Файл: Уравнения и неравенства с одной переменной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О т в е т: ±1, ± .

Некоторым  сильным в учебе  учащимся  можно  дополнительно  дать  карточки-задания.

К а р т о ч к а  № 1

1. Решите уравнение:  (х + 1) (х + 2) (х + 3) (х + 4) = 360.

2. При каких значениях параметра а не имеет корней уравнение

х4 – 6х2 + а = 0?

К а р т о ч к а  № 2

1. Решите уравнение:  (х – 1) (х – 3) (х – 5) (х – 7) = 105.

2. При каких значениях параметра а не имеет корней уравнение

х4 + ах2 + 9 = 0?

Р е ш е н и е  задач карточки № 1.

1. Найдем произведение крайних и средних множителей, заменив их трехчленами. Получим:

(х2 + 5х + 4) (х2 + 5х + 6) = 360.

С д е л а е м   з а м е н у: х2 + 5х + 4 = t. Получим:

t (t + 2) = 360;

t2 + 2t – 360 = 0;

t1 = –20,  t2 = 18.

В е р н е м с я   к   з а м е н е:

х2 + 5х + 4 = –20;        или

х2 + 5х +24 = 0;

D = 25 – 96 = –71.

Корней нет.

х2 + 5х + 4 = 18;

х2 + 5х – 14 = 0;

х1 = –7,  х2 = 2.

О т в е т: –7; 2.

2. Биквадратное уравнение не имеет корней в двух случаях: если дискриминант полученного после замены квадратного уравнения отрицателен или если это квадратное уравнение имеет только отрицательные корни.

С д е л а е м   з а м е н у: х2 = t. Получим уравнение:

t2 – 6t – а = 0;

D1 = 9 – а;

D1 < 0, если 9 – а < 0, то есть а > 9.

Значит, при а > 9 данное биквадратное уравнение корней не имеет. При а ≤ 9 уравнение имеет корни х1 и х2. Предположим, что они отрицательные. Однако, по теореме Виета, имеем: х1 + х2 = = 6. Таким образом, полученное квадратное уравнение не может иметь одновременно двух отрицательных корней. Значит, исходное биквадратное уравнение не имеет корней только при а > 9.

О т в е т: (9; +∞).

Р е ш е н и е  задач карточки 2.

1. Так же, как и при решении уравнения из карточки 1, выполним преобразование и получим уравнение:

(х2 – 8х + 7) (х2 – 8х + 15) = 105.

С д е л а е м   з а м е н у:  х2 – 8х + 7 = t. Получим:

t (t + 8) = 105;

t
2 + 8t – 105 = 0;

t1 = –15,  t2 = 7.

В е р н е м с я   к   з а м е н е:

х2 – 8х + 7 = –15;        или

х2 – 8х +22 = 0;

D1 = 16 – 22 = –6.

Корней нет.

х2 – 8х + 7 = 7;

х2 – 8х = 0;

х (х – 8) = 0;

х1 = 0,   х2 = 8.

О т в е т: 0; 8.

2. С д е л а е м   з а м е н у: х2 = t. Получим уравнение:

t2 + аt + 9 = 0;

D1 = а2 – 36;

D1 < 0, если а2 – 36 < 0, то есть а   (–6; 6).

Значит, при таких значениях а данное биквадратное уравнение корней не имеет.

Если а   (–∞; –6)  (6; +∞), то квадратное уравнение t2 + аt + 9 = 0 имеет два корня: х1 и х2. По теореме Виета, х1 · х2 = 9, значит, эти корни одинаковых знаков.

Чтобы данное биквадратное уравнение не имело корней, числа х1 и х2 должны  быть  отрицательными,  то  есть  х1 + х2 < 0,  а  по  теореме Виета х1 + х2 = –а. Имеем:

х1 + х2 < 0, если –а < 0, то есть а > 0.

О т в е т: (–6; 6)  (6; +∞).


IV. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Какие существуют методы решения целых уравнений?

– В чем состоит суть метода введения новой переменной при решении целого уравнения?

– В чем состоит метод разложения на множители решения целого уравнения?

Домашнее задание: № 273, № 277 (б), № 279 (е), № 282 (б), № 283 (б).

 

У р о к  27                                                                                Дата:
РЕШЕНИЕ БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ЦЕЛЫХ УРАВНЕНИЙ

Цели: продолжить формирование умения решать целые уравнения; обобщить и углубить знания учащихся по этому вопросу.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверочная работа.

В а р и а н т  1

Решите уравнение:

а) х3 – 4х2 – 9х + 36 = 0;

б) х4 + 7х2 – 44 = 0;

в) (х2 – х + 1) (х2 – х – 7) = 65.

В а р и а н т  2

Решите уравнение:

а) 16х3 – 32х2 – х + 2 = 0;

б) х4 + 6х2 – 27 = 0;

в) (х2 + х + 6) (х2 + х – 4) = 144.

III. Формирование умений и навыков.

Все задания можно разбить на две группы. В первую группу войдут задания на решение целых уравнений, при этом учащимся в полной мере потребуются полученные ранее знания, а также умения анализировать, рассуждать, делать выводы. Во вторую группу войдут задания на решение целых уравнений с параметром. В классе с невысоким уровнем подготовки вторую группу заданий можно не выполнять.

Упражнения:

1-я  г р у п п а.

1. № 284 (а).

Р е ш е н и е

у7 – у6 + 8у = 8;

у7 – у6 + 8у – 8 = 0;

у6 (у – 1) + 8 (у – 1) = 0;

(у – 1) = 0;       или

у – 1 = 0;

у = 1.

у6 + 8 = 0;

у6 = –8.

Корней нет.

О т в е т: 1.

2. № 274 (а).

Р е ш е н и е

х3 + 7х2 – 6 = 0;

х3 + х2 + 6х2 – 6 = 0;

х2 (х + 1) + 6 (х2 – 1) = 0;


х2 (х + 1) + 6 (х + 1) (х – 1) = 0;

(х + 1) (х2 + 6х – 6) = 0;

х + 1 = 0;        или

х = –1.

х2 + 6х – 6 = 0;

D1 = 9 + 6 = 15;

х1, 2 = –3 ± .

О т в е т: –1; –3 ± .

3. Решите уравнение: х4 – 25х2 + 60х – 36 = 0.

Р е ш е н и е

х4 – (25х2 – 60х + 36) = 0;

х4 – (5х – 6)2 = 0;

(х2 – 5х + 6) (х2 + 5х – 6) = 0;

х2 – 5х + 6 = 0;       или

х1 = 2,  х2 = 3

х2 + 5х – 6 = 0;

х1 = 1,  х2 = –6

О т в е т: –6; 1; 2; 3.

4. № 275.

Р е ш е н и е

Чтобы найти точку пересечения графика функции у = х3 – 6х2 + 11х – 6 с осью ОУ, нужно подставить х = 0:

у = 0 – 6 = –6, то есть с осью ОУ график пересекается в точке (0; –6).

Чтобы найти точки пересечения графика с осью ОХ нужно решить уравнение:

х3 – 6х2 + 11х – 6 = 0;

х3 – 6х2 + 12х – 6 – х = 0;

х3 – х – 6 (х2 – 2х + 1) = 0;

х (х2 – 1) – 6 (х – 1)2 = 0;

х (х – 1) (х + 1) – 6 (х – 1)2 = 0;

(х – 1) (х2 + х – 6х + 6) = 0;

(х – 1) (х2 – 5х + 6) = 0;

х – 1 = 0;         или

х = 1.

х2 – 5х + 6 = 0;

х1 = 2, х2 = 3.

Значит, ось ОХ график данной функции пересекает в трех точках: (1; 0), (2; 0), (3; 0).

О т в е т: (0; –6), (1; 0), (2; 0), (3; 0).

5. Решите уравнение: (2х2 – х + 1)2 + 6х = 1 + 9х2.

Р е ш е н и е

(2х2 – х + 1)2 – (9х2 – 6х + 1) = 0;

(2х2 – х + 1)2 – (3х – 1)2 = 0;

(2х2 – х + 1 – 3х + 1) (2х2 – х + 1 + 3х – 1) = 0;

(2х2 – 4х + 2) (2х2 + 2х) = 0;

х2 – 2х + 1 = 0;        или

(х – 1)2 = 0;

х = 1.

2х2 + 2х = 0;

2х (х + 1) = 0;

х = 0 или х = –1.


О т в е т: –1; 0; 1.

6. Решите уравнение: (х2 – 4) (х2 + 2х – 3) = 60.

Р е ш е н и е

Разложим выражения, стоящие в скобках, на множители. Получим:

(х – 2) (х + 2) (х – 1) (х + 3) = 60.

Найдем произведение крайних и средних множителей:

(х2 + х – 6) (х2 + х – 2) = 60.

С д е л а е м   з а м е н у: х2 + х – 6 = а. Получим:

а (а + 4) = 60;

а2 + 4а – 60 = 0;

а1 = –10, а2 = 6.

В е р н е м с я   к   з а м е н е:

х2 + х – 6 = –10;      или

х2 + х + 4 = 0;

D = 1 – 16 = –15.

Корней нет.

х2 + х – 6 = 6;

х2 + х – 12 = 0;

х1 = –4,  х2 = 3.

О т в е т: –4; 3.

2-я  г р у п п а.

1. Докажите,  что  уравнение  (х2 – 2х + 3) (х2 – 6х + 10) = 2  не  имеет корней.

Р е ш е н и е

Выделим из каждого трехчлена, стоящего в скобках, квадрат двучлена:

((х – 1)2 + 2) ((х – 3)2 + 1) = 2.

Получаем, что первый множитель принимает значения, не меньшие двух, а второй множитель – не меньшие единицы.

Тогда произведение может быть равно 2 только в том случае, если первый множитель равен 2, а второй при этом равен 1. Первый множитель равен 2 при х = 1. Второй множитель при х = 1 равен 5. Значит, исходное уравнение корней не имеет.

2. При каких значениях а уравнение х4 + ах2 + 25 = 0 не имеет корней?

Р е ш е н и е

Биквадратное уравнение не имеет корней в двух случаях: если дискриминант полученного после замены квадратного уравнения отрицателен или если это квадратное уравнение имеет только отрицательные корни.

С д е л а е м   з а м е н у: х2 = t. Получим уравнение:

t2 + аt + 25 = 0;

D = а2 – 100;

D < 0, если а2 – 100 < 0, то есть а   (–10; 10).

Значит, при а   (–10; 10) данное биквадратное уравнение корней не имеет.

Пусть  а   (–∞; 10)  (10; +∞),  х1  и  х2 – корни  квадратного  уравнения t2 + аt + 25 = 0. По теореме Виета, х1 · х2 = 25, то есть эти корни одинаковых знаков.

Если х1 и х2 – отрицательны, то х1 + х2 < 0, а по теореме Виета, х1 + х2 =