Файл: ЧИСТЯК - 2 больш ссылки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 396

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае с географическим аспектом речь может идти о размере территории еврорегиона, который варьируется от относительно небольшого (еврорегион «Тироль») до охватывающего значительные территории (еврорегион «СаарЛорЛюксРейн») (см. таблицу в приложении 1).

Степень интенсивности сотрудничества характеризуется, прежде всего, наличием автономных трансграничных структур управления еврорегионом. Так, еврорегионы с высокой степенью интенсивности кооперации по определению Ассоциации европейских приграничных регионов (AEBR) являются «долгосрочно интегрированными трансграничными структурами, управляемыми политическими институтами».

Участие и полномочия местной власти. В большинстве случаев, в небольших еврорегионах определяющую роль играют структуры местной власти.




















ГЛАВА 2. АНЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ЕВРОРЕГИОНОВ


2.1. Предпосылки и история создания еврорегионов


За свою длительную историю европейское политическое, экономическое и социальное пространство претерпевало значительные изменения, так что к середине XX в. большинство государств имели территории, расколотые границами экономических районов, формировавшихся десятилетиями и столетиями, а то и просто искусственно разделенные города, а также территории с этнической чересполосицей и трансграничными семейными связями. Более того, процессы интеграции начали протекать на территории Европы еще задолго до создания Европейского Союза. Существует длительная традиция функциональных торговых связей в рамках Ганзейского Союза и Поморского торгового региона. По своей сути интеграционные процессы представляли приграничное сотрудничество, впоследствии оформившееся в создание еврорегионов. А на позднем этапе появление еврорегионов является следствием политики Европейского союза, направленной на децентрализацию политической и экономической власти, создание своеобразных экстерриториальных образований. В таких условиях начали появляться локальные инициативы в приграничных районах.

Этот обобщенный набор в каждом конкретном случае дополняется своим специфическим мотивом. Например, для жителей еврорегиона Саар-Лор-Люкс — это стремление продемонстрировать добрый пример (хорошим европейцем и хорошим соседом) [21]. Иногда еврорегионы создаются по инициативе неправительственных организаций, как это было с образованием болгаро-сербского еврорегиона Нисава.

Первоначально региональное сотрудничество в виде еврорегионов стало складываться в пределах экономической «оси» Европы от Нидерландов до Италии [22]. На территории этих еврорегионов расположена столица Европейского Союза Страсбург и Маастрихт, где были заложены основы современной интеграции. История поиска эффективных форм взаимодействия приграничных сообществ ведёт отсчёт от общественных союзов муниципалитетов, созданных в 18-19 веках вдоль границы современных Германии и Нидерландов.


«Европа регионов» предметом конкретной политики стала в 80-е гг. прошлого века. Политические деятели федеральных земель ФРГ, испанских «автономных коммун» и французских департаментов стали рассматривать принцип субсидиарности как механизм передачи властных полномочий из Брюсселя и Страсбурга не на национальный, а на региональный уровень [23].

Формализации и регламентированию деятельности в рамках еврорегиональных образований способствовали такие документы, как Мадридская конвенция от 21.05.1980 г. [24], Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года и Европейская хартия территориального самоуправления (Конвенция Совета Европа от 1985 г.). В 1988 и 1991 гг. Европарламент принял «Хартию Сообщества по проблемам регионализации» и «Хартию регионов Сообщества».

В 90-е годы, которые ознаменовались созданием единого рынка ЕС, а также политическими переменами в странах Центральной и Восточной Европы, Европейская комиссия разработала специальные финансовые инструменты, которые стимулировали развитие трансграничного сотрудничества внутри  ЕС-15,  на  внешних  границах ЕС-15, а также на внешних границах ЕС-25. Программы поддержки регионального и приграничного сотрудничества в рамках ЕС (Interreg I, II, III, Phare, TACIS и проч.) способствовали как количественным (резкий рост числа еврорегионов начиная с конца 1980-х гг.), так и качественным (замена аморфных и неэффективных форм трансграничного сотрудничества более институционализированными формами кооперации), изменениям [25].

Можно выделить несколько «векторов» развития трансграничного сотрудничества в Европе (см. рисунок 1 в приложении 1):

  1. «Североевропейский». Через несколько лет после создания EUREGIO на германо-голландской границе начали появляться регионы в Северных странах. В 1960–1970-х годах там появилось восемь «скандинавских еврорегионов».

  2. «Западноевропейский» или «швейцарский». Дальнейшее развитие трансграничного сотрудничества было связано со странами, находящимися южнее Германии: Франция, Италия, Австрия, где образовалась третья зона сотрудничества. Это направление также имеет отличительные характеристики: если в Северных скандинавских странах трансграничное сотрудничество развивалось в формате широкого (географически) и интенсивного сотрудничества, то в южном направлении географической широте сотрудничества сопутствовала его невысокая интенсивность (см. рисунок 2 и таблицу в приложении 1), что свойственно такой форме трансграничного сотрудничества, как рабочие сообщества. К первым рабочим сообществам, появившимся на этом направлении с 1972 по 1975 годы, относятся АРГЕ-Альп (ARGE-ALP: Австрия, Германия, Италия, Швейцария), Франко-Женевский региональный комитет (The Franco-Genevan Regional Committee: Франция Швейцария) и Международная конференция Боденского озера (Internationale Bodenseekonferenz: Австрия, Швейцария, Германия). Позднее, уже в 1980-е и 1990-е годы, на этом направлении появляются первые еврорегионы (Euregio TriRhena, 1995 – Германия, Франция, Швейцария).

