Файл: ЧИСТЯК - 2 больш ссылки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 385

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приграничное и региональное взаимодействие в Европе осуществляется на основе Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ или властей (ЕКПС), подписанной 21 мая 1980 г. в Мадриде и Дополнительного протокола подписанного 9 ноября 1995 г. в Страсбурге, а также Протокола №2 к этой Конвенции, подписанного 5 мая 1998 г. в Страсбурге. Согласно данной конвенции под трансграничным сотрудничеством понимается «любая совместная акция по укреплению и поощрению добрососедских отношений между территориально-административными единицами или властями в рамках юрисдикции двух или более участников Конвенции, а также заключение соответствующих договоров или соглашений между ними. Трансграничное сотрудничество осуществляется в рамках территориально-административных единиц или в пределах полномочий региональных властей в соответствии с местным законодательством» [29].

В соответствии с Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве ЕС осуществил программу ИНТЕРРЕГ, цель которой заключалась в нивелировании различий в экономическом развитии между приграничными регионами в странах Содружества. После падения «железного занавеса» была разработана аналогичная программа ИНТЕРРЕГ-2 для приграничных регионов стран Западной и Восточной Европы [30], а с 2000 г. начала функционировать программа ИНТЕРРЕГ-3. Создан Европейский союз приграничных регионов (еврорегионов), способствующий совершенствованию трансграничного сотрудничества.

Дополнение Конвенции 1980 года новыми протоколами расширило формы сотрудничества. Стало возможным создание объединений на основе нескольких еврорегионов. Так, например, еврорегионы Баден-Вюртенберг, Рона-Альпы, Ломбардия и Каталония создали сообщество «Четыре мотора для Европы».

Субъектами, занимающимися проблематикой трансграничного сотрудничества на международном уровне, являются прежде Совет Европы, его органы, Комиссия ЕС, Европейский инвестиционный банк и др.

Одним из субъектов регулирования деятельности еврорегионов является АЕПР. К основным задачам АЕПР относятся [31]: реализация программ и проектов, экспертиза финансовых источников, их реклама и популяризация, организация мероприятий, способствующих трансграничному сотрудничеству для экономического и социального сплочения европейской территории, развитие в тесной координации с Европейским Союзом и Советом Европы «центров Европейских приграничных и трансграничных регионов», информирование политических и общественных кругов Европы о проблемах трансграничного сотрудничества.

Как это происходит во многих областях политики, Европейский Союз, развивая новые механизмы решения проблем, часто пытается перенести их за свои границы, распространяя по возможности и на третьи страны. Так происходит и с региональной политикой: сначала механизм финансирования целей региональной политики был перенесен с собственно внутренних регионов на трансграничные регионы, а затем он распространился и на трансграничные регионы на внешней границе ЕС.


5 июля 2006 г. была создана Европейская группировка территориального сотрудничества (European grouping of territorial cooperation ЕGTC) новая европейская правовая инициатива, призванная поощрять и развивать трансграничноерегионы на внешней границе ЕС [30] (см. табл. в приложении 3). Для понимания разницы выделяются «внутренние» и «внешние» еврорегионы. Внутренние еврорегионы расположены вдоль границ государств, входящих в состав ЕС, внешние на границе ЕС и третьих стран, таких как Россия, Украина, Беларусь и др.

«Внешние» еврорегионы изначально ограничены в возможностях сотрудничества в таком объеме и таком формате, который возможен для «внутренних».

Приграничное сотрудничество чаще всего проявляется в следующих формах:

- приграничной торговли;

- производственной кооперации;

- совместном строительстве и взаимопомощи в сооружении промышленных и других объектов;

- использовании иностранных рабочих;

- создании пограничной инфраструктуры;

- установление преференциального режима на пограничных таможенных пунктах и транспортных узлах;

- совместном использовании энергетических, водных и других природных ресурсов и предоставлении технической помощи;

- передаче ноу-хау;

- консалтинговых услуг;

- социокультурном сотрудничестве диаспор;

- туризме и курортно-рекреационном хозяйстве;

- экологии (совместных работах по охране природной среды и радиационной безопасности);

- обмене и помощи сельскохозяйственной техникой и в области селекции и др..

Активным направлением является распространение еврорегионов на восток. В странах ЦВЕ еврорегионы создаются с начала 90-х гг. Еврорегионы и трансграничное сотрудничество служат важными звеньями развития интеграции как внутри ЕС, так и между ЕС и его новыми соседями.

Трансграничное сотрудничество между новыми членами ЕС и их восточными соседями имеет следующие формы и уровни [32]:

- непосредственное сотрудничество местных властей;

- поддержание связей между органами центральной власти;

- деятельность общественных организаций;

- экономическое сотрудничество.

