Файл: Уравнения и неравенства с одной переменной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

= –а. Имеем:

х1 + х2 < 0, если –а < 0, то есть а > 0.

О т в е т: (–10; 10)  (10; +∞).

3. При  каком  значении  т  сумма  квадратов  корней  уравнения  х2 +
+ (2 – тх – т – 3 = 0 минимальна?

Р е ш е н и е

Данное уравнение должно иметь два корня, то есть дискриминант должен быть положительным:

D = (2 – т)2 + 4 (т + 3) = 4 – 4т + т2 + 4т + 12 = т2 + 16.

Выражение т2 + 16 положительно при любом значении т, то есть данное уравнение имеет два корня: х1 и х2. По условию сумма х1 + х2 должна быть минимальна.

Справедливо следующее равенство:

х12х22 = (х1 + х2)2 – 2х1 · х2.

По теореме Виета, х1 + х2 = т – 2, х1 · х2 = –т – 3.

Подставим полученные выражения в это равенство:

х12х22 = (т – 2)2 + 2(т + 3) = т2 – 4т + 4 + 2т + 6 = т2 – 2т + 10.

Выделим квадрат двучлена из квадратного трехчлена т2 – 2т + 10:

т2 – 2т + 10 = (т – 1)2 + 9.

Таким образом, имеем:

х12х22 = (т – 1)2 + 9.

Выражение (т – 1)2 + 9 принимает наименьшее значение при т = 1.

О т в е т: т = 1.

IV. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Какое наибольшее количество корней может иметь целое уравнение пятой степени?

– Какие существуют методы решения целых уравнений? Опишите каждый из них.

– Как решаются биквадратные уравнения? Сколько корней они могут иметь? Опишите все возможные случаи.

Домашнее задание:

1. № 358 (г, е), № 284 (б), № 274 (б).

2. Решите уравнение:

а) (х – 2)2 (х2 – 4х + 3) = 12;

б) х (х + 1) (х + 2) (х + 3) = 120.

Д о п о л н и те л ь н о: Докажите, что число 1 является корнем уравнения (2х2 – 4х + 3) (х2 – 2х + 2) = 1 и других корней у этого уравнения нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  28                                                                             Дата:
РЕШЕНИЕ ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ
ПО АЛГОРИТМУ


Цели: продолжить формирование умения решать дробно-рациональные  уравнения,  используя  алгоритм,  известный  учащимся  из  курса  8 класса.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Верно ли, что выражение   обращается в нуль:

а) при х = 2;

б) при х = –5;

в) при х = 1.

III. Объяснение нового материала.

В 8 классе учащиеся уже изучали данную тему. Сейчас необходимо расширить их знания. Отличия дробно-рациональных уравнений, изучаемых в 9 классе, состоят в следующем:

1) получаемое в процессе решения целое уравнение имеет степень, большую двух;

2) некоторые дробно-рациональные уравнения возможно решить, только используя метод введения новой переменной.

На этом уроке целесообразно актуализировать знания учащихся о решении дробно-рациональных уравнений по алгоритму. Вопрос о других приемах и методах решения дробно-рациональных уравнений лучше рассмотреть на следующем уроке.

Объяснение материала проводится в несколько  э т а п о в.

1. И з у ч е н и е   п о н я т и я  дробно-рационального уравнения. Усвоение данного понятия проверяется при решении упражнения на распознавание этого вида уравнений.

З а д а н и е. Какие из следующих уравнений являются дробно-рациональными? Ответ объясните.

а)  ;                          г)  ;

б)  ;                         д)  ;

в)  ;                          е)  .

2. В ы в о д   а л г о р и т м а  решения дробно-рациональных уравнений. Алгоритм приведен на с. 78 учебника. Желательно, чтобы учащиеся занесли его в тетрадь.

3. Р а с с м о т р е н и е   п р и м е р о в  решения дробно-рациональных уравнений по изученному алгоритму (пример 1 и пример 3 из учебника).

IV. Формирование умений и навыков.

Упражнения:

1. № 288 (а, в), № 289 (а).

2. № 290 (а), № 292 (б).

