Файл: Сборник эффективных моделей и практик воспитательной работы и работы по профилактике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 341
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
02
03 04
«Республика ШКИП»
(Школа исправления подростков)
Калужская область,
апробация
2020
20
ФОРМА
Проект (социальный)
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Дети 7–18 лет, стоящие на различных видах учета
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Вторичная профилактика, социально-педагогическая направленность
ЦЕЛЬ:
формирование активной гражданской позиции, профилактика асоциальных явлений в подростковой среде через организацию досуга детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет, стоящих на различных видах учета, во внеурочное время волонтерами отряда
«Созвездие Добра».
АВТОР:
МКОУ ДО «Сухиничский центр дополнительного образования» г. Сухиничи
Солодовникова Т. Ю.
ОПИСАНИЕ:
Главным механизмом в реализации проекта стало вовлечение «трудных» подростков в мероприятия гражданско-патриотической направленности. Проект ориентирован на формирование гражданской активности, патриотизма и лидерских качеств у детей и подростков, стоящих на различных видах учета,
как основы воспитания и социализации личности. Сроки реализации проекта: сентябрь–июль
(11
месяцев). Формы проведения мероприятий: квест-игры, экскурсии, спортивные соревнования, лагеря,
круглые столы (заседания в клубе «Альтернативное кафе»).
Задачами проекта являются: разработка программы досуга детей и подростков во внеурочное время,
создание педагогического отряда, формирование успешности у подростков группы «риска», создание комфортной и дружеской среды, развитие волонтерского движения среди подростков.
При МКОУ ДО «Сухиничский центр дополнительного образования» в 2014 году создан волонтерский отряд «Созвездие Добра». Отряд за 7 лет на территории Сухиничского района реализовал
5
долгосрочных проектов и 4 краткосрочных. Один из которых – «Каникулы строгого режима» – для детей и подростков, стоящих на различных видах учета.
Этапы реализации проекта:
1
этап – подготовительный (первая половина сентября). На этом этапе команда разрабатывает проект,
определяет программу действий, цели и задачи. Ищет партнеров. Договаривается о финансировании проекта с администрацией района.
2
этап – практический (вторая половина сентября – конец июля). На этом этапе реализуется проект.
3
этап – заключительный (первая половина августа). На этом этапе подводятся итоги, намечаются перспективные задачи и план действий на следующий год.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Научно-исследовательский журнал
«Вестник образования»
Карачаево-Черкесская Республика,
апробация
2021
21
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Обучающиеся 10–11 классов
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Воспитание
ЦЕЛЬ:
расширение социокультурной компетенции учащихся и приобретение научных знаний, создание условий для развития личности ребенка, постижения им духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
АВТОР:
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. Х. Ч. Кубанова с. Джага»
Эркенова Ф.Д.
ОПИСАНИЕ:
Уникальность проекта состоит в интеграции процессов обучения и воспитания, их тесном взаимодействии и соотношении, что поможет в решении современных проблем развития общества.
ЗАДАЧИ ЖУРНАЛА:
̶ выявление и поддержка одарённых детей с высокой мотивацией к обучению;
̶ привлечение обучающихся к творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности в различных областях знаний;
̶ раскрытие интересов и склонностей учащихся к научной деятельности;
̶ совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции;
̶ формирование навыков публичного выступления;
̶ сознание значимости выполненной работы;
̶ воспитание целеустремленности и
системности в
учебной и
научно-исследовательской деятельности;
̶ создание индивидуальной траектории воспитательной работы с учащимися по профилактике деструктивного поведения через научную деятельность;
̶ формирование способности учащихся к успешной социализации в обществе.
Участие обучающихся в реализации проекта способствует развитию критического и творческого мышления, коммуникабельности, успешной социализации. Выпуск научно-исследовательского журнала
«Вестник образования» запланирован на 2021–2025 учебные года.
