ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.05.2021
Просмотров: 404
Скачиваний: 2
Вопрос 10. 1.2. Специфические особенности («внутренние законы») драмы
«Изучение поэзии драматической есть, так сказать, венец теории словесности… Этот род поэзии не только способствует серьезному умственному развитию молодежи, но при своем живом интересе и особенном действии на душу поселяет благороднейшую любовь к театру, в его великом образовательном для общества значении» - В.П. Острогорский.
Специфические особенности драмы определяются:
– Эстетическими свойствами драматизма (важный признак драмы).
– Размерами драматического текста (небольшой объем драмы накладывает определенные ограничения на тип построения сюжета, персонажа, пространства).
– Отсутствием авторского повествования
Позиция автора в драматическом произведении скрыта больше, чем в произведениях других родов и ее выявление требует от читателя особого внимания и размышления. Опираясь на монологи, диалоги, реплики и ремарки, читатель должен вообразить время действия, остановку, в которой живут герои, представить их внешний облик, манеру говорить и слушать, улавливать жесты, почувствовать, что скрывается за словами и поступками каждого из них.
– Наличием действующих лиц (называемой иногда афишей). Автор предваряет появление действующих лиц, давая краткую характеристику на каждого из них (это ремарка). В афише возможен другой вид ремарки – авторское указание о месте и времени событий.
– Делением текста на акты (или действия) и явления
Каждое действие (акт) драмы, а зачастую и картина, сцена, явление - это относительно законченные части стройного целого, подчиненного определенному плану драматурга. Внутри действия могут быть картины или сцены. Каждый приход или уход действующего лица дает начало новому действию.
– Наличием «авторской ремарки»
Авторская ремарка предваряет каждый акт пьесы, отмечает появление персонажа на сцене и его уход. Ремарка сопровождает и речь персонажей. При чтении пьесы они адресованы читателю, при постановке на сцене – режиссеру и актеру. Авторская ремарка дает определенную опору «воссоздающему воображение» читателя (Карягин), подсказывает обстановку, атмосферу действия, характер общения персонажей.
Ремарка сообщает:
- как произносится реплика героя («сдержанно», «со слезами», «с восторгом», «тихо», «вслух» и т.д.);
- какие жесты сопровождают его («почтительно кланяясь», «учтиво улыбаясь»);
- какие действия героя влияют на ход события («Бобчинский выглядывает в дверь и в испуге прячется»).
В ремарке сообщаются действующие лица, указывается их возраст, описывается внешний вид, какими родственными отношениями они связаны, указывается место действия («комната в доме городничего», город), «действия» и жесты героев (например: «всматривается в окно и вскрикивает»; «храбрясь»).
– Диалогической формой построения текста
Диалог в драме - понятие многозначное. В широком смысле слова диалог - это форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами. В этом случае частью диалога может быть и монолог (речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим персонажам, но речь обособленная, не зависящая от реплик собеседников). Это может быть форма устной речи, близкая к авторскому описанию в эпических произведениях.
В связи с этим вопросом, театровед В.С. Владимиров пишет: «Драматические произведения допускают портретные и пейзажные характеристики, обозначения внешнего мира, воспроизведения внутренней речи лишь в той мере, в какой все это «укладывается» в слове, произносимым героем по ходу действия» (11:56). Диалог в драме отличается особой эмоциональностью, богатством интонаций (в свою очередь, отсутствие этих качеств в речи персонажа - существенное средство его характеристики). В диалоге отчетливо проявляется «подтекст» речи персонажа (просьба, требование, убеждение и пр.). Особенно важны для характеристики персонажа монологи, в которых действующие лица выражают свои намерения. Диалог в драме выполняет две функции: дает характеристику на героев и служит средством развития драматического действия. Понимание второй функции диалога связано с особенностью развития конфликта в драме.
– Особенностью построения драматического конфликта
Драматический конфликт определяет все сюжетные элементы драматического действия, он «просвечивает логику развития «индивидуума», отношения героев, живущих и действующих в его драматическом поле» (22:160).
Конфликт – это «диалектика драмы» (Е.Горбунова), единство и борьба противоположностей. Очень грубо, примитивно и ограниченно понимание конфликта как противопоставление двух персонажей с разными жизненными позициями. Конфликт выражает сдвиг времен, столкновение исторических эпох и проявляется в каждой точке драматического текста. Герой, прежде чем принять определенное решение или сделать соответствующий выбор, проходит через внутреннюю борьбу колебаний, сомнений, переживаний своего внутреннего Я. Конфликт растворяется в самом действии и выражается через трансформацию характеров, который происходит на протяжении пьесы и обнаруживается в контексте всей системы взаимоотношений действующих лиц. В.Г.Белинский в связи с этим констатирует: «Конфликт – это та пружина, которая движет действие, которое должно быть направлено к одной цели, к одному намерению автора» (6: 456).
