить количественные показатели запросов за последние 5 лет. Для запроса «одежда для молодых мам» оказалось недостаточно данных и сайт не смог построить кривую спроса. Тогда запрос был изменен на «одежда для кормящих мам», и «одежда для кормления». По диаграмме можно отследить, что вопрос обеспеченности одеждой особого назначения всегда вызывает интерес у потребителей и остается приоритетным в любое время.