Файл: Особенности современных детских творческих объединений.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В дополнительном образовании особенности организации образовательного учреждения имеют несколько отличительных черт. В группах внеурочной деятельности численность может составлять от 8 человек, в то время как в дополнительном образовании - от 16 человек. Занятия внеурочной деятельности проводятся предметным педагогом и длительностью 45 минут. Программа соответствует федеральным государственным стандартам и является продолжением основной учебной программы по данному предмету. В дополнительном образовании занятия проводят педагоги дополнительного образования и имеют продолжительность 60 минут. Как отмечает Л.Н. Буйлова [2, с. 9], дополнительное образование не подлежит федеральным государственным образовательным стандартам, так как не является отдельным уровнем образования. В связи с этим, используется типовая общеразвивающая программа данного образовательного учреждения или разработанная педагогом общеразвивающая программа.
Детские творческие объединения представляют собой область, где подростки проявляют творческую активность, что способствует развитию и самовыражению их креативных качеств. Опарина [6, с. 10] подчеркивает, что совместная творческая деятельность эмоционально вовлекает подростков в общий процесс. Такая социокультурная сфера не только способствует формированию личных качеств и способностей, но и позволяет их раскрыть [4, с. 60].
Одной из основных целей творческого объединения, использующего вокально-хоровую деятельность, является духовное и нравственное воспитание подростков. Задачи такого объединения включают формирование ценностных ориентиров, развитие моральных качеств и расширение внутренней культуры и творческих способностей подростков через вокально-хоровую деятельность.
Таким образом, детские творческие объединения уделяют особое внимание досуговой деятельности, которая играет важную роль в жизни подростков. Она позволяет расширить социальные контакты, накопить духовный опыт, корректировать нравственные ориентиры и развивать творческие способности. Формирование личности и ее нравственное развитие активно происходят в период подросткового возраста, в том числе благодаря проведению творческой деятельности в рамках детских объединений, которая является эффективным средством для духовно-нравственного воспитания.
1.3 Роль детских творческих объединений в процессе формирования индивидуальной траектории развития ребенка
Связь между социальной справедливостью и образованием тесна, и образование играет ключевую роль в обеспечении справедливости на разных этапах жизни людей. В современном обществе возникает потребность в новом типе образования, способного решать ряд социально значимых проблем, таких как занятость детей, их самореализация и социальная адаптация, создание здорового образа жизни, развитие талантов и предотвращение асоциального поведения среди детей и подростков.
Сегодня все заинтересованные стороны, включая родителей, государство, работодателей и частный сектор, ожидают от дополнительного образования решения данных проблем.
Развитие системы дополнительного образования в рамках национальных проектов "Образование", "Культура" и "Демография" является приоритетной задачей для государства. Одной из целей является увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием и обеспечение равного доступа к нему с учетом индивидуальных потребностей и особенностей различных категорий детей.
Данные Росстата за 2020 год показывают, что охват детей дополнительным образованием составил 75%. К концу 2021 года этот показатель вырос на 2,9% и достиг 77,9%. Планируется достичь уровня охвата в 80% к 2024 году и 82% к 2030 году.
Для достижения этих целей активно развивается инфраструктура дополнительного образования. Государство инвестирует средства, учитывая потребности детей и общества. В рамках национальных проектов с 2019 года были реализованы различные мероприятия, например, создание детских технопарков "Кванториум", мобильных технопарков "Кванториум", домов научной коллаборации, центров цифровой образовательной среды. Также было создано большое количество новых мест дополнительного образования, региональных центров для выявления и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также школьных спортивных клубов и театров.
Все эти меры направлены на создание благоприятных условий для развития детей, их самореализации и социальной адаптации, а также на формирование здорового образа жизни и профилактику асоциального поведения.
Различные организации дополнительного образования, созданные в рамках национальных проектов, направлены на развитие региональной образовательной среды и создание площадок для формирования кадров с необходимыми компетенциями в области образовательных инноваций. Это способствует развитию системы наставничества и созданию условий для экспериментирования детей в различных областях.
Например, организации могут предлагать изучение IT-технологий, робототехники, а также более углубленное изучение естественных наук, таких как химия, физика, биология. Это позволяет детям заполнить пробелы в общем образовании и расширить свои знания за пределами школьной программы.
Важным направлением развития системы дополнительного образования является создание школьных театров. Школьные театры позволяют детям развивать свои творческие способности, раскрывать свой потенциал и получать опыт в сфере искусства. Они стимулируют интерес к театральному искусству, помогают развивать навыки выразительности, коммуникации и коллективной работы.
Таким образом, создание разнообразных организаций и площадок дополнительного образования в регионах Российской Федерации способствует развитию образовательной среды, обеспечивает детям возможности для самореализации и выбора интересующих их направлений, а также способствует развитию творческих и профессиональных навыков.
