Файл: Курс лекций Часть i автор Старокожева Е. И. Валуйки 2008.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 402
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Личностно-ориентированная образовательная технология - это результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящей из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов участников образовательного процесса и гарантирующей достижение поставленных образовательных целей.
Приведем основные принципы личностно ориентированного обучения математике.
1.Принцип гармонизации отношений. Задача учителя – гармонизация своих отношений с ребенком и обучение его способам гармонизации отношений с миром природы, общества и собственным миром. Здесь важно все: уметь выслушать ребенка, не высказывать категоричное мнение, не давить на ребенка.
2.Принцип согласованности целей. С одной стороны, общеизвестно, что образование каждого происходит на основе его личных учебных целей. Именно наличие личных целей обеспечивает продуктивную образовательную деятельность и самореализацию обучающегося. С другой стороны, у каждого учителя есть свое видение и общих целей обучения предмету, и частных конкретных целей каждого урока. Учитель должен научиться согласовывать свои цели обучения с целями обучения ученика, помогая ученику осознать, сформулировать и достичь поставленных целей.
3.Принцип координации собственного жизненного опыта ученика с социальным опытом предшествующих поколений. Учитель является носителем социокультурного опыта поколений и в зависимости от уровня развития, профессионализма и прочего имеет свою картину мира, свое знание предмета или материала, с которым он приходит на урок, свое отношение к нему.
4. Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение представлений ученика, которое складывается из его внутренних и внешних образовательных результатов учебной деятельности.
В процессе получения внешних результатов учения (например, выполнения самостоятельной работы, теста, построения схемы, выполнения рисунка, составления плана или алгоритма деятельности), которые отражают уровень знаний учеников, происходит развитие личностных качеств ребенка (мышления, памяти, воображения, способностей, воли и др.) – внутренних результатов. Внешние результаты планируются на каждый урок в виде познавательных целей, внутренние – в виде творческих, коммуникативных, оргдеятельностных и других целей. К познавательной продукции урока относятся сформированные представления и знания о математике, к творческой – умения создавать собственный продукт деятельности (составлять задачи и выражения,
формулировать определения, делать маленькие математические "открытия"), к оргдеятельностным – умения ставить цели деятельности, составлять план, подводить итог, оценивать результат, к коммуникативным – умения общаться, в том числе и на математическом языке, к развивающим – развитие мышления, внимания, воображения, воли и других психических качеств личности.
5.Принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс сопровождается осознанием учениками и учителем способов деятельности и образовательных приращений. В конце каждого урока подводится итог, где обсуждается, что нового на уроке узнали, чему научились, что было самым трудным, что было самым интересным, кто каких успехов достиг, что еще не получается, что нужно повторить и др.
6.Принцип целеполагания и мотивации. Важное значение на уроке в реализации данного принципа приобретают организация и управление деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:
-на одних уроках ученики совместно с учителем формулируют проблемный вопрос;
-на других - учащиеся выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;
-на третьих - учителем на доске записываются только ключевые и вопросительные слова типа: а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего? б) Определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т. д., а учащиеся на основе данного клише составляют целостную картину целей на занятие.
7. Принцип открытости, понимаемый как возможность дополнять, видоизменять информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, реализуется на основе обработки результатов диагностики с мониторинговым подходом. Контрольная диагностика позволяет учителю объективно определять количество учеников, работающих на разных уровнях, корректировать педагогические воздействия. На занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.
8.Принцип вариативности реализуется путем использования на уроках нескольких альтернативных учебников, справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению.
9. Принцип направленности обучения на развитие личности ученика осуществляется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания.
10.Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов, жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценить каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условие для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.
11.Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития.
На основе данных принципов разработаны правила личностно-ориентированного образования:
1.Подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях.
2.Исключить методы наказания, унижающие личность.
3.Формы организации воспитательного процесса не должны наносить ущерба здоровью детей.
4.Поощрять стремление честно относиться к своим обязанностям.
5.Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки.
6.Помогать обнаруживать ошибки.
7.Поддерживать эмоциональное благополучие ребёнка.
8.Формировать положительную самооценку ребёнка.
9.Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.
10.Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении, а не пассивно ждать появления негативного поступка.
11.Безусловно понимать, принимать, любить ребёнка доброй, но требовательной любовью.
12.Жиь интересами, переживаниями детей.
13.Хорошо понимать с6ебя, свои сильные и слабые стороны.
14.Искренне радоваться каждому успеху ребёнка.
15.Предоставлять ребёнку возможность для самоутверждения.
16.Учитывать состояние и настроение ребёнка.
17.Крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.
18.Направшлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребёнка. Ни в коем случае не настраивать его против родителей.
19.Осуждать поступок, но уважать личность.
Вопросы для самопроверки
1. Каково назначение личностно-ориентированной технологии обучения? Охарактеризуйте данную технологию.
2. Охарактеризуйте главные цели личностно-ориентированной технологии.
3. Какие принципы личностно-ориентированной технологии вам известны?
4. Каковы способы определения понятий? Приведите примеры: а) через ближайший род и видовое отличие; б) генетический; в) индуктивный; г) абстрактный.
5. Охарактеризуйте правила личностно-ориентированной технологии. Объясните смысл правил со своей точки зрения.
6. Спланируйте учебное занятие по математике на основе изученной технологии.
Тема 3. Понятие индивидуализации обучения
1. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны
2. Использование дифференциации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления.
3. Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся.
4. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность
5. Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:
– быть единой для всех групп учащихся;
– показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;
– наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;
– представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.
Подводя итог, сказанному, можно сделать следующие выводы:
1) обучение применительно к каждому отдельному ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню развития каждого ученика (это возможно при внутренней дифференциации учебной работы);
2) объективное выявление исходного уровня развития у каждого ученика – необходимое условие работы;
3) развитие умственных способностей предполагает специальные средства, развивающие знания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и которые должны формировать рациональное умения умственного труда.