Файл: 2006_Триодина_ОсновыСКД.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Впервые в России (1999 год) в храме Христа Спасителя прошел первый Международный фестиваль современной христианской песни «Поющий ангел». Задача фестиваля представить широкой аудитории лучшие образцы современной христианской песни. На фестивале вступали как христианские исполнители, так и светские артисты. Критериями отбора участников фестиваля стали высочайший профессионализм исполнителей и композиторов, тематика, идея произведений, которые должны давать ответы на вопросы, поставленные перед обществом современной жизнью, нести людям и в первую очередь молодому поколению слово Божье. Фестиваль был организован Христианским продюсерским центром «Мессия», который существует более десяти лет. За годы существования он провел свыше 80 концертов различных жанров классической духовной музыки, хоровой, которую дополняют фольклор и рок. В какой-то степени современная христианская песня перенимает эстафету народного христианства, когда наряду с церковным просвещением религиозные, христианские идеи несли в народ бродячие музыканты, калики перехожие. Устроители фестиваля уверены, что чем больше христианская песня будет продвигаться на современную эстраду, тем больше у нас шансов жить в гражданском обществе, построенном на христианских ценностях.

Десятилетний юбилей уже отмечал Пасхальный фестиваль. В последние годы это не просто концерты в Большом зале филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Появилась потребность теоретического осмысления новых тенденций в культуре. Фестиваль, увеличивая число слушателей, зрителей (концерты проходят в Князь-Владимирском соборе, соборе Петра и Павла в Петропавловской крепости в Военной академии тыла и транспорта, в Эрмитажном театре), ведет просветительскую, научную работу. Например, в Пушкинском доме в рамках фестиваля прошла научная конференция «Православие и русская культура». В 2002 году Пасхальный фестиваль прошел в Москве. Его художественным руководителем стал Валерий Гергиев.

Ежегодно в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва) проходят «Декабрьские вечера», начало которым положил великий пианист современности Святослав Рихтер. Основой программ «Декабрьских вечеров» традиционно становится «сквозная тема», охватывающая значительное культурное явление. Например, творчество Бетховена, «Образы Англии», «Мастера XX века», «Художник читает Библию». Как правило, исполнение музыкальных произведений сопровождается показом художественных полотен. «Аве Мария» Бортнянского, «Отче наш» на музыку Генделя, Гайдна, великого композиторамонаха Комитаса – звучит на фоне оплечного изображения «Богоматери с предстоящими» Петрова-Водкина, полотен Веронезе, Эль-Греко, в присутствии великой рублевской «Троицы».

Неизменным успехом пользуются выставки религиозной литературы, сувениров, изделий церковных мастерских, которые устраивает Санкт-Петербургская епархия в павильоне «Ленэкспо», в Манеже, на других площадках. На такие выставки жители города идут еще и для того чтобы встретиться с духовенством, получить консультационную помощь, послушать выступления церковных хоров.


Для того чтобы удовлетворить запросы граждан, интересующихся проблемами церковной жизни, ответить на вопросы, которые возникают у верующих людей и неверующих, Церковь вынуждена использовать самые современные формы общения. Каждую субботу беседы с телезрителями ведет Митрополит Кирилл, просветительский центр «Православное видео», идя навстречу запросам граждан, в особенности, молодежи, выпускает видеофильмы церковной тематики о церковных таинствах, о богослужении, православных праздниках и иконах.

Молодое поколение пытается соединить религию, православие с модными течениями в культуре, создать нечто новое на стыке разных культур. В день Покрова Пресвятой Богородицы (2001 год) в храме Святых Петра и Павла при РГПУ им. Герцена был открыт интернет-клуб. Его официальное название – Информационно-консультативный центр социальной поддержки молодежи. Центр работает на основе взаимодействия разных людей и организаций – светских и духовных, на основе диалога отечественных светской и церковной образовательных традиций.

«Галактическая федерация» музыкальная рок группа, которая играет «православный рок» и рассматривает свою работу и свое творчество как христианскую проповедь. С большим трудом церковь приняла песни популярного ныне иеромонаха Романа (Матюшина), построенные на синтезе авторской песни и церковного пения. Сегодня носители рок-культуры осваивают православие и привносят в него нечто совершенно неожиданное. Болезненный анархизм «системы» переплетается с юношеским максимализмом, который сродни монашескому аскетизму, не терпящему теплохладности. Половина музыкантов стремится приблизить личное молитвенное правило к суровым и трудным монашеским образцам. Они стремятся к максимальной церковной дисциплине: посту, молитве, соблюдению заповедей, поют о Боге и считают, что должны это делать.

Религиозный ренессанс коснулся людей практичных, деловых, тех, кого мы называем «новыми русскими». По мнению А.В. Куимова главы крупной авиафирмы, предпринимателя, основателя православного поселка в Подмосковье, «народ умирает не от нищеты, народ умирает от утраты нравственных ориентиров, лжи, неуверенности в завтрашнем дне, «человеку нужно иногда вырваться из обыденной суеты, чтобы обрести вечное. Народы, как и отдельные личности, способны на агрессию лишь тогда, когда теряют собственное достоинство. Когда обретаешь Отца небесного, то сам собой в душе происходит процесс обретения родства земного от собственного достоинства до национального… человек становится на порядок сильней и уверенней». Нужно вернуться к истокам.1

Символической фигурой конца XX начала XXI столетия стал священник Александр Мень. Более пятнадцати лет прошло со дня его гибели 9 сентября 1990 года, но и сегодня все, кто помнит Меня задают себе вопрос: «Интересно, что батюшка сказал бы на все это?!». Все, что связано с именем Меня не пользуется никакими спонсорами, дотациями, но при этом не погибает, а развивается, потом что строится не сверху, а снизу. На месте гибели Александра Меня построен храм, собираются строить новый, проповеди его регулярно звучат в эфире. Фонд Меня, которым руководят его брат и вдова издает его книги (в последний год выпущена «Исагогика» семинарский учебник для изучения библии). Вечера памяти отца Александра, которые регулярно проводит общество «Культурное возрождение», собирают полные залы, продолжаются благотворительные инициативы и со стариками, и с детьми, и со здоровыми, и с больными…


На страницах газет Александр Мень продолжает отвечать на вопросы верующих и неверующих, всех, у кого сегодня возникает потребность разобраться в жизни, выбрать верный путь. Отец Александр продолжает утверждать, что наше время время духовного возрождения, что «Идет духовная эволюция, а всякая эволюция есть борьба, борьба за существование, но только уже за духовное существование. И мы ее ведем внутри себя… Это и есть ответ на вопрос о взаимодействии добра и зла в мире. Добро это то, что прекрасно, что созидает, движет вперед, исполняет. Это жизнь. А зло есть смерть, то, что тормозит развитие, дегуманизирует человека то, что делает его уже не человеком».

Как видим, религия является очень существенной частью культуры и человеческой жизни. Прошедшие 10-15 лет несколько сократили глубокий разрыв национальной духовной традиции, происшедший в социалистический период.


Вопросы по теме 1

  1. Каковы причины принятия православного христианства на Руси?

  2. Опишите основные черты православной общности – Святая Русь.

  3. Что такое религиозный ренессанс?


Литература

  1. Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский. – М.: Современник, 1991.

  2. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века// Юность. – 1993. – № 1,2,4,5,7,8.

  3. Никольский Н.М. История русской церкви. – М.: Политиздат, 1988.

  4. Фролов А.И., Полунин Н.М. Основатели. Российские просветители. – М.: Сов. Россия, 1990.



2. Социально-культурная
деятельность в эпоху Петра I

2.1.Государственные люди петровского времени.


Конец XVII начало XVIII века – это время преобразовательной деятельности Петра Великого. Его реформы коснулись всех сторон российской жизни. Перевооружение армии, создание флота, развитие торговли и военно-промышленного производства, строительство Санкт-Петербурга, введение нового летоисчисления от Рождества Христова и многое другое. Для всего задуманного Петру нужны были верные, умные, подготовленные исполнители. Император прекрасно понимал, что со старым боярством, стрельцами, думными дьяками ему Россию не переустроить. Петр добивался, чтобы все дворянство считало «государеву службу» своим почетным правом, умело управлять страной и начальствовать над войсками.