3. № 291 (в).

Р е ш е н и е

;


;

;

х (х – 2) = 4 (х + 2) – 16;

х2 – 2х – 4х – 8 + 16 = 0;

х2 – 6х + 8 = 0;

х1 = 2,  х2 = 4;

х1 = 2 – не является корнем уравнения.

О т в е т: 4.

4. № 296 (а).

Р е ш е н и е

;

5а + 7 – 28а2 = 20а3;

5а + 7 – 4а2 (7 + 5а) = 0;

(5а + 7) (1 – 4а2) = 0;

5а + 7 = 0;      или

5а = –7;

а = –1,4.

1 – 4а2 = 0;

а2 =  ;

а = ± .

О т в е т: –1,4; ±0,5.

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Какие уравнения называются дробно-рациональными?

– Являются ли следующие уравнения дробно-рациональными:

?

– Опишите алгоритм решения дробно-рациональных уравнений.

Домашнее задание: № 289 (б), № 290 (б), № 291 (б), № 295 (б).

 

 

 

У р о к   29                                                                           Дата:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ
ПРИ РЕШЕНИИ ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ



Цели: продолжить формирование умения решать дробно-рациональные уравнения, используя при этом различные приемы и методы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Какие из чисел –1; 0; 2; 3 являются корнями уравнения:

а)   = 0;                       б)   = 0.

III. Объяснение нового материала.

1. Сначала необходимо актуализировать знания учащихся, попросив их рассказать  алгоритм  решения  дробно-рациональных  уравнений.  После этого предложить учащимся использовать этот алгоритм при решении уравнения.

 (пример 2 из учебника).

Далее делается  в ы в о д, что решение данного уравнения по алгоритму является громоздким, поэтому целесообразно применить ряд преобразований.

2. Рассмотреть пример 4 из учебника. Здесь возникает такая же ситуация: решение данного дробно-рационального уравнения приводит к целому уравнению четвертой степени, корни которого известными методами найти очень сложно. Зато после введения новой переменной полученное уравнение решается довольно просто.

3. На  основании  рассмотренных  примеров  делаются  следующие
в ы в о д ы:

1) Не всякое дробно-рациональное уравнение целесообразно решать по алгоритму.

2) Довольно эффективным методом решения дробно-рациональных уравнений является метод введения новой переменной.

IV. Формирование умений и навыков.

Упражнения:

1. № 293 (а), № 294 (а).

2. № 297 (а, б), № 298 (б).

В классе с высоким уровнем подготовки можно решить еще несколько дробно-рациональных уравнений.

3. № 299 (а).

Р е ш е н и е

.

С д е л а е м   з а м е н у:     , тогда

                                          

                                          

                                          


Получим уравнение:

;

;

2а2 – а – 3 = 0;

а1 = –1,   а2 =  .

В е р н е м с я   к   з а м е н е:

;             или

х2 + х – 1 = 0;

D = 1 + 4 = 5;

х1, 2 =  .

;

2х2 – 3х – 2 = 0;

D = 9 + 16 = 25;

х1 =   = 2;

х2 =  .

О т в е т:  .

4.   = –1,5.

Р е ш е н и е

Проверим, что х ≠ 0, и разделим числитель и знаменатель каждой дроби на х:

 = –1,5.

С д е л а е м   з а м е н у:  . Получим:

;

8 (а – 5) + 10 (а + 1) + 3 (а + 1) (а – 5) = 0;

8а – 40 + 10а + 10 + 3а2 – 15а + 3а – 15 = 0;

3а2 + 6а – 45 = 0;

а2 + 2а – 15 = 0;

а1 = –5,  а2 = 3.

В е р н е м с я   к   з а м е н е:

;               или

х2 + 5х + 3 = 0;

D = 25 – 12 = 13;

х1, 2 =  .

;

х2 – 3х + 3 = 0;

D = 9 – 12 = –3.

Решений нет.

О т в е т:  .

5.   = 3.

Р е ш е н и е

Вычтем и прибавим к выражению, стоящему в левой части уравнения, выражение  , чтобы получить полный квадрат:

;