ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.05.2021
Просмотров: 405
Скачиваний: 2
В эпоху романтизма трагедия раскрывает конфликт между героем и действительностью (Байрон - \"Манфред\", Гюго - \"Рюи Блаз\") Первой трагедией в украинской литературе есть произведение М Козачинского \"Трагедия о смерти послед заднего царя сербского Ироша V и в падении Сербского царства \"(1733 pербського царства" (1733 p.).
Крупнейшими образцами украинской трагедии XIX веке были \"Переяславская ночь\", \"Кремуций Кодр\" М Костомарова, «Савва Чалый» Ивана Карпенко-Карого, \"Оборона Буши\" М Старицкого
Горизонты украинской трагедии расширяются в XX в Появляются трагедии \"Роман Великий\" В Пачевского, \"Ярослав Осмомысл\" М Грушевский, \"Между двух сил\" В Винниченко, \"Когда народ освобождается\" Я Мам монтова, \"97\" М Кулиша, \"Дума о Британке\" Ю Яновского, \"Фауст и смерть\" О Левадаot;Дума про Британку" Ю. Яновського, "Фауст і смерть" О. Левади.
Среди разновидностей трагедии известные историко-революционная (\"Яблоневый плен\" Ивана Днепровского, \"97\" М Кулиша, \"Дума о Британке\" Ю Яновского), историческая (\"Устим Кармелюк\" В Суходольского, \"Тарасова ночь \"Ю Бедзика,\" Пророк \"И Кочерги), философская (\" Фауст и смерть \"О Левады,\" Приближение \"Ю Щербака, філософська ("Фауст і смерть" О. Левади, "Наближення" Ю. Щербака).
Категория \"трагического\" масс многовековую историю Первым теоретиком трагического был Аристотель Он считал, что трагическое имеет объективный характер, в его основе - переход от счастья к несчастью Человек испытывает есть несчастье том, что вступает в конфликт с судьбой и волей Богиі волею богів.
Классы цисты считали трагедию высоким видом, согласно правилам классицизма трагическим героем мог быть представитель высшего сословия общества По мнению Лессинга, трагическое возникает тогда, когда смелая личные ость возвышается над окружающей действительностью, вступает в борьбу с опасными препятствиями, мужественно переносит несчастье Героями трагедий могут быть обычные люди И Кант считал трагическое видом возвышенного и фактически отождествлял эти категории Гегель отмечал, что трагическое в искусстве является отражением трагического в действительности Герои трагедий - активные, свободные в своих действиях, они ставят перед собой высокую е ту Высоки политическая борьба, патриотизм, религия, любовь к родственникам Трагический герой должен быть благородным В эстетике Гегеля особое место занимает учение о трагической вину Трагический герой, на ду ТКУ Гегеля, виноват и невиновен одновременно Царь Эдип из одноименной трагедии Софокла виноват в совершении нескольких преступлений (убил отца, женился с матерью), но он и не виноват, потому что пытался избежать преступлений и не знал, кто его отецйого батьки.
Трагическое Гегель связывал с исторической необходимостью Он считал, что там, где возможна счастливая развязка, - трагедия невозможна Трагическое связано с решением сложнейших конфликтов, вызывает ають муки, страдания и гибельль.
\"Трагедия, - отмечает В Фролов, - наиболее конфликтный жанр драматургии, если можно так выразиться, это драматическое отражение наиболее глубоких и различных конфликтов\" 1 Ю Борев называл трагедию самых пре льш философским жанром искусства, \"который представляет собой глубочайшее отражение духа времени\" Она имеет влияние на различные виды литературына різні види літератури.
Трагическое есть и в епичпих (эпическая поэма, роман, повесть, рассказ, новелла), и лирических (элегия, лирический портрет) произведениях, произведениях лирико-эпического характера (лирико-эпическая поэма, баллада)
Трагизм создают действия людей, злоупотребляющих властью ради собственной цели или приходят к власти, совершая преступление (Шекспир - \"Гамлет\", Пушкин - \"Борис Годунов\")
Трагическое Возникает в семейно-бытовых ситуациях, не связанных с политическими конфликтами Романтическая любовь Ромео и Джульетты противоречит нормам феодального общества Влюбившись в Джульетту, Ромео не забывает, что он из рода Монтекки, ведущий борьбу с родом Капулетти по законам кровной местити.
Трагедия связана также с борьбой за высокие цели, имеющие общественное значение Гибель низкого, отжившего не трагедия Не является трагедией, например, гибель Пузыря из произведения Ивана Карпенко-Карого \"Х Хозяин \"М Горький в« Беседах о ремесле \"писал:\" Трагедия - это слишком высоко для мира, где почти все \"страдания\" возникают в борьбе за право собственности на человека, вещи и где под лозунгом \"борьбы за свободу \"часто борются за расширение\" права \"эксплуатации чужого труда Мещанин, даже если он\" скупой рыцарь \", - все-таки не трагический, ибо страсть к монете, к золоту - уродливая и смешная Плюш кон и отец Гранде Бальзака - не трагические, они только гадкие Трагедия абсолютно исключает пошлость Когда в зоологическом парке дерутся обезьяны - разве это трагедия? \"Трагедия всегда связана с высокими м, возвышенным, благородным Трагический герой хорошо понимает суть событий, в которых участвует и свою роль в них не может быть трагическим тот герой, который погибает случайно Трагический герой - активный, постоянно го Мировой отстаивать свои убеждения, не способен на компроми герой — активний, повсякчас готовий відстоювати свої переконання, не здатний на компроміс.
В современном литературоведении есть два взгляда на трагическое М Иванова, Г Поспелов считают, что трагическое отражает внутренние коллизии героя, борьбу между личным и общественным в характере человека Трагические обстоятельства не включают в себя трагического М Иванова отмечает, что особенностью трагедии является \"наличие в ней трагического героя, в душе которого происходит трагическая борьба личных и надособистих устремлений и чувстві почуттів".
убедительной является концепция О Аникста, Ю Борева, М Лазаревой, Т Любимовой, Яранцев \"Сущность трагического, - отмечает М Лазарева, - составляет противоречие между значительными общественными или личными интереса ами и целями, которые последовательно защищают герои художественных произведений, и практической невозможностью их осуществления в столкновении с посторонними силами (общественными или природными), что приводит к тяжелым внутренних пе реживань, мучительных страданий или гибели этих героев При этом противоборствующие силы могут выступать и как внешние по отношению друг к другу, и как столкновение разнородных начал в характере отдельного осо бистости \"'О Аникет считает важным признаком трагического\" выдающуюся личность, обладающая героической мощью \", не требуя от нее обязательного внутреннего конфликткового внутрішнього конфлікту.
Комедия - это вид драмы, противоположный трагедии Она связана с низким и безобразным Комедия (греч. komodia от komos - веселая процессия и ode - песня) - сатирическое произведение, в котором разоблачаются негативные явлений ща в жизни человека и общества Комедия сформировалась в Древней Греции с срамных песен Возникшая на игр в честь бога Диониса весной, который, по их верованиям, возвращался к жизни Когда корифей рассказывал о воскресении Диониса, хор пел радостные песни о победе жизни над смертью После окончания обряда шли массовые художественные выступления, веселые игры, танцы Первым выдающимся комедиографом в Стар одавний Греции был Аристофан В комедиях \"Мир\", \"Всадники\", \"Лисистрата\" он обличает негативные общественные явления, что и определило особенности этого вида драмы как викривальногвості цього виду драми як викривального.
Первым теоретиком комедии и комического был Аристотель Комедия, по мнению Аристотеля, является \"изображение всего сравнительно плохого в человеке, но недостатки воспроизводятся не во всей полноте, а лишь в той мере, в которой и смешное является частью недостойного, потому смешное - это какая-нибудь ошибка или безобразие, только не вредно и не пагубное \"3 Античный теоретик замечал, что в основе комедии - переход от несчастья к счастьюстя до щастя.
Античная комедия имеет композицию, которая отличается от структуры комедий других эпох Она начиналась прологом, в котором излагалась главная тема и определялось содержание борьбы героев За ним шел парод (выст тут хора), он был подготовкой к агона Агон - спор героев на актуальные темы По агоном - парабаса, актеры оставляли сцену и слово переходило к хору Завершал комедию эксод, в котором побеждало в бро, положительное, а отрицательное осуждалось Аристофан и ВСК композиционная структура просуществовала недолгоедовго.
В эпоху средневековья комическое отрывали вол смешного, комедией считали произведение со счастливой концовкой Дайте назвал свою поэму \"Божественной комедией\"
достижения комедийного искусства Возрождения связаны с именами Лопе де Всей, Кальлсрона и Шекспира их комедии отмечаются мастерством сюжетов, живостью диалогов и выразительностью характеров Новый тип комедии создал Мольер (\"Тартюф\", \"Дон Жуан\", \"Мизантроп\") Мольер разоблачает духовное обнищание аристократии, ее показную набожность, циничное лицемерие им противопоставляет положительные образы простых людей ЦС было отступлением от классицистических канонов, сформулированных II Буало Но сами характеры действующих лиц Мольер строил на принципах классицизма, выделяя доминантную черту (\"Тартюф\", \"Скупой\" домінантну рису ("Тартюф", "Скупий").
В эпоху Просвещения появляются комедии П Бомлрше (\"Севильский цирюльник\", \"Женитьба Фигаро\"), К Гольдони (\"Трактирщица\", \"Слуга двух господ\") Положительными героями их комедий есть люди среднего сословия
В XVIII веке появились \"Слано комедия\", в которой на место комедийного начала пришли сентиментально-трогательные ситуации, комическая опера, которая выражала интересы простых людей Первую сентиментальную комическую опе эру написал ЖЖ Руссо (\"Крестьянский колдун\") В XVIII веке приобрела популярность сентиментальная комедия с пением, интригующим, анекдотическим сюжетом, которую называют водевильм, яку називають водевілем.
Просветители выступили против классицистического трактовки комического Классицисты предметом комического считали жизнь простых людей
В XIX веке появляется комедия идей (ее основоположники О Уайльд и Б Шоу), комедия настроений (А Чехов), в XX в комические каикы-аллегории (Есть Шварц), эксцентрические комедии-буффонады (Ж Жироду и Д Хармс)
украинских комедия начинается с интермедийной части школьной драмы и вертепа XVII - XVIII вв Достижения украинской комедии XIX в связанные с произведениями \"Москаль-волшебник\" Котляревского, \"Сватовство н на Гончаровке \"Г Квитки-Основьяненко,\" За двумя зайцами \"М Старицкого,\" Мартин Боруля \",\" Сто тысяч \",\" Хозяин \"Ивана Карпенко-Карого,\" Чмырь \",\" Мамаша \"М Кропивницкого В XX ами М Кулиша (\"Так погиб Гусыня\", \"Хулий Хурина\", \"Мина Мазайло\") Комедию последних десятилетий XX в представляют произведения О Коломийца (\"Фараоны\"), Я Стельмаха (\"Викеитий Прерозумний\"), В Минка (\" из Аргентины \" XX ст. представляють твори О. Коломійця ("Фараони"), Я. Стельмаха ("Вікеитій Прерозумний"), В. Минка ("Жених із Аргентини").
Почти столько лет, сколько существует комедия, существует и теория комического Аристотель видел комическое в противоречиях между уродливым и прекрасным, Кант - между низким и возвышенным Гегель считал комической мелкую, н ничтожную цель, которую осуществляют с серьезным видом По мнению М Чернышевского, основой комического есть внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающихся внешностью, которая претендует на содержании и знает ния М Чернышевский подчеркивал, что \"настоящая сфера комического - человек, человеческое общество, человеческая жизнь, ибо в человеке только развивается стремление быть не тем, чем она может быть, развиваются н едоречни, успеха, нелепые претензии Все, что выходит в человеке и в человеческой жизни неудачным, неуместным, становится комическим, если не бывает страшным или пагубнымабо згубним".
Основа комического - смех, смеясь над уродливым, мы поднимаемся над ним Безобразное становится комическим, когда пытается выдать себя за прекрасное Комическое, по словам М Чернышевского, \"пробуждает в нас чувство я человеческого достоинства \"Смех может быть доброжелательным (ирония) и злым (сарказм) О Герцен писал:\" Смех - одно из сильнейших орудий против всего, что отжило и еще держится бог знает на чем Смех - дело далеко не одного шутки Написать историю смеха было бы чрезвычайно интересно церкви, дворцах, в стройную перед начальником департамента, перед приставом частые, перед немцем-приказчик никто не смеется Крепостные-слуги лишены права улыбки в присутствии помещиков Одни равные смеются между собо Одні рівні сміються між собою.
Если ниже позволить смеяться при высших или если они не могут удержаться от смеха, тогда прощай чинопочитания Смех нивелирует, - а этого-то и не хотят люди, которые боятся остаться на своей собственной п удельному весу \"М Гоголь отмечал, что смеха боится даже тот, кто ничего не боитсяне боїться.
Конечно, не все, что в жизни вызывает смех, может быть основой комического Еще О Пушкин писал, что комедия базируется не только на смеха, но и на развитии характеров
Комический герой не является тем, за кого себя выдает, он настойчиво добивается своей цели, и в процессе действий чувствует, что не может ее достичь, но при этом не представляет, насколько он смешон Ограниченность, тупость во могут быть не только смешными, но и страшными, опасными Там, где возникает страх за жизнь, исчезает комическое Субъект комического всегда чувствует превосходство над объектом смеха Комическое появляется внаслидо к несоответствия ожидаемого, прогнозируемого и реально иснуючогчого.
Сфера комического - ограниченная Не все виды искусства обращаются к комическому Есть комического в архитектуре, минимальные возможности для его создания имеет музыка обращается к комическому графика, карикатур ра, редко - скульптура (деревянные, глиняные, фарфоровые изделия) Значительные возможности для воплощения комического имеет художественная литература Помимо комедии, комическое осваивает юмореска, сатира, эпитафия, пародия, памфлет, фельетон, фарс, травестия, а также - сатирические романы, повести, рассказыдання.
Жанры комедии
Сатирическая комедия появилась в эпоху античности В сатирической комедии нет положительных героев, она развенчивает общественные пороки М Гоголь писал, что в его сатирических комедиях положительным героем является смех образцам ом сатирической комедии есть одноактная пьеса М Зарудного \"Номенклатурная единицаа одиниця".
Героическая комедия появилась в творчестве романтиков ее основоположником является французский поэт-романтик Е Ростан, автор комедии \"Сирано де Бержерак\" В героической комедии сочетается героическое и комедийное нача ало Расцвет героической комедии приходится на 30-е годы XIX в Образцами этого жанра является \"Мой друг\" М Погодина, \"Слава\" В ГусевПогодіна, "Слава" В. Гусєва.
Лирическая комедия связана с творчеством А Чехова В лирической комедии раскрываются интимные чувства героев, в ней синтезируется грустное и веселое Положительный герой через положительные черты попадает в смешные ситуа ции (\"Простая девушка\" В Шкваркина, \"Маленькая студентка\" М Погодинадентка" М. Погодіна).
В семейно-бытовой комедии раскрываются быт, обычаи, семейные отношения персонажей Этот жанр сформировался в эпоху классицизма В творческой практике его использовали Мольер (\"смесь во дворянстве\"), ДИ Фонв Визин (\"Недоросль\"), М Гоголь (\"Ревизор\"), Иван Карпенко-Карый (\"Сто тысяч\", \"Хозяин\"), М Кулиш (\"Закут\"Сто тисяч", "Хазяїн"), М. Куліш ("Закут").