– Драматическими перипетиями
Углублению драматического конфликта способствует перипетия (важная особенность драматического текста), которая несет определенную функцию в пьесе. Перипетия – неожиданное обстоятельство, вызывающее осложнения, неожиданная перемена в каком либо деле жизни героя. Функция ее связана с общей художественной концепцией пьесы, с его конфликтом, проблематикой и поэтикой. В самых разных случаях перипетия предстает таким особым моментом в развитии драматических отношений, когда они, так или иначе, стимулируются некой новой силой, вторгающейся в конфликт со стороны.
– Двойственной конструкцией сюжета, работающий на раскрытие подтекста
Известный режиссер и основатель МХАТ К.С. Станиславский делил пьесу на «план внешней структуры» и «план внутренней структуры» (46:61). У великого режиссера двум этим планам соответствуют категории «сюжет» и «канва». По мнению режиссера, сюжет драмы – это событийная цепь в пространственно-временной последовательности, а канва – это надсюжетное, надхарактерное, надсловесное явление. Если в театральной практике это соответствует понятию текста и подтекста, то в драматическом произведении - текста и «подводного течения».
«Двойственная структура текста «сюжет-канва» обуславливает логику действия событий, поведения героев, их жестов, логику функционирования символических звуков, смешение чувств, сопровождающих героев в бытовых ситуациях, пауз и реплик персонажей» (46:290). Персонажи драматического произведения включены в пространственно-временное окружение, поэтому движение сюжета, раскрытие внутреннего смысла (канвы) пьесы неразрывно связано с образами действующих лиц.
Каждое слово в драме (контексте) двухслойно: прямое значение связано с внешним - бытом и действием, переносное – с мыслью и состоянием. Роль контекста в драме сложнее, нежели в других литературных жанрах. Так как именно контекст создает систему средств выявления подтекста и канвы. Это единственная возможность проникновения сквозь внешне изображенные события в подлинное содержание драмы. Сложность анализа драматического произведения и состоит в раскрытии этой парадоксальной связи между канвой и сюжетом, подтекстом и «подводным течением».
Например, в драме «Бесприданница» А.Н.Островского подтекст ощутим в разговоре между купцами Кнуровым и Вожеватовым о купле-продаже парохода, который незаметно переходит ко второй возможной «покупке» (эту сцену необходимо прочитать в классе). В разговоре речь идет о «дорогом бриллианте» (Ларисе) и о «хорошем ювелире». Подтекст диалога налицо: Лариса - вещь, дорогой бриллиант, которым должен владеть лишь богатый купец (Вожеватов или Кнуров).
Подтекст возникает в разговорной речи как средство умолчания «задней мысли»: действующие лица чувствуют и думают не то, что говорят. Он часто создается по средствам «рассредоточенного повтора» (Т.Сильман), все звенья которого выступают друг с другом в сложные взаимоотношения, из чего и рождается их глубокий смысл.
– Законом «тесноты событийного ряда»
Динамичность действия, сцепленность реплик героев, пауз, авторских ремарок - составляют закон «тесноты событийного ряда» (46:299). Теснота сюжетного ряда оказывает воздействие на ритм драмы и определяет художественный замысел произведения. События в драме происходят как бы на глазах у читателя (зритель непосредственно видит их), который становится как бы соучастником происходящего. У читателя создается свое воображаемое действие, которое иногда может совпадать с моментом чтения пьесы.
Драма (греч drama - действие) - род литературы, в котором сочетаются эпический и лирический способы изображения Основой драматического произведения является конфликт, его содержание раскрывается через игру актеров Драма показывает люд дину в напряженный момент жизни, раскрывает характер через действия, поступки, движение ее души Драматические произведения имеют динамичный сюжет, их пишут в форме беседы действующих лиц Из видов прямой речи драматические произведения н айчастише принимают диалог, реже - монолог, в массовых сценах - полилог Авторская язык используется только в ремарках, которые выполняют служебную функцию В них сообщается о виде, возраст персонажей их профессии, черты характера, подается описание сценс сцени.
Драматическое произведение делится на части, которые называются действиями или актами Акты составляются с объявлений, появление нового лица означает новую объявление, не во всех произведениях есть объявления Между действиями являются перерыва (антракты), которые нео необходимые для смены декораций, а также отдыха актеров и зрителиів.
В драматическом произведении - небольшое количество событий и действующих лиц, как правило, - одна сюжетная линия, когда есть побочные, то развиты слабо и подчинены главной Основные средства характеристики действующих оси и б - поступки, действия, жесты, мимика, речь Эмоциональное восприятие игры усиливает музыкантовка.