Рассмотрим типичные примеры еврорегиональной интеграции Западной Европы.

В 1996 г. правительства Германии, Франции, Люксембурга и Швейцарии подписали Соглашение о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и органов местного управления. Впервые с учетом многолетнего опыта функционирования локальных еврорегионов были унифицированы правила сотрудничества для обширной территории, включающей федеральные земли Бад-Вюртенберг, Рейнланд-Пфальц и Саар (Германия), регионы Эльзас и Лотарингия (Франция), союз коммун (Люксембург) и кантоны Солер, городской и сельский Базель, Агрови и Юра (Швейцария). Цель данного соглашения заключается в облегчении и упрощении приграничного сотрудничества территориальных сообществ и органов местного самоуправления четырех европейских стран с учетом внутреннего законодательства и международных обязательств. В соглашении рассмотрены правовые условия различных форм сотрудничества, включенные в Европейскую рамочную конвенцию 1980 года. Можно сказать, что создан самый крупных западноевропейский полигон для совершенствования принципов регионализма на континенте.


В 1991 году было подписано Соглашение о приграничном сотрудничестве между федеральными землями Северный Рейн — Вестфалия и Нижняя Саксония (ФРГ) и Королевством Нидерланды. На основании этого документа в 1993 году было создан немецко-нидерландский Целевой союз «Европейский регион Рейн — Вааль» [33], в состав которого вошли немецкие и нидерландские города и общины, сообщества общин и другие публично-правовые объединения (всего 45 юридических лиц). Этот Союз стал правопреемником основанного в 1978 году Сообщества «Еврорегион Рейн — Вааль». Таким образом, за два десятилетия постепенно были осуществлены три стадии интеграции с учетом выявленных недостатков.

Хотя перечень задач и компетенции еврорегиона в основном совпадают с принятыми типовыми и рамочными соглашениями, еврорегион отдает приоритет одной из наиболее острых для индустриальных территорий экологическим проблемам, включая утилизацию отходов. Еврорегион имеет консолидированный бюджет, взнос в который зависит от численности населения входящих в Союз городов и общин.

В 1987 году был создан совместный орган приграничного сотрудничества «Совет Лемана», включающий департаменты Франции и кантоны Швейцарии, расположенные вокруг озера Леман (Женевского озера). Особенность еврорегиона, отраженная в принятой Конвенции, обусловлена сохранением единого уникального природного объекта, поощрением развития и обустройства природного бассейна озера с учетом его особенностей [34].

15 февраля 1995 года был создан еврорегион СаарЛорЛюксРейн на основе образованного в 1988 году коммунального рабочего сообщества КОМРЕГИО [35]. Штаб-квартира еврорегиона расположена в Люксембурге, но может быть перенесена по решению членов правления в любое другое место. Еврорегион осуществляет свою деятельность на территориях Великого Герцогства Люксембург, Лотарингии, земли ФРГ Саар, западных районов земли ФРГ Рейнланд-Пфальц, а также районов Бельгии, граничащих с Великим Герцогством Люксембург.









ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ


3.1. Основные достижения европейской интеграционной политики


Существенной особенностью приграничных территорий, в том числе еврорегионов, является то, что с их участием внедряются в практику новые модели международного взаимодействия. Не случайно на Западе получила столь широкое хождение концепция «изобретения» новых форм регионализма. Именно приграничные регионы и еврорегионы обладают самым сильным инновационным потенциалом с точки зрения «обкатки» и экспериментального нахождения нетрадиционных форм кооперации с соседями [36].

Успешно осуществляется трансграничное сотрудничество в регионе Балтийского моря, где реализуется проект рамочного соглашения ТАСИС — СБС (кооперационное приграничное сотрудничество). Создается трансмодальный транспортный коридор «северного треугольника Европы», объединяющего четыре столицы — Копенгаген, Осло, Стокгольм и Хельсинки [37]. Его естественным продолжением на восток будет транспортный коридор из Финляндии в Россию.


В странах Восточной Европы можно отметить немало еврорегионов, деятельность в рамках которых может быть признана успешной, причем не только относительно реализации главной цели — способствованию интеграции в общее европейское экономическое пространство, но и в сугубо экономическом аспекте. В качестве примера можно привести опыт Польши, в частности относительно деятельности еврорегионов на польско-германской границе [38]. Так, деятельность еврорегиона «Нейсе-Ниса-Ныса», по польским оценкам, позволила реализовать лишь в 1994—1996 гг. 32 проекта на общую сумму около 900 млн. долл. Имеются позитивные результаты и в плане борьбы с безработицей. Таким образом, для Польши развитие приграничного сотрудничества вписывается в концепцию «движения в Европу», тем более, что это опыт еврорегионального строительства заложил практический фундамент взаимодействия с различными структурами ЕС еще до формального присоединения к Союзу.

