ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.05.2021
Просмотров: 1776
Скачиваний: 14
Санкт-Петербургский Государственный университет
сервиса и экономики
Институт туризма и международных экономических отношений
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
И.В. Мещерякова
Организация проведения
культурно-досуговой работы в семье
Учебное пособие для студентов специальности 100110.65 (230600) «Домоведение»
Санкт-Петербург
2011
Рекомендовано УМО учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма Минобрнауки России, протокол № от 2011 г.
Одобрено на заседании кафедры «Социально-культурный сервис и туризм», протокол № от 2011 г.
Утверждено на учебно-методическом Совете специальности 100110.65 (230600) «Домоводение» протокол № от 2011г.
Автор – кандидат педагогических наук, доцент кафедры СКСиТ Мещерякова И.В.
Под научной редакцией .
Мещерякова И.В. Организация проведения культурно-досуговой работы в семье: Учеб. пособие для студентов спец-ти 100110.65 (230600) «Домоведение»- СПб: Из-во СПбГУСЭ, 2011.
В учебном пособии раскрывается сущность культурно-досуговой деятельности. Выявлены особенности, роль и функции культурно-досуговой деятельности в семье.
В учебном пособии рассмотрены основные проблемы семьи как аудитории культурно-досуговой деятельности; проанализированы формы организации семейного досуга.
Рецензент: канд. культурол. наук, доцент Н.В.Гончарова
Оглавление
|
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….
Тема 1.Культурно-досуговая деятельность: структура и особенности…………………………………..
Тема 2. Аудитория досуговой деятельности: структура и особенности………………………………….. 2.1. Понятие аудитории досуговой деятельности. Классификации аудитории……………………………………... 2.2. Семья как аудитория культурно-досуговой деятельности……………………………………………………..
Тема 3. Формы организации досуга населения………. 3.1. Основные формы организации культурно-досуговой деятельности и их классификация……………………………... 3.2. Семейный досуг в структуре культурно-досуговой деятельности…………………………………………………….. 3.3. Подсистема домашних индивидуально-семейных форм реализации досуга……………………………………………….. Тема 4 . Организация праздничной культурно-досуговой деятельности………………………………… 4.1. Праздничная культура в системе досуговой деятельности…………………………………………………….. 4.2. Организация семейных праздников: структура, основные этапы подготовки и проведения………………………………... 4.3. Театральные действа в структуре праздника. Домашний театр……………………………………………………………… Тема 5. Организация игровых программ и конкурсов 5.1. Роль игры в жизни человека и семьи…………………........ 5.2.Понятие игровой программы. Технология организации игровых программ и конкурсов………………………………… Тема 6. Организации деятельности любительских объединений…………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………
|
ПРИЛОЖЕНИЕ……..……………………………………….. |
Введение
Курс «Организация проведения культурно-досуговой деятельности в семье» является необходимой составной частью подготовки специалиста социального менеджмента1.
Целью курса является изучение и практическое освоение форм и методов организации культурного досуга семьи.
Задачи курса:
Культурно-досуговая деятельность как специальная учебная дисциплина выражается в подготовке квалифицированных специалистов для учреждений культурно-досугового типа.
Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, создание благоприятного семейного климата, является уровень организации и содержание досуга, наличие свободного времени и возможностей для его использования.
Тема 1. Культурно-досуговая деятельность: структура и особенности
1.1. Теоретические аспекты культурно-досуговой деятельности
Делу время – потехе час
Русская народная пословица
Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него портится голова, сердце, и нравственность
К.Д. Ушинский
Вопросами досуга занимаются представители разных наук: социология, искусствоведение, этнография, археология, история, антропология. Учебная дисциплина «Организация культурно-досуговой работы в семье» базируется на таких научных областях, как социология досуга, прикладная культурология и педагогика, досуговая педагогика, социально-культурная деятельность, сервисология, а так же, изучающих проблемы семьи – семьеведение, семейная педагогика, социология семьи. Каждая из них изучает культуру досуга под углом зрения собственного предмета исследования и оперирует ею в контексте конкретно-научного подхода. Все, что связано с бюджетом времени - это область исследования экономики и социологии, этнография учитывает свободное время при рассмотрении характеристики людей и традиций; психология изучает субъективное отношение людей к свободному времени; педагогика связывает с ним вопросы воспитания; психофизиологический процесс отдыха, который отражает снятие физического, психического, интеллектуального напряжения, восстановление и дальнейшее развитие сил, изучает медицина.
Теоретические и исторические аспекты проблемы досуга, связанные с анализом его понятия, структуры, содержания, форм и функций представлены в работах Г.А. Аванесовой, М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, А.Д. Жаркова, Г.Е. Зборовского, Т.Г.Киселевой, Ю.Н.Кротовой, А.П. Маркова, В.Н.Орлова, В.Е.Новаторова, И.А.Новикова, Э.В.Соколова, Ю.А.Стрельцова, А.А.Сукало, В.Е.Триодина, Н.Н.Ярошенко и других российских и зарубежных ученых.
Не останавливаясь подробно на зарождении досуга, хотелось бы особо подчеркнуть позицию Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова2. По их мнению, термин «досуг» нельзя ассоциировать ни с архаичными, ни с более поздними аграрными периодами истории человека. В аграрный период трудовой год проходил под знаком каждого проходящего дня или времени года. Работа имела свой естественный цикл, прерываемый отдыхом, песнями, играми и обрядами; это была естественная часть ежедневного быта. Нередко работа начиналась с восходом солнца и заканчивалась только на закате. В центральных и северных районах с континентальным климатом в течение долгих зимних месяцев период работы сменялся своеобразным полуактивным существованием, во время которого продолжалась борьба за выживание.
Авторы подчеркивают, что предопределенность содержания и форм досуга сменой времени года является господствующей чертой традиционной культуры каждого народа. И сегодня, не смотря на то, что мы в меньшей степени зависим от природных явлений, в процессе социально-культурного проектирования и реализации досуговых программ необходимо учитывать вековые традиции ориентации на природный календарь. Важно профессионально освоить принцип «календарного» функционирования традиционных народных культур и находить соответствующие календарю виды и формы социально-культурной деятельности и досугового культуротворчества.