ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 748

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формально, высшим органом власти было народное собрание, которое называлось «Апелла». В нем участвовали спартанцы, достигшие возраста 30 лет и сохранившие свои «Клеры», то есть земельные наделы. Апелла была пережитком родового строя и не имела законодательных функций. На собрании избирались должностные лица, решалось, кому из царей идти в поход, решались вопросы о престолонаследии. Апелла не играла значительной роли в Спарте. Реальной властью обладали 2 независимых органа:

  1. «Герусия» - совет старейшин.

  2. «Коллегия эфоров»

Герусия состояла из 30 геронтонов. Из этих 30 были 2 царя и 28 представителей аристократии не моложе 60 лет.

Геронты избирались пожизненно, их деятельность не контролировалась никаким государственным органом. Герусия заседала ежедневно, решала важнейшие финансовые, внешнеполитические и военные дела, могла отменить решение народного собрания, перед ней отчитывались должностные лица. Герусия была также судебным органом. Она разбирала уголовные дела, о государственных преступлениях. Герусия также была судебной инстанцией для процессов против царей.

С конца 8 века до нашей эры эфоры занимают в государстве исключительное положение. Их власть постепенно расширяется и даже превосходит царскую. При этом, эфоры освободились от контроля со стороны герусии. Эфоров было всего 5 человек. Они избирались на народном собрании сроком на один год. Эфоры созывали народное собрание и герусию, руководили их деятельностью, контролировали деятельность должностных лиц, могли отстранить их от должности и придать суду. Частных лиц эфоры судили единолично, а должностных лиц судила герусия или народное собрание. Эфоры осуществляли строгий надзор за нравами и соблюдением дисциплины.


О своей деятельности эфоры отчитывались только перед своими преемниками по истечении года, на который они избирались.

Особую роль в жизни Спарты играла армия. Она выполняла не только функцию обороны страны, не только осуществляла территориальные захваты, но и являлась основой существования гражданского общества. Высшими военными должностями были:

  1. «Полемарх» - командующий сухопутными войсками.

  2. «Наварх» - командующий флотом.

Суды в Спарте не были отделены от администрации.


ПРАВО СПАРТЫ.


В Спарте преобладало обычное право. Здесь очень долго сохранялась общественная собственность на землю. Общинная земля делилась на наделы, которые нельзя было отчуждать. В то же время признавалось право передачи земельных участков по наследству. Наследование по завещанию отсутствовало. С 4 века до нашей эры стало допускаться дарение и завещание домов и земельных участков. Продажа не допускалась, однако дарение открывало возможность для перехода имущества из рук в руки. Право собственности на движимое имущество ограничивалось личным пользованием. Запрещался обмен, торговля приобретение предметов роскоши. Рабы являлись коллективной собственностью.



Обязательственное право.


Обязательственное право в силу особенностей общественного строя отличалось неразвитостью. Основной формой договора был устный договор, а обязательственные отношения возникали в среде периэков. Особенностью было также непризнание правоспособности иностранцев, которым даже не разрешалось проживать на территории Спарты и ввозить предметы роскоши. В то же время спартиатам под страхом смерти запрещалось жить за пределами Спарты.


Брачно-семейные отношения.


Главной целью семьи было непрерывное воспроизводство здорового мужского населения, то есть будущих воинов и граждан. Больных детей убивали. Существовал парный брак, который был видоизменен государством в соответствии с местными обычаями и во многом напоминал групповой брак.

Например, несколько братьев могли иметь общую жену. Считалось возможным предоставлять жену постороннему мужчине если от него можно было ждать здорового потомства. Существовала упрощенная процедура расторжения бездетного брака. Женщина была политически неравноправна.


Преступление и наказание.


Нормы уголовного права ограничивались указаниями на наказуемость тех или иных деяний, а определение размера наказания зависело полностью от судей. Наиболее тяжкими преступлениями были преступления против государства и воинские преступления. Слабо регламентировались имущественные преступления и преступления против личности. Основными видами наказаний были: казнь, атимия, изгнание из рода и штрафы.

Илотов убивали без суда и следствия. К периэкам также применяли внесудебную расправу.


ГОСУДАРСТВО ДРЕВНИХ АФИН.


Афинское государство образуется виде полиса (город-государство). В 8 веке до.н.э вокруг Афин происходит объединение родовых общин. Этот процесс назывался Синойкизм (совместное поселение) и приписывается легендарному Тезею. Он упразднил самоуправление родовых поселков и сосредоточил управление в Афинах. В древнейший период во главе государственных образований стоял Базилевс. Это был военный руководитель, верховный жрец и верховный судья. Должность базилевса была выборная, но со временем наследственно закрепилась в одной семье. Базилевс не обладал неограниченной властью. В этот период имелось народное собрание и совет старейшин, который назывался Булэ. Народное собрание одобряло или отвергало решения базилевсов и булэ. Всё население делилось на 4 племени, которые назывались филы. Фила состояла из трех фратрий, а фратрия из 30 родов. В этот преиод выделяются 3 социальные группы:

  1. Эвбатриды - родовая знать.

