Файл: 2011_Мещерякова_КультДосугРабота.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1726

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Санкт-Петербургский Государственный университет

сервиса и экономики

Институт туризма и международных экономических отношений

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма






И.В. Мещерякова


Организация проведения

культурно-досуговой работы в семье



Учебное пособие для студентов специальности 100110.65 (230600) «Домоведение»




















Санкт-Петербург

2011


Рекомендовано УМО учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма Минобрнауки России, протокол № от 2011 г.


Одобрено на заседании кафедры «Социально-культурный сервис и туризм», протокол № от 2011 г.


Утверждено на учебно-методическом Совете специальности 100110.65 (230600) «Домоводение» протокол № от 2011г.


Автор – кандидат педагогических наук, доцент кафедры СКСиТ Мещерякова И.В.

Под научной редакцией .


Мещерякова И.В. Организация проведения культурно-досуговой работы в семье: Учеб. пособие для студентов спец-ти 100110.65 (230600) «Домоведение»- СПб: Из-во СПбГУСЭ, 2011.


В учебном пособии раскрывается сущность культурно-досуговой деятельности. Выявлены особенности, роль и функции культурно-досуговой деятельности в семье.

В учебном пособии рассмотрены основные проблемы семьи как аудитории культурно-досуговой деятельности; проанализированы формы организации семейного досуга.


Рецензент: канд. культурол. наук, доцент Н.В.Гончарова






Оглавление


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….


Тема 1.Культурно-досуговая деятельность: структура и особенности…………………………………..

    1. Теоретические аспекты культурно-досуговой деятельности……………………………………………………..

    2. Структура и функции культурно-досуговой деятельности……………………………………………………..


Тема 2. Аудитория досуговой деятельности: структура и особенности…………………………………..

2.1. Понятие аудитории досуговой деятельности. Классификации аудитории……………………………………...

2.2. Семья как аудитория культурно-досуговой деятельности……………………………………………………..


Тема 3. Формы организации досуга населения……….

3.1. Основные формы организации культурно-досуговой деятельности и их классификация……………………………...

3.2. Семейный досуг в структуре культурно-досуговой деятельности……………………………………………………..

3.3. Подсистема домашних индивидуально-семейных форм реализации досуга………………………………………………..


Тема 4 . Организация праздничной культурно-досуговой деятельности…………………………………

4.1. Праздничная культура в системе досуговой деятельности……………………………………………………..

4.2. Организация семейных праздников: структура, основные этапы подготовки и проведения………………………………...

4.3. Театральные действа в структуре праздника. Домашний театр………………………………………………………………


Тема 5. Организация игровых программ и конкурсов

5.1. Роль игры в жизни человека и семьи…………………........

5.2.Понятие игровой программы. Технология организации игровых программ и конкурсов…………………………………


Тема 6. Организации деятельности любительских объединений…………………………………………………..






ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………



ПРИЛОЖЕНИЕ……..………………………………………..



Введение


Курс «Организация проведения культурно-досуговой деятельности в семье» является необходимой составной частью подготовки специалиста социального менеджмента1.

Целью курса является изучение и практическое освоение форм и методов организации культурного досуга семьи.

Задачи курса:


Культурно-досуговая деятельность как специальная учебная дисциплина выражается в подготовке квалифицированных специалистов для учреждений культурно-досугового типа.


Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, создание благоприятного семейного климата, является уровень организации и содержание досуга, наличие свободного времени и возможностей для его использования.



Тема 1. Культурно-досуговая деятельность: структура и особенности


1.1. Теоретические аспекты культурно-досуговой деятельности

Делу время – потехе час

Русская народная пословица


Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него портится голова, сердце, и нравственность

К.Д. Ушинский


Вопросами досуга занимаются представители разных наук: социология, искусствоведение, этнография, археология, история, антропология. Учебная дисциплина «Организация культурно-досуговой работы в семье» базируется на таких научных областях, как социология досуга, прикладная культурология и педагогика, досуговая педагогика, социально-культурная деятельность, сервисология, а так же, изучающих проблемы семьи – семьеведение, семейная педагогика, социология семьи. Каждая из них изучает культуру досуга под углом зрения собственного предмета исследования и оперирует ею в контексте конкретно-научного подхода. Все, что связано с бюджетом времени - это область исследования экономики и социологии, этнография учитывает свободное время при рассмотрении характеристики людей и традиций; психология изучает субъективное отношение людей к свободному времени; педагогика связывает с ним вопросы воспитания; психофизиологический процесс отдыха, который отражает снятие физического, психического, интеллектуального напряжения, восстановление и дальнейшее развитие сил, изучает медицина.

Теоретические и исторические аспекты проблемы досуга, связанные с анализом его понятия, структуры, содержания, форм и функций представлены в работах Г.А. Аванесовой, М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, А.Д. Жаркова, Г.Е. Зборовского, Т.Г.Киселевой, Ю.Н.Кротовой, А.П. Маркова, В.Н.Орлова, В.Е.Новаторова, И.А.Новикова, Э.В.Соколова, Ю.А.Стрельцова, А.А.Сукало, В.Е.Триодина, Н.Н.Ярошенко и других российских и зарубежных ученых.

Не останавливаясь подробно на зарождении досуга, хотелось бы особо подчеркнуть позицию Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова2. По их мнению, термин «досуг» нельзя ассоциировать ни с архаичными, ни с более поздними аграрными периодами истории человека. В аграрный период трудовой год проходил под знаком каждого проходящего дня или времени года. Работа имела свой естественный цикл, прерываемый отдыхом, песнями, играми и обрядами; это была естественная часть ежедневного быта. Нередко работа начиналась с восходом солнца и заканчивалась только на закате. В центральных и северных районах с континентальным климатом в течение долгих зимних месяцев период работы сменялся своеобразным полуактивным существованием, во время которого продолжалась борьба за выживание.

Авторы подчеркивают, что предопределенность содержания и форм досуга сменой времени года является господствующей чертой традиционной культуры каждого народа. И сегодня, не смотря на то, что мы в меньшей степени зависим от природных явлений, в процессе социально-культурного проектирования и реализации досуговых программ необходимо учитывать вековые традиции ориентации на природный календарь. Важно профессионально освоить принцип «календарного» функционирования традиционных народных культур и находить соответствующие календарю виды и формы социально-культурной деятельности и досугового культуротворчества.