ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.05.2021
Просмотров: 750
Скачиваний: 2
Право собственности.
Основой расцвета Афинского общества и государства является античная форма собственности, которая базируется на сочетании частной и государственной собственности. Основные средства производства – земля и рабы – находились в частной собственности. В свою очередь государственная собственность удовлетворяла не только нужды государства, но и объединяла всех граждан в единый класс рабовладельцев, так как доходы от неё распределялись в разных формах между гражданами. Однако собственности, как абсолютного права в Афинах не существовало. Главным считался фактор владения, фактическое обладание имуществом с правом распоряжения, поэтому главными стали нормы, обеспечивающие публичные гарантии неприкосновенности движимого и недвижимого имущества. В имущественном праве особенно выделялось право собственности на землю. Владение земельным участком являлось обязательным условием получения гражданства. Первоначально земли были собственностью рода, из которой выделялись клеры (земельные участки). В 5 веке до.н.э Солон ввел свободу завещания движимого и недвижимого имущества, тем самым ликвидировав право рода на земельную собственность. В период реформ Клисфена были признаны права владения землей метеков и вольноотпущенников. В 4 веке до нашей эры усилился частный характер собственности на землю и резко возросло количество сделок купли-продажи земельных участков.
Обязательственное право.
Различалось 2 вида обязательств: обязательства, возникающие из деликта и обязательства, возникающие из договоров. Невыполнение обязательств до реформы Солона влекло за собой личную ответственность должника. Позднее, в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохранялся задаток, залог и поручительство.
Виды договоров.
-
Договор купли-продажи. Объектом этого договора могло быть как движимая, так и недвижимая собственность и рабы. Договор оформлялся простым согласием сторон, а с 4 века до.н.э оформляются письменные соглашения при покупке земли.
-
Договор найма. Объектом договора могла быть земля, дома, рабы, скот. Особенно была распространена аренда домов, так как метеки не имели права приобретать дома в собственность.
-
Договор личного найма.
-
Договор займа. В Афинах ростовщичество достигло высокого уровня. Кредитные операции в деревне приводили к закабалению крестьян. После реформ Солона долговая кабала была устранена, но допускалось разорение крестьянина и отчуждение у него земельного участка.
В городах появляются люди, занимающиеся кредитными операциями. Считалось нормальным взимать до 18% годовых, но иногда повышался до 30%. При задержке уплаты процентов допускалось начисление процентов на проценты.
5. Договор поклажи (хранения).
6. Договор товарищества.
Обязательства, возникающие из деликта.
Обязательства, возникающие из деликта, влекли за собой не наказание, а штрафы в пользу потерпевшего. Штрафы часто были выше по размеру, чем ущерб, причиненный деликтом.
Брачно-семейные отношения.
Вступление в брак являлось обязанностью гражданина, невыполнение которой влекло всеобщее осуждение. Различалось 2 формы заключения брака:
-
Обычный договор жениха с отцом.
-
Заключение брака перед должностным лицом или судом (только при выдачи замуж девушки наследницы).
Глава семьи имел право контролировать поведение, деятельность жены, воспитывать детей и право на развод в любое время. Муж был обязан вернуть жене приданное, если развод не был вызван изменой жены. Никаких формальностей не требовалось.
Женщина должна была обратиться к архонту, где излагались основания для развода. Женщина была ограничена не только в политических, но и гражданских правах: она не могла быть субъектом договорных обязательств, полноправной наследницей недвижимого имущества.
Преступление и наказание.
В этих вопросах сохранялись пережитки родового строя, например, убийство рассматривалось как дело, интересующее родственников убитого, а не государственные органы. Допускалась сделка родственников убитого и убийцы о вознаграждении. Если родственники возбуждали дело против убийцы, то иск носил характер частного обвинения, а не государственного. Наиболее тяжкими преступлениями считались:
-
Государственные преступления, которые понимались как нанесение ущерба не только государству, но и всему гражданскому коллективу. Особенно выделялись измена, обман народа, ложное доносительство.
-
Преступления против личности и имущества.
При наиболее серьезных преступлениях (государственная измена, убийство, безбожие) назначалась смертная казнь. Обычными наказаниями для свободных были штрафы и конфискация, а также атимия, то есть лишение гражданских и политических прав. По отношению к свободным запрещалось применение телесных наказаний.
Судебный процесс.