СБОРНИК 2022 01
02
03 04
Слагаемые социально-психологической
устойчивости школьников
Кемеровская область,
апробация
2017
22
ФОРМА
Программно- методический комплекс
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Обучающиеся 7–16 лет
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, психолого- педагогическая направленность
ЦЕЛЬ:
создание психолого-педагогических условий для развития социально- психологической устойчивости личности школьников к вовлечению в наркотизацию.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
ГОО «Кузбасский РЦППМС «Здоровье и развитие личности»
Томилова Е.С., Бузмакова С.А.,
Лисовец О.В.
ОПИСАНИЕ:
Реализация программно-методического комплекса способна:
1.
Повысить уровень информированности учащихся и родителей о здоровом образе жизни и отношении к проблеме употребления ПАВ;
2.
Содействовать расширению системы представлений учащихся о себе, своих способностях и возможностях;
3.
Формировать активную позицию учащихся и осознание ими ответственности за собственное поведение;
4.
Развивать коммуникативные навыки, навыки саморегуляции и ассертивного поведения;
5.
Повысить уровень компетентности родителей по вопросам воспитания детей и профилактики аддиктивного поведения.
Программно-методический комплекс состоит из следующих блоков:
̶ Программа внеурочной деятельности «Познание самого себя» (1–4 классы);
̶ Программа тренинговых занятий «Быть уверенным» (5–9 классы);
̶ Программа повышения психологической компетентности родителей «Благополучная семья».
Используемые формы, методы и техники: психогимнастические упражнения, ролевые игры, мини-лекции,
групповые дискуссии, мозговой штурм, анализ ситуации, эмоционально-символические методы, элементы психологического тренинга, элементы сказкотерапии, обратная связь.
Программно-методический комплекс рассчитан на следующее количество часов: в 1-м классе – 32 часа,
периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут; во 2–4 классах –
по 34 часа в год, периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30–40 минут;
в 5–9 классах – 12 тренинговых занятий в год, продолжительность 1–1,5 часа; в работе с родителями –
4
тренинговых занятия и 2 лектория, продолжительность 1–1,5 часа.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Стрессоустойчивость.
Навыки саморегуляции
Кемеровская область,
апробация
2012
23
ФОРМА
Программно- методический комплекс
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательные организации
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Участники образовательных отношений: учителя, ученики, родители
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, психолого- педагогическая направленность
ЦЕЛЬ:
формирование навыков саморегуляции и повышение уровня стрессоустойчивости субъектов образовательного процесса.
АВТОР:
ГОО «Кузбасский РЦППМС «Здоровье и развитие личности» г. Гурьевск
Швецова С.В.
ОПИСАНИЕ:
Программно-методический комплекс направлен на снижение воздействия факторов,
влияющих на возникновение различных зависимостей, для обучающихся, их родителей, педагогов. Программа реализуется по
3
направлениям: теоретическое, диагностическое, практическое.
Программа формирует систему знаний о
стрессе,
стрессоустойчивости,
саморегуляции;
обучает самодиагностике,
самооценке своего психоэмоционального состояния;
создает основу для выбора индивидуального способа выхода из стрессового состояния и раскрытия ресурсов личности; обучает на практике приемам снятия психоэмоционального напряжения.
Используемые формы и методы: беседы; лекции; ролевые игры; техники визуализации, релаксации, дыхания;
психогимнастика; приемы рационализации; элементы арт-терапии.
Форма проведения: групповые и/или индивидуальные занятия. Программа включает 12 тем. Продолжительность занятия зависит от возраста участников: подростки и старшеклассники – 1 час, взрослые – 1,5–2 часа. Программа реализуется в течение месяца (28 часов).
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Программа лекционно-практических занятий,
направленных на формирование положительного
физического образа «Я» у девочек подросткового возраста,
«Зеркало»
Кемеровская область,
апробация
2013
24
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Участники образовательных отношений: учителя, ученики, родители
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Школьницы 13–15 лет
(7
–9 класс)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, психолого- педагогическая направленность
ЦЕЛЬ:
формирование положительного образа физического «Я» у девочек подросткового возраста.
АВТОР:
МБОУ «Центр психолого-медико- социального сопровождения» Ленинск-
Кузнецкий муниципальный район
Зайцева Е.В.
ОПИСАНИЕ:
Программа позволяет:
1.