Человек нового образца, европейски образованный, преданный до самозабвения государю и государственной службе – вот идеал, к которому стремился великий преобразователь.

Прежде всего, от воспитания нового человека необходимо было отстранить церковь, лишить ее самостоятельности, минимизировать влияние в обществе. При Петре она становится государственным бюрократическим органом. В 1700 году умер патриарх Адриан, и Петр запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола» В 1721 году патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан» Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, тоже подчинявшаяся Сенату. Институты церкви стали широко использоваться для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, тоже согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. В целях дискредитации высшего духовенства был создан «Всешутейший, всепьянейший собор», задачей которого было окончательное осмеяние и поругание патриархальных церковных традиций.

Воспитание нового, государственного человека требовало создания новых образовательных учреждений, социально-культурных институтов, которые бы смогли выполнить поставленные задачи. В.Ключевский писал, что «для успешного действия нового управления, как и для других нововведений» необходимы были люди, «обладающие нужными для того знаниями», чем объясняются «усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведении общеобразовательных и профессиональных технических школ».

Петр установил новую обязанность дворян – учебную: с 10 и 15 лет дворянин должен был учиться «грамоте, цифири и геометрии», а затем должен был идти служить. Без справки о «выучке» дворянину не давали «венечной памяти» – разрешения жениться.


В 1708 году был введен новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной и научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитие библиотек. С 1702 года систематически выходит первая русская газета «Ведомости».

Созданный Петром в Петербурге первый музей Кунсткамера положил начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов, редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Это было началом музейного дела в России, началом масштабного приобщения россиян к образцам европейской культуры.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 году Академии наук в Петербурге.

Требовались изменения и в повседневной жизни. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзол, галстуки, жабо, чулки, башмаки с бантами, парики быстро распространились особенно среди городского населения. Петр учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Ассамблеи положили начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе».


А.Н. Толстой. «Петр первый»

«Здесь, на краю русской земли, у отвоеванного морского залива, за столом у Меншикова сидели люди новые, – те, что по указанию царя Петра: «отныне знатность по годности считать» – одним талантом своим выбились из курной избы, переобули лапти на юфтевые тупоносые башмаки с пряжками и, вместо горьких дум: «За что обрекаешь меня, господи, выть с голоду на холодном дворе?» – стали, так вот, как сейчас, – за полными блюдами, хочешь не хочешь, думать и говорить о государском. Здесь были братья Бровкины, Федосей Скляев и Гаврила Авдеевич Меншиков – знаменитые корабельные мастера, сопровождавшие Петра Алексеевича из Воронежа на Свирь, подрядчик – новгородец Ермолай Негоморский, поблескивающий глазами, как кот ночью, Терентий Буда, якорный мастер, да Ефрем Тараканов – преславный резчик по дереву и золотильщик.

За столом были и не одни худородные: по левую руку Петра Алексеевича сидел Роман Брюс – рыжий шотландец, королевского рода с костлявым лицом и тонкими губами, сложенными свирепо, математик и читатель книг, так же, как и брат его Яков; братья родились в Москве, в Немецкой слободе, находились при Петре Алексеевиче еще с юных лет и его дело считали своим делом; сидел соколиноглазый, томный, надменный, с усиками, пробритыми в черту под тонким носом, – полковник гвардии князь Михайла Михайлович Голицын, прославивший себя штурмом и взятием Шлиссельбурга, – как и все, он пил не мало, бледнел, и позвякивал шпорой под столом; сидел вице-адмирал ожидаемого балтийского флота – Корнелий Крейс, морской бродяга, с глубокими, суровыми морщинами на дубленом лице, с водянистым взором, столь же странным, как холодная пучина морская; сидел генерал майор Чамберс, плотный, крепколицый, крючконосый, тоже – бродяга, из тех, кто, поверя в счастье царя Петра, отдал ему все свое достояние – шпагу, храбрость и солдатскую честь; сидел тихий Гаврила Романович Головкин, царский спальник, человек дальнего и хитрого ума, помощник Меншикова по строительству города и крепости».