Файл: 2000_Мышьякова_ИскусствоКниги.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 498

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕ′КТО (от лат.recto folio - на лицевой стороне листа), в рукописном свитке - внутренняя записанная часть, в кодексе (рукописном или печатном) - лицевая часть листа. При наличии пагинации на ректо проставляют нечётные числа (см. ВЕРСО).

РИТМИ′ЧЕСКАЯ СТРУКТУ′РА КНИГИ, характеристика художественной формы книги с точки зрения закономерностей расположения и взаимосвязи всех её элементов. Ритмическая структура книги складывается из многих ритмических рядов, возникающих из чередований и повторений однородных элементов художественной формы (смена страниц и разворотов, композиция обложки, последовательность иллюстраций и др.). Ритм выражается акцентами. Для ритмических акцентов используются масштабные, цветовые, фактурные изменения (контраст и нюанс, динамика и статичность, симметрия и асимметрия). Ритмическая структура книги - средство эмоциональной окраски книжных форм и фактор воздействия на читателя. (Е.Б.Адамов)

РУ′БРИКА (от лат. rubrica - название закона, написанное красной краской), способ обозначения отдельных частей текста, активизирующий внимание читателя. Система рубрик называется рубрикацией.

РУКОПИ′СНАЯ КНИГА, книга, в которой текст, орнаментальное убранство, иллюстрации воспроизведены от руки. Известны две основные формы рукописной книги - свиток и кодекс. Последняя форма впоследствии перешла в печатную книгу и сохранилась почти без изменений до наших дней.

СВИ′ТОК, одна из древнейших форм книги; листы, скреплённые между собой краями и свёрнутые в рулон. Появился в Египте примерно в 3 тыс. до н.э. В качестве материалов использовались папирус, шёлк, кожа, пергамен, бумага.

СИНОДА′ЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА (до 1721 г. Патриаршая библиотека), одна из старейших русских библиотек (Москва). Возникновение её относят к 16 в. Некоторые исследователи полагают, что в составе Синодальной библиотеки сохранилась так называемая «библиотека Ивана Грозного».

СКО′РОПИСЬ, почерк деловой письменности, характеризуется непрерывностью движения пера при начертании букв. Кирилловская скоропись на Руси встречается в грамотах с 14 в.

СЛОВА′РЬ, сборник слов, являющийся справочным пособием. Предшественник словаря - глоссарий. Существует множество разновидностей словарей: энциклопедические, лингвистические, этимологические, орфоэпические, орфографические, синонимические, иностранных слов и др.

СНО′СКА, примечание, библиографическая ссылка, которые помещаются под основным текстом (реже - сбоку, на полях), отмечаются порядковым номером или звёздочкой.

СОДЕРЖА′НИЕ (ОГЛАВЛЕ′НИЕ), система заголовков всех значительных частей книги с указанием страниц, на которых они размещены.

ССЫ′ЛКА, словесное или цифровое указание, адресующее в тексте к другому фрагменту (таблице, главе, иллюстрации) данного текста или к другому изданию.


СУПЕРОБЛО′ЖКА (от лат. super - сверху), элемент внешнего оформления книги : лист бумаги, оборачивающий книгу. Впервые появилась на рубеже 19-20 вв. Первоначальная функция - защитная, позже - декоративная.

ТИРА′Ж (франц. tirage), количество экземпляров печатного издания одного названия, указывается в выходных данных.

ТИ′ТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, ТИ′ТУЛ (от лат. titulus - надпись, заглавие), заглавный лист издания, содержащий сведения об этом произведении (автор, название, издательство, место и год издания и др.). В древних свитках вместо титульного листа был ярлык с заглавием («титул»), который шнурком привязывался к свитку. Первые титульные листы появляются в 15 в. Современный титульный лист по своей структуре может быть одинарным (первая страница с оборотом), разворотным (основной титул с авантитулом и контртитулом) и распашным.

УСТА′В, тип письма древних славянских рукописей с чётким геометрическим рисунком букв. В 15 в. вытесняется полууставом.

ФАКСИ′МИЛЬНОЕ ИЗДА′НИЕ (от лат. fac simile - делай подобное), произведение печати, точно воспроизводящее ранее выпущенное оригинальное издание или рукопись, включая все особенности бумаги и переплёта. Цель такого издания - сохранить редкие, особо ценные литературные памятники. Репринтные издания отличаются от факсимильных тем, что воспроизводят, как правило, современные издания (обычно научного характера).

ФАКТУ′РА в книге (от лат. factura - обработка, строение), специфический характер поверхности, чувственное восприятие которого входит в комплекс ощущений от книги; один из формообразующих элементов книжного искусства. Различают фактуру материальную и нематериальную. Материальная фактура образуется 1)микрорельефом поверхности полиграфического материала (пергамен, бумага разных сортов, кожа, ткани) и 2)различными способами обработки и сочетания этих материалов (печать и различного рода тиснения, нанесение лака, наклейки и т.п.). Нематериальная фактура представляет собой лишь оптический эффект: её рельефность иллюзорна и возникает в результате чисто зрительного взаимодействия плоскости бумаги с нанесёнными на неё элементами печатной графики (шрифт, рисунок, гравюра). Особую роль в книге могут играть и опосредованно присутствующие в иллюстрациях фактурные качества самих изображаемых предметов. Взаимодействие всех видов фактуры образует ансамбль, который может строиться как по принципу соответствия, так и по принципу контраста. Историческое развитие книги преломляется и в эволюции её фактуры: от органических, неупорядоченных - к искусственным, равномерным; от ярко выраженных, специфических - к менее характерным, нейтральным; от неустойчивых - к стабильным, сознательно регулируемым. (Э.Д. Кузнецов)

ФОЛИА′НТ (от лат. folium - лист), издание форматом от 60 до 84 см высотой. В 20 в. таким форматом издаются только географические атласы и факсимильные художественные издания. В переносном смысле - всякая книга большого формата. (А.Б. Горянин)


ФО′РЗАЦ (нем vorsatz), сложенный пополам лист плотной бумаги, скрепляющий книжный блок с переплётной крышкой.

ФРОНТИСПИ′С (от лат. frontis - лоб, передняя сторона и specio - смотрю), иллюстрация в книге, помещаемая на левой стороне разворота титульного листа. Часто фронтисписом является фотография или портрет автора книги. Впервые появился в Италии в 16 в.

ФУТЛЯ′Р книги (от лат. fotrale - ножны, коробка), картонная коробка (обычно - полуоткрытая) для защиты наиболее ценных изданий. Может являться декоративно-графическим средством оформления книги.

ХРЕСТОМА′ТИЯ (от гре. chrestos - полезный и manthano - учусь), учебная книга, сборник систематически подобранных материалов. Разновидность хрестоматии - «книги для чтения» в младших классах школы.

ШМУЦТИ′ТУЛ (нем. schmutz - грязь и titel - заглавие), заглавие части (главы) книги, помещаемое, как правило, на правой печатной полосе с пустым оборотом.

ШРИФТ (нем. Schrift), графическое и упорядоченное изображения знаков письма. Основой современного русского типографского шрифта является так называемый гражданский шрифт, введённый Петром I в 1708 г.

ЭКСЛИ′БРИС (от лат. Ex libris - из книг), книжный знак , бумажный ярлык, наклеиваемый владельцем библиотеки на внутреннюю строну переплёта книги. Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, говорящий о его профессии и увлечениях. Родиной экслибрисов считается Германия 15 в. В России появились при Петре I .

ЭНЦИКЛОПЕ′ДИЯ (от греч. Enkyklios paideia - обучение по всему кругу знания), научное справочное издание, содержащее наиболее существенную информацию по всем или отдельным отраслям знания.



