Файл: Особенности современных детских творческих объединений.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Содержание
Содержание 2
Введение 4
1 Теоретические основы организации современных детских творческих объединений 7
1.1 Основные понятия и функции детских творческих объединений 7
1.2 Типы детских творческих объединений 9
1.3 Роль детских творческих объединений в процессе формирования индивидуальной траектории развития ребенка 12
2 Эмпирическое исследование организации современных детских творческих объединений на примере патриотического клуба 16
2.1 Описание организации, методов исследования и социально-психологических характеристик выборки 16
16
2.2 Исследование представлений о родине у юнармейцев и детей не занимающихся в патриотическом клубе 19
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения 34
Введение 3
1 Теоретические основы организации современных детских творческих объединений 6
1.1 Основные понятия и функции детских творческих объединений 6
1.2 Типы детских творческих объединений 8
1.3 Роль детских творческих объединений в процессе формирования индивидуальной траектории развития ребенка 11
2 Эмпирическое исследование организации современных детских творческих объединений на примере патриотического клуба 15
2.1 Описание организации, методов исследования и социально-психологических характеристик выборки 15
2.2 Исследование представлений о родине у юнармейцев и детей не занимающихся в патриотическом клубе 18
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложения 34
Введение
Актуальность темы исследования. Система дополнительного образования имеет огромный потенциал для улучшения основного образования, дополнительной подготовки учеников. Все формы добровольных объединений по интересам, независимо от их направления, способствуют развитию учеников в области самопознания, самоопределения и творческого самовыражения. Изучение новых источников образовательной информации, личный опыт творческой деятельности, взаимодействие с квалифицированными специалистами, межличностное общение учеников, основанное на общих интересах в рамках детского творческого объединения, позволяет полностью раскрыть потенциал школьного образования путем углубления, расширения и практического применения школьных знаний. Концепция "творческой самореализации личности" связана с способностью человека к универсальному и социально-позитивному изменению реальности и самого себя в стремлении к достижению идеала целостной, свободной, всесторонне и гармонично развитой личности.
Трудно мыслить ребенка без проявления его творческих способностей. Творчество - это то, что отличает оригинальное мышление, то есть способность преодолевать ограничения, возникающие из опыта. У каждого ребенка есть огромный потенциал для развития. В современном обществе важно развивать способности детей в полной мере. Но это не означает, что мы должны ожидать одинакового высокого уровня развития у всех детей в одних и тех же областях, потому что каждый ребенок уникален. Педагоги дополнительного образования стремятся создать целостный образовательный процесс на занятиях, основываясь на гуманистических ценностях. Они развивают, воспитывают и обучают детей и подростков, учитывая их индивидуальные задатки, склонности, способности и интересы. Например, занятия в группах по декоративно-прикладному творчеству выполняют несколько важных функций: они передают культурные ценности и эффективно развивают творческое воображение, эстетический вкус, эмоциональную сферу, пространственное мышление, художественные потребности, творческие способности и навыки, которые будут полезны в практической и духовной сферах деятельности.
Патриотический клуб в качестве детского творческого объединения может представлять собой организацию, в которой дети собираются, чтобы развивать свое патриотическое чувство, гражданскую ответственность и любовь к своей стране. Такой клуб может иметь разнообразные цели и задачи, в зависимости от его специфики и ориентации.
Объект исследования – деятельность современных детских творческих объединений.
Предмет – внеурочные занятия подростков.
Цель курсовой работы – проанализировать особенности современных детских творческих объединений.
Задачи:
1. Исследовать основные понятия и функции детских творческих объединений.
2. Рассмотреть типы детских творческих объединений.
3. Охарактеризовать роль детских творческих объединений в процессе формирования индивидуальной траектории развития ребенка.
4. Привести описание организации, методов исследования и социально-психологических характеристик выборки , используемой в процессе эмпирического исследования.
5. Исследовать представления о родине у юнармейцев и детей не занимающихся в патриотическом клубе.
Методы исследования: теоретический анализ концепций патриотического воспитания в зарубежной и отечественной педагогике; диагностический (анкетирование, социологическое тестирование); эмпирический (беседа, интервью, экспертный опрос); обсервационный метод (наблюдение стандартизированное и свободное, включённое и не включённое, открытое или инкогнито); опытно-экспериментальная работа (эксперимент линейный, параллельный; констатирующий, формирующий).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
1 Теоретические основы организации современных детских творческих объединений
1.1 Основные понятия и функции детских творческих объединений
В нашей стране уделяется значительное внимание развитию творческого потенциала детей и подростков. Это достигается в значительной мере благодаря организации различных типов детских творческих объединений.
Ученые изучают активную роль детских объединений в творческой сфере. Понятие "творческое объединение детей" имеет разные определения. Согласно О.В. Опариной, это форма объединения, основанная на добровольном участии, целью которой является развитие творческих способностей личности в различных видах художественной и творческой деятельности. Одним из отличительных признаков таких объединений является их разнообразие организационных форм, а также добровольный и открытый характер участия. По мнению Е.И. Григорьевой, эти объединения рассматриваются как независимые организации, которые удовлетворяют нравственные и внутренние потребности и способности личности.
Образование вне школы, возникшее в XIX столетии, стало основой для возникновения объединений детей. Согласно Н.Н. Ярошенко, в начале XX века оно уже широко распространилось и стало неотъемлемой частью культурной жизни страны, объединяя образовательные и воспитательные задачи.