Соприкосновение с окружающей средой и взаимодействие с ней через активное общение являются ключевыми факторами, определяющими формирование индивидуальности. Различные аспекты, такие как познавательный, нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический потенциалы, играют существенную роль в этом процессе [1, с. 190].
Современные исследования подтверждают, что школьники придают большое значение творческому самовыражению, самореализации и коллективной работе. Поэтому неудивительно, что большинство детей выбирают программы дополнительного образования в сфере искусства [4]. Певческое искусство, хореография, изобразительное искусство, а также декоративно-прикладное творчество продолжают оставаться основными направлениями в художественных программах. Однако в настоящее время особое внимание уделяется развитию театрального искусства среди детей как в школах, так и во внешкольных учреждениях, где функционируют театральные студии и кружки. Школьный театр, в свою очередь, является важным социальным фактором и предоставляет уникальные возможности для эмоционального развития, формирования эстетического чувства и способности сопереживать.
Стратегическая концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года была принята в Российской Федерации 31 марта 2022 года. Этот важный документ определяет основные приоритеты развития и регулирует деятельность государственной образовательной политики в регионах в наиболее актуальных областях.
Следует отметить, что основная цель данной Концепции заключается в создании условий для самореализации и развития талантов детей, а также формирования высоконравственных, гармонично развитых и социально ответственных личностей [2, с. 7].
Все предпринимаемые меры, соответствующие этой Концепции, направлены на развитие конкурентной среды, вовлечение реального сектора экономики, разнообразие программ дополнительного образования, обеспечение доступности высококачественного дополнительного образования, развитие инклюзивного образования, ориентацию на практическую направленность и сохранение связи между общим и дополнительным образованием.
Важно подчеркнуть, что включение детей в систему дополнительного образования имеет большое значение. С использованием современных механизмов, она позволяет ориентировать ребенка на определение своих индивидуальных интересов, развитие в узкой сфере деятельности и принятие раннего выбора будущей профессии.
2 Эмпирическое исследование организации современных детских творческих объединений на примере патриотического клуба
2.1 Описание организации, методов исследования и социально-психологических характеристик выборки
Базовым местом для проведения эксперимента был клуб "Юный десантник" отдела оборонно-спортивной работы ГБПОУ "Воробьевы горы" в городе Москва. В качестве целевой группы была выбрана старшая группа, поскольку патриотическое воспитание является одним из аспектов формирования гражданских качеств и идеалов служения Отечеству и его защите. На данной ступени обучения, с учетом возрастных особенностей, личностные установки, связанные с патриотизмом, должны быть в определенной мере сформированы, включая некоторые личностные универсальные учебные действия.
В данной работе был представлен эмпирический анализ, целью которого было изучение уровня патриотической воспитанности подростков. В процессе эксперимента были поставлены следующие задачи:
1) Выявить критерии патриотической воспитанности подростков.
2) Подобрать диагностические методики, которые позволяли бы изучить соответствующие критерии.
3) Провести диагностику уровня патриотической воспитанности у подростков.
Анализ научно-методической литературы позволил нам выделить критерии, по которым можно оценить патриотическую воспитанность подростков (см. Таблица 1).
Таблица 1 - Диагностическая программа исследования
На основании проведенного анализа, мы выявили следующие критерии, определяющие уровень патриотизма:
1) Когнитивный критерий. Он оценивает сформированность систематических знаний о Родине, включая ее историю, культуру, а также культуру народов, проживающих на территории России.
2) Поведенческий критерий. Он отражает стремление человека внести свой вклад в развитие своей малой родины, будь то область, город или село. Этот критерий оценивает активное участие в местных инициативах, поддержку развития своего региона и вовлечение в общественные дела.
3) Эмоциональный критерий. Он отражает чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос. Этот критерий оценивает эмоциональную связь и заботу о благополучии Родины, проявление интереса и гордости за свою страну.
Эти критерии позволяют определить уровень патриотизма и понять, насколько человек готов внести свой вклад в развитие своей Родины и заботиться о ее интересах.
Для анализа первого критерия, мы использовали Методику диагностики интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности школьников, разработанную М.А. Манойловой (Приложение 1). Эта методика включает две части и позволяет определить как познавательный, так и эмоциональный аспекты патриотизма. Одно из заданий, включенных в методику, направлено на выявление показателей когнитивного критерия. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
Уровни патриотической воспитанности подростков определяются следующим образом:
- Высокий уровень (7-10 баллов) - обучающийся обладает глубокими и полными знаниями о своей Родине и малой родине.
- Средний уровень (4-6 баллов) - обучающийся имеет достаточно хорошие, но не полные знания о своей Родине.
- Низкий уровень (0-3 балла) - знания о Родине находятся на низком уровне или вообще отсутствуют.
С помощью методики О.Г. Холодковой "Самооценка нравственных качеств" (Приложение 2) мы исследовали второй критерий, который позволяет оценить проявление нравственных качеств в поведении подростков. Уровни сформированности определены следующим образом: