Файл: Уравнения и неравенства с двумя переменными.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1020

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 + у)2 = 0;

х + у = 0;

х = –у.

Подставим найденное значение х во второе уравнение:

у2 = –6;

у2 = 6;

у1 =                    х1 = – ;

у2 = –     х2 =  .

Заметим, что этот способ является более рациональным и интересным.

2-я  г р у п п а.

1. № 451.

Р е ш е н и е

Известно, что прямая у = kx проходит через точку М (1; 2). Найдем значение k:

2 = k · 1       k = 2.

Таким  образом,  нужно  найти  точки  пересечения  графиков  уравнений (х – 4)2 + (у – 6)2 = 25 и у = 2х. Для этого нужно решить систему:



(х – 4)2 + (2х – 6)2 = 25;

х2 – 8х + 16 + 4х2 – 24х + 36 – 25 = 0;

5х2 – 32х + 27 = 0;

х1 = 1           у1 = 2 · 1 = 2;

х2 = 5,4        у2 = 2 · 5,4 = 10,8.

Ответ: (1; 2), (5,4; 10,8).

2. № 450.

Р е ш е н и е

Парабола у = х2 + 1 и прямая у = kx имеют только одну общую точку, если система   имеет единственное решение.

Подставим значение у = kx в первое уравнение:

kx = х2 + 1;

х2 – kx + 1 = 0.

Составленная система будет иметь единственное решение, если это квадратное уравнение имеет один корень, то есть его дискриминант равен нулю.

D = k2 – 4;

k2 – 4 = 0;

k2 = 4;

k = ±2.

О т в е т: k = 2 и k = –2.

3. Решите систему уравнений:



Р е ш е н и е

Сложим  почленно  правые  и  левые  части  уравнений  системы.  Получим:

х2 + у2 + 2ху + х + у = 12;

(х + у)2 + х + у = 12.

С д е л а е м   з а м е н у:  х + у = а  – и решим полученное уравнение:

а2 + а – 12 = 0;

а1 = –4,  а2 = 3.

В е р н е м с я   к   з а м е н е:

х + у = –4     х = –у – 4;

х + у = 3                   х = 3 – у.

Подставляя поочередно данные выражения во второе уравнение исходной системы, получим:

у – 4 + у – у (у + 4) = 5;

– 4 – у2 – 4у = 5;

у2 + 4у + 9 = 0;

D1 = 4 – 9 = –5.

Нет решений.

3 – у + у + у (3 – у) = 5;

3 + 3у – у2 = 5;

у2 – 3у + 2 = 0;

у1 = 1,  у2 = 2.

Тогда х1 = 3 – 1 = 2,

           х2 = 3 – 2 = 1.


О т в е т: (2; 1), (1; 2).

IV. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Что называется решением системы уравнений?

– Опишите способ подстановки решения систем уравнений второй степени.

– Опишите алгоритм решения систем уравнений второй степени способом сложения.

– Любое ли уравнение второй степени можно решить способом подстановки? способом сложения?

Домашнее задание: № 443 (б, г), № 446, № 447 (б).

Д о п о л н и т е л ь н о: № 438.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  46                                                                                Дата:
СУТЬ СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ


Цели: рассмотреть, как могут решаться текстовые задачи с помощью систем  уравнений  второй  степени;  формировать  умение  решать  такие задачи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Решите систему уравнений:

а)                       б) 

III. Объяснение нового материала.

Учащиеся уже умеют применять системы линейных уравнений для решения текстовых задач. Поэтому главным при изучении данного материала будет обобщение и систематизация их знаний о решении таких задач, а также закрепление методов решения систем уравнений второй степени.

Для демонстрации принципа решения задач с помощью систем уравнений второй степени достаточно привести пример из учебника.

IV. Формирование умений и навыков.

На этом уроке главное, чтобы учащиеся усвоили схему решения задач с помощью систем уравнений второй степени. Необходимо дать им под запись примерный план, согласно которому можно осуществлять решение таких задач.

1. Прочитать условие задачи и понять его.

2. Указать объекты, о которых идет речь в задаче.

3. Одну из величин обозначить за х, а другую – за у.

4. Составить систему уравнений по условию задачи.

5. Решить эту систему уравнений.

6. Интерпретировать полученные результаты.

На первых порах необходимо, чтобы учащиеся вслух комментировали решение задач согласно записанному плану.

Упражнения:


1. № 455, № 457.

2. № 460.

Покажем, как может быть решена эта задача по плану, приведенному выше.

Р е ш е н и е

1) В условии речь идет о прямоугольном треугольнике. Требуется найти его площадь.

2) Известна гипотенуза треугольника и его периметр. Для нахождения площади нужно знать его катеты.

3) Обозначим  один  катет  треугольника  через  х  см,  а  другой –  через у см.

4) Зная периметр треугольника, составим уравнение:

х + у +37 = 84.