Актуализировать представления о собственной индивидуальности, её проявлениях, неповторимости у девочек подросткового возраста;
2.
Развивать положительное эмоционально-ценностное отношение к собственной внешности у девочек подросткового возраста;
3.
Обучить приёмам саморегуляции и самоконтроля девочек подросткового возраста;
4.
Расширять способы взаимодействия с окружающими, в основе которых лежат новые возможности физического «Я»;
5.
Воспитывать ответственное отношение к физическому и психическому здоровью.
Реализация программы включает следующие этапы: подготовительный, диагностический, этап групповой работы,
повторная диагностическая работа. Основные методы работы: двигательные импровизации, ролевые игры, телесно- ориентированные упражнения, элементы психодиагностики, проективные методики, символическое самовыражение,
обмен опытом.
Продолжительность реализации программы – 1 учебный год. Представленная программа включает 16 тем,
периодичность проведения – 1 раз в неделю, всего 36 часов. Программа предназначена для реализации педагогом- психологом.
В программе представлены диагностический материал, примерные упражнения для реализации программы, конспекты занятий.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Программа лекционно-практических занятий, направленных
на формирование социально-ролевой идентичности у девушек
подросткового и юношеского возраста, «Она»
Кемеровская область,
апробация
2016
25
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательные организации
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Девочки подросткового и юношеского возраста
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, психолого- педагогическая направленность
ЦЕЛЬ:
развитие ролевой компетенции у девушек подросткового и юношеского возраста.
АВТОР:
ГОО «Кузбасский РЦППМС «Здоровье и развитие личности» Ленинск-Кузнецкий муниципальный район
Каменских Р.Г.
ОПИСАНИЕ:
Программа способствует:
– формированию положительного образа своего персонального будущего «Я»;
– развитию умений оценить себя, свое ролевое поведение со стороны, с точки зрения других людей;
– развитию способностей к произвольному изменению силы своих ролевых переживаний;
– развитию гендерной идентичности;
– развитию способностей к ролевой децентрации и принятию роли других;
– активизации стремления девушек-подростков к самопознанию;
– воспитанию ответственности за принятие решений, свой выбор, действия и поступки.
Основные методы работы: актуализация биографии (обмен опытом), групповая рефлексия, метод символического самовыражения, кейс, ролевая игра, метод операционализации, упражнение-метафора.
Продолжительность образовательного процесса – 1 учебный год. Реализация программы включает следующие этапы: подготовительный, диагностический, этап групповой работы, повторная диагностическая работа.
Представленная программа включает 16 тем, периодичность проведения – 1 раз в неделю, всего 38 часов.
Программа предназначена для реализации педагогом-психологом.
В программе представлены диагностический материал, примерные упражнения для реализации программы,
конспекты занятий.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Программа по профилактике буллинга среди детей
подросткового возраста «Дорога добра»
Кемеровская область,
апробация
2015
26
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Подростки
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
предупреждение буллинга среди учащихся подросткового возраста в условиях общеобразовательной школы.
АВТОР:
ГОО «Кузбасский РЦППМС «Здоровье и развитие личности» Ленинск-Кузнецкий муниципальный район
Гимаджиева О. С.
ОПИСАНИЕ:
Программа предполагает:
1.
Изучение способов конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;
2.
Оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений в классном коллективе;
3.
Обучение навыкам самоконтроля;
4.
Развитие способности понимать и принимать особенности другого человека;
5.
Развитие позитивного восприятия себя и другого человека.
Представленная программа включает 14 тем, продолжительность одного занятия – 2 часа. Периодичность проведения – 1 раз в неделю, всего 29 часов. В программе используется групповая форма работы. Программа предназначена для реализации педагогом-психологом.
Программа предполагает использование разнообразных форм проведения практических занятий. Для обеспечения единства теоретической и технологической подготовки в процессе обучения используются разнообразные формы работы: практические занятия, разнообразные формы и виды самостоятельной работы и ее контроля. Для освоения заложенных в программе знаний предполагается включать слушателей в активную деятельность: в групповые дискуссии, аналитическую работу. Самостоятельная внеаудиторная работа предусматривает: анализ литературных источников, выполнение заданий.
