ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 744

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти процессы привели к возникновению внутри варн более мелких подразделений, которые назывались касты. Так начала оформляться кастовая система, которая сохраняется в Индии и по сей день.

Каста – это группа людей, занятых в определенной сфере деятельности. Их отличие от варн состояло в том, что это были профессиональные корпорации с четкой внутренней организацией, то есть они имели свои органы управления, кассы взаимопомощи, свои обряды и т.д. Однако к касте, также как и к варне, люди принадлежали от рождения и до конца жизни. Всего в Древней Индии было более 2000 каст. Были еще две группы населения, которые находились за рамками варново-кастовой системы:

  1. Рабы. Рабство носило патриархальный характер. Было несколько категорий рабов в зависимости от источника рабства. Была запрещена самопродажа в рабство для представителей первых трех варн. Положение рабов в Индии было несколько лучшим по сравнению с другими государствами: они могли иметь семью, имущество, их запрещалось убивать, были ограничения в наказаниях.

  2. Неприкасаемые, которые назывались «парии». Их статус определялся религиозными представлениями о нечистоте некоторых предметов и профессий, то есть они занимались рыболовством, убоем животных, уборкой мусора и т.д. Их положение было хуже, чем некоторых категорий рабов.


Государственный строй Древней Индии. Период Маурьев.


В правление Чандрагупты был создан политический трактат, который назывался «Артхашастра», который написал брахман Каутилья. В «артхашастре» содержались суждения о внутренней и внешней политике, администрации, финансах, судебной деятельности и т.д.

При первых царях империя Маурьев являлась централизованным государством. Царь, который назывался раджа, был наделен широкими правами. Он назначал и увольнял высших должностных лиц, отвечал за строительство крепостей, дорог, имел законодательные функции, но они были ограничены, так как царские указы должны согласовываться с обычным правом и религиозными нормами, поэтому царь был обязан консультироваться с брахманами, то есть со жрецами. Полномочия царя в «артхашастре» рассматриваются как его обязанности: защищать подданных, обеспечивать выполнение ими дхарм, почитать брахманов, охранять страну, соблюдать чистоту варн, собирать налоги, отправлять правосудие и т.д.

При вступлении на престол царь давал клятву служения своему народу и предупреждался о возможной каре за невыполнение обязанностей, вплоть до восстания подданных. Это был прецедент, уникальный на Древнем Востоке.

Важное место на в государстве занимал «мантрипаришард» - высший орган управления, куда входили чиновники и брахманы. Они давали советы царю по вопросам государственного управления. Также собирался совещательный представительный орган, который назывался «Раджасабха». В него входили представители аристократии, чиновники и представители городского населения. Высшие должности занимали главный советник и жрец царя – «Пурохита», главнокомандующий армией – «Сенапати», главный сборщик налогов.


Важной частью государственного механизма была армия, которая состояла из пехоты, конницы и боевых слонов. Войско было регулярным и многочисленным (до 1.5 миллиона человек). Во время войны собиралось ополчение из Вайшии и Шудр.

Территория государства делилась на провинции, во главе которых стояли родственники императора. Провинции в свою очередь делились на округа и селения. Традиционно высокой в Древней Индии была роль органов местного самоуправления. Общины управлялись представителями царя - старостами, а важнейшие вопросы решались общинным собранием или советом старейшин. Существовали царские, общинные и кастовые суды.


Право Древней Индии.


Основными источниками права в Древней Индии были обычаи и сборники морально-религиозных норм, которые назывались «Дхармашастры». Наиболее известная из них – «Дхармашастра Ману». Для сокращения её называют «Законы Ману».

Они были подготовлены во 2 веке до нашей эры. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает ми­фическому прародителю людей - Ману. На самом же деле они были подготовлены в одной из брахманских школ. Документ содержит 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав: в первой главе излагаются представления индийцев о происхождении Вселенной, человеческого общества, варн; во второй - правила жизни человека в период учени­чества; в третьей, четвертой и пятой - правила жизни семьянина-домохозяина; шестая глава посвящена регламентации жизни отшельника; в седьмой содержатся наставления об обязанностях царя и управлении государ­ством; в восьмой - постановления о судопроизводстве и судебной практике; девятая глава посвящена семейным отношениям, наказа­ниям за различные преступления, обязанностям членов варн; в десятой главе излагаются принципы регулирования вопросов о потомстве от браков между представителями разных варн; в одиннадцатой -предписания о покаяниях и обетах при искуплении грехов; наконец, в двенадцатой главе содержится описание посмертных воздаяний за дурные поступки в земной жизни. Характерные черты Законов Ману мало чем отличаются от характерных черт Законов Хаммурапи.


Регулирование имущественных отношений.


Несмотря на сохранение общинных отношений, значительное развитие получила частная собственность на рабов, домашний инвентарь, скот, зерно. В «Законах Ману» перечисляются следующие законные способы приобретения имущества:

  1. Наследование.

  2. Находка.

  3. Покупка.

  4. Завоевание.

  5. Ростовщичество.

  6. Исполнение работы.

  7. Получение подарка.

Большое влияние на способы приобретения права собственности оказала варново-кастовая система. Первые 3 способа были доступны для всех 3-х варн, Четвертый способ – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшиев, седьмой – для брахманов.

Был известен еще один способ приобретения права собственности – давность владения, которая составляла 10 лет. Приобретать вещь можно было только у собственника, а если у добросовестного приобретателя обнаруживали украденную вещь, то она возвращалась прежнему собственнику. Покушение на собственность квалифицировалось как наихудший из пороков.


Обязательственные отношения.


В законах Ману рассматриваются договоры купли-продажи, займа, личного найма, дарения, аренды, товарищества и др. Недействительным считался договор, заключенный человеком в нетрезвом состоянии, стариком и ребенком. При заключении договора купли-продажи большое значение имело деление имущества на движимое и недвижимое. Движимая собственность свободно продавалась на рынке, а при продаже недвижимости преимущественное право покупки имели родственники, соседи, кредиторы. Договор купли-продажи можно было расторгнуть в течение 10 дней со дня его заключения.

Что касается договора займа, то устанавливалась нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. Долг переходил на родственников, получивших имущество умершего. Размер процента зависел от принадлежности должника к варне. Для брахманов – 24% годовых, для кшатриев – 36%, для вайшии – 48%, для шудр – 60%. Долговая кабала возникала только тогда, когда должник был равного или более низкого положения по отношению к кредитору.

При договоре найма оплата труда составляла 1/10 часть урожая, а работник, не выполнивший обязательств, подвергался штрафу.


Брачно-семейные отношения.


Власть и имущество семь находились в руках главы семьи. Семья была патриархальной. Глава семьи мог отдать в найм, продать и убить члена семьи. Положение женщины было приниженное. Она должна была подчиняться отцу, мужу, а после смерти мужа – сыну. Женщина не имела права на наследство. По религиозному обычаю, вдова должна была зайти на погребальный костер умершего мужа. В лучшем случае она могла стать женой брата мужа. Преимущественное право на наследство имел старший сын. В семейном праве проводился кастовый принцип, то есть запрещались браки между представителями разных варн и каст. Однако допускались браки, в которых мужчина принадлежал к более высокой варне, чем женщина. Дети, рожденные от таких браков, были ущемлены в правах. В законах Ману различалось 8 видов брака, который часто являлся продажей девушки. Брачный возраст для мужчины – не моложе 20 лет, а для женщины – 8 – 12 лет. Идеальный возраст невесты должен был соответствовать трети возраста жениха. Законы признавали нерасторжимость брака. Мужчина мог привести в дом вторую жену, если первая имела злобный нрав, была расточительна, тяжело больная или приверженная к пьянству.


Преступление и наказание.


В системе преступлений и наказаний также усматривается кастовый характер. Лица высших варн несли меньшую ответственность за правонарушение, чаще всего наказание ограничивалось покаянием и штрафом. Например, брахман, за убийство нес покаяние, а вора из низшей касты казнили.

В законах Ману выделяются следующие группы преступлений:


  1. Государственные преступления (мятеж, выдача государственной тайны, противодействие распоряжениям раджи, посягательства на государственную собственность).

  2. Должностные преступления (торговля за счет казны, превышение полномочий).

  3. Преступления против личности.

  4. Имущественные преступления.

  5. Преступления против семьи и нравственности (убийство, нанесение увечий или оскорбление родителей и близких родственников, супружеская неверность).

  6. Преступления против системы варн (присвоение знаков отличий высшей варны, занятие места рядом с человеком, принадлежащим к высшей варне).

Наказания отличались жестокостью. Широко применялась смертная казнь, в том числе квалифицированная, применялись членовредительские наказания, но от них можно было откупиться. Применялись штрафы, клеймения, изгнание из варны или касты, конфискация имущества, заключение в тюрьму.


Судебный процесс.


Доминирующей формой судебного процесса в Древней Индии на первых этапах становления государства являлось состязание истца и ответчика, берущее свое начало из родовых традиций. Возбуждались дела (прежде всего гражданские) по инициативе заинтересованного лица (потерпевшего или его родственников). После этого в суд вызывался ответчик.

Состязательный процесс отличался формализмом: наличие определенных моментов могло привести к проигрышу дела (изменение показаний, разговор со свидетелем в не установленном месте, приглашение свидетелей, которые не владеют правдивой информацией по существу дела и т.д.). Работа судей и судебные издержки оплачивались проигравшей стороной.

Основными видами доказательств являлись: свидетельское показание не менее трех человек, клятва, внешние признаки, ордалии. Основным средством получения доказательств была пытка.


ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.


Самыми крупными государствами Древней Греции были Спарта и Афины. Государства Древней Греции формировались в виде полиса или город-государство. Античный полис представлял собой город и близлежащие поселения, зависимые от него. По количеству населения это были небольшие государства.


СПАРТА.


Спартанское государство возникло в 9 веке до нашей эры и представляло собой один из самых своеобразных вариантов полисного строя.

В 9 веке до.н.э на полуостров Пелопоннес вторгаются племена дорийцев. Они оказались в положении господствующего сословия среди не истребленной части покоренного населения. В результате, военно-лагерные черты пронизывают всю социально–экономическую и политическую жизнь спартиатов. Завоеватели основали город Спарта, который стал центром государства Лакедемон. Во 2 веке до.н.э Спарта была включена в состав Римской республики.


Общественный строй.


В Спарте была создана стабильная система землевладения, которая основывалась на строгом соответствии между числом наделов и числом полноправных граждан. Земля была разделена приблизительно на 9 тысяч равных по доходности наделов, которые были розданы спартиатам. Правительство строго следило, чтобы величина наделов оставалась неизменной и они не переходили из рук в руки в результате дарения, продажи и завещания. Спартиаты заботились о сохранении солидарности в своей среде и стремились предотвратить имущественное расслоение. Спартиатам запрещалось заниматься торговлей, были изъяты из обращения деньги из цветных металлов. В результате, спартанский демос превратился в замкнутое сословие воинов.


Первую категорию населения составляли спартиаты. Только они пользовались политическими правами. Всю свою жизнь проводили по строго установленным правилам, придерживались строгой дисциплины.



Воспитание являлось делом государства. С 8 до 20 лет юноши проходили обязательную выучку в отрыве от семьи под руководством особых должностных лиц. Особое внимание уделялось физической подготовке, выработке качеств стойкого бойца, повиновению властям и старшим. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. В 30 лет спартиаты приобретали политические права и могли жениться. Несмотря на стремление к самоконсервации, спартанская община с конца 5 века до нашей эры расслаивается на:

  1. Спартиатов, которые сохранили свои земельные наделы.

  2. Спартиатов, которые вместе с землей потеряли право участвовать в общественной и государственной жизни.

К середине 3 века до нашей эры полноправных граждан, то есть спартиатов было около 700 человек.

Вторую категорию населения составляли периэки. Их насчитывалось около 30 тысяч человек. Это были свободные люди, которые не имели политических прав, но в других отношениях были правоспособными. Они могли приобретать собственность, совершать сделки. Периэки занимались ремеслом и торговлей, несли воинскую повинность, и над ними был установлен надзор государства.

Третью, самую большую, категорию населения составляли илоты, то есть рабы. Но в их положении было много своеобразного, что отличало их от рабов античного общества. Илоты были собственностью государства и передавались вместе с земельным наделом спартиатам. Илоты жили семьями, имели орудия труда и платили господину 50% урожая. Они участвовали в военных походах в качестве слуг, рабочей силы и «живого щита» при отражении первых ударов противника. Господство над илотами спартиане спартиаты поддерживали методом жестокого террора, периодически совершая «криптии», то есть массовые казни.


Государственный строй Спарты.


Во главе государства стояли 2 царя. Двойная власть, которая называется «Диархия», возникла в результате объединения двух общин, которые сохранили своих вождей. Власть царей передавалась по наследству. Цари назывались архогеты. Они осуществляли руководство религиозным культом и военное командование. Они также были крупными земельными собственниками и получали значительную часть военной добычи.

Несмотря на существование царской власти, целью верхушки общества было не допустить образования сильной единоличной власти и обеспечить свое влияние на государственную жизнь, поэтому фактическое руководство государством принадлежало должностным лицам, которые назывались эфоры.

Власть царей носила более ритуальный и должностной характер, нежели форму наследственной монархии. Архогеты во время военных походов находились под контролем двух эфоров. Ежемесячно цари и эфоры приносили клятву верности. Эфоры клялись от имени государства, что будут охранять царскую власть, а цари – что будут править по законам. Каждые 8 лет эфоры производили гадание по звездам, и если результаты для царя были неблагоприятными, то могли лишить его власти.