ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 3009
Скачиваний: 5
Вместе с тем существуют примеры кодификации отдельных норм административного права, например: Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г., Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г., Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 г. В настоящее время идет разработка Административно-процессуального кодекса РФ.
Значительная работа проводится по инкорпорации законодательства, т. е. по упорядочиванию нормативного материала путем его объединения и расположения в систематизированном порядке в издаваемых Министерством юстиции РФ, другими министерствами и ведомствами, научными и учебными заведениями сборниках нормативных актов.
Иногда в качестве одного из видов систематизации адм-го законодательства в учебной литературе выделяются хронологические издания законодательных и иных н/п/а. К ним относятся, например, "Собрание законодательства РФ", "Бюллетень нормативных актов ФОИВ".
18. Нормы административного права: понятие, содержание, виды. Структура административно-правовых норм. Реализация, действие и толкование административно-правовых норм.
Административно-правовые нормы (как и нормы других отраслей права) предусматривают установленные гос-м, его органами представительной либо ИВ, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов АП, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами гос-го воздействия.
Нормам АП присущи следующие характерные черты: обеспечение публичных интересов; организующее начало в системе регулирования управленческих отношений; одностороннее властвующее воздействие на субъектов права; принудительность.
Административно-правовая норма — это норма права, регулирующая:
1) отношения в сфере деятельности ОИВ, местной администрации, общественных организаций, некоммерческих и иных негос-х организаций при реализации порученных им отдельных функций гос-го управления;
2) внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах гос-й деятельности (органах представительной власти, прокуратуры и суда);
3) отношения в области применения адм-х взысканий и иных мер адм-го принуждения;
4) отношения в сфере адм-й юстиции.
Необходимо разграничивать охранительные нормы, направленные на поддержание обороноспособности страны, общественного порядка, общественной безопасности, охрану окружающей природной среды, собирание налогов и других обязательных платежей и регулятивные нормы, связанные с регулированием деятельности как негос-х коммерческих организаций, так и общ-х организаций, с разрешением возникающих коллективных споров между гражданами, гос-ми органами, ОМСУ и предпринимателями и проч.
Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. административно-правовой статус органов управления и их должностных лиц.
В соответствии с юридическим содержанием материальные административно-правовые нормы целесообразно подразделить следующим образом:
1) обязывающие нормы (предписывающие совершение определенных действий);
2) запретительные нормы (устанавливающие запреты на ту или иную деятельность или действия;
3) ограничительные нормы (вводящие ограничения на определенную деятельность или действия);
4) разрешительные или дозволительные нормы;
5) уполномочивающие или управомочивающие нормы;
6) стимулирующие или поощрительные нормы;
7) регистрационные или уведомительные нормы;
8) рекомендательные нормы.
Процессуальные административно-правовые нормы определяют общие правила, порядок, процедуру нормотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности органов гос-го управления и других субъектов АП. В российском законодательстве на сегодняшний момент процессуально урегулированы в основном лишь административно-юрисдикционные нормы.
По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на императивные (обязательные для исполнения) и диспозитивные (предлагающие несколько вариантов решения).
В зависимости от адресата можно выделить административно-правовые нормы, регламентирующие:
1) организацию и деятельность механизма исполнительной власти;
2) организацию и деятельность местной администрации;
3) административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих, должностных лиц;
4) организацию и деятельность общественных организаций и иных негосударственных структур по реализации предоставленных им государственно-властных полномочий в пределах этих полномочий;
5) организацию и деятельность предприятий и учреждений с преимущественным вложением в них государственных средств;
6) административно-правовой статус общественных объединений;
7) административно-правовой статус негосударственных коммерческих организаций;
8) административно-правовой статус некоммерческих организаций;
9) административно-правовой статус граждан и административно-правовые средства защиты их конст-х прав, свобод, законных интересов.
По масштабам применения административно-правовые нормы могут быть общефедеральными (действующими на всей территории страны), региональными (распространяющими свое действие на территорию субъекта РФ), территориальными (устанавливаемыми органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ с распространением действия лишь на определенные территории, например районы Крайнего Севера), местными (устанавливаемыми органами местного самоуправления и местной администрацией), локальными (действующими в концернах, консорциумах, объединениях, организациях, предприятиях).
По объему регулирования административно-правовые нормы делятся на общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые (распространяющиеся на нижестоящие подведомственные органы исполнительной власти, учреждения, предприятия) и общеобязательные (охватывающие всех участников управленческих отношений).