В программе представлены диагностический материал, примерные упражнения для реализации программы,
конспекты занятий.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Комплект муниципальных профилактических программ
по профилактике угроз и рисков психологической безопасности
образовательной среды для образовательных организаций
Кемеровская область,
апробация
2018
27
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Муниципальное образование
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Образовательные организации
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
разработка и реализация первичной профилактики аутодеструктивного поведения среди несовершеннолетних в образовательной среде.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МАОУ ДПО ИПК города Новокузнецка
Ветрова Я.А., Щеголенкова Е.С.
ОПИСАНИЕ:
Комплект программ создан для обеспечения психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей, подростков,
их семей и педагогического коллектива образовательной организации. Представленные программы могут быть рекомендованы к использованию образовательными организациями в готовом виде или являться основой для разработки организациями собственных программ с учетом специфики образовательной организации. Данные программы разработаны в рамках муниципального научно-методического проекта «Психологическая безопасность образовательной среды в муниципальной системе образования».
Программа «Профилактика аутодеструктивного поведения школьников в образовательной организации» представлена пятью направлениями профилактической деятельности, включающими в себя подробные методические разработки: научно- методическое,
диагностическо-аналитическое,
профилактическое,
коррекционно-развивающее,
консультативно- просветительское.
«Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации» содержит: научно- методологические основы профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации; диагностику суицидального поведения школьников в образовательной организации; профилактику (первичная, вторичная и третичная)
суицидального поведения школьников в образовательной организации; основные формы работы с несовершеннолетними по профилактике суицидального риска в образовательных организациях; перечень законодательных и нормативно-правовых актов; примеры годового планирования программы профилактики в образовательной организации; примерные тематические планы мероприятий; памятки по профилактике суицидального риска для педагогов, родителей и подростков.
Сроки, этапы и алгоритм реализации практики: на основании муниципальной программы все образовательные организации города составляют свои программы с учетом своих особенностей и реализуют их в целях профилактики.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Практика 1
Практика 2
03 04
«Республика ШКИП»
(Школа исправления подростков)
Калужская область,
апробация
2020
20
ФОРМА
Проект (социальный)
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Дети 7–18 лет, стоящие на различных видах учета
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Вторичная профилактика, социально-педагогическая направленность
ЦЕЛЬ:
формирование активной гражданской позиции, профилактика асоциальных явлений в подростковой среде через организацию досуга детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет, стоящих на различных видах учета, во внеурочное время волонтерами отряда
«Созвездие Добра».
АВТОР:
МКОУ ДО «Сухиничский центр дополнительного образования» г. Сухиничи
Солодовникова Т. Ю.
ОПИСАНИЕ:
Главным механизмом в реализации проекта стало вовлечение «трудных» подростков в мероприятия гражданско-патриотической направленности. Проект ориентирован на формирование гражданской активности, патриотизма и лидерских качеств у детей и подростков, стоящих на различных видах учета,
как основы воспитания и социализации личности. Сроки реализации проекта: сентябрь–июль
(11
месяцев). Формы проведения мероприятий: квест-игры, экскурсии, спортивные соревнования, лагеря,
круглые столы (заседания в клубе «Альтернативное кафе»).
Задачами проекта являются: разработка программы досуга детей и подростков во внеурочное время,
создание педагогического отряда, формирование успешности у подростков группы «риска», создание комфортной и дружеской среды, развитие волонтерского движения среди подростков.
При МКОУ ДО «Сухиничский центр дополнительного образования» в 2014 году создан волонтерский отряд «Созвездие Добра». Отряд за 7 лет на территории Сухиничского района реализовал
5
долгосрочных проектов и 4 краткосрочных. Один из которых – «Каникулы строгого режима» – для детей и подростков, стоящих на различных видах учета.
Этапы реализации проекта:
1
этап – подготовительный (первая половина сентября). На этом этапе команда разрабатывает проект,
определяет программу действий, цели и задачи. Ищет партнеров. Договаривается о финансировании проекта с администрацией района.
2
этап – практический (вторая половина сентября – конец июля). На этом этапе реализуется проект.
3
этап – заключительный (первая половина августа). На этом этапе подводятся итоги, намечаются перспективные задачи и план действий на следующий год.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Научно-исследовательский журнал
«Вестник образования»
Карачаево-Черкесская Республика,
апробация
2021
21
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Обучающиеся 10–11 классов
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Воспитание
ЦЕЛЬ:
расширение социокультурной компетенции учащихся и приобретение научных знаний, создание условий для развития личности ребенка, постижения им духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
АВТОР:
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. Х. Ч. Кубанова с. Джага»
Эркенова Ф.Д.
ОПИСАНИЕ:
Уникальность проекта состоит в интеграции процессов обучения и воспитания, их тесном взаимодействии и соотношении, что поможет в решении современных проблем развития общества.
ЗАДАЧИ ЖУРНАЛА:
̶ выявление и поддержка одарённых детей с высокой мотивацией к обучению;
̶ привлечение обучающихся к творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности в различных областях знаний;
̶ раскрытие интересов и склонностей учащихся к научной деятельности;
̶ совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции;
̶ формирование навыков публичного выступления;
̶ сознание значимости выполненной работы;
̶ воспитание целеустремленности и
системности в
учебной и
научно-исследовательской деятельности;
̶ создание индивидуальной траектории воспитательной работы с учащимися по профилактике деструктивного поведения через научную деятельность;
̶ формирование способности учащихся к успешной социализации в обществе.
Участие обучающихся в реализации проекта способствует развитию критического и творческого мышления, коммуникабельности, успешной социализации. Выпуск научно-исследовательского журнала
«Вестник образования» запланирован на 2021–2025 учебные года.
СБОРНИК 2022 01
02
03 04
Слагаемые социально-психологической
устойчивости школьников
Кемеровская область,
апробация
2017
22
ФОРМА
Программно- методический комплекс
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Обучающиеся 7–16 лет
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, психолого- педагогическая направленность
ЦЕЛЬ:
создание психолого-педагогических условий для развития социально- психологической устойчивости личности школьников к вовлечению в наркотизацию.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
ГОО «Кузбасский РЦППМС «Здоровье и развитие личности»
Томилова Е.С., Бузмакова С.А.,
Лисовец О.В.
ОПИСАНИЕ:
Реализация программно-методического комплекса способна:
1.
Повысить уровень информированности учащихся и родителей о здоровом образе жизни и отношении к проблеме употребления ПАВ;
2.
Содействовать расширению системы представлений учащихся о себе, своих способностях и возможностях;
3.
Формировать активную позицию учащихся и осознание ими ответственности за собственное поведение;
4.
Развивать коммуникативные навыки, навыки саморегуляции и ассертивного поведения;
5.
Повысить уровень компетентности родителей по вопросам воспитания детей и профилактики аддиктивного поведения.
Программно-методический комплекс состоит из следующих блоков:
̶ Программа внеурочной деятельности «Познание самого себя» (1–4 классы);
̶ Программа тренинговых занятий «Быть уверенным» (5–9 классы);
̶ Программа повышения психологической компетентности родителей «Благополучная семья».
Используемые формы, методы и техники: психогимнастические упражнения, ролевые игры, мини-лекции,
групповые дискуссии, мозговой штурм, анализ ситуации, эмоционально-символические методы, элементы психологического тренинга, элементы сказкотерапии, обратная связь.
Программно-методический комплекс рассчитан на следующее количество часов: в 1-м классе – 32 часа,
периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут; во 2–4 классах –
по 34 часа в год, периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30–40 минут;
в 5–9 классах – 12 тренинговых занятий в год, продолжительность 1–1,5 часа; в работе с родителями –
4
тренинговых занятия и 2 лектория, продолжительность 1–1,5 часа.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Стрессоустойчивость.
Навыки саморегуляции
Кемеровская область,
апробация
2012
23
ФОРМА
Программно- методический комплекс
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательные организации
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Участники образовательных отношений: учителя, ученики, родители
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, психолого- педагогическая направленность
ЦЕЛЬ:
формирование навыков саморегуляции и повышение уровня стрессоустойчивости субъектов образовательного процесса.
АВТОР:
ГОО «Кузбасский РЦППМС «Здоровье и развитие личности» г. Гурьевск
Швецова С.В.
ОПИСАНИЕ:
Программно-методический комплекс направлен на снижение воздействия факторов,
влияющих на возникновение различных зависимостей, для обучающихся, их родителей, педагогов. Программа реализуется по
3
направлениям: теоретическое, диагностическое, практическое.
Программа формирует систему знаний о
стрессе,
стрессоустойчивости,
саморегуляции;
обучает самодиагностике,
самооценке своего психоэмоционального состояния;
создает основу для выбора индивидуального способа выхода из стрессового состояния и раскрытия ресурсов личности; обучает на практике приемам снятия психоэмоционального напряжения.
Используемые формы и методы: беседы; лекции; ролевые игры; техники визуализации, релаксации, дыхания;
психогимнастика; приемы рационализации; элементы арт-терапии.
Форма проведения: групповые и/или индивидуальные занятия. Программа включает 12 тем. Продолжительность занятия зависит от возраста участников: подростки и старшеклассники – 1 час, взрослые – 1,5–2 часа. Программа реализуется в течение месяца (28 часов).
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Программа лекционно-практических занятий,
направленных на формирование положительного
физического образа «Я» у девочек подросткового возраста,
«Зеркало»
Кемеровская область,
апробация
2013
24
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Участники образовательных отношений: учителя, ученики, родители
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Школьницы 13–15 лет
(7
–9 класс)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, психолого- педагогическая направленность
ЦЕЛЬ:
формирование положительного образа физического «Я» у девочек подросткового возраста.
АВТОР:
МБОУ «Центр психолого-медико- социального сопровождения» Ленинск-
Кузнецкий муниципальный район
Зайцева Е.В.
ОПИСАНИЕ:
Программа позволяет:
1.
Актуализировать представления о собственной индивидуальности, её проявлениях, неповторимости у девочек подросткового возраста;
2.
Развивать положительное эмоционально-ценностное отношение к собственной внешности у девочек подросткового возраста;
3.
Обучить приёмам саморегуляции и самоконтроля девочек подросткового возраста;
4.
Расширять способы взаимодействия с окружающими, в основе которых лежат новые возможности физического «Я»;
5.
Воспитывать ответственное отношение к физическому и психическому здоровью.
Реализация программы включает следующие этапы: подготовительный, диагностический, этап групповой работы,
повторная диагностическая работа. Основные методы работы: двигательные импровизации, ролевые игры, телесно- ориентированные упражнения, элементы психодиагностики, проективные методики, символическое самовыражение,
обмен опытом.
Продолжительность реализации программы – 1 учебный год. Представленная программа включает 16 тем,
периодичность проведения – 1 раз в неделю, всего 36 часов. Программа предназначена для реализации педагогом- психологом.
В программе представлены диагностический материал, примерные упражнения для реализации программы, конспекты занятий.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Программа лекционно-практических занятий, направленных
на формирование социально-ролевой идентичности у девушек
подросткового и юношеского возраста, «Она»
Кемеровская область,
апробация
2016
25
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательные организации
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Девочки подросткового и юношеского возраста
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, психолого- педагогическая направленность
ЦЕЛЬ:
развитие ролевой компетенции у девушек подросткового и юношеского возраста.
АВТОР:
ГОО «Кузбасский РЦППМС «Здоровье и развитие личности» Ленинск-Кузнецкий муниципальный район
Каменских Р.Г.
ОПИСАНИЕ:
Программа способствует:
– формированию положительного образа своего персонального будущего «Я»;
– развитию умений оценить себя, свое ролевое поведение со стороны, с точки зрения других людей;
– развитию способностей к произвольному изменению силы своих ролевых переживаний;
– развитию гендерной идентичности;
– развитию способностей к ролевой децентрации и принятию роли других;
– активизации стремления девушек-подростков к самопознанию;
– воспитанию ответственности за принятие решений, свой выбор, действия и поступки.
Основные методы работы: актуализация биографии (обмен опытом), групповая рефлексия, метод символического самовыражения, кейс, ролевая игра, метод операционализации, упражнение-метафора.
Продолжительность образовательного процесса – 1 учебный год. Реализация программы включает следующие этапы: подготовительный, диагностический, этап групповой работы, повторная диагностическая работа.
Представленная программа включает 16 тем, периодичность проведения – 1 раз в неделю, всего 38 часов.
Программа предназначена для реализации педагогом-психологом.
В программе представлены диагностический материал, примерные упражнения для реализации программы,
конспекты занятий.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Программа по профилактике буллинга среди детей
подросткового возраста «Дорога добра»
Кемеровская область,
апробация
2015
26
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Подростки
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
предупреждение буллинга среди учащихся подросткового возраста в условиях общеобразовательной школы.
АВТОР:
ГОО «Кузбасский РЦППМС «Здоровье и развитие личности» Ленинск-Кузнецкий муниципальный район
Гимаджиева О. С.
ОПИСАНИЕ:
Программа предполагает:
1.
Изучение способов конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;
2.
Оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений в классном коллективе;
3.
Обучение навыкам самоконтроля;
4.
Развитие способности понимать и принимать особенности другого человека;
5.
Развитие позитивного восприятия себя и другого человека.
Представленная программа включает 14 тем, продолжительность одного занятия – 2 часа. Периодичность проведения – 1 раз в неделю, всего 29 часов. В программе используется групповая форма работы. Программа предназначена для реализации педагогом-психологом.
Программа предполагает использование разнообразных форм проведения практических занятий. Для обеспечения единства теоретической и технологической подготовки в процессе обучения используются разнообразные формы работы: практические занятия, разнообразные формы и виды самостоятельной работы и ее контроля. Для освоения заложенных в программе знаний предполагается включать слушателей в активную деятельность: в групповые дискуссии, аналитическую работу. Самостоятельная внеаудиторная работа предусматривает: анализ литературных источников, выполнение заданий.
В программе представлены диагностический материал, примерные упражнения для реализации программы,
конспекты занятий.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Комплект муниципальных профилактических программ
по профилактике угроз и рисков психологической безопасности
образовательной среды для образовательных организаций
Кемеровская область,
апробация
2018
27
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Муниципальное образование
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Образовательные организации
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
разработка и реализация первичной профилактики аутодеструктивного поведения среди несовершеннолетних в образовательной среде.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МАОУ ДПО ИПК города Новокузнецка
Ветрова Я.А., Щеголенкова Е.С.
ОПИСАНИЕ:
Комплект программ создан для обеспечения психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей, подростков,
их семей и педагогического коллектива образовательной организации. Представленные программы могут быть рекомендованы к использованию образовательными организациями в готовом виде или являться основой для разработки организациями собственных программ с учетом специфики образовательной организации. Данные программы разработаны в рамках муниципального научно-методического проекта «Психологическая безопасность образовательной среды в муниципальной системе образования».
Программа «Профилактика аутодеструктивного поведения школьников в образовательной организации» представлена пятью направлениями профилактической деятельности, включающими в себя подробные методические разработки: научно- методическое,
диагностическо-аналитическое,
профилактическое,
коррекционно-развивающее,
консультативно- просветительское.
«Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации» содержит: научно- методологические основы профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации; диагностику суицидального поведения школьников в образовательной организации; профилактику (первичная, вторичная и третичная)
суицидального поведения школьников в образовательной организации; основные формы работы с несовершеннолетними по профилактике суицидального риска в образовательных организациях; перечень законодательных и нормативно-правовых актов; примеры годового планирования программы профилактики в образовательной организации; примерные тематические планы мероприятий; памятки по профилактике суицидального риска для педагогов, родителей и подростков.
Сроки, этапы и алгоритм реализации практики: на основании муниципальной программы все образовательные организации города составляют свои программы с учетом своих особенностей и реализуют их в целях профилактики.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Практика 1
Практика 2