Драматические произведения, предназначенные для сценизации - небольшие по объему (70-80 стр. текста), потому продолжительность спектакля не может превышать 3-4 часа
Драма сформировалась на основе обрядового действа, связанного с культом бога плодородия и виноградарства Диониса Праздники \"дионисии\" сопровождались танцами и песнями о страданиях и победу Диониса Уча Асника действа надевали шкуры козлов и маски Хор в честь Диониса пели дифирамбы, в которых оплакивали смерть Диониса, в жертву ему приносили козла Дифирамб включал, кроме песни хора, декламацию корифея На \"дионисиях\" выполнялись и похабные песни Аристотель писал, что трагедия и комедия возникли из импровизации: трагедия - из дифирамба, комедия - с фаллических песен На \"дионисиях\" проводились соревнования трагиков и комедиографов, в таких соревнованиях принимали участие известные драматурги Древней Греции Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофації Есхіл, Софокл, Еврипід, Аристофан.
Виды и жанры драмы
Драма как литературный род делится на три вида: трагедию, комедию и собственно драму
Трагедия (греч tragdidia от tragos - козел, ode - песня, букв, козлиная песня) возникла игр грустного характера в честь бога Диониса осенью, когда греки проводили его на зимнюю спячку Возникновение Трагеди ее связано с мифом о смерти бога Диониса Его смерть оплакивали в дифирамбах Основоположником трагедии был Эсхил, он ввел в трагедию второго актера, а Софокл - третьего Античная трагедия имела мифо логический характер Важную роль в древней греческой трагедии играл хор Он выполнял лирические и эпические функции Лирические - оплакивание гибели героев, выражение соболезнования, ужаса, гнева, эпические - раз доклада о событиях и обстоятельствах Хор был участником трагического действа В трагедии Эсхила \"Персы\" хор выражал позицию общества, которая была противоположной позиции героев, в трагедии \"Агамемнон\" хор представ ляв психологию народа Хор мог вступать в диалог с герои трагедийати в діалог з героями трагедії.
Античная трагедия включает шесть обязательных элементов (о них идет речь в труде Аристотеля \"Поэтика\"):
1) рассказ (миф);
2) характеры;
3) мнение (умение говорить о уместно и существенное);
4) язык (метрическая или прозаическая);
5) музыка;
6) зрелище
По мнению Аристотеля, основное в трагедии - действие, трагедия может обойтись без характеров \"Трагедия, - по словам Аристотеля, - является воссоздание украшенного языке (причем каждая часть имеет именно ей свойственны украшения) важной и законченной действия, имеет определенный объем, воспроизведение не рассказом, а действием, через сострадание и страх способствует очищению подобных чувствувань".
Трагедия захватывает душу перипетиями и узнаванием Третья составляющая трагедии - страдание
Аристотель касается композиции трагедии Она включает пролог, эписодии, эксод, хоровую часть В хоровую часть входят парод и стасим Пролог - часть трагедии перед выходом хора, еписодий - часть трагедии между хоровыми песнопениями, эксод - часть трагедии, после которой нет хора пародий - первое выступление хора, эксод - последний Аристотель считал, что композиция трагедии должна быть запутанной, \"воспр орюваты ужасное и достойное состраданияспівчуття".
Размышляя над характерами в трагедии, Аристотель считал, что они должны быть благородными
Трагедия почти всегда заканчивается смертью главного героя, его обрекали на гибель сверхъестественные силы, мифическая судьба (греч тоига, лат fatum) Эдип из трагедии Софокла \"Эдип-царь\" волею судьбы стал преступником ем, убивает своего отца царя Лая и женится на матери Иокасты Он стремился избежать преступления, но Судьба невольно сделала его преступником Осознав суть преступления, Эдип ослепляет себя и уходит в изгнание йде у вигнання.
Новым этапом в развитии трагедии стала трагедия эпохи Ренессанса В трагедиях Шекспира судьбу героев определяют не боги, не фатум, а социальные условия Герои трагедии Шекспира \"Ромео и Джульетта\", \"Король Ли ир \",\" Отелло \",\" Гамлет \"выступают против обычаев и традиций, становятся жертвами отживающего обществ, стають жертвами відживаючого суспільства.
В трагедиях классицистов (Корнель - \"Гораций\", \"Сид\", Расин - \"Федра\") происходил конфликт между чувствами героев и их долгом перед государством Герои трагедий жертвовали личными интересами ради дер ржавних Классицисты строили свои трагедии согласно правилам нормативной эстетики: действие должно происходить в течение суток и в одном местея протягом доби і в одному місці.
В эпоху Просвещения трагические герои гибнут в борьбе за социальное и национальное освобождение, отстаивая просветительские идеи Значительную роль в развитии трагедии эпохи Просвещения сыграли произведения Шиллера ( (\"Разбойники\", \"Коварство и любовь\"), Гете (\"Гец фон Берлихинген\", \"Эгмонт\"он Берліхінген", "Еґмонт").