  2. Геоморы – земледельцы.

  3. Темиурги – ремесленники.

Только эвбатриды могли занимать должности.



Дальнейшим шагом в образовании государства стало ликвидация власти базилевса в её прежнем значении и создание коллегии архонтов, состоящей из 9 человек. Сначала архонты избирались пожизненно, а затем на 10 лет. Первый архонт – эпоним – стоял во главе коллегии, имел полномочия по надзору за внутренним управлением. Второй архонт - базилевс – сохранил только жреческие функции. К третьему архонту - полемарху – отошла военная власть. Остальные шесть архонтов выполняли в основном судебные функции. Совет старейшин был вытеснен новым контролирующим органом, который назывался ареопаг. В него зачислялись по истечении срока полномочий архонты.


В 7 – 6 веке до нашей эры в экономических и общественных отношениях Афин происходят существенные изменения. В это время формируется экономика, которая отличалась от хозяйств стран Древнего Востока и архаической Греции товарным производством, преобладанием частных хозяйств и незначительным государственным вмешательством в хозяйственную жизнь. Усиливается имущественное расслоение населения и формируется новый социальный строй демос (греч. «народ»). Разорение крестьянства и всеобщая задолженность населения ростовщикам приводит в 7 веке до.н.э к открытым выступлениям против родовой знати. В 594 году до нашей эры в результате компромисса между демосом и аристократией был избран архонтом с чрезвычайными полномочиями афинский мудрец Солон, который осуществил программу реформ, направленных на стабилизацию политического и социального положения. Во-первых, была произведена отмена всех долговых обязательств, как государственных, так и частных. Попавшие в рабство афиняне освобождались и даже выкупались из-за рубежа. Было запрещено обеспечение долга личностью должника-афинянина и его детей.

Вводилось ограничение процента по ссудам. В результате:

  1. Быстро распространялся рабский труд в экономике.

  2. Все население делилось на 4 разряда по имущественному признаку. От принадлежности к разряду зависел объем политических прав и военных обязанностей. Государственные должности могли занимать граждане первых трех разрядов, а высшие должности граждане первого разряда. Граждане четвертого разряда участвовали в народном собрании.

  3. Был создан «Совет четырехсот», в который избирались по 100 представителей от каждой филы и причем граждане только первых трех разрядов. Совет готовил повестку дня и решения народных собраний.

Создание совета было уступкой родовой знати, однако уступкой демосу стало создание коллегии судей, которая называлась гелиэя. Она состояла из 6 тысяч человек. Туда избирались представители всех четырех разрядов. Реформы Солона положили начало формированию принципиально нового типа государственного управления, в которое вовлекались широкие слои населения. Такой строй назывался народовластие или демократия. Однако Солон сохранил родовое устройство деления общества на 4 племени и не уничтожил до конца остаток родоплеменной организации.

Двойственный характер реформ Солона предопределил продолжение борьбы аристократии и демоса. Лишь в 509 году до нашей эры при Клисфене реформы получили завершение.


Реформы Клисфена:


  1. Клисфен ввел административно-территориальное деление населения и тем самым уничтожил политическое значение старого деления общества на 4 племени. Теперь все население делилось на 10 территориальных фил. Фила состояла из трех частей, которые назывались тритии. Фила формировалась таким образом, что в нее входила трития от Афин, трития от приморской территории и трития от внутренней части страны. В результате, старые родовые связи были разорваны, а решающим стало место жительства.

  2. Вместо «Совета четырехсот» был создан «Совет пятисот», куда входили по 50 человек от территориальной филы. Таким образом было устранено значение родоплеменного деления для государственной организации.

  3. Коллегия архонтов утратила свое значение вследствие образования коллегии 10 стратегов. Сначала они были руководителями военных сил, а затем превратились в наиболее значимых должностных лиц. Реформы Клисфена завершили оформление в Афинах государства полисного типа.



Государственный строй Афин в V-IV веке до.н.э.


По форме государственного устройства Древние Афины в V-IV веке до нашей эры являлись рабовладельческой демократической республикой. Высшими органами власти и должностными лицами были:

  1. Народное собрание, которое называлось экклесия.

  2. Совет пятисот, который назывался булэ.

  3. Гелиэя, то есть суд присяжных.

  4. Стратеги, то есть должностные лица.

  5. Архонты.

В Афинах впервые в истории наблюдаются элементы, характерные для демократии, принципа разделения властей.

