ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.05.2021
Просмотров: 283
Скачиваний: 1
При недооценке сервисных функций явление «выносится» в сферу безличных рыночных отношений или приближается к ней, порождая противоречия между системой соответствующих потребностей человека и невозможностью их удовлетворить стандартными услугами, обретающими черты «принудительного ассортимента».
Не следует думать, что усиление культурологических функций за счет ослабления сервисных или экономических, может «вынести» явление в сферу «чистой культуры» или «социально-культурной деятельности», как иногда предпочитают выражаться. При недооценке экономических функций возможной перспективой может быть и спекулятивное использование обеспечиваемого государством «культурного обслуживания» для извлечения выгод, далеких от культурных задач, и назойливо навязываемые услуги (например, рекламные) вне зависимости от реальных потребностей человека.
Чрезмерное усиление экономических функций порождает антиобщественные и антигуманные ситуации, примером которых может быть игровой сервис или услуги залов компьютерных игр в конце 20-го – начале 21-го века в крупных городах России, когда погоня за прибылью приводила (и приводит!) иных предпринимателей не только к «выносу» за рамки культурного, но и правового поля.
В практике вряд ли существуют или могут существовать варианты с идеальной гармонией функций, их уравновешенностью. Это объясняет бесконечное многообразие организаций, предоставляющих социально-культурные услуги, разнообразие вариантов предоставления услуг в зависимости от характера соотношения функций (как трех групп, так и реального их набора).
Не только группа функций, но и каждая отдельная из них являются одновременно и выражением общественной потребности, и потребностей (ориентаций, интересов, установок) конкретных групп, реальных людей. На самом деле одни потребители в большей степени заинтересованы в использовании возможностей социально-культурного сервиса как базы развития специальных способностей и познания; другие – рекреации и оздоровления; третьи — как базы коммуникативной деятельности. Возможны и другие варианты. Соотношение этих мотивов-потребностей бесконечно многообразно, а потому и организации, и само предоставление услуг могут и должны быть неодинаковыми по установкам на степень реализации тех или других функций.
Для оптимального управления сферой социально-культурного сервиса нужно научиться определять потребности-направленности потенциального и реального контингента потребителей и выстраивать деятельность в опоре на реальные потребности, но в перспективной ориентации на функции, цели и задачи, обеспечивающие позитивное развитие, «возвышение» потребностей личности или группы, на «сдвиг» в сторону социальной ценности деятельности, достижимой в конкретных условиях.
В заключение очертим на основе сегодняшнего понимания внешние границы явления. Социально-культурный сервис в узком смысле – это реализация социально-культурных услуг, предоставляемых специалистами – носителями соответствующих технологий, на основе платежеспособного спроса. Исходя из такого понимания социально-культурного сервиса, можно выделить следующие компоненты системы социально-культурного сервиса:
деловой сервис – предоставление услуг, обеспечивающих культуру и безопасность экономической деятельности – услуги по страхованию, деловому администрированию, реферированию и документационному обеспечению, подбору персонала, охране и т.д.;
зрелищный сервис - предоставление услуг в сфере созерцания разного рода представлений, шоу-программ, игр, состязаний, аттракционов, в эстетическом освоении духовно-художественного пространства произведения с целью духовного обогащения (услуги театров, кинотеатров, стадионов, спортивных и концертных залов, цирков и т.д.);
информационный сервис - предоставление информационных услуг в различных областях знаний, экономике, политике (услуги библиотек, информационно-рекламных центров и сетей, средств массовой информации, консалтинговых центров и т.д.);
клубный сервис - предоставление возможности общения, дополнительного творческого образования и созидания в каком-либо виде художественной, технической, естественнонаучной деятельности с установкой на практический результат (услуги базовых организаций, объединяющих людей по интересам, национальностям, профессиям, досуговым занятиям и т.д.);
музейно-выставочный сервис - предоставление услуг по освоению духовно-художественного и духовно-интеллектуального пространства культуры современности и прошедших эпох с целью реализации потенциала экспонируемого материала в будущей деятельности (услуги музеев, выставочных галерей, залов и т.д.);
образовательный сервис - предоставление услуг по освоению интеллектуального пространства культуры, по овладению знаниями, умениями, навыками практической деятельности (услуги организаций по обучению всех видов и уровней);
оздоровительный сервис - предоставление услуг по улучшению здоровья, восстановлению сил, рекреации, приведению здоровья в более благоприятное состояние (услуги учреждений здравоохранения, курортов и т.д.);
празднично-обрядовый сервис – предоставление услуг по организации и проведению праздников, обрядов, ритуалов, юбилеев, презентаций и т.д. (услуги учреждений культуры и специализированных фирм);
рекреационный сервис - предоставление услуг в сфере активного отдыха и развлечений, возможности прямого участия в игре, борьбе, разного рода аттракциях без утилитарной цели с направленностью на само действие (парки, казино, дискотеки, залы игровых автоматов и т.п.);
социальный сервис - предоставление услуг по поддержанию жизнедеятельности, реабилитации, обеспечению правовой поддержки и защиты (услуги учреждений социального обеспечения, адвокатских и нотариальных контор);
туристский сервис - предоставление пакетов услуг туристского комплекса: проживания, питания, информационного сопровождения, экскурсионного обслуживания, анимации во время путешествия с разными (рекреация, оздоровление, познание, удовлетворение религиозной потребности - паломничество, хадж, экстремальные испытания и др.) целями (услуги туроператоров, турагентов, экскурсионных бюро, агентств гидов-переводчиков и т.д.);
физкультурно-спортивный сервис - предоставление услуг, способствующих достижению высоких спортивных результатов, приведению габитуса (внешний облик телосложение, осанка) потребителя в соответствие с требованиями социокультурной и социоприродной среды, культурно-валеологических услуг (услуги учреждений физической культуры и спорта);
художественно-конструкторский сервис – предоставление услуг по дизайнерскому преобразованию предметной среды, созданию экспозиций, рекламы, формированию имиджа (услуги специализированных организаций и фирм)[26].
На новом витке развития знания становится еще более осознанной потребность в разрешении фундаментальных вопросов, необходимость поиска гармоничного увязывания культурологических, сервисных и экономических моментов социально-культурного сервиса, необходимость перехода к действительно комплексным исследованиям, способным обеспечить оптимальные и обоснованные стратегические и тактические решения, совершенствующие условия для социально-культурного сервиса в условиях современной России.
ПРИМЕЧАНИЯ:
-
См.: Каган, М.С. Философия культуры / М.С.Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – С. 96-109.
-
Услуги населению. Термины и определения. Государственный стандарт РФ Р 50646-94 // Мир качества. – 1998. – № 15.
-
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» от 16.01.1996 г. - М., 1996 (Государственный комитет РФ по высшему образованию).
-
Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. В 4-х т. / Под ред. Ю.П.Свириденко. – Т.1. Формирование сферы услуг. – М.: Вега Интел ХХI, 2000. – С. 46-47.
-
Туризм. Гостеприимство. Сервис. Словарь-справочник /Под ред. Л.П.Воронковой. – М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 254.
-
Там же. – С. 5.
-
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» от 27.03.2000 г. - М., 2000 (Министерство образования РФ).
8. См.: Образование в сфере сервиса: Сб.статей./Под ред. Ю.П.Свириденко, В.К.Романович. – М. Изд-во ВНИИЛМ, 2002. – С.64-68; см. также: Сборник инструктивно-методических материалов учебно-методического объединения учебных заведений РФ по образованию в области сервиса /Сост. В.К.Романович и др.. - М.: Изд-во МГУС, 2005 - С. 35-36.
9. См., например: Образование в сфере сервиса: Сб.статей./Под ред. Ю.П.Свириденко, В.К.Романович. – М. Изд-во ВНИИЛМ, 2002. – С. 153-155.
10. См.: Пучкова, Л. Высшая школа и турбизнес /Л.Пучкова // Турбизнес. -2004. - № 2. - С. 23.
11. См.: Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития. Тезисы докладов науч.-пр.конф. 26-27 марта 2001 г.- М.,2001 ( ИТиГ МГУС). – С.8.
12. См.: Тезисы докладов 4-ой международной науч.-пр. конф. «Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». Под ред. д.и.н., проф. А.А.Федулина. – М.: МГУ сервиса, 2002. – С. 107-111.
13. Об эксперименте по созданию новой специальности «Туризм» и Совете по туристскому образованию. Приказ МО РФ № 1656 от 13 апреля 2004 г.
14.См.: Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития. Тезисы докладов науч.-пр.конф. 26-27 марта 2001 г. - М., 2001 ( ИТиГ МГУС). – С. 55-56.
15.См. более подробно: Велединский В.Г. Социально-культурный сервис и туризм: образование нового типа в Университете сервиса и экономики / В.Г.Велединский, Л.Н.Коптев // История Петербурга. – 2007. - № 2. – С. 4 - 8.
16. См.: Тезисы докладов 4-ой международной науч.-пр. конф. «Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». Под ред. д.и.н., проф. А.А.Федулина. – М.: МГУ сервиса, 2002. – С. 95-97.
17. Там же. – С. 116 -120.
18. Межгосударственный стандарт ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 12 марта 1996 г. № 164).
19. Рекомендации 11-й международной научно-практической конференции «Наука – сервису». – М.: МГУС, 2006. – С. 2.
20. Луков М.В.Телевидение. Конструирование культуры повседневности: Автореф. дис.... канд. филос. наук: 24.00.01 /М.В.Луков; Моск.гум.ун-т. – М., 2006. – С.7.
21. Сервис и туризм: словарь-справочник/ Под ред. Ю.П.Свириденко, О.Я.Гойхмана. - М.: Альфа-М, 2008. - С.271.
22. Там же.
23. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Современный литератор, 2006. – С. 251.
24. См.: Сборник инструктивно-методических материалов учебно-методического объединения учебных заведений РФ по образованию в области сервиса /Сост. В.К.Романович и др.. - М.: Изд-во МГУС, 2005. - С. 20.
25. Ленин, В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е / В.И.Ленин. Т. 15.- М.: Политиздат, 1972.- С. 368.
26. При подготовке перечня компонент социально-культурного сервиса использованы материалы издания: Сборник инструктивно-методических материалов учебно-методического объединения учебных заведений РФ по образованию в области сервиса /Сост. В.К.Романович и др.. - М.: Изд-во МГУС, 2005 - С. 35-36. См. также: Социально-культурный сервис и туризм. Вопросы истории, теории, технологии: сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во СПб ГУСЭ, 2007. – С. 4 -14.