Файл: Исследование по теме Потребительское поведение молодых мам г. Снежинска Специальность 44. 02. 04 Социология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При анализе потребительских предпочтений используется понятие предельной полезности. Это понятие и термин впервые был использован немецким ученым Г. Госсеном, Именно Госсен впервые стал пристально изучать потребительские предпочтения, и предельная полезность по его определению является дополнительной полезностью, получаемой от каждого последующего потребленного блага [13, с. 221].

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Рассматривая систему общих индикаторов потребительского поведения молодых мам в их взаимодействии, удалось установить, что в данной части общества можно выделить следующие модели потребительского поведения: рациональная, экономная, демонстративная, компенсаторная и стихийная. Эти модели не проявляются в «чистом виде», а постоянно взаимодействуют между собой и оказывают существенное влияние друг на друга.

1.2. Изучение потребностей молодых мам г. Снежинска как фактор формирования потребительского поведения молодежи
Выявление ценностей российской молодежи в контексте их жизненных стратегий и жизненных планов приобретает сегодня особую значимость. Молодежь является наиболее перспективной и влиятельной социальной силой общества, его стратегическим ресурсом. В молодом поколении заложен существенный потенциал инновационных изменений, социального обновления и развития.

Молодые мамы – одна из наиболее динамичных групп, оказывающая существенное воздействие не только на остальную молодежь, но и на достаточно широкие слои населения за пределами этой возрастной группы.

Выявление ценностных ориентации молодых мам в современных условиях становится актуальной задачей. Ценностные ориентации актуализируются в различных сферах деятельности (рабочей, досуговой и др.), в том числе и в потреблении. Традиционно сфера потребления изучалась в рамках экономической науки, поскольку потребление рассматривалась как заключительная часть производственного процесса (производство - распределение – обмен – потребление).

Поведение в области потребления выступает проекцией отношения молодых мам к окружающей социальной действительности. Поэтому получение информации об основных характеристиках потребительского поведения молодых мам, рассмотрение его изменений, которые имели место и продолжают происходить в ходе социально-экономических перемен, позволяют сделать некоторые выводы о сущностных характеристиках современной молодежи, реализующихся в тех или иных моделях потребительского поведения.

Молодое поколение лучше адаптируется к нынешним условиям и входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение. Как показывает мировой опыт, в условиях становления рыночных стандартов (экономическая свобода действий, предприимчивость, готовность к риску, ориентация на успех, рационализм и прагматизм) появляется опасность возникновения доминанты материального благополучия, власти денег, легкой наживы, эгоизма. Экспансия массовой коммерческой культуры, популяризация и идеализация западных ценностей и западного образа жизни способствовали формированию общества потребления. В системе жизненных ценностей образовался феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченный равнозначным стремлением эти блага создавать.



Модели потребительского поведения отражают тот или иной тип куль­ туры потребления, поэтому превалирование определенных моделей потребления является не только барометром настроений моложеди, но и индикатором стабильности общества в целом. Изучение культуры потребления современного студенчества, выраженной в определенных моделях потребительского поведения, становится актуальной задачей такой отрасли знания, как социология культуры.

Трансформация ценностных ориентации способствовала формированию определенного типа культуры потребления, соответствующего ценностям общества потребления — «потребительский», или «гедонистический». Так, общество, провозглашающее и внедряющее через СМИ материальное благополучие и обогащение как терминальные ценности, как смысл существования, способствует формированию данного типа культуры потребления. Приобретение красивых и престижных вещей становится самоцелью существования, т.е. средство становится целью, отчуждая человека от его имманентных сущностных характеристик. Подобный тип культуры потребления реализуется в демонстративной, престижной моделях потребительского потребления.

Существование ценностных противоречий в современном российском обществе фиксируется многими исследователями. Приоритет труда, профессии как жизненная ориентация среди молодого поколения представлен фрагментарно и незначительно. Но не учитывать подобных ценностных ориентации и, как следствие, моделей потребительского поведения, было бы неверным, т. к. наличие их в молодом поколении - очень важный стратегический ресурс для всего общества.

Современное сообщество, как и все общество, находится на стадии формирования новых характеристик культуры потребления. Основными их чертами являются многоаспектность, противоречивость и неустойчивость. Главной доминантой в культуре потребления выступает рациональный, разумный подход к окружающему вещному миру и духовным ценностям. Необходимо отметить, что ядром этого подхода служит опора на традиционные духовные ценности и смысложизненные установки. Нормы и правила социалистической эпохи уже не почти оказывают влияния на студенчество и проявляются более опосредованно, через усвоение опыта старших поколений. В то же время наблюдается и постепенный отказ от западных ценностей, имевших сильное влияние в конце XX века, хотя о серьезном снижении влияния последних говорить еще рано.