Экклесия формально являлась объединением всех граждан полиса, достигших 20 лет, независимо от имущественного ценза. Собрание собиралось не менее 40 раз в год. На нем принимались законы, заслушивались отчеты должностных лиц, обсуждались ассигнования на военные нужды, строительство флота, общественных сооружений, отношения с другими государствами. Предварительно все вопросы рассматривал совет пятисот и предлагал решения народному собранию. Совет пятисот ведал вопросами управления в промежутках между собраниями. Он формировался ежегодно по жребию из граждан, достигших 30 лет, и в него избирались только граждане первых трех разрядов.


Функции совета пятисот.


  1. Контроль за деятельностью должностных лиц.

  2. Распоряжение государственным имуществом.

  3. Государственное строительство.

  4. Отношения с другими странами.

  5. Подготовка вопросов на народное собрание.

В гелиэю избирались граждане всех четырех разрядов. Ежегодно по жребию избирались 5 тысяч судей и тысяча запасных судей. Гелиэя заседала не менее 300 раз в год. В дни судебных заседаний определялась коллегия из 500 судей, которые заранее не знали, какое дело будут рассматривать. Адвокаты не допускались, но появляются так называемые логографы – это были лица, которые обладали знанием законов и ораторским искусством, и они за плату составляли речи для клиентов. Те, кто участвовал в суде заучивали эти тексты и произносили в суде. Гелиэя разбирала частные жалобы граждан и метеков, дела о преступлениях против государства, дела союзных государств. Гелиэя являлась апелляционной инстанцией по отношению к нижестоящим судам. Решения принимались простным большинством голосов и были окончательными.


Характерные черты института должностных лиц.


  1. Этот институт формировался на основе выборности или по жребию сроком на один год.

  2. Коллегиальность.

  3. Безвозмездность, кроме стратегов.

  4. Отсутствие иерархической подчиненности.

  5. Подотчетность.

Должностные лица осуществляли исполнительную власть.

Коллегия архонтов сохранила полномочия в области религиозных и семейных дел. Стратеги командовали армией и флотом, ведали внешнеполитическими вопросами, могли созывать народное собрание.

Судебными полномочиями обладали высшие органы власти и высшие должностные лица. Вместе с тем, появляется система специальных судебных органов:


  1. Ареопаг, который рассматривал дела об умышленных убийствах, поджогах и религиозных преступлениях.

  2. Суд эфетов, который под председательством архонта базилевса разбирал дела о неумышленных убийствах и убийствах метеков.

  3. Суд диэтетов. Рассматривал малозначительные гражданские и уголовные дела.

  4. Коллегия сорока. Рассматривала незначительные гражданские дела.

  5. Коллегия одинадцати. Рассматривала дела рабов, о воровстве, контролировала тюрьмы и исполнение приговоров.


Право Древних Афин.


Источники права.


В архаическую эпоху основным источником права был обычай. Первая кодификация обычного права была произведена в 621 году до нашей эры. Архонт Драконт составил свод писаных законов, большинство норм которых носили уголовный и уголовно-процессуальный характер. Они отличались жестокостью и до нашего времени не сохранились. Следующим источником, который с 5 века до.н.э стал главным, относились нормативные акты. К числу нормативных актов относились:

  1. Решения народных собраний, которые содержали общие принципы, правовое регулирование общественных отношений, обязанности должностных лиц.

  2. Псефизмы. Это были решения народных собраний, которые относились к отдельным лицам, и конкретные случаи.

  3. Акты, которые появились в ходе реформ Солона и Клисфена.


Правовое положение населения Афин.


Все свободные люди в правовом положении делились на граждан и метеков. Гражданами полиса считались лица, родившиеся от родителей афинян, владельцы земельного участка, участвующие в народном собрании, имеющие ряд других политических прав и свое место в войске. С 18 до 20 лет юноши проходили военную подготовку. С 20 лет участвовали в народном собрании. С 30 лет могли занимать государственные должности. Гражданский коллектив полиса не был однороден и включал несколько прослоек – богатую землевладельческую знать, владельцев крупных ремесленных мастерских, среднеремесленное и земледельческое население, бедноту. Вместе с тем, в классический период отсутствовала резкая имущественная дифференциация, а наиболее массовый слой населения и социальную опору государства составляли граждане средней зажиточности. В Афинах впервые в истории происходило формирование понятия гражданин, что являлось высочайшим достижением полисного мировоззрения, поскольку Древневосточные государства знали только подданных, права которых слабо защищались законом.

Вторую категорию населения составляли метеки. Они не имели афинского гражданства и не обладали политическими правами, но несли повинности в пользу государства. Они не могли самостоятельно выступать в суде, не могли приобретать недвижимую собственность, а землю брали в аренду. Метеки занимались в основном ремеслом и торговлей и составляли 15-20% населения.

Рабы в Афинах составляли 35% населения, это приблизительно 150 тысяч человек. Основными источниками рабства были войны и пиратство. Рабство принимает античный, или классический характер. Раб находился в полной власти рабовладельца, которому принадлежали не только имущество и рабочая сила, но и жизнь раба.