Файл: Реферат по дисциплине Техникоэкономические основы выбора параметров тэс и внедрения нового оборудования.pdf
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
40
4. Направления и задачи развития сфер государственного
управления энергетикой
4.1. Недропользование
Россия обладает одним из крупнейших в мире минерально-сырьевым потенциалом, являющимся основой гарантированного обеспечения экономической и энергетической безопасности страны, удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России в углеводородном сырье, угле и уране. По состоянию на 1 января 2015 года объем учтенных запасов А+В+С1 достиг 18,3 млрд т нефти и 50,2 трлн куб. м газа.
К 2035 году за счет геологоразведочных работ может быть обеспечен совокупный прирост запасов нефти в объеме более 13 – 15 млрд тонн, газа – в объеме 25 – 27 трлн куб. м. При этом объемы глубокого бурения на нефть и газ могут достигнуть 25 млн пог. м.
На весь период до 2035 года главными районами прироста запасов нефти и газа останутся
Западно-Сибирская, Лено-Тунгусская, Прикаспийская, Тимано-Печорская и Волго-Уральская нефтегазоносные провинции (на суше).
Западная Сибирь при определенных условиях имеет шансы еще в течение длительного времени оставаться основной нефтедобывающей провинцией России, поскольку:
– даже в районах интенсивной добычи нефти степень изученности ресурсной базы не превышает 80%, что позволяет ожидать открытия существенных запасов «новой» нефти;
– внедрение новых технологий добычи, направленных на увеличение коэффициента извлечения нефти на разрабатываемых месторождениях, позволит увеличить объем добычи более чем на 4 млрд т;
– вовлечение в разработку 21,5 тыс. неработающего фонда низкодебитных (менее
5 т/сут.) и высокообводненных (свыше 95 %) скважин позволит ежегодно получать дополнительно более 12 млн т нефти.
Разработка баженовской свиты – одно из важнейших направлений стабилизации уровня добычи нефти в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Западной Сибири и Российской
Федерации в целом. К 2030 году уровень добычи из баженовской свиты может превысить
20 млн т/год.
Однако имеющиеся запасы и ресурсы распределенного фонда недр в основных районах добычи нефти и газа могут обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы в ближайшие
10 – 15 лет не более чем наполовину. В связи с этим будет возрастать значимость разведки и освоения новых месторождений и прироста запасов за счет увеличения доли извлекаемых запасов.
41
В частности, возможен существенный прирост запасов нефти в Восточной Сибири и на
Дальнем Востоке. Учитывая географическое распределение прогнозных ресурсов нефти и газа, а также достигнутый уровень геолого-геофизической изученности, необходимо ускорить рост вовлечения запасов углеводородов в российском секторе Черного и Каспийского морей, на континентальном шельфе Баренцева, Карского, Печорского и Охотского морей.
Несмотря на обеспеченность угольной промышленности сырьевой базой в целом, потребуется увеличение динамики воспроизводства запасов высококачественных углей, прежде всего для обеспечения коксохимической промышленности углем дефицитных марок.
До 2035 года природный уран останется основным источником покрытия потребностей
АЭС в делящихся материалах. С учетом сложившейся конъюнктуры рынка урана, Госкорпорация
«Росатом» в последние годы расширяет проекты добычи урана на базе зарубежных месторождений с низкой себестоимостью добычи для увеличения объема продвижения на мировой рынок комплексных продуктов начальной стадии ядерно-топливного цикла – низкообогащенного урана. Основными направлениями увеличения его отечественного производства будут развитие действующих предприятий в Забайкальском крае, Курганской области и в Республике Бурятия, строительство новых уранодобывающих предприятий в
Республике Саха (Якутия) и проведение геологоразведочных работ для оценки резервных и выявляемых урановых месторождений.
Воспроизводство минерально-сырьевой базы является общим необходимым условием развития ТЭК и должно обеспечить возможности поддержания текущего уровня добычи нефти и урана, существенное увеличение добычи газа и угля.
Ключевыми проблемами в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы являются: практическое отсутствие в нераспределенном фонде недр крупных разведанных месторождений углеводородного сырья, и крайне малое количество месторождений с небольшими, но экономически эффективными в разработке запасами; низкий уровень инвестиций в геологоразведочные работы, вследствие чего динамика разведки новых месторождений, начиная с 2008 года, падает; