ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 1715

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Развитие европейской идеи в 40-е гг. ХХ в.


2.1. Проекты объединения Европы в годы Второй мировой войны


В годы Второй мировой войны европейская идея получила новый импульс развитию. Политики и общественные деятели, многие из которых вынуждены были бежать от гитлеровской агрессии и оказались в эмиграции, пытались осмыслить уроки войны и найти такую форму послевоенного устройства Европы, которая предотвратила бы соперничество национальных государств и устранила бы межнациональные противоречия. Центром, в котором родилось наибольшее количество концепций послевоенного интегрирования, стал Лондон. Помимо того, что в нем собралось несколько эмигрантских правительств, сам британский кабинет проявил больший интерес к возможной федерализации послевоенной Европы. Вскоре после начала войны в Лондоне был создан Исследовательский институт федеративного союза во главе с оксфордским профессором Уильямом Бевериджем, в задачу которого входило изучение возможностей будущей интеграции континента. Осенью 1939 г. британский Форин Офис приступил к работе над концепцией англо-французского союза. Инициаторами этого проекта стали французский дипломат Жан Моне и директор Королевского института международных отношений в Лондоне Арнольд Тойнби. Вторжение германских войск во Францию в мае 1940 г. ускорило работу над проектом. В начале июня 1940 г. премьер-министр Уинстон Черчилль обратился к французскому правительству с предложением создать англо-французский союз, в котором предусматривались общие органы власти, парламент, финансы, гражданство и вооруженные силы. Стоящее на краю военной катастрофы французское правительство, однако, отвергло идею Черчилля. Некоторые исследователи европейской интеграции считают этот проект первым звеном в конструкции объединенной Европы. Это не совсем так. Хотя идея англо-французского союза была для того времени беспрецедентной, все же Черчилль выдвигал ее главным образом для того, чтобы предотвратить быструю капитуляцию Франции и усилить ее сопротивление гитлеровским войскам.

В последующем Черчилль не отказался от поддержки европейской идеи. Так, он писал министру иностранных дел А. Идену: «Трудно сейчас о том говорить, но я надеюсь, что европейская семья народов может функционировать как единое целое в Совете Европы. Я вижу Соединенные Штаты Европы, которые нивелируют существующие барьеры между народами и признают неограниченную свободу передвижения. Я надеюсь, что европейская экономика будет единой. Я также надеюсь увидеть создание Совета, который состоял бы из представителей держав и нескольких конфедераций, образованных на территории Скандинавии, на Балканах, в бассейне Дуная и т.д.» В развитие этих мыслей в марте 1943 г. Черчилль в радиообращении публично озвучил идею создания Совета Европы, который должен был стать своеобразной «буферной зоной» между США и СССР. Предполагалось, что он будет отстаивать общие политические принципы, объединит вооруженные силы и станет содействовать разрешению споров между государствами-членами. В состав Совета Европы входили бы региональные федерации (балканская, дунайская, скандинавская, центральноевропейская). Нетрудно заметить, что Черчилль пытался воплотить в жизнь идею интеграции сверху, то есть интеграции, проводимой союз­никами. Его проект не рассматривал Европу в качестве единого объединения, охватывающего весь континент. Скорее речь шла о нескольких конфедера­циях, формально объединенных в европейский региональный совет. Такой подход диктовался прежде всего геополитическим интересами Великобритании, стремившейся после войны создать в Европе противовес растущему советскому влиянию. Черчилль фактически исходил из логики раздела континента на сферы влияния, что являлось существенной слабостью его проекта. Тем не менее огромный авторитет британского политика способствовал тому, что его концепция создания ряда европейских субрегиональных конфедераций оказали существенное влияние на планы находящихся в Лондоне эмигрантских правительств.


Наибольшую интеграционную активность развили политики из Польши, Чехословакии, Бельгии, Греции и Югославии. Уже в декабре 1939 г. польское правительство в изгнании выдвинуло концепцию создания федерации независимых европейских государств, основывающейся на нескольких региональных федерациях. Во исполнение этой идеи 11 ноября 1940 г. была подписана декларация о намерении создания польско-чехословацкой конфедерации. Правительства двух стран образовывали совместный координационный комитет, который должен был заняться подготовкой соответствующего договора. Предполагалось, что будущему союзу государства делегируют часть своих суверенных прав в сферах внешней политики, обороны, экономики и финансов. Польско-чехословацкий договор о создании конфедерации был подписан 23 января 1942 г. Он предусматривал создание Союзного собрания из 80 человек в качестве законодательного органа, Высшего совета Союза – исполнительного, Союзного трибунала – судебного. Главой союза должен был стать президент. Предусматривалась возможность присоединения к конфедерации других государств Центрально-Восточной Европы.

Подобный же договор об образовании Балканского союза несколькими днями ранее, 15 января, подписали правительства Греции и Югославии. Он также предусматривал создание общих межправительственных органов, которые координировали бы внешнеполитическую, военную и экономическую деятельность государств с конечной целью создания таможенного и валютного союза. Оба договора подписывались при поддержке британского правительства и в планах Лондона являлись шагом к конфедерализации всего центральноевропейского региона, которая имела очевидный антисоветский характер. СССР, конечно, к таким планам не мог относиться положительно, и это в конечном итоге расстроило все интеграционные инициативы Лондона в Центральной Европе. Крах планов Черчилля в регионе был вызван активизацией политики Сталина, который имел здесь свои виды.

Единственным интеграционным проектом, который удалось реализовать в ходе Второй мировой войны, стала инициатива политиков Бельгии, Голландии и Люксембурга о создании таможенного союза Бенилюкс. За основу ими был взят опыт существовавшего с 1921 г. таможенного союза Бельгии и Люксембурга. 5 сентября 1944 г. состоялось подписание договора, однако практическое создание сообщества Бенилюкс завершилось только в 1948 г.

Идеи европейской федерации очень активно развивались также в недрах Движения Сопротивления в оккупированных европейских государствах. Наиболее известный проект такого рода создали итальянские федералисты Альтьеро Спинелли и Эрнесто Росси. Он получил название «Манифест из Вентотене», по острову близ Неаполя, где эти деятели отбывали заключение по приговору фашистского суда. Манифест критиковал установившийся в Европе порядок, основанный на разделении континента на национальные государства. Войны между ними являются неизбежными, поэтому повторения трагедии Европы, пережившей две мировых войны, можно избежать только выйдя из «идеологической тюрьмы суверенного государства». Манифест, ставший впоследствии программной основой европейского федералистского движения, утверждал, что необходимо создание европейской федерации с наднациональными органами власти, общей армией и устранением барьеров в экономической жизни.


В 1944 г. в Женеве состоялись четыре встречи представителей Движения Сопротивления девяти европейских государств: Дании, Голландии, Франции, Норвегии, Чехословакии, Польши, Югославии, Германии и Италии. В их результате 7 июля 1944 г. появилась «Декларация европейского Движения Сопротивления», определившая экономические и политические цели объединения народов континента после войны. Она взывала к отказу от части государственного суверенитета и созданию Федеративного союза народов Европы с общими конституцией, правительством и армией. Союз должен был уберечь будущую Европу от гегемонистских притязаний отдельных государств.

Однако в той расстановке международных сил, которая начала складываться к концу войны, ни одна из интеграционных идей не могла быть реализована, поскольку главные цели Большой Тройки не соответствовали федеративным устремлениям. Развитие ситуации на европейских фронтах вело к фактическому разделу Европы на сферы влияния.


    1. Предпосылки начала интеграционных процессов во второй половине 40-х гг.


По окончании Второй мировой войны Европа находилась в состоянии экономического, политического и идейного хаоса. Почти все государства континента, за исключением Испании, Португалии, Швеции и Швейцарии, понесли огромные материальные и людские потери, которые были особенно велики на востоке Европы. В период военных действий и массированных бомбардировок были уничтожены тысячи городов и сел (в том числе почти полностью разрушены Берлин, Дюссельдорф, Дрезден, Франкфурт, Гамбург, Кельн, Ковентри, Роттердам и Варшава), транспортная инфраструктура и промышленные предприятия. Погибло свыше 15 млн. европейцев, а спад промышленного производства в 1945 г. составил 30 % от уровня 1938 г. В результате войны заметно изменилась международная роль Европы. Если в первой половине века она доминировала в мировой политике, то в послевоенный период первенство в мире перешло к США и СССР. Европейское равновесие сил с началом «холодной войны» сменилось блоковым разделением, подкрепленным размещением на территории европейских государств американских и советских войск, а также неформальными соглашениями Большой Тройки о разделе сфер влияния.

«Холодная война» предопределила все послевоенное развитие мира, а значит, и процесс западноевропейской интеграции. Считаясь с усилением СССР в Восточной Европе, правящие круги стран западной части континента пошли на укрепление союза с США, которые представлялись им гарантом от коммунистической уг­розы. В свою очередь американцы использовали блоковое разделение Европы для поддержки процессов объединения государств Запада, о чем свидетельствовали «План Маршалла» и создание НАТО. Важно отметить, что именно США настояли на равных пра­вах ФРГ в Западной Европе и преодолели сопротивление Франции в этом вопросе. Именно США при осуществлении «плана Маршалла» способствовали созданию Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Именно американская позиция объединила европейское общественное движение и изменила отношение к идее Ев­ропы в правительствах западноевропейских стран. Однако США действовали отнюдь не бескорыстно, их позиция определялась стремлением за счет интеграции Западной Европы сплотить ее экономически и политически, усилив ее роль в противостоянии с СССР.


Стремление к интеграции после Второй мировой войны было сильнее, чем когда-либо раньше. Трагичные последствия двух мировых войн, политические и экономические трудности разделенного и разрушенного войной континента, понимание невозможности справиться с проблемами только собственными силами, осознание слабеющей роли Европы в международных отношениях склоняли политиков к поискам новых решений. В этот период интеграционные устремления доминировали над разницей в интересах отдельных государств. Важное место занимал также распад европейских колониальных империй, начавшийся после войны. Колонии перестали быть источником доходов и политического престижа для метрополии. Уход из заокеанских владений требовал уделения большего внимания европейским делам. Это особенно сказывалось на малых странах, таких как Бельгия и Голландия, которые с утратой колоний находили все больше выгод в процессе интеграции. Не случайно первым реально действующим интеграционным объединением в Западной Европе стал таможенный союз Бенилюкс, а инициатор его создания бельгийский политик Поль-Анри Спаак и в последующем играл видную роль в европейском движении. Говорилось о следующих преимуществах интеграции:

- повышение эффективности функционирования экономики;

- улучшение уровня жизни населения;

- совместное противостояние политическому давлению СССР;

- внутриполитическая стабилизация государств континента;

- возможность включения Германии в общеевропейское сотрудничество;

- сокращение экономического отставания от Соединенных Штатов.

Однако блоковое противостояние сделало невозможным протекание интеграционных процессов в масштабах всей Европы. Они начали развиваться раздельно в обеих частях континента, но в Западной Европе интеграция шла интенсивнее. Этому способствовало множество политических и экономических факторов, прежде всего более высокий уровень промышленного развития, большие торговые обороты, наличие демократических политических систем, и большая популярность интеграционных идей.

После войны появилось немалое количество идей и концепций интеграции, выдвигавшихся политиками, учеными, интеллектуалами, а также различными движениями и организациями. Важнейшими организациями являлись: Европейский союз федералистов, Лига европейского экономического сотрудничества, Французский совет за объединение Европы, Социалистическое движение за Соединенные Штаты Европы, Движение объединенной Европы в Великобритании, Международный союз христианских демократов, Европейский парла­ментский союз и др. Они довольно сильно различались между собой в идейном отношении, степени влияния, ориентации на определенные социальные и профессиональные группы. Большинство из них носили элитарный характер, и только Европейский союз федералистов смог создать относительно массовую организацию.


Эти организации вели активную деятельность, популяри­зируя идею объединения Европы. Они созывали съезды, конферен­ции, посвященные проблемам интеграции, разрабатывали десятки разнообразных интеграционных проектов, издавали массу пропаган­дистских материалов. Среди деятелей этих ассоциаций было немало ведущих западноевропейских политиков: первый канцлер ФРГ К. Аденауэр, премьер-министр Италии А. Де Гаспери; лидер социалистической партии и премьер-министр Бельгии П.-А. Спаак; политические деятели Италии и Франции А. Спинелли, Э. Росси, Э. Коломбо, Ж. Монне и Р. Шуман. Деятельность многих организаций финансировалась промышленно-финансовыми кру­гами Западной Европы и США. Так, в 1949 г. в США возник Комитет за объединение Европы, в состав которого вошли видные политические деятели, бизнесмены и представители интеллигенции, в том числе У. Фулбрайт, У. Буллит, А. Даллес, Г. Гувер. Комитет пользовался сочувствием президента Г. Трумена.

При всем разнообразии интеграционных концепций, появившихся в Западной Европе в первые послевоенные годы, их можно разделить на две основные группы. Федералисты призывали к созданию европейской федерации – чего-то вроде Соединенных Штатов Европы – с общими правительством и парламентом, наделенными наднациональными полномочиями. Такая модель объединения поддерживалась правительствами Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, а также немецкими европеистами. В свою очередь юнионисты выступали за координационный характер европейских институтов. Будущую Европу они видели как союз государств, в полной мере сохраняющих свой суверенитет. Эта модель пользовалась наибольшей популярностью в Великобритании, Ирландии и Скандинавских странах, что обуславливалось вековой традицией проведения независимой от континентальной Европы политики. Однако юнионисты были и в других странах, как, например, образованный в июне 1947 г. Французский совет за объединение Европы во главе с Р. Куртеном.

Большое влияние на становление в послевоенный период европейских движений, особенно федералистского толка, оказало знаменитое выступление Уинстона Черчилля 19 сентября 1946 г. в Цюрихе под названием «Трагедия Европы». Он заявил: «Мы должны создать новую европейскую семью, которая, возможно, будет называться Соединенными Штатами Европы. Первым шагом является создание Совета Европы. Если вначале не все государства Европы хотят или могут вступить в союз, мы тем не менее должны взяться за дело, чтобы объединить и сплотить те государства, которые хотят и могут это сделать… В этой неотложной работе Франция и Германия должны сообща играть ведущую роль. Великобритания, Британское Содружество наций, Америка и Советская Россия (а я хотел бы надеяться на ее участие в нашем проекте, ибо в этом случае можно было бы и в самом деле рассчитывать на надежный успех) должны стать партнерами и поручителями в строительстве новой Европы и должны в дальнейшем защищать ее право на мирное существование и процветание».