Файл: Уравнения и неравенства с одной переменной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

III. Формирование умений и навыков.

Все задания можно разбить на три группы. Каждая группа будет содержать упражнения на решение всех изученных видов уравнений и неравенств. Отличие групп друг от друга состоит в уровне сложности, входящих в них уравнений и неравенств. В классе с невысоким уровнем подготовки третью группу заданий можно не выполнять.

Упражнения:

1-я  г р у п п а.

1. Решите уравнение:

а)  ;                  в) х4 + 3х2 – 4 = 0;

б) х3 – 25х = 0;                             г)   = 1.

2. Решите неравенство:

а) 2х –   ≤  ;                       в) 1 – х2 ³ 0;

б) х2 + 2х > 0;                              г) (х – 3) (х + 5) < 0.

2-я  г р у п п а.

1. Решите уравнение:

а) х =  ;

б) х6 – х4 + 5х2 – 5 = 0;

в) (х2 + х)2 – 5х2 – 5х + 6 = 0;

г)  .

2. Найдите область определения функции:

а) y =  ;                 б) y =  .

3. Решите неравенство:

а) х (7 – х) (1 + х) ≥ 0;                  б)   ≤ 0.

3-я  г р у п п а.

1. Решите уравнение:

а) (х2 – 7х + 13)2 – (х – 3) (х – 4) = 1;

б) х2 + 1 = (3х2 – х – 2)2 – 2х;

в)   = 0.

2. Решите неравенство:

а)   < 0;         б)   ≤ 0.

3. При  каких  значениях  параметра  а  корни  уравнения  х2 – 2ах +
+ (а + 1) (а – 1) = 0 принадлежат промежутку [–5; 5]?

Р е ш е н и е

Данное квадратное уравнение согласно условию должно иметь корни, значит, его дискриминант не может быть отрицательным. Найдем его:

D1 = а2 – (а + 1) (а – 1) = 1.

Получаем,  что  уравнение  при  любом  а  имеет  два  корня:  
х1 = а + 1 и х2 = а – 1.

Чтобы эти корни принадлежали указанному промежутку, меньший из них  должен  быть  не  меньше  –5,  а  больший – не  больше  5.  Получим систему:



О т в е т: [–4; 4].

4. При каких значениях параметра а уравнение х2 + 2(а + 1) х + 9 = 0 имеет два различных положительных корня?

Р е ш е н и е

Чтобы данное квадратное уравнение имело два различных корня, его дискриминант должен быть положительным:

D1 = (а + 1)2 – 9 = а2 + 2а – 8;

а2 + 2а – 8 > 0.

Решая это неравенство, получим, что а  (–∞; –4)  (2; +∞).

По теореме Виета, произведение корней данного уравнения равно 9. Это означает, что корни имеют одинаковые знаки.

Пусть  х и  х2 – корни  уравнения,  тогда,  по  теореме  Виета,  х1 + х2 =
= –2 (а + 1). Чтобы эти корни были положительны, должно выполняться следующее условие:

–2 (а + 1) > 0;

а + 1 < 0;

а < –1.

С учетом выявленного выше условия получим, что а  (–∞; –4).

О т в е т: (–∞; –4).

IV. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– На какие два вида делятся рациональные уравнения?

– Какими методами решаются целые уравнения выше второй степени?

– Как решаются дробно-рациональные уравнения?

– На какие два вида делятся неравенства?

– Как решаются целые неравенства с одной переменной?

– Как решаются дробно-рациональные неравенства?

Домашнее задание:  № 353 (а),  № 354 (в),  № 364 (б), № 377 (а), № 393 (в, д).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  37                                                                      Дата:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2


В а р и а н т  1

1. Решите уравнение:

а) х3 – 81х = 0;                    б)   = 2.

2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 19х2 + 48 = 0.

3. Решите неравенство:

а) 2х2 – 13х + 6 < 0;            б) х2 – 9 > 0;            в) 3х2 – 6х + 32 > 0.

4. Решите неравенство, используя метод интервалов:



а) (х + 8) (х – 4) > 0;           б)   < 0.

5. При каких значениях уравнение 3х2 +  + 3 = 0 имеет два корня?

6.* Решите уравнение:

 + 4 = 0.

В а р и а н т  2

1. Решите уравнение:

а) х3 – 25х = 0;                    б)   = 1.

2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 4х2 – 45 = 0.

3. Решите неравенство:

а) 2х2 – х – 15 > 0;              б) х2 – 16 < 0;           в) х2 + 12х + 80 < 0.

4. Решите неравенство, используя метод интервалов:

а) (х + 11) (х –9) < 0;          б)   > 0.

5. При каких значениях уравнение 2х2 +  + 8 = 0 не имеет корней?