По теореме Пифагора составим второе уравнение:

х2 + у2 = 372.

Получим систему уравнений:



5) Решим эту систему уравнений способом подстановки:

472 – 94у + у2 + у2 – 372 = 0;

2у2 – 94у + (47 – 37) (47 + 37) = 0;

2у2 – 94у + 10 · 84 = 0;

у2 – 47у + 420 = 0;

у1 = 35         х1 = 12;

у2 = 12         х2 = 35.

6) Получаем, что катеты треугольника равны 12 см и 35 см. Найдем его площадь:

S =   · 12 · 35 = 210 (см2).

О т в е т: 210 см2.

3. № 463.

При решении этой задачи учащимся поможет рисунок, сделанный согласно ее условию.



S = 30 см2

2S1 + 2S2 = 122 см2

Пусть стороны прямоугольника равны х см и у см. Учитывая, что его площадь равна 30 см2, получим уравнение: ху = 30.

S1 = х2 см2S2 = у2 см2.

Получим уравнение 2х2 + 2у2 = 122 или  х2 + у2 = 61.

Составим систему уравнений:

Находим ее решения: (–6; –5), (6; 5), (–5; –6), (5; 6).

Первое и третье решения не подходят по условию задачи. Значит, стороны прямоугольника равны 5 см и 6 см.

О т в е т: 5 и 6 см.

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Какие  существуют  способы  решения  систем  уравнений  второй степени?

– В чем заключается каждый из этих способов?

– Опишите  план  решения  текстовой  задачи  с  помощью  системы уравнений.

Домашнее задание: № 456, № 458, № 459.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  47                                                                                                  Дата:
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ
СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ


Цели: формировать умение решать задачи на движение с помощью систем уравнений второй степени.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Периметр прямоугольника равен 20 см, а его площадь равна 21 см2. Пусть х и у – стороны этого прямоугольника. Какая из систем соответствует условию задачи?

а)           б)           в) 

III. Проверочная работа.

В а р и а н т  1

1. Разность двух чисел равна 5, а их произведение равно 84. Найдите эти числа.

2. Прямоугольный участок земли площадью 2080 м2 обнесен изгородью, длина которой равна 184 м. Найдите длину и ширину участка.

В а р и а н т  2

1. Сумма двух чисел равна 25, а их произведение равно 144. Найдите эти числа.

2. Прямоугольный участок земли площадью 3250 м2 обнесен изгородью, длина которой равна 230 м. Найдите длину и ширину участка.

IV. Формирование умений и навыков.

Сначала необходимо актуализировать знания учащихся о решении задач на движение, выделив  р я д   э т а п о в.

1) Анализ условия:

– Какие объекты рассматриваются в задаче?

– Какое движение описано в задаче (однонаправленное, движение навстречу, по кругу и т. д.)?

– Значения каких величин известны?

2) Выделение процессов, которые описаны в задаче.

3) Выбор неизвестных величин и заполнение таблицы.

4) Составление системы уравнений.

5) Решение системы уравнений.

6) Интерпретация и проверка полученного решения.

Как реализуются описанные этапы, можно разобрать на примере задачи № 472.

Р е ш е н и е

1) В задаче описано движение двух пешеходов навстречу друг другу. Известно расстояние между пунктами и расстояние, которое прошли пешеходы за 4 часа.


2) Выделим два процесса:

– реальное движение пешеходов;

– движение при условии выхода одного из пешеходов на 1 ч раньше.

3) Пусть х км/ч – скорость первого пешехода и у км/ч – скорость второго пешехода.

Заполним две таблицы:

Реальное движение пешеходов

 

Движение с заданным условием

 

S

V

t

 

S

V

t

1-й

4х км

х км/ч

4 ч

1-й

20 км

х км/ч

 ч

2-й

4у км

у км/ч

4 ч

2-й

20 км

у км/ч

 ч

4) Известно, что расстояние от А до В равно 40 км, поэтому получим уравнение: 4х + 4у = 36. Известно, что при движении с заданным условием первый пешеход был в пути на 1 ч дольше, то есть получим уравнение:   = 1.

Составим систему уравнений:



5) Решим ее способом подстановки:



20у – 20 (9 – у) – у (9 – у) = 0;

20у – 180 + 20у – 9у + у2 = 0;

у2 + 31у – 180 = 0;

у1 = 5     х1 = 9 – 5 = 4;

у2 = – 36 (не подходит по смыслу задачи).

6) Получаем скорости  пешеходов: 4 км/ч и 5 км/ч.

О т в е т: 4 и 5 км/ч.

Упражнения:

1. № 473, № 547.

2. № 461.

Р е ш е н и е



Пусть х км/ч – скорость первого отряда и у км/ч – скорость второго отряда.

Заполним таблицу:

 

S

V

t

1-й отряд

4х км

х км/ч

4 ч

2-й отряд

4у км

у км/ч

4 ч