Важным представляется и тот момент, что еврорегионы вполне претендуют на то, чтобы стать «мостами коммуникации», и участвуют в формировании некоего сетевого поля, которое по замыслу авторов регионального конструирования не только будет способствовать европеизации пространства, но и распространению европейских ценностей за пределы ЕС. В тоже время еврорегионы в случае удачной реализации этой модели могут образовать пространство для создания «множественных идентичностей», способствующих преодолению местного контекста [39].

«Малая» интеграция является важным залогом успешного развития трансграничного сотрудничества.

Во-первых, лишь при реализации инициатив на локальном уровне возможно говорить о действительном развитии интеграционных связей с соседями. Ведь сохранение жёсткой централизации в принятии любых социально-экономических решений, связанных с внешними контактами государства, сводит сотрудничество с другими европейскими партнёрами к регулярному подписанию разных соглашений, остающихся только на бумаге. В конечном счёте это может поставить развитие двусторонних отношений в зависимость не от реальных возможностей сотрудничества, а от любых потрясений на политическом уровне, что, например, нередко происходит в отношениях России с её соседями — восточноевропейскими членами ЕС или Украиной.

Во-вторых, только развитие трансграничной кооперации на низовом уровне позволяет выявить острые проблемы, которые остаются вне поля зрения высших чиновников, крупных бизнесменов и т. д. Для России наиболее ярким примером служит визовый режим со странами ЕС. К сожалению, многих российских и европейских бюрократов мало интересует усложнение визовых процедур на практике (при формальных заявлениях об их облегчении, которыми пытаются подменить единственно эффективное решение проблемы – введение безвизового режима), создающих всё большие барьеры для гуманитарных и экономических контактов. Когда же из-за возникающих препон задерживаются конкретные мероприятия в рамках еврорегионов, это может послужить хорошим уроком для обеих сторон.


В-третьих, развитие еврорегионов способствует росту информированности о партнёрах. Расширение двусторонних контактов на всех уровнях действительно позволяет изжить многие ложные стереотипы, и это намного важнее, чем тщетно ожидаемое некоторыми экспертами формирование некой новой «еврорегиональной» идентичности. К сожалению, превратное понимание позиции населения по другую сторону государственной границы часто негативно сказывается на политическом диалоге разных стран. И если в рамках ЕС за полвека развития уже можно говорить о появлении европейского гражданства не только юридически, но и на практике, что на деле укрепляет взаимопонимание народов, то во взаимоотношениях России с её соседями формирование адекватного образа стран-партнёров актуально и в политической сфере, и при реализации крупных внешнеэкономических сделок. Причём таких, которые не имеют никакого отношения к приграничным территориям, но зависят, в том числе, от успеха еврорегионов с российским участием.

В-четвёртых, следует отметить, что еврорегионы являются локальным приграничным уровнем интеграции, но это не отменяет их ключевой роли, касающейся взаимодействия европейских государств в различных сферах деятельности. Лишь при реализации инициатив на локальном уровне можно говорить о действительном развитии интеграционных связей с соседями на государственном уровне.

Во-пятых, ликвидация политических и экономических барьеров внутри Евросоюза стимулирует формирование единых экономических районов с общими рынками труда на территории многих еврорегионов, особенно существующих длительное время. Как следствие, инициативы в рамках таких еврорегионов оказываются успешными не только из-за ощутимой финансовой поддержки со стороны бюджета ЕС, но и вследствие собственного желания муниципалитетов и местных предпринимателей участвовать в их реализации.

В-шестых, еврорегионы в экономической политике ЕС выполняют роль свободных экономических зон, куда устремляются прямые иностранные инвестиции, а это способствует экономическому подъему приграничных территорий. Больших успехов, например, удалось добиться в реализации транспортных проектов. В-четвертых, развитие интеграционных процессов на низовом уровне позволяет выявить острые проблемы, которые остаются вне поля зрения высших чиновников, крупных бизнесменов и т. д. Таким образом, еврорегионы являются тем кирпичиком в интеграционных процессах, с которого начинается строительство общеевропейского дома.

Таким образом, нужно признать, что еврорегионы на сегодняшний день — это некая лаборатория в русле трансграничного сотрудничества, уместно вписавшаяся в контекст современных мирополитических процессов. Эти же процессы предоставляют уровню локального большие возможности для самопозиционирования. В то же время, учитывая европейский опыт и тенденцию к региональному конструированию, можно отметить, что в случае преодоления неких отрицательных моментов, еврорегионы способы стать участниками мировой политики, влияющими как минимум на европейский уровень и потенциально выходящими за его пределы.