6.* Решите уравнение:

 = 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

В а р и а н т  3

1. Решите уравнение:

а) х3 – 36х = 0;                    б)   = 1.

2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 13х2 + 36 = 0.

3. Решите неравенство:

а) 2х2 + 5х – 7 < 0;              б) х2 – 25 > 0;          в) 5х2 – 4х + 21 > 0.

4. Решите неравенство, используя метод интервалов:

а) (х + 9) (х – 5) > 0;           б)   < 0.

5. При каких значениях уравнение 2х2 +  + 2 = 0 имеет два корня?

6.* Решите уравнение:

 = 2.

В а р и а н т  4

1. Решите уравнение:

а) х3 – 49х = 0;                    б)   = 2.

2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 17х2 + 16 = 0.

3. Решите неравенство:

а) 5х2 + 3х – 8 > 0;              б) х2 – 49 < 0;           в) 4х2 – 2х + 13 < 0.

4. Решите неравенство, используя метод интервалов:

а) (х + 12) (х –7) < 0;          б)   > 0.

5. При каких значениях уравнение 25х2 +  + 1 = 0 не имеет корней?

6.* Решите уравнение:


 = –1.

Домашнее задание : Решить другой вариант

РЕШЕНИЕ ВАРИАНТОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В а р и а н т  1

1. а) х3 – 81х = 0;

 

б)   = 2;

    х (х2 – 81) = 0;

 

     2(х2 – 1) – (3х – 1) = 2 · 4;

    х = 0      или

 

 

О т в е т: –9; 0; 9.        

х2 – 81 = 0;

х2 = 81;

х = ±9.

     2х2 – 2 – 3х + 1 – 8 = 0;

     2х2 – 3х – 9 = 0;

     D = 9 + 72 = 81;

     х1 =   = –1,5;

     х2 =   = 3.

О т в е т: –1,5; 3.

2. х4 – 19х2 + 48 = 0.

Пусть х2 = t, тогда получим:

t2 – 19t + 48 = 0;

D = 361 – 192 = 169;

t1 =   = 3,  t2 =   = 16.

В е р н е м с я   к   з а м е н е:

х2 = 3;            или

х = ± .

х2 = 16;

х = ±4.

О т в е т: –4; – ;  ; 4.

3. а) 2х2 – 13х + 6 < 0;

        у = 2х2 – 13х + 6.

Ветви параболы направлены вверх.

       2х2 – 13х + 6 = 0;

       D = 169 – 48 = 121;

       х1 =  ,  х2 =   = 6.

 

 

 

 



О т в е т:  .

б) х2 – 9 > 0;

    у = х2 – 9.

Ветви параболы направлены вверх.

    х2 – 9 = 0;

    х2 = 9;

    х = ±3.

 

 

 




О т в е т: (–∞; –3)  (3; +∞).

в) 3х2 – 6х + 32 > 0;

    у =3х2 – 6х + 32.

Ветви параболы направлены вверх.

    3х2 – 6х + 32 = 0;

    D = 9 – 96 = –87 < 0.

Парабола не пересекает ось х.

 

 



О т в е т: (–∞; +∞).

4. а) (х + 8) (х – 4) > 0;

б)   < 0;

    х = –8; 4 – нули функции

    у = (х + 8) (х – 4).

 

    (х – 5) (х + 7) < 0;

    х = –7; 5 – нули функции

    у = (х – 5) (х + 7).





О т в е т: (–∞;–8)  (4; +∞).

О т в е т: (–7; 5).

5. 3х2 +  + 3 = 0;

D = t2 – 36.

Уравнение имеет два корня, если D > 0,

t2 – 36 > 0;

t2  (–∞;–6)  (6; +∞).

О т в е т: (–∞;–6)  (6; +∞).

 

 

 












6.*   + 4 = 0.

Пусть   = t, тогда получим:

t +   + 4 = 0;

t2 + 4t + 3 = 0;

t1 = –1,  t2 = –3.

В е р н е м с я   к   з а м е н е:

 = –1;         или

х2 + 2х – 5 = 0;

D1 = 1 + 5 = 6;

х1, 2 = –1 ±  .

 = –3;

х2 + 4х – 5 = 0;

х1 = 1,  х2 = –5.

О т в е т: –5; 1; –1 ±  .

В а р и а н т  2

1. а) х3 – 25х = 0;

 

б)   = 1;

    х (х2 – 25) = 0;

 

     2(х2 + 6) – (8 – х) = 1 · 10;

    х = 0      или

 

 

О т в е т: –5; 0; 5.        

х2 – 25 = 0;

х2 = 25;

х = ±5.

     2х2 + 12 – 8 + х – 10 = 0;

     2х2 + х – 6 = 0;

     D = 1 + 48 = 49;

     х1 =   = –2;

     х2 =   = 1,5.

О т в е т: –2; 1,5.