ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 3010

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПСЧГ являются наивысшей ценностью. Обладание правами и свободами обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. При этом отношения личности и гос-ва не исчерпываются обязанностью гос-ва не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с гос-м, которая есть сочетание взаимных прав и обязанностей.

Гос-е органы и их служащие призваны обеспечивать и защищать конституционно-правовой статус гражданина. Деятельность гос-х органов, в конечном счете, должна быть направлена на претворение в жизнь и защиту конст-х прав, свобод и законных интересов граждан.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ. Этот принцип иногда называют принципом федерализма. АП регламентирует организацию гос-й власти в РФ, устанавливает единую систему ОГВ, которые в свою очередь состоят из множества гос-х должностей. Гос-я власть в РФ едина, так как ее единственным источником согласно ст. 3 КРФ является многонациональный народ России. Никакой государственный орган, а, следовательно, никакой вид гос-й службы или никакие гос-е служащие не могут претендовать на суверенное осуществление гос-й власти. Они исполняют лишь соответствующие функции гос-х органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Вся система органов ИВ, гос-е управление и гос-я служба должны организовываться и функционировать в соответствии с разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Гос-ми органами решаются задачи и осуществляются функции только в тех пределах, которые устанавливаются КРФ.

4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. АП распространяет свое регулирование на специфическую сферу общественных отношений, складывающихся преимущественно в системе исполнительной ветви гос-й власти.

Гос-я власть в РФ разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви самостоятельны, и каждая из них выполняет специфические задачи и функции. Соответственно выделяются три основные функции гос-й власти (законодательная, исполнительная и судебная), каждая из которых должна самостоятельно исполняться соответствующим органом гос-й власти.

В то же время самостоятельность ИВ не исключает ее подотчетности в известных пределах представительным органам власти.

5. Принцип обеспечения права граждан на участие в государственном управлении; принцип эффективного управления.

Статья 32 (ч. 1) КРФ декларирует, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами гос-ва как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие обеспечивается реализацией гражданином своего права избирать и быть избранным в органы гос-й власти и ОМСУ, а также участвовать в референдуме. Наиболее важным институтом непосредственного участия граждан в управлении делами гос-ва в ч. 4 ст. 32 КРФ определяется гос-я служба. Согласно этому положению, граждане РФ имеют равный доступ к гос-й службе.


Данный принцип АП характеризуется также и тем, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос-е органы и ОМСУ (ст. 33 КРФ).

6. Принцип равенства граждан перед законом. Этот принцип выражается в том, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств имеют равные права и обязанности в сфере управления. Все граждане равны перед законом и судом.

7. Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма заключается в том, что гос-во обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкосновенность.

Организационно-функциональные принципы АП:

1. Принцип подконтрольности и подотчетности гос-х органов и гос-х служащих (принцип вертикальной подчиненности в системе управления). Контроль представляет собой одну из основных функций гос-го управления. Административно-правовые отношения пронизаны контрольными механизмами и регламентируются множеством ФЗ и иными н/п/а. Контрольно-надзорная деятельность — обязательный спутник административно-правовых отношений. Контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффективность функционирования государственных органов, реализацию прав и свобод граждан в сфере управления.

2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к гос-му управлению. Согласно этому принципу едиными (т. е. одинаковыми) должны быть все установленные в законодательных актах требования как к гос-му управлению, так и к гос-й службе (а следовательно, и к гос-му служащему): к организации управления, к установлению стандартов управленческой деятельности и требований к служащим, к порядку взаимоотношений и взаимодействия между органами управления, к определению квалификационных требований к служащим, требований по выполнению ими своих должностных обязанностей и т. д.

3. Принцип профессионализма и компетентности гос-х служащих при осуществлении гос-го управления. АП устанавливает правовые основы управленческой деятельности в гос-х органах. Следовательно, гос-во должно обеспечивать профессиональное выполнение публичных задач и функций. Это действительно важнейший принцип АП, ибо с его помощью можно судить о степени соответствия самого гос-ва с его многочисленными органами тем целям, которые оно провозгласило в качестве гос-х.

3. Принцип гласности в осуществлении государственного управления. АП, регулируя процедуру гос-го управления, должно обеспечивать открытость информации об осуществляемой управленческой деятельности. Этот принцип обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само гос-во, на его ОИВ с целью достижения истины и эффективности.


4. Принцип ответственности гос-х органов за принятые адм-е акты (решения); принцип ответственности гос-х служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Данный принцип призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности (как правило, дисциплинарной). Решения, принимаемые органами гос-го управления, должны отвечать требованиям целесообразности и законности, должны соответствовать общему характеру осуществляемой управленческой деятельности.

5. Принцип обязательного учета научных основ организаций государственного управления. В данном случае речь идет о том, что АП, регламентируя управленческие отношения, устанавливает и принципы организации самого процесса управления.


14. Функции административного права.

Функции АП – основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения.

Традиционно выделяют две основные функции АП: регулятивную и охранительную. В них проявляется сущность административно-правового регулирования отношений в области публичного управления, которое осуществляется для решения задач исполнительной власти.

Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права.

Потенциал регулятивной функции АП наиболее полно реализуется посредством таких ее подвидов, как организационная, исполнительная, разрешительная, нормотворческая (правоустановительная), контрольно-надзорная.


Охранительная функция проявляется в воздействии АП на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции АП может быть использовано административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции. Охранительная функция административного права реализуется посредством соответствующих видов деятельности государственных органов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов АП.

Выделяют также обеспечивающую функцию, которая выражается в деятельности административных органов и судов по оспариванию нормативных и ненормативных правовых актов органов гос. исполнительной власти, действия (бездействия) гос-х или муниципальных служащих, а также должностных лиц (административное судопроизводство). Реализация этой функции основывается на содержащихся в ГПК РФ и АПК РФ процессуальных механизмах и производствах.




15. Административное право как наука.

АП как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, адм-х взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере гос-го управления (ИВ), о его социальной обусловленности и эффективности, закономерностях, реформировании и тенденциях развития адм-го законодательства, принципах АП, истории и перспективах развития, зарубежном АП.

Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: общей и особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего АП. Позитивно (или догматически) административно-правовая наука может быть представлена на основе конституций, обычного права, формальных законов, правовых положений, а также деятельности управленческих органов и судебной практики, в рамках которой интерпретируется позитивно действующее АП.

В западноевропейских странах административно-правовая наука в современном понимании подразделяется на общую (правовые источники, сущность, значение и положение управления внутри гос-й деятельности, субъекты АП, административно-правовые основы и обязанности, организация управления, управленческие действия, административно-правовая защита) и особенную (публичная служба, полицейское, коммунальное, строительное, дорожно-транспортное, социальное, финансовое и налоговое право и др.) части.

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере гос-го управления, применения норм АП, действия административно-правовых законодательных актов, правотворчество самих органов гос-го управления.

Задачами административно-правовой науки является выявление проблем АП, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование гос-й управленческой деятельности.

Теоретической основой науки АП служат другие науки (философия, наука социального и гос-го управления, общая ТГП, политология и социология), научные труды отечественных и зарубежных ученых. Важное значение для науки АП имеет анализ законодательства (федерального и субъектов РФ) и административного правотворчества ОИВ (например, постановления о системе ОИВ и их структуре).

Развитие этой науки немыслимо без постоянного изучения практической деятельности гос-х и мун-х органов (адм-й практики), без проведения соц-х исследований в сфере организации и функционирования ИВ, гос-го управления и гос-х служащих.

Система науки АП обусловлена системой АП, его структурой, совокупностью правовых институтов, подотраслей АП, норм и логической взаимосвязью между ними. Вместе с тем система отрасли АП характеризуется меньшим объемом по сравнению с наукой АП, так как последняя исследует не только правовую сторону управления, но и многие другие проблемы и отношения.



16. Источники административного права.

Источники АП — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права. Содержанием источников административного права являются правовые нормы, регулирующие конкретные административно-правовые отношения.

Правовые источники АП подразделяются на федеральные источники права (принимаемые ФГО органами и действующими на территории всей страны) и источники права субъектов РФ (принимаемые ОГВ субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

В соответствии с положениями КРФ (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором Россия является участником, установлены иные положения и правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то действуют и применяются нормы этого договора.

К числу правовых источников АП относятся:

КРФ; ФКЗ; ФЗ;постановления ГД и СФ ФС; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;правовые акты, устанавливающие правовой статус фед-х министерств, фед-х служб и фед-х агентств; нормативные акты фед-х министерств и иных ФОИВ.

На уровне субъектов РФ источниками АП являются:

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов фед-го значения, автономной области, автономных округов);

  • правовые акты ОМСУ, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.

Нормативные правовые акты органов федеральной ИВ и субъектов РФ, а также ОМСУ, являясь источниками АП, представляют собой форму реализации компетенции данных органов.


17. Кодификация административного права. Систематизация административного законодательства.

Адм-е законодательство представляет собой систему тесно взаимосвязанных законодательных актов, регламентирующих отношения в области организации и функционирования государственного управления, исполнительной власти, правового статуса субъектов управленческой деятельности, определения административно-правовых режимов, реализации административно-принудительных правовых средств.

Теоретически кодификация АП является одним из видов систематизации адм-го законодательства, т. е. это помещение в законе (законодательном акте) определенного законодательного материала отрасли права. Тезис о полной кодифицируемости АП несостоятелен, так как административно-правовые институты слишком разнообразны по своей природе, сущности, назначению и роли в гос-й и общественной жизни; они не поддаются обобщению в едином кодексе.

К сожалению, и сегодня в РФ практически отсутствуют важнейшие кодификационные акты (кодексы, законы), раскрывающие сущность АП: 1) закон об управленческом процессе (или Административно-процессуальный кодекс), в котором бы утверждался порядок принятия адм-х актов и заключения адм-х договоров (другие управленческие процедуры); 2) закон о порядке рассмотрения судом адм-х исков (или о так называемой "адм-й юстиции"); отсутствует, правда, и сам закон об адм-х судах; 3) социальный кодекс.