Файл: 2000_Мышьякова_ИскусствоКниги.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 499

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке (1901)

Василиса Прекрасная (1902)

Былина о Добрыне Никитиче (1911)

Былина об Илье Муромце (1912)

Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане (1905, 1907);

Сказка о Золотом петушке (1910);

Сказка о рыбаке и рыбке (1938)

Лермонтов М.Ю. Песня про купца Калашникова (1941)


БИ′СТИ Дмитрий Спиридонович (1925-1990), российский график, художник книги, народный художник России (1984), вице-президент Академии художеств (1988), Лауреат Гутенберговской премии (г. Лейпциг, 1985). Государственная премия за участие в создании 200-томной «Библиотеки всемирной литературы» (1978). Работал как оформитель книги и иллюстратор, сочетающий яркую образность и гражданственность художественных решений, смелость и контрастность художественной манеры с тонким пониманием специфики книги, мастерством композиции. (А.Н. Кантор)

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Песнь о Роланде (1976)

Гомер. Илиада (1978); Одиссея (1981)

Апулей. Метаморфозы (1988)

Слово о полку Игореве (1988)


БЛЕЙК Уильям (1757-1827), английский художник, поэт, мастер книжного искусства. Проявил исключительное для 18 в. Понимание книги как органического единства. Опирался на традиции английской средневековой книги. Создавал собственные самодельные книги, содержащие его стихи, поэмы, иллюстрации. Выработал для своих книг особую технику «выпуклого офорта», в котором рисунок и текст наносились на медную доску кислоупорным лаком, а фон выедался кислотой; оттиски затем раскрашивались от руки. Часто размещал заставки не только в верхней части страницы, но и между строками текста; иногда заставки занимают отдельные страницы целиком. Эти рисунки не являются иллюстрациями в обычном смысле, но развивают и по-своему дополняют поэтический образ («Песни неведения», 1789; «Песни познания», 1794; «Книга Тель»,1789; «Брак Неба и Ада», «Америка», обе 1793). Так же Блейк оформлял и произведения других авторов. Высшее достижение Блейка в гравюре резцом - иллюстрации к «Книге Иова» (1818-1825) и неоконченная сюита рисунков к «Божественной комедии» Данте (1825-1827). Основные черты искусства Блейка - тяготение к романтической фантастике и символике, философским аллегориям, смелой, произвольной игре линий. (Е.А.Некрасова)


БОКЛЕ′ВСКИЙ Пётр Михайлович (1816-1897), российский рисовальщик, иллюстратор, карикатурист. В ранних работах преобладает сатира. В дальнейшем, сохраняя сатиру, уделял внимание поискам национального характера действующих лиц, бытовой достоверности их облика. Основной стиль Боклевского - внекнижная иллюстрация, создающая самостоятельные «портретные» образы литературных персонажей; выработал жанр психологически заострённого социального портрета. Создавал иллюстрации к произведениям Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. (Г.Ю.Стернин)

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Гоголь Н.В. Ревизор (1858)


«Галерея гоголевских типов» (1858)

«Бюрократический катехизис. Пять сцен из «Ревизора» (1863)


БРУ′НИ Лев Александрович (1894-1948), российский график и живописец, был членом объединения «Мир искусства». Книги о природе для детей Бруни сопроводил любовно и поэтично исполненными перовыми рисунками-миниатюрами. В иллюстрациях к произведениям классической восточной литературы проявил тончайшее ощущение стиля, выразительности линий.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Перовская О. Зверята и ребята (1925)

Арсеньев В.К. Дерсу Узала (1932)


БУРЛЮ′К Давид Давидович (1882-1967), русский поэт, художник, литературный и художественный критик, издатель. В 1907-1908 гг. Вошёл в круг художников-авангардистов (М.Ларионов, Г.Якулов и др.). Выступал за принципиально новый подход к изданию книги. При участии Бурлюка выпущено более 12 футуристических сборников, начиная с «Садка судей I» (1910), напечатанного на оборотной стороне дешёвых обоев в «знак протеста против роскошных буржуазных изданий»(В.Каменский). Бурлюк - издатель произведений Маяковского, Хлебникова. Стиль Бурлюка в оформлении книг довольно однотипный: на обложке - либо портрет Бурлюка, либо фотокопии его произведений, заглавия исполнялись плакатным шрифтом, буквы были разной величины, слова располагались цепями поперечных и продольных линий Материал в книгах (журналах) размещался хаотично: стихи перебивались фрагментами воспоминаний; иллюстрации то вклинивались в текст, то давались на отдельных листах; обильно представлялись фотографии и образцы графической поэзии (Т.В.Селезнёва)


ВАСНЕЦО′В Виктор Михайлович (1848-1926), русский живописец, художник театра, график. Оставил заметный след в истории оформления русской книги. Выполнил юбилейное издание «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина (1899).


ВАСНЕЦО′В Юрий Алексеевич (1900-1973), российский художник-график и живописец, народный художник России (1966). Иллюстрировал, как правило, русские народные сказки, песенки, прибаутки, потешки, органически сочетая реальность и фантазию. Его иллюстрации яркие, многоцветные, как правило - страничные. Для них характерно сочетание традиций русского фольклора, поэтичности и декоративного богатства образов. Гос. Премия , 1971. (А.Н.Кантор)

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

«Ладушки» (1964)

«Радуга-дуга» (1969)


ВЕРЕ′ЙСКИЙ Орест Георгиевич (1915-1993), российский график, иллюстратор, действительный член Академии художеств России (1983), народный художник России (1993). В иллюстрациях стремился к точности психологических и бытовых характеристик, выразительности деталей, чёткости графической манеры. Гос. Премия, 1978.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Твардовский А.Т. Василий Тёркин (1942-1948)

Шолохов М.А. Тихий Дон (1951-1952,1955); Судьба человека (1958)



ВРУ′БЕЛЬ Михаил Александрович ( 1856-1910), российский живописец, график. Литературные и театральные образы сопровождали весь творческий путь Врубеля, став неотъемлемой частью его поэтического мира. Откликаясь на великие творения мировой литературы, Врубель старался постичь их философский смысл и художественную мощь, не скрывая и собственного взгляда на человеческую судьбу. Врубель создал многочисленные живописные и графические композиции на темы «Гамлета» и «Ромео и Джульетты» У. Шекспира, «Фауста» И.В. Гёте, рисунки к «Анне Карениной» Л.Н Толстого, серию акварельных листов к произведениям М.Ю. Лермонтова. Неоднократно обращался к образу Демона. Произведениям Врубеля присущи декоративно-пластические черты стиля модерн. (Г.Ю.Стернин)


ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Пушкин А.С. Моцарт и Сальери (1881);

Пророк (1889)

Дон Жуан (1889)

Лермонтов М.Ю. Демон (1891)


ГЕРА′СИМОВ Сергей Васильевич (1885- 1964), российский живописец, график, действительный член Академии художеств (1947), народный художник России (1958). Стал одним из создателей характерного для 30-50 гг. Типа реалистических, обстоятельно-изобразительных иллюстраций. Излюбленная Герасимовым-иллюстратором техника чёрной или цветной акварели придаёт его произведениям живописную свободу, острую эмоциональность, эффект непосредственного жизненного впечатления (М.А. Чегодаева)

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Островский А.Н. Гроза (1950-1951)

Горький М. Дело Артамоновых (1956)

Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо (1968)


ГОНЧАРО′В Андрей Дмитриевич ( 1903-1976), российский график, живописец, сценограф, мастер книжной ксилографии, член-корреспондент Академии художеств (1973), народный художник России (1979). Ученик В.А. Фаворского, от которого воспринял профессиональные навыки гравирования по дереву, методологию композиции в пластических искусствах и взгляд на книгу как на единый организм. Как книжный художник тяготел к иллюстрированию произведений драматургии или прозы высокого драматического накала и психологического напряжения. Для иллюстраций Гончарова характерны монументальность, внутренняя значительность фигур и предметов, выразительность композиционно-ритмических построений, цветоносность чёрного и белого. Диплом и золотая медаль на Международной выставке искусства и техники в Париже (1937), Лауреат Гутенберговской премии (г. Лейпциг. 1971), Гос. премия (1973)

(Н.Н.Розанова)

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы ( 1929); Идиот (1970)

Смоллетт Т. Приключения Перигрина Пикля (1934-1935)

Мериме П. Новеллы (1944-1945)

Островский А.Н. Без вины виноватые (1971)


ГОНЧАРО′ВА Наталия Сергеевна ( 1881-1962), российский живописец, график, театральный художник, из старинного дворянского рода, к которому принадлежала Н.Н. Пушкина (Гончарова).Вместе со своим мужем, художником М. Ларионовым, в нач. 20 в. Разрабатывала теорию и практику неопримитивизма. Ориентированного на национальный фольклор, икону, вывеску, лубок. Оформила много постановок Дягилевских сезонов в Париже, иллюстрировала произведения А.С.Пушкина, «Слово о полку Игореве» и др. (Т.И. Бычихина)


ГОРЯ′ЕВ Виталий Николаевич (1910-1982), российский график, народный художник России (1976). Обладает поразительным чувством стиля, способностью «нечаянно» увидеть характерное и неожиданное в хрестоматийно-классических лицах писателей, удивительно правдив и убедителен , несмотря на кажущуюся простоту художественных средств. Для его иллюстраций характерен свободный, обобщённый, экспрессивный рисунок с чертами гротеска. Гос. Премия (1967).

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Твен М. Приключения Тома Сойера (1948);


Приключения Гекльберри Финна (1962)

Катаев В.П. Белеет парус одинокий (1951)

Ларни М. Четвёртый позвонок ( 1959)

Гоголь Н. В. Петербургские повести (1965)

Олеша Ю.К. Три толстяка (1965)

Достоевский Ф.М. Идиот (1966-1968)

Фолкнер У. Свет в августе (1975)


ГРАНВИ′ЛЬ Жан Иньяс Изидор Жерар (1803-1847),французский, график, мастер карикатуры, книжной и журнальной иллюстрации. Манера иллюстрирования - романтическая. Для Гранвиля характерно сочетание бравурности штриха с проникновенным вниманием к тексту. Особой самобытностью отличаются оформленные Гранвилем книги «Метаморфозы дня» (1829, 1853), «Сцены из частной и общественной жизни животных» (т. 1-2, 1842), «Иной мир» (1844) с многочисленными, детально разработанными, изображениями причудливых превращений, наделяющих мир растений, животных и даже «Мёртвой» природы признаками человеческого бытия. Эти гротески можно рассматривать как предвосхищения сюрреализма в искусстве. (М.Н. Соколов)

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Свифт Дж. Путешествия Гулливера (1838)

Дефо Д. Жизнь и приключения Робинзона Крузо (1840)


ГУ′ТЕНБЕРГ Иоганн ( ок. 1399- 1468), немецкий изобретатель европейского способа книгопечатания.


ДЕЛАКРУА′ Фердинанд Виктор Эжен (1798- 1803), французский, живописец, график, мастер книжной иллюстрации, один из крупнейших представителей французского романтизма. Иллюстрировал произведения

И.В. Гёте, У. Шекспира, Дж. Байрона, В. Скотта. Создавал композиции, отмеченные тонкими светотеневыми эффектами, бравурной игрой фантазии и вместе с тем проникновенным вниманием к специфике интерпретируемого текста. И.В. Гёте высоко оценил иллюстрации Делакруа к «Фаусту».

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Гёте И.В. Фауст (1828)

Шекспир У. Гамлет (1843)


ДЕРЕ′ГУС Михаил Гордеевич (р. 1904), российский график и живописец, член-корреспондент Академии художеств (1958), народный художник России (1963). Иллюстрировал произведения русских и украинских писателей, создавая яркие реалистические образы персонажей и сюжетные композиции. Гос. Премия Украины им. Т.Г. Шевченко (1969).

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Гоголь Н.В. Тарас Бульба (1952)


ДОБУЖИ′НСКИЙ Мстислав Валерианович (1875- 1957), российский художник книги, участник объединения «Мир искусства». В художественной манере склонен к шаржу, гротеску. В ранних работах Добужинского заметно влияние модерна с элементами символизма. Значительное место в творчестве Добужинского занимает образ Петербурга, далекий от лирической созерцательности и наполненный блоковским трагизмом. Городские пейзажи Добужинского привлекают графической изысканностью, тревожной таинственностью. Добужинский обрел репутацию тонкого оформителя книжных и журнальных изданий, проникновенного интерпретатора литературных произведений. Мастерство Добужинского-орнаменталиста в значительной степени определило облик ведущих русских литературно-художественных журналов «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон». В книжных иллюстрациях Добужинский театрализует видимый предметный мир, добивается сценической выразительности типажа, в других случаях извлекает художественный эффект из аскетически строгого сочетания черного пятна и белого листа бумаги. (Г.Ю. Стернин)


ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Лермонтов М. Ю. Казначейша (1913)

Достоевский Ф. М. Белые ночи (1923, 1963, 1982)

Олеша Ю. К. Три толстяка (1928, 1930)

Пушкин А. С. Евгений Онегин (1947)


ДОМЬЕ′ Оноре Викторьен (1808-1879), французский график, живописец, скульптор, мастер политической и бытовой сатиры. Композициям Домье присущи элементы романтической стилистики: динамика штриха, сочная бархатистость пятен, свобода в передачи психологических оттенков, движения света и воздуха. Иллюстрировал произведения Ж. Лафонтена, Ж. Б. Мольера, В. Гюго, О. Бальзака. Неоднократно обращался к образу Дон Кихота; создал цикл, сочетающий элементы гротеска с высоким романтическим пафосом. По мнению многих исследователей, этот цикл является одной из лучших изобразительных интерпретаций романа М. Сервантеса.


ДОРЕ′ Луи Огюст Гюстав (1832-1883), французский художник-график. Всемирную известность получили иллюстрации к произведениям классиков мировой литературы. Виртуозный и экспрессивный стиль иллюстрирования.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль (1854, 1873)

Данте А. Божественная комедия (1861, 1868-69)

Сервантес М. Дон Кихот (1863)

Мильтон Дж. Потерянный рай (1866)

Библия (3 тома, 1866)


ЕЧЕИ′СТОВ Георгий Александрович (1897-1946), российский график, художник книги, мастер книжной ксилографии, создавший образы высокого патетического, часто символического звучания, большого драматического напряжения.(Н. А. Ермолаев)

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Гейне Г. Германия. Зимняя сказка (1934); Атта Троль (1937)

Эсхил. Трагедии (1937)

«Джангар». Калмыкский народный эпос (совместно с В. А. Фаворским,

М. И. Пиковым, А. Д. Гончаровым, Н. В. Фаворским, 1940)

Байрон Дж. Дон Жуан (1947)

Бианки В.


ЗАМИРА′ЙЛО Виктор Дмитриевич (1868-1939), российский график, живописец, театральный художник, член объединения «Мир искусства», мастер рисунка и гравюры. Много работал в области книжной и журнальной графики, создавал иллюстрации, обложки, книжные украшения. Обложки Замирайлы отличаются остротой выдумки, оригинальным стилем орнаментации, декоративным богатством шрифтов. В иллюстрациях, выполненных иногда под влиянием Врубеля, отдавал предпочтение сказкам, балладам, легендам. Для Замирайлы характерны фантастические, полные причудливых контрастов образы. ( А.Ф. Иваненко )

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Чуковский К.И. Джек - покоритель великанов ( 1921 )

Гринвуд Дж. Маленький оборвыш ( 1929)


КАМЕ′НСКИЙ Василий Васильевич (1884 1961), российский поэт-футурист, художник, один из первых отечественных лётчиков, член футуристической группировки «Гилея», В которую входили В.Хлебников, В.Маяковский, Д.Бурлюк и др., называвшие себя «кубофутуристами», «будетлянами». Участвовал в создании первого русского футуристического сборника «Садок судей I» (1910). Работая как художественный конструктор, график и оформитель книги, стремился к слиянию «фактурности», «вещности», геометрической чёткости и абстрактности с традициями народного искусства (лубок), к остропарадоксальному сочетанию линий и цвета. Придавал особое значение «графической картине слова», которую, по его мнению, делают динамичной и экспрессивной подчёркивание отдельных слов и букв, введение в стихи жирным шрифтом различных математических знаков. (Г.В.Якушева)