По действию во времени административно-правовые нормы подразделяются на срочные (введенные в действие на определенный срок) и бессрочные (срок действия которых заранее не установлен).
В структурном отношении административно-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция.
Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.
Диспозиция — это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.
Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.
Реализация административно-правовых норм выражается в практическом проведении в жизнь содержащихся в них правовых предписаний и обеспечении должного поведения участников управленческих отношений.
Известны следующие варианты реализации административно-правовых норм:
исполнение — точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые содержатся в административно-правовых нормах;
применение — издание полномочным органом управления (должностным лицом) либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации;
использование — применение органом исполнительной власти, местной администрацией (должностными лицами) того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в административно-правовой норме альтернативы в принятии решений;
соблюдение — воздержание субъекта от совершения запрещенных действий; от исполнения оно отличается пассивным поведением субъекта управленческой деятельности.
Изучение административно-правовой теории происходит в процессе толкования норм административного права. Для правильного и эффективного правоприменения необходимо толкование административно-правовых норм. Деятельность по толкованию правовых норм называется, как правило, деятельностью по установлению содержания правовой нормы или правового акта для его практической реализации, деятельностью по установлению содержания нормативных предписаний; «в результате толкования нормативные юридические предписания готовы к реализации, к практическому применению».
Толкование представляет собой процесс выяснения содержания нормы, ее целей применительно к конкретной ситуации и ее связей с иными правовыми нормами. Потребность в такого рода толковании возникает в тех случаях, когда относительно смыслового содержания нормы возникают противоречивые суждения и открытые вопросы.
Среди методов толкования правовых норм выделяют следующие виды:
филологическое (грамматическое) толкование — уяснение смысла нормы путем анализа ее текста с точки зрения лексики, этимологии, стилистики языка, т. е. анализ слова, с помощью которого выражена правовая норма;
логическое толкование — анализ нормы посредством использования законов и закономерностей и правил логики;
историческое толкование — выяснение смысла правовой нормы в аспекте исторических условий принятия данной нормы права;
генетическое толкование — исследование сущности правовой нормы с точки зрения ее возникновения. Это становится возможным, как правило, благодаря изучению различных материалов, таких как обоснование необходимости принятия нормы, проект соответствующего законодательного акта, результаты парламентского обсуждения;
систематическое толкование — анализ правовой нормы как одного из элементов системы административно-правового регулирования в ее взаимосвязи с целями, задачами, функциями и принципами, а также иными правовыми нормами;
компаративное толкование — сравнение с соответствующими правовыми нормами других правовых актов (например, правовых норм законодательства других государств либо правовых норм законодательства субъектов РФ);
телеологическое толкование — установление смысла, содержания и цели правовой нормы в соответствии с общественными потребностями. При определении цели правовой нормы учитываются следующие отправные положения и принципы: равноправие, недопустимость противоречий в оценке, единство правопорядка.
Толкование правовой нормы как способ разъяснения ее содержания различается в зависимости от субъектов, которые уполномочены делать разъяснения. При этом толкование может быть официальным и неофициальным. Официальное толкование — разъяснение правовой нормы уполномоченными государственными органами. Разъяснение содержания и смысла правовой нормы, не имеющее обязательного характера для субъектов права, называется неофициальным толкованием.
19. Административно-правовые отношения: понятие, содержание и виды.
Согласно одной из концепций для административно-правовых отношений характерны следующие признаки: 1) они возникают в процессе гос-го управления; 2) имеют в качестве обязательного субъекта орган гос-го управления (ОИВ); 3) являются отношениями власти—подчинения и характеризуются юрнеравенством сторон.
Другая концепция административно-правовых отношений также состоит из трех пунктов: 1) возникают в сфере гос-го управления; 2) могут иметь место между всеми субъектами АП в любом их сочетании; 3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: а) отношения власти—подчинения; б) отношения равноправия. Такой подход в рассмотрении административно-правовых отношений остался практически до наших дней.
Недостаток этих концепций: ничего не говорится о необходимости установления гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению к управлению.
Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами АП общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. В административно-правовом отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой нормой.
Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Субъектами адм-го правоотношения являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения).
Субъекты подразделяются на: индивидуальные и коллективные. Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства (а также вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами адм-х правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).
Важнейшим признаком субъектов является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. В данном случае идет речь о двух следующих категориях:
1) административная правоспособность — способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.);
2) административная дееспособность — способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил.
Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов АП, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления либо в совершении военнослужащим административного правонарушения.
Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов АП, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.