Тип культуры, в котором потребление выступает как терминальная ценность, можно охарактеризован как «гедонистически-потребительский». Данный тип культуры соответствует обществу потребления, в котором абсолютизируется потребление, человек «замещается» предметами потребления.

Тип культуры, в котором потребление выступает как инструментальная ценность, а терминальная заключается в реализации сущностных сил, при этом «мерой всех вещей» является человек, может быть охарактеризован как «гуманистический».

Система ценностей определенного типа культуры актуализируется в моделях поведения потребителей.

Были выделены следующие модели потребительского поведения: а. Рациональное потребление, основанное на оптимальном соотношении цены и качества, паритете потребления и деятельности; б. Экономное потребление имеет в основании предпочтение отечественные товаров (или их аналогов) по низкой цене; в. Демонстративное потребление, характеризующееся направленностью на модные товары, высокое качество потребляемого продукта известных фирм и торговых марок с целью производить впечатление на окружающих; г. Компенсаторное поведение, снимающее стресс, т.к. его основной функцией является компенсация неудач в личной жизни, в деятельности и др.; д. Стихийное поведение - желание что-нибудь купить без потребности в предмете. Удовлетворение приносит не приобретаемая вещь или услуга, а сам процесс покупки.

Существование ценностных противоречий в современном российском обществе фиксируется многими исследователями. Многочисленные социологические опросы молодого поколения за последние годы убедительно свидетельствуют о противоречивости, сложности ценностных ориентации, детерминирующих поведение молодежи, и их растущей дифференциации.

При анализе ассоциативного ряда товаров молодые мамы в общей массе не связывают набор товаров с демонстративностью, престижным поведением, а показывают рациональный подход в потреблении и относятся к этим достаточно дорогим товарам как к инструментальной ценности, позволяющей реализовывать свои жизненные установки. Представляется важным отметить, что в структуре планируемых трат не просматриваются предметы роскоши, что еще раз доказывает приоритет рациональной модели потребления среди молодых мам. Это находит подтверждение и в наличии, хотя бы и в небольшом объеме, в структуре планируемых трат такого пункта, как вложения в недвижимость и в бизнес.


В литературе не существует однозначного мнения о том, каких мам можно отнести к категории «молодые мамы». «Молодая мама» - это не возраст самой мамы, а ее «статус» рядом с ребенком. По данным различных источников, этот возраст составляет от года до 7 лет. Это время, когда женщина всецело поглощена ребенком, у нее появляется множество необычных для нее функций [1]. Эти изменившиеся условия жизни требуют и особой одежды. Прежняя одежда в виде длинных открытых платьев, узких мини-юбок, белых брюк и обуви на высоких каблуках уже не подходит. Теперь на первое место выходит удобство и практичность в различных, порой экстремальных, ситуациях: во время кормления, игр, прогулок в коляске, в песочнице, при перемене белья, в гостях, дома и т.п. Немаловажной проблемой в формировании гардероба молодой мамы является отсутствие времени. Ассортимент одежды должен обеспечивать возможность тратить минимум времени на сборы, не забывая при этом о создании стильного образа [2].

Анализ востребованности в специализированной одежде для молодых мам проведен с использованием программы wordstat.yandex.ru, которая выполняет поиск слов, связанных с таким товаром, как одежда для молодых мам. Яндекс определяет, сколько запросов было сделано за месяц на объединенные между собой ключевые слова.

Как показал анализ запросов в поисковой строке «одежда для молодых мам», наибольший интерес к ней проявляет Евразия, а после Россия (рисунок 1). Что касается регионального и городского уровня популярности, первое-второе места занимают соответственно города Москва и Санкт-Петербург, третье – г. Снежинск. Следовательно, одежда для молодых мам в данном городе очень востребована.


Рисунок 1- Результаты анализа запросов «одежда для молодых мам» с использованием программы wordstat.yandex.ru
При оценке актуальности одежды для отдельной категории потребителей – молодых мам была также использована программа Тренды Google, с помощью которой имеется возможность отследить количественные показатели запросов за последние 5 лет. Для запроса «одежда для молодых мам» оказалось недостаточно данных и сайт не смог построить кривую спроса. Тогда запрос был изменен на «одежда для кормящих мам», и «одежда для кормления». По диаграмме можно отследить, что вопрос обеспеченности одеждой особого назначения всегда вызывает интерес у потребителей и остается приоритетным в любое время.