PERSONALIA


ГИН Александр Алексеевич (1817- 1875), российский художник, рисовальщик, иллюстратор. Его творчество созвучно натуральной школе в русской литературе. Агин выработал свой тип изобразительного отклика на писательское слово - жанрово-бытовой рисунок. Главное дело Агина - иллюстрации к роману Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Они созданы в содружестве с Бернардским. При жизни Агина были изданы 72 гравюры цикла под названием «100 рисунков из сочинения Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Иллюстрации Агина отличаются широтой обобщений и обличительной силой, сочетают великолепное знание русской жизни, социальную заострённость бытовых и психологических характеристик с пластической цельностью и ясностью композиции. (Г.Ю. Стернин)

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Тургенев И.С. Помещик (1846)

Гоголь Н.В. Мёртвые души (1846-47, 1892)

А′ЛЬТМАН Натан Исаевич (1889-1970), российский живописец, график, художник театра и кино, скульптор, заслуженный художник РСФСР (1968), член Германской АХ в Берлине (1970). Создал декоративно-эмблематический вариант оформления книги, несущий следы стилистических веяний кубизма, супрематизма; автор остродинамичных иллюстраций, порой с элементами романтический гиперболизации. Автор известного живописного портрета А.Ахматовой (1914, Русский музей, СПб), карандашных портретов М.Горького, С. Есенина, В.Вересаева, И.Бабеля, А.Н.Толстого, И.Эренбурга (1925-1932) (Н.А. Ермолаев)


ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Гоголь Н.В. Петербургские повести (1937)

Зощенко М. Умные животные (1939)


АНДРЕ′Й БОГОЛЮ′БСКИЙ (около сер. 20-х гг. 12 в. - 1174), великий князь владимирский, сын Юрия Долгорукого, покровитель и организатор книжного дела, создатель библиотек. (А.Г. Глухов)


А′НИКСТ Михаил Александрович (р.1938), российский художник книги. Один из лидеров отечественного книжного дизайна 70-80-х гг., обогатившего традиции интернационального типографического стиля элементами постмодернистской экспрессии. В основном оформляет книги в издательствах «Искусство», «Галарт». Совместно с Троянкером разработал художественную структуру серии «История книжного искусства» (изд. «Книга», 1975-1989). Лауреат конкурса I ВА в Лейпциге (1971, 1982) и др. (Н.А.Ермолаев)


А′ННЕНКОВ Юрий Павлович (1889-1974),российский график, живописец, художник театра и кино, мастер книжного оформления, один из родоначальников советской книжной иллюстрации. Рисовал обложки, заставки, концовки, издательские марки. Иллюстрации Анненкова отличаются импровизационной свободой и эмоциональной раскованностью; разнообразен арсенал графических элементов и приёмов, создающих сложный синкопированный ритм: жёсткая перовая линия и мягкий штрих карандаша, упругие арабески и тающие акварельные размывки, конструктивная огранка объёмов в духе кубизма и безошибочность «случайных» росчерков. (Н.А. Ермолаев)

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Блок А.А. Двенадцать (1918)

Чуковский К.И. Мойдодыр (1923)


АПОЛЛИНЕ′Р Гийом ( наст. Фамилия и имя Костровицкий Вильгельм Аполлинарий, 1880-1918),французский поэт, график, один из мастеров художественной культуры авангардизма и родоначальников экспрессивной типографики 20 в. В своём сборнике стихов «Каллиграмма» (1918) составлял из наборных знаков и строк изобразительные фигуры (дождь, птицы, фонтан, глаз и др.), добиваясь визуализации словесного образа и эффекта симультанности (одновременности изображаемого действия и его восприятия).