  3. «Южноевропейский». Третий вектор направлен на юго-запад, где сотрудничество сосредоточено на восточной и западной границах Испании с Францией и Португалией. Первые южные трансграничные регионы также попадают в разряд рабочих сообществ. В качестве примеров можно привести Comité de Travail des Pyrenees, 1982 (Испания, Франция) и Comunida de deTrabalho Regiã o Norte de Portugal-Galicia, 1991 (Испания, Португалия).

  4. «Центральноевропейский». Сотрудничество в четвертой зоне, первоначально сосредоточенное на границе Германии, Чехии и Польши (EuroregionNeisse-Nisa-Nysa, 1991; Erzgebirge, Euroregion Elbe/Labe, Euroregion Pro Europa Viadrina, все – 1992 год), постепенно переместилось на внутренние границы стран Центральной Европы.

  5. «Восточноевропейский». Пятая зона сотрудничества включает в себя несколько стран, большинство из которых граничит с Российской Федерацией: страны Балтии, Беларусь, Молдова, Украина. 





























2.2. География размещения и хозяйственная  характеристика еврорегионов


Большинство действующих еврорегионов было создано в 1990-е годы. В настоящее время в Европе насчиты­вается 150 приграничных и трансграничных регионов (ТГР). Более половины от их числа (17 приграничных и 50 трансграничных регионов) являются членами Ассоциации европейских пригранич­ных регионов (Association of European Border Regions — АЕПР) [26]. Кроме того, ряд приграничных региональных структур имеет различный статус по отношению к этой организации:

- статус члена АЕПР с ограниченным участием (12 ТГР);

- статус планируемого членства в АЕПР с ограниченным участием (7 ТГР).

В то же время следует отметить, что значительное число европейских трансграничных регио­нов (53) и Андорра, как приграничный регион, не входят в состав АЕПР [27]. Десять европейских трансграничных инициатив имеют статус планируемого трансграничного региона.

Учитывая относительно небольшие размеры ТГР еврорегионального типа, можно выявить определенные особенности их размещения и концентраций [22] (см. рисунок 1 в приложении 2).

В Северной Европе такие территориальные структуры концентрируются в северной части Скандинавии и южной части прибалтийских территорий. Лидерами по числу участий в ТГР здесь являются Швеция (12) и Финляндия (9). Большая часть еврорегионов здесь создана с участием административных единиц стран-членов ЕС.

В Восточной Европе наиболее активно участвуют в трансграничном сотрудничестве Польша и Венгрия, регионы которых поддерживают, соответственно, 17 и 13 еврорегиональных инициатив.

Регионов-членов АЕПР много в Западной Европе, за исключением Южной Англии и Северной Франции.

Достаточно много разнообразных трансграничных инициатив развивается в Альпийской зоне Европы. Кроме Швейцарии и Франции, активно в этом районе занимаются трансграничным сотруд­ничеством приграничные регионы Австрии, участвующие в 13 еврорегионах. Однако большинство регионов трансграничного сотрудничества в этом районе не входят в состав АЕПР.

Большинство регионов АЕПР в западной части Южной Европы имеют португальское, испан­ское и французское участие. Приоритетность регионального развития на территориях Иберийского полуострова способствовала значительному росту социально-экономического развития периферий­ных районов вдоль границ Испании и Португалии. В итальянском пограничье действует 11 еврорегинов, испанском восемь, португальском шесть.

В восточной части средиземноморской Европы много ТГР, и часть из них (например на границах Греции, Болгарии) входит в АЕПР. В организации трансграничного сотрудничества здесь активно действуют приграничные регионы Болгарии, участвующие в 14 еврорегионах. Особеннос­тью формирования ТГР на юго-востоке Европы является вовлечение и участие в них неевропейской Турции. В настоящее время действует четыре еврорегиона с участием этой страны.


На территории Европы (особенно Европейского Союза) образовались плотные, многослой­ные, во многих случаях взаимопересекающиеся структуры регионального сотрудничества транс­национальные группировки, еврорегионы и прочие образования, зачастую имеющие причудливую геометрию взаимосвязей (см. рисунок 2 в приложении 2).

Практически не охвачены еврорегиональным сотрудничеством лишь словенско-итальянское и словенско-хорватское пограничья, слабо вовлечена в систему европейского трансграничного сотрудничества Черногория. В 50-х годах минувшего столетия начало активно развиваться трансграничное сотрудничество, прежде всего на немецко-французской границе, для ликвидации последствий Второй мировой войны. Начиная с культурных обменов, создания информационных центров и юридических консультаций, сотрудничество активизировалось в экономической сфере, в строительстве коммуникационной инфраструктуры.

