Файл: 51 вопрос. Предыстория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


C 1944 г. действует Бреттон-Вудская валютная система. Она предусматривает сохранение функций мировых денег за золотом при одновременном использовании в качестве международных платежных и резервных валют национальных денежных единиц, прежде всего доллара США, а также английского фунта стерлингов.

Установлена обязательность обмена резервных валют на золото иностранным правительственным учреждениям и центральным банкам по официальному курсу — 35 долларов за тройскую унцию — 31,1 г золота. Предусмотрено взаимное приравнивание и обмен валют на основе согласованных с МВФ валютных паритетов в золоте и долларах США. Отклонение рыночных валютных курсов допускается не более чем на 1%. Доллар оказался в привилегированном положении.

C 1 января 1948 г. ведет свою историю Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). IIo своей сути ГАТТ является обязывающим договором между правительствами стран-участниц. Первоначально таковых было 23, а к 1994 г. их число достигло свыше 100.

Целыо ГАТТ провозглашалось обеспечение предсказуемой международной торговой среды и либерализации торговли в интересах содействия экономическому развитию. ГАТТ выполняла весьма важные функции: установление правил, обязательных для правительств в области международной торговли и смежных сферах экономических отношений; проведение торговых переговоров; выполнение обязанностей международного «суда» по торговым вопросам.

Благодаря ГАТТ общепризнанными в системе международных экономических отношений стали гласность, недискриминация, национальный режим вотношении налогов и сборов на импортные товары. Ha страны — участницы ГАТТ к 1994 г. приходилось свыше 90% мирового товарооборота. Средний уровень таможенных пошлин на товары в рамках ГАТТ удалось понизить с 40 до 4%. Благодаря ГАТТ началось упорядочение в таких важных сферах, как торговля услугами, результатами творческой деятельности, иностранные инвестиции, связанные с торговлей.

Еще в 1982 г. CCCP установил контакты с Секретариатом (в городе Женева) и основными странами — участницами соглашения. 16 мая 1990 г. CCCP иолучил статус наблюдателя в ГАТТ Российская Федерация стала участвовать в некоторых рабочих органах ГАТТ и в июне 1993 г. Генеральномудиректору ГАТТ было вручено заявление Правительства РФ с просьбой о присоединении к этому соглашению.

O ГАТТ приходится говорить в прошедшем времени, так как с 1 января 1995 г. по решению Уругвайского раунда многосторонних переговоров на правовой основе ГАТТ образована Всемирная торговая организация (ВТО). Членом BTO
может стать любая организация, принимающая обязательства всего пакета документов, лежащих в основе ВТО. B конце 1996 г. членами BTO стати 130 государств и еще 30 выразили заинтересованность вступить в нее.

Важную роль в функционировании сложной системы международных экономических отношений играют структуры, созданные при Организации Объединенных Наций (ООН). Среди них такие специатизированные учреждения ООН, как Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная организация труда (MOT). C 1968 г. начала работать Комиссия по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ), целью которой является гармонизация и унификация права международной торговли. B рамках ЮНИСТРАЛ разработан ряд международно-правовых документов, одобренных ООН.

K 2000 г. в мире насчитывалось свыше 400 межправительственных и около 3 тыс. неправительственных международных организаций. Международные экономические организации можно охарактеризовать как организации, создаваемые на межгосударственном, межправительственном, межминистерском уровнях или создаваемые предпринимательскими и общественными организациями для координации деятельности стран в разных сферах мирового хозяйства.

Создание международных экономических организацией было порождением нараставшей интернационализации хозяйственной жизни, глобализации экономических процессов.

55 вопрос. Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация.


Координация усилий с целью достижения конкретных результатов стала важным способом борьбы за свое место в системе международных экономических отношений для стран, которые стали освобождаться от колониальной зависимости.

В 1963 году на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН развивающиеся страны впервые совместно выразили свою точку зрения на международные экономические проблемы. В 1964 году появилось название Группа 77, так как 77 государств подписали соответствующую декларацию о торговле и развитии на Женевской конференции ООН. В декларации говорилось об общих и специальных принципах международных экономических отношений: о суверенном равенстве государств, об ускорении экономического роста и уменьшении разрыва в уровнях дохода разных стран независимо от политического строя, об увеличении экспортной выручки стран третьего мира и т.д. Со временем в Группу 77 вошли 120 государств Азии, Африки и Латинской Америки, а также европейские страны Мальта, Румыния, СФРЮ. В 1974 году по инициативе Группы 77 VI Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Декларацию и Программу действий по установлению нового экономического порядка.

Наряду с международными организациями, деятельность которых имеет глобальное значение, существует немало региональных организаций.

В 1945 году образовалась Лига Арабских Государств (ЛАГ). Членами этой региональной организации являются 22 арабских государства: Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания, Йемен, Ливия и др. ЛАГ координирует деятельность своих членов в политической, экономической, военной и иных сферах, вырабатывает единую политику арабских государств по ряду общеарабских проблем. На Ближнем Востоке значительную роль играют Арабские фонды и банки развития, целью которых является кредитование развивающихся стран – импортеров нефти. В 1971-1980 годах субсидии получили свыше 100 развивающихся стран, но ¾ средств предоставлялось арабским государствам.

В 1966 году был основан Азиатский банк развития (АБР). Членами банка стали 52 государства. Среди них крупнейшими акционерами являются Япония, США, Индия, Австралия, Индонезия, Канада, Южная Корея, ФРГ. В 1967 году возникла Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, в которую в конечном счете вошли Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма), Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. АСЕАН ориентирована на принятие решений по широкому кругу вопросов экономического сотрудничества. В 1989 году по инициативе Австралии возникло Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) с участием 21 государства. Эта межправительственная организация, в которую входят США, Канада, Япония, Мексика, Чили, Китай, страны АСЕАН и др., занимается выработкой региональных правил ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности. В работе АТЭС принимает участие и РФ.


На Африканском континенте в 1965 году был создан Африканский банк развития (53 африканских государства, кроме ЮАР, и 24 неафриканских государства) - АФБР, а в 1972 году возник Африканский фонд развития (ФАД).

Самым мощным межправительственным кредитным учреждением, крупнейшим финансовым и инвестиционным центром Латинской Америки и Карибского бассейна является Межамериканский банк развития (МАБР, МБР), созданный в декабре 1959 году. Его членами являются 46 государств: 26 латиноамериканских, 16 европейских, а также США, Израиль, Канада и Япония. Межамериканский банк развития в течение более чем 40 лет был мощным орудием влияния США на экономическую и политическую жизнь в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. В Южной Америке одной из самых влиятельных международных организаций является Латиноамериканская ассоциация интеграций (ЛААИ, ЛАИ). Она возникла в 1980 году в результате реорганизации Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), которая была образована еще в 1960 году. В ЛАИ входят 11 государств: Аргентина, Бразилия, Боливия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Перу, Парагвай, Уругвай, Чили, Эквадор. В 1969 году внутри Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ) возникла Андская группа (по названию горного массива). В нее вошли Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. Целью стран этой группы стала интеграция и создание сообщества по примеру ЕС. Одной из последних по времени появления стала Ассоциация Карибских Государств (АКГ) (1995). Наиболее динамичным объединением среди интеграционных группировок в Латинской Америке является МЕРКОСУР – Группировка стран южного конуса, Южный общий рынок. МЕРКОСУР создан в 1991 году. Включает Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай. Это страны с населением 200 млн. чел. и территорией в 12 млн. кв. км. МЕРКОСУР проводит общую экономическую политику в отношении третьих стран и экономических группировок, например Европейского Союза, у которого латиноамериканцы многому научились.

Особое место занимают усилия, направленные на решение крупных специфических проблем в современном мировом хозяйстве.

Так, Договором об Антарктике 1959 году, многочисленными международными актами, входящими в его систему, создан режим природных антарктических ресурсов. Антарктика объявлена демилитаризованной и нейтрализованной зоной. В 1978 году был подписан Амазонский пакт. Это означало создание субрегиональной группировки для совместного изучения и освоения природных ресурсов бассейна реки Амазонки. В группировку вошли Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор.


+Нельзя не упомянуть о регулярных встречах руководителей глав государств и правительств семи ведущих западных стран – США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады. Эти встречи стали проводиться с 1975 года в условиях острого экономического кризиса, который начался после резкого повышения цен на нефть с 1973 года. На ежегодных встречах «большой семерки» обсуждаются преимущественно внешнеэкономические вопросы: кредитно-денежной, валютной, торговой политики. В ряде встреч принимали участие Президент СССР М. С. Горбачев, Президенты РФ Б. Н. Ельцин, В. В. Путин, Д. А. Медведев.

Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание еэс.

Еще в XIV в. доминиканский монах Пьер Дюбуа предлагал создать европейскую конфедерацию, управляемую единым Советом, в качестве наилучшей формы существования христианского мира. На протяжении XVI-XIX вв. высказывались идеи о создании единой европейской армии, о формировании единого европейского парламента, общеевропейской федерации. О создании Соединенных Штатов Европы полемика началась еще на рубеже XIX – XX вв. Лидер российских марксистов Ленин посвятил этой теме немало работ и предсказывал, что интеграция европейских государств должна произойти только на социалистической основе.

Реальные условия для образования единой Европы сложились после второй мировой войны. К созданию Соединенных Штатов Европы в сентябре 1946 года в речи в Цюрихе призвал У.Черчилль. В связи с провозглашением плана Маршалла 16 государств в июне 1947 года организовали Комитет экономического восстановления Европы. 16 апреля 1948 года была подписана Парижская конвенция и создана Европейская организация экономического сотрудничества (ЕОЭС). Был сделан первый шаг на достаточно длительном пути европейской экономической интеграции.

С самого начала этот процесс развивался в ходе непрерывных дискуссий. Французы и некоторые другие хотели быстро установить наднациональную власть в различных сферах, выступали за создание парламента и правительства федерального типа. Британцы, голландцы, некоторые другие составили направление «функционалистов», считавших достаточной интеграцию в отдельных сферах и высказывались за предоставление федеральному европейскому парламенту консультативных, а не законодательных полномочий.

Американская финансовая помощь и деятельность ЕОЭС стали главными факторами успешной реконструкции европейской экономики.

Европейская экономическая интеграция складывалась из усилий многих стран, в процессе сложного согласования интересов отдельных стран и постепенного преодоления разнообразных противоречий.