(В.А. Лебедев)


БАКСТ (наст. Фамилия Розенберг) Лев Самойлович (1886-1924), российский живописец, график, мастер театрально-декорационного искусства, один из ведущих деятелей объединения «Мир искусства». Журнальная графика Бакста окрашена символистскими настроениями, характерными для поэзии рубежа 19-20 вв. Поэтической фантазии и декоративному дару Бакста во многом обязаны своим обликом ведущие художественные журналы тех лет («Мир искусства», 1898-1904; «Золотое руно», 1906-1909; «Аполлон», 1909-1917). Бакст - мастер и сложных графических композиций (обложки, фронтисписы, вклейки), и небольших виньеток, издательских марок, украшающих журнальную страницу. Господствующую в ту пору декоративную систему модерна Бакст обогащает античными мотивами, тем самым способствуя формированию нового стилевого языка. Как художник книги оформил « Русский музей императора Александра Ш» А.Бенуа, сборник стихов А.Блока «Снежная маска» (1907). Мировую славу Баксту принесли его сценографические работы для «Русских сезонов» в Париже, где он жил с 1909 г.


(Г.Ю. Стернин)


БЕНУА′ Александр Николаевич (1870-1960),российский художник, историк искусства, художественный критик, один из организаторов и идейный вдохновитель объединения «Мир искусства». Статьями и иллюстрационными работами утверждал стилевую цельность пластического образа книги и журнальных изданий. Принимал участие в орнаментации журналов «Мир искусства» и «Золотое руно». В ранние годы Бенуа иллюстрировал фантастический мир произведений Гофмана. Романтическими чертами отмечены и иллюстрации к «Пиковой даме» Пушкина. Лучшие качества таланта Бенуа сказались в иллюстрациях к «Медному всаднику» Пушкина. Любимый художником пушкинский Петербург предстаёт в этих рисунках преображённым природной стихией, но сохраняющим свою таинственную власть над человеком. (Г.Ю. Стернин)

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Гофман Э.Т.А. Автомат (1898); Золотой горшок (1899)

Пушкин А.С. Пиковая дама (1899,1910-1911, 1917); Медный всадник (1904,

1922,1923)


БЁРДСЛИ Обри Винсент (1872-1898), английский график, мастер книжной и журнальной иллюстрации, один из основоположников стиля «модерн». Рисунки Бёрдсли ( тушь и др. Техники) были рассчитаны на воспроизведение фотомеханическим способом. В ранних произведениях Бёрдсли близок к стилю изданий У.Морриса (см.). Под воздействием японской ксилографии Бёрдсли выработал более самостоятельную манеру, основанную на виртуозной игре прихотливо-извилистых линий и эффектных контрастов чёрного и белого. В последних работах Бёрдсли, переосмыслив французскую книжную гравюру 17-18 вв., сводит рисунок к сочетанию утончённых, измельчённых арабесок. Ассоциативная, символичесуая и свободная интерпретация писательской идеи, остросовременное восприятие эстетики любой эпохи, ироничное, гротескная парадоксальность образов сделали искусство Бёрдсли предтечей и принадлежностью новейших художественных направлений 20 века. (А.Н. Царенков)

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

Мэлори Т. Смерть Артура (1893)

Уальд О. Саломея (1894)

«Желтая книга» (сборник, 1894-1895)

Поп А. Похищение локона (1896)


БИЛИ′БИН Иван Яковлевич (1876-1942), русский график и художник театра, член объединения «Мир искусства». Основные графические работы Билибина - характерныйобразец национально-романтической ветвистиля модерн в русской книжной и журнальной графики нач. 20 века. В своих работах опирался на поэтику народного творчества, на русскую икону и изобразительный фольклор (лубок, крестьянская вышивка, деревянная резьба). Использовал достижения немецких рисовальщиков и японских ксилографов. В основе композиционно-пластических решений печатной графики Билибина - линейно-орнаментальная выразительность. В поисках зрительной целостности графического образа Билибин большое внимание уделял рисованным шрифтам. Образная система Билибина сочетает в себе черты народного художественного мышления и рафинированность графического языка. (Г.Ю. Стернин)