Создание детских объединений представляет собой форму организации досуговой деятельности для молодого поколения. Подобные объединения функционируют в центрах творчества детей и юношества, образовательных учреждениях, домах культуры, музеях, зоопарках, библиотеках, парках и других местах. И.Н. Вишнякова рассматривает детские творческие объединения как среду взаимодействия сверстников, способствующую развитию коллективизма и гуманных отношений. Такие объединения разрабатывают разнообразные формы взаимодействия в рамках творческого процесса и способствуют формированию индивидуальных качеств.
Объединения детей имеют разные направления, цели и задачи своей деятельности. Они отличаются численностью участников, характером взаимоотношений и уровнем воздействия на детей и подростков. В дальнейшем будет представлена классификация типов детских объединений в виде схемы.
Организации и объединения детей включают различные уровни и субъекты, включая международные, межреспубликанские, всероссийские, республиканские, районные и городские объединения. Их деятельность может быть связана с естественно-научными, художественно-творческими, физкультурно-спортивными, спортивно-техническими, социально-педагогическими, туристско-краеведческими, научно-техническими, военно-патриотическими, эколого-биологическими, технико-творческими и социально-экономическими направлениями.
Деятельность детских объединений осуществляется через разнообразные формы, такие как группы, кружки, ансамбли, театры, клубы, секции, студии, мастерские и другие.
Функции детских объединений выполняются с различными задачами, которые могут быть перечислены следующим образом:
-
Аксиологическая функция - ориентация в системе духовных и нравственных ценностей; -
Социализирующая функция - формирование социального опыта через творческую деятельность и общение; -
Культуротворческая функция - вовлечение в творческую деятельность и создание художественных образов; -
Рекреационно-психологическая функция - восстановление творческой активности и удовлетворение культурно-досуговых потребностей; -
Профориентационная функция - создание условий для выявления интересов и способностей в различных профессиональных сферах.
Особенности работы детских творческих объединений определяются их спецификой. Согласно толковому словарю, "специфика" означает характеристику, которая присуща только определенному объекту или явлению, являясь его отличительной чертой [1, с. 315]. Организация детских объединений может варьироваться в зависимости от возможностей учреждения. Различные формы объединений, которые были описаны ранее, могут осуществлять свою деятельность в рамках образовательных и культурно-досуговых учреждений.
1.2 Типы детских творческих объединений
В настоящее время, в систему дополнительного образования включаются различные формы объединений, такие как секция, кружок и др., а также внеурочная деятельность в образовательных учреждениях и учреждения, вроде центров детского и юношеского творчества и т.д. Исследователи современности рассматривают дополнительное образование как сферу досуга, которая помогает детям получить возможность заниматься искусством, культурой и спортом, придавая своему досугу содержательный смысл, - отмечает Л.Н. Буйлова [2, с. 9].
В образовательных учреждениях детские объединения классифицируются на кружки внеурочной деятельности и общеразвивающие объединения. Также существуют кружки дополнительного образования, которые основаны на образовательных программах. В соответствии с законодательством об образовании в России, эти программы разделяются на "дополнительные общеразвивающие" и "дополнительные профессиональные" [10, с. 16]. Такие программы ориентированы на различные виды деятельности, включая познавательную, проектную, культурно-досуговую, творческую, игровую и другие.
Существует множество типов детских творческих объединений, которые предлагают различные виды деятельности и направления для развития творческого потенциала детей. Вот несколько распространенных типов детских творческих объединений:
1. Художественное объединение. Включает в себя занятия рисованием, живописью, скульптурой, графикой и другими художественными видами искусства. Дети могут изучать разные техники и материалы, развивать свое художественное мастерство и экспериментировать с творческим выражением.
2. Музыкальное объединение. Предлагает занятия по игре на музыкальных инструментах, вокалу, музыкальной теории и композиции. Дети могут изучать различные жанры музыки, участвовать в оркестрах или хорах, создавать свои собственные музыкальные композиции.
3. Танцевальное объединение. Включает в себя занятия классическим, современным, народным или другими стилями танца. Дети могут учиться технике танца, развивать координацию и гибкость, выражать эмоции и выступать на сцене.
4. Театральное объединение. Предлагает занятия драматическим искусством, актерской мастерством, импровизацией, развитием речи и выразительности. Дети могут участвовать в постановках спектаклей, играх-ролях, создавать свои собственные сценические произведения.
5. Литературное объединение. Организует занятия письмом, чтением, развитием языковых навыков и литературным творчеством. Дети могут писать свои собственные рассказы, стихи, создавать книги или участвовать в литературных конкурсах.
6. Научно-техническое объединение. Предлагает занятия по научным экспериментам, робототехнике, программированию, изобретательству и другим областям науки и техники. Дети могут изучать принципы работы различных устройств, разрабатывать свои проекты и участвовать в научных выставках.
7. Спортивное объединение. Включает в себя занятия различными видами спорта, как командными, так и индивидуальными. Дети могут развивать свои физические способности, соревноваться, учиться работать в команде и достигать спортивных результатов.
Это лишь некоторые из многочисленных типов детских творческих объединений, которые могут предлагаться в зависимости от интересов и потребностей детей.
В дополнительном образовании особенности организации образовательного учреждения имеют несколько отличительных черт. В группах внеурочной деятельности численность может составлять от 8 человек, в то время как в дополнительном образовании - от 16 человек. Занятия внеурочной деятельности проводятся предметным педагогом и длительностью 45 минут. Программа соответствует федеральным государственным стандартам и является продолжением основной учебной программы по данному предмету. В дополнительном образовании занятия проводят педагоги дополнительного образования и имеют продолжительность 60 минут. Как отмечает Л.Н. Буйлова [2, с. 9], дополнительное образование не подлежит федеральным государственным образовательным стандартам, так как не является отдельным уровнем образования. В связи с этим, используется типовая общеразвивающая программа данного образовательного учреждения или разработанная педагогом общеразвивающая программа.