Судебный процесс носил состязательный характер. На судебные решения можно было апеллировать к гелиэи (суд присяжных). Решения гелиэи были окончательными.
ДРЕВНИЙ РИМ.
Древний Рим был самым крупным государством античного мира. В период расцвета территория Рима простиралась от Пиренейского полуострова на западе до Персидского залива на востоке и от Британских островов на севере до Северной Африки на юге. Сейчас на этой территории располагается около 30 государств. Древний Рим образовался в виде античного полиса. История государства делится на следующие периоды:
-
Царский период. Этот период длился от основания Рима в середине 8 века до нашей эры (753 год до.н.э.) по 509 год до.н.э.
-
Республиканский период, который длился с 509 по 27 год до.н.э.
-
Имперский период (27 год до.н.э – 476 год), который делится на 2 подпериода: Принципат (с 27 года до.н.э по 284 год) и Доминат (с 284 по 476 год до падения западной Римской Империи).
Царский период.
Царский период – это эпоха разложения первобытнообщинных отношений и зарождение государства. Рим образовался в виде полиса. Римский народ являлся родоплеменным объединением. В этот период в Риме было 300 родов, которые объединились в 30 курий, а 10 курий составляли трибу (3 племени). Кури представляла собой объединение близкородственных родов. В царский период существовали семейные общины в пределах родов. Патриархальная семья называлась фамилия. Во владении семьи находились дом, скот, оружие и небольшой участок земли, а пахотная земля делилась между семейными общинами. Землевладение было частным. Старейшие роды в Риме назывались патриции. Из них постоянно выделяется аристократия, которую стали называть патрициями в узком смысле этого слова. Они захватили значительную долю имущества распадавшейся родовой общины и, прежде всего, - землю. Патриции были превой категорией населения в Древнем Риме.
Вторая категория населения- клиенты. Клиенты – это лица, утерявшие родовые связи и пришлые племена. Они попадали в зависимость от своих покровителей, которые назывались патронами. Клиенты должны были служить в доме патрона, сопровождать его в военных походах.
Третья категория населения – плебеи (плебс). Это были неполноправные люди, по положению похожие на афинских метеков. Они были свободными людьми, но не состояли в общине, поэтому считались чужаками.
Четвертая категория населения – рабы. Обычно это были пленные и купленные, но уже появляется долговая кабала.
Во главе римской общины стоял царь – рекс, который был военоначальником, верховным жрецом и судьей. Сначала он избирался всем римским народом, а при последних царях власть передавалась по наследству.
Существовал совет старейшин, который назывался сенат. Он состоял из 300 человек, то есть по одному из каждого рода.
Народное собрание называлось куриатные комиции. Они решали вопросы, касающиеся всего римского народа: принятие законов, избрание должностных лиц, объявление войны, важнейшие гражданские и уголовные дела, религиозные вопросы. В отличие от Афин, собрания проводились по куриям и каждая курия имела 1 голос. Плебеи в Риме к политическому управлению не допускались. В формировании государства большую роль сыграли реформы царя Сарвия Туллия в 6 веке до нашей эры.
Реформы царя Сервия Туллия.
-
Были созданы 21 территориальная триба. Внутри триб оказались объединены жители соседских и родовых общин – патриции и плебеи. Это привело к ослаблению роли родовой знати.
-
Каждые 4 года проводилась перепись граждан и их имущества. На основании переписи население делилось на 6 имущественных разрядов. Каждый разряд должен был выставлять определенное количество вооруженных центурий (сотен):
Первый разряд формировал 80 центурий тяжеловооруженной пехоты.
Второй и третий разряды – по 20 центурий с облегченным вооружением.
Четвертый разряд – 20 центурий.
Пятый разряд – 30 центурий легковооруженной пехоты.
Шестой разряд формировал 5 центурий ремесленников, музыкантов.
Наиболее богатые жители формировали 18 центурий всадников.
-
Появляются новые виды народных собраний:
-
Трибутные комиции. К их ведению относились взимание податей и набор войска.
-
Центуриатные комиции. Они становятся основным видом народных собраний после провозглашения республики. На них избирались все должностные лица, утверждались законы и объявлялись войны. Каждая центурия имела 1 голос. Из 193 центурий 98 составляли самые богатые граждане. Они голосовали первыми и если их мнения совпадали, то вопрос считался решенным.
Реформы Сервия Туллия нанесли серьезный удар по родовому строю Рима и способствовали дальнейшему формированию государства.
Республика в Риме.
В 509 году до.н.э римляне изгнали царя и установили республиканскую форму правления. Вместо царя утверждается должность двух консулов. Для общественног строя республики характерна смена двух социальных конфликтов: до конца 3 века до.н.э главный конфликт состоял в борьбе плебеев за уравнивание в правах с патрициями, а затем на первое место выходят противоречия между свободными и рабами, чей труд использовался во всех отраслях хозяйства. Требования плебеев состояли в следцющем:
-
Допуск к землям общегосударственного фонда.
-
Отмена долговой кабалы.
-
Равенство личных и политических прав.
В результате этой борьбы, в 3 веке до.н.э патриции и плебеи сливаются в один слой – нобили.
На рубеже 3-2 веков до.н.э в обществе происходит важные изменения: патриархальное рабство сменилось классическим, захватнические войны Рима обеспечили массовый приток дешевой рабочей силы, с помощью которой удалось организовать товарное производство, но такое производство могло быть рентабельным при низкой технической базе только при условии безграничной эксплуатации рабов, а это требует лишения раба всех человеческих прав, юридического приравнивания к вещи, что и характерно для классического рабства. Рабы составляли примерно 1/3 чась населения Рима и были сосредоточены по несколько десятков у рабовладельцев.
Государственный строй Римской республики.
Смыслом организации власти в государстве римляне видели обеспечение гражданских прав и гарантию особых свобод полноправного жителя полиса. А главной опасностью гражданской свободе они считали единоличную и исполнительную власть, поэтому только народ в целом обладает верховной властью и поручает отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики. Верховная власть народа как коллективного правителя государства была закреплена в верховных политических и законодательных правах народных собраний. Народные собрания были 3 видов:
-
Куриатные комиции. Они постепенно теряли свое значение и со 2 века до.н.э граждане на них почти не ходили, а собирались главы курий. К компетенции собрания относилось формальное предоставление должностным лицам, избранным на центуриатных комициях, высшей власти – империума.
-
Трибутные комиции. На них избирались некоторые должностные лица и принимались некоторые законы.
-
Центуриатные комиции. Это был главный вид народного собрания. На них избирали высших магистратов (должностных лиц), принимались законы, объявлялись войны.
Центральным учреждением республики был сенат, который:
-
Осуществлял надзор за храмами и священными местами.
-
Занимался финансовым управлением.
-
Обеспечивал соблюдение безопасности в городе.
-
Был главным органом военно-организационного управления.
-
Ведал международными отношениями.
-
Управлял провинциями.
-
Рассматривал законодательные предложения магистратов, которые они вносили в народные собрания.
Исполнительная власть в республике принадлежала должностным лицам – магистратам. Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (не обычные). Ординарные магистратура характеризуют следующие черты:
-
Отсутствие законодательных полномочий при широких правах в административной и судебной сферах.
-
Выборность.
-
Коллегиальность.
-
Срочность.
-
Безвозмездность исполнения должностных обязанностей.
-
Ответственность.
Во главе всех магистратур стояли 2 консула. Они избирались на центуриатных комициях сроком на 1 год. Они осуществляли высшую административную власть и командовали войском. Они руководили деятельностью сената, созывали народные собрания.
Преторы управляли городом в отсутствие консулов. По поручению сената они могли командовать армиями, руководили судопроизводством. Они могли издавать общеобязательные постановления, при помощи которых могли решать дела при отсутствии закона, тем самым создавая новые нормы права (преторское право).
Главной задачей цензоров было исчисление ценза, то есть составление списка по разрядам, что являлось основанием для причисления к гражданству, для допуска в сенат и магистратуры.. На решения цензоров не могло быть возражений.
Квесторы под контролем сената заведовали казной, расследовали некоторые уголовные дела, сопровождали консулов в военных походах.
Эдилы осуществляли главным образом полицейские функции в городе.
Народные трибуны – это были плебейские магистраты. Их главная задача – обеспечение гражданского равенства и прав плебеев в то время, когда в высших органах власти доминировали патриции. Они могли накладывать вето на решения сената, магистратов и даже народных собраний. Личность трибуна считалась неприкосновенной.
Существовало ещё более 20 низших магистратов. В чрезвычайных ситуациях, то есть когда возникали восстания или военные угрозы, создавались экстраординарные магистратуры.