Файл: Уравнения и неравенства с одной переменной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так же, как в предыдущем задании, наносим на числовую прямую параболы и заштриховываем искомые промежутки:



Получаем, что х  [2; 5].

О т в е т: 2; 3; 4; 5.

Д о п о л н и т е л ь н ы е   з а д а н и я.

1. № 379.

Р е ш е н и е

(а + 2) х2 + 8х + а – 4 = 0.

Чтобы данное уравнение имело 2 решения, необходимо выполнение следующих условий:

– уравнение должно быть квадратным, то есть а + 2 ≠ 0;

– дискриминант  этого  квадратного  уравнения  должен  быть  положителен.

Согласно этим условиям получим систему:



Решением  второго  неравенства системы является промежуток (–6; 4). С учетом того, что а ≠ –2, получим: а  (–6; –2)  (–2; 4).

О т в е т: (–6; –2)  (–2; 4).

2. При каких значениях параметра а неравенство ах2 + 2ах + 4 > 0 выполняется на всей числовой оси?

Р е ш е н и е

Чтобы данное неравенство выполнялось на всей числовой оси, необходимо, чтобы ветви параболы были направлены вверх, и квадратный трехчлен не имел корней, то есть D1 = а2 – 4а < 0.

Решая это неравенство, получим, что а  (0; 4). Этот промежуток удовлетворяет обоим условиям. Однако нужно рассмотреть еще случай, когда а = 0. Подставляя это значение в исходное неравенство, получим: 4 > 0.

Это неравенство верно, поэтому при а = 0 исходное неравенство будет выполняться на всей числовой оси.

О т в е т: [0; 4).

3. При каких значениях т область определения функции

f (х) =   состоит из одной точки?

Р е ш е н и е

Чтобы найти область определения данной функции, нужно решить систему неравенств:



Эта система будет иметь единственное решение в двух случаях:

– если квадратный трехчлен х2 –2тх + 5 будет иметь единственный корень, не превосходящий 1:




– если квадратный трехчлен х2 –2тх + 5 будет иметь два корня, меньший из которых равен 1:



Первое условие будет выполнено, если дискриминант квадратного трехчлена х2 – 2тх + 5 равен нулю, а корень

х0 =   ≤ 1. Имеем:

D1 = т2 – 5;

х0 =   = m.

Получим систему: 

Ее решением является m = – .

Второе условие будет выполнено, если f (1) = 0, то есть 1 – 2т + 5 = 0, откуда т = 3. Подставляя это значение т, получим трехчлен х2 – 6х + 5; вторым его корнем будет число 5. Значит, т = 3 удовлетворяет условию задачи.

О т в е т: – ; 3.


V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Опишите алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной.

– Когда решение неравенства второй степени с одной переменной будет состоять из единственного числа? из бесконечного множества чисел?

– Какие решения может иметь неравенство ах2 + bx + c > 0, если

а) а > 0 и х1х2 – корни квадратного трехчлена ах2 + bx + c;

б) а < 0 и квадратный трехчлен имеет единственный корень х0;

в) а > 0 и квадратный трехчлен ах2 + bx + c не имеет корней?

Домашнее задание: № 311 (б), № 314 (б), № 319, № 320 (б, г, е).

Д о п о л н и т е л ь н о: № 321 (б), № 380.

 

 

 

У р о к   33                                                                                    Дата:
РЕШЕНИЕ ЦЕЛЫХ РАЦИОНАЛЬНЫХ НЕРАВЕНСТВ
МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ


Цели: изучить метод интервалов; формировать умение его применять при решении целых рациональных неравенств.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Назовите промежутки знакопостоянства функции у = f (х), если ее график изображен на рисунке.



III. Объяснение нового материала.

На этом уроке целесообразно изучить суть метода интервалов и рассмотреть его применение при решении целых рациональных неравенств. Как метод интервалов используются при решении дробно-рациональных неравенств лучше разобрать на следующем уроке.

Начать изучение новой темы лучше с постановки перед учащимися конкретной задачи: решить неравенство (х2 – 4) (х + 1) > 0. Это неравенство они должны решить, исходя из логических рассуждений, то есть отвечая на вопрос: когда произведение двух выражений положительно?

При ответе на этот вопрос возникают два случая: оба сомножителя одновременно положительны или одновременно отрицательны. Значит, нужно решить две системы неравенств:

1.                     2. 


Решением первой системы будет промежуток (2; +∞), а решением второй – промежуток (–2; –1). Таким образом, получаем, что решением исходного неравенства будет объединение этих промежутков, то есть х  (–2; –1)  (2; +∞).

Исходя из результата, делается вывод, что такой способ решения неравенств подобного вида приемлем. Тогда учитель предлагает учащимся решить другое неравенство: (х2 – 4) (х + 1) (х – 7) > 0. Учащиеся осознают, что рассуждения о возможных знаках каждого из трех множителей будут громоздкими, поэтому лучше искать другой способ решения данного неравенства.

После этого следует разобрать суть метода интервалов и сделать вывод о том, что этот метод приемлем к целым неравенствам с любым количеством множителей, то есть он более универсален.

Затем можно вернуться к первому неравенству и решить его методом интервалов, разложив предварительно на множители выражение х2 – 4.

(х + 2) (х – 2) (х + 1) > 0;

х1 = –2, х2 = 2, х3 = –1.



х  (–2; –1)  (2; +∞).

Необходимо  обязательно  добиться  того,  чтобы  учащиеся  осознали, что  решение  этого  неравенства  методом  интервалов  гораздо  рациональнее.

Далее нужно рассмотреть случаи, когда до применения метода интервалов необходимо привести неравенство к стандартному виду:

(х – х1) (х – х2) … (х – хп) > < 0 (пример 2 и пример 3 из учебника).

IV. Формирование умений и навыков.

Упражнения:

1. № 325, № 327, № 328 (а).

2. Решите неравенство:

а) –(х – 3) (х + 5) > 0;

б) (4 – х) (х – 2) ≤ 0;

в) (2 + х)  > 0.

В этой группе собраны неравенства, записанные не в том виде, к которому непосредственно применяется метод интервалов. Важно, чтобы у учащихся вырабатывался навык приведения неравенств к стандартному виду, иначе в дальнейшем могут возникать ошибки при расстановке знаков на интервалах.

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:


– На каком свойстве функции основан метод интервалов?

– Неравенства какого вида могут быть решены методом интервалов?

– В чем состоит метод интервалов решения неравенств?

Домашнее задание: № 326, № 328 (б), № 329.

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  34                                                                    Дата:
РЕШЕНИЕ ЦЕЛЫХ И ДРОБНЫХ НЕРАВЕНСТВ
МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ


Цели: продолжить формирование умения решать целые неравенства методом интервалов; разобрать, как этим методом могут решаться дробные неравенства.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

На рисунке изображен график функции у = f (х), определенной на отрезке [–5; 4]. Решите неравенство f (х) ≥ 0.



III. Проверочная работа.

В а р и а н т  1

Решите неравенство:

а) (х – 3) (х + 5) > 0;                    в) х (х + 2) > 0;

б)  (х – 1,7) ≤ 0;               г) (х + 3) (х – 5) (1 – х) ≥ 0.

В а р и а н т  2

Решите неравенство:

а) (х + 2) (х – 6) < 0;                    в) (х + 1) (х – 5)   < 0;

б) (х + 0,3)  ≥ 0;               г) х (4 – х) (1 + х) ≤ 0.

IV. Формирование умений и навыков.

Все упражнения можно разбить на 2 группы. В первую группу войдут целые неравенства, которые учащиеся уже умеют решать. Во второй группе будут дробно-рациональные неравенства. Перед тем как приступать к их решению, необходимо объяснить учащимся особенности применения метода интервалов к неравенствам такого вида.

Упражнения:

1-я  г р у п п а.