После расширения ЕС на восток и юго-восток, еврорегиональные образования стали быстро формироваться в пограничье «старых» и «новых» членов Союза [26].

В 1990-е — начале 2000-х гг. на границах Германии, Австрии с Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией возник ряд еврорегионов [22]. Для них характерный разный уровень экономического развития, жизни населения, компетенций территориальных органов власти, отсутствие общей законодательной базы. Финансовая помощь здесь обеспечивалась программами ЮТЕККЕО/РНАКЕ СВС и ШТЕККЕО/ТАСК СВС. Следует учитывать, что в указанный период многие страны сегодняшнего ЕС такого статуса не имели. Организационная структура этих еврорегионов отличается от институтов, используемых в Западной Европе. Например, тем, что в них действуют Агентства регионального развития, занимающиеся подготовкой и реализацией трансграничных проектов.

Преимущественно в последние 10—15 лет появились еврорегионы между постсоциалистическими странами. Страны, чьи приграничные территории развивали трансграничное сотрудничество, стратегической целью имели вступление в ЕС. Это, в свою очередь, определило приоритеты сотрудничества, использование одинаковых финансовых механизмов программ помощи.

Еврорегионы Восточной Европы и Балтии создавались с четкой целью решения совместных проблем в процессе вступления в ЕС. Прежде всего, это проблемы повышения жизненного уровня населения приграничных территорий, создания коммуникаций инфраструктуры, охраны окружа­ющей среды, взаимопомощи в случаях катастроф и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудничества в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры и др.

Еврорегион «Баварский Лес». Регион сильно промышленно развит на востоке, в Плзеньскиомй крае ЧР [28]. Там важность производственного сектора неуклонно растет. Наиболее важными секторами являются машиностроение, пищевая промышленность, строительные материалы и керамика, производство и распределение энергии, металлургия. Иностранные компании составляют примерно 3,4 % от всех промышленных предприятий в крае, что в 2 раза больше, чем средний показатель по стране. Уровень безработицы в Плзеньском крае в течение многих лет относительно низкий. Со стороны ФРГ на территории лежит Баварский Лес, являющийся одним из наиболее известных туристических центров.


В Европе развивается тенденция увеличения масштабности межтерриториального сотрудничества с параллельным развитием регионального и трансграничного уровней [26], различными их комбинациями, взаимодействия не сопредельных, а территориально удалённых регионов. Примером является объединение департамента Нор-Па-де-Кале (Франция) и графства Кент (Великобритания), созданное для реализации проекта по строительству тоннеля под Ла-Маншем. К такому же типу можно отнести взаимоотношения между Корсикой (Франция) и Сардинией (Италия).

Так в Европе выделяются также и большие по площади и охвату территории регионы «крупномасштабного международного сотрудничества». Некоторые из них, например «Großregion SaarLorLux Rheinland-Pfalz Wallonien» (Бельгия Германия Франция Люксембург), SEUPB (Ирландия Великобритания) и др., входят в состав АЕПР. Вместе с тем, среди этих регионов имеются такие, формат которых превышает уровень трансграничного региона, что позволяет определить их как пространства не трансграничного, но регионального сотрудничества [26] (см. рисунок 3 в приложении 2). В послед­нее время новые создаваемые такие структуры территориально стали основываться не на пограничном пространстве, а на масштабных географических объектах. Например, еврорегионы «Черное море» и «Адриатика» территориально охватывают пространство, прилегающее к соответ­ствующим морским бассейнам, при этом приграничные регионы стран-участниц часто не имеют общей границы.

Кроме вышеназванных, здесь в 1963 г. сложился регион «Базилиенсис» с участием Германии, Франции и Швейцарии. Географически это так называемый «Край трех углов», включающий французский Эльзас, немецкий Баден и швейцарский район вокруг Базеля. Экономически это явный полюс роста («Центральный полюс роста»). На стыке Германии, Бельгии, Франции и Люксембурга сосредоточены основные хозяйственные и людские ресурсы ЕС. В рамках этого полюса выделяются три основных района: северный на стыке границ Бельгии, Нидерландов и немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия (это индустриально-технический «треугольник» Маастрихт-Аахен-Льеж); южный «Саар-Лор-Люкс», объединяющий Саар, Лотарингию и Люксембург. Еврорегион промышленно-транспортный узел на западе «Па-де-Кале», объединяющий Брюссель, Фландрию, английское графство Кент и французский департамент Нор-Па-де-Кале. Из трех названных районов наиболее перспективный южный промышленный «еврорегион» Саар-Лор-Люкс, где совместные усилия трех стран направлены на модернизацию инфраструктуры и горно-металлургической промышленности, развитие образования и городского хозяйства.










2.3. Межрегиональное экономическое сотрудничество


Опыт создания еврорегионов в западноевропейских странах свидетельствует о поэтапности этого процесса, тщательном экономико-правовом обосновании на пути к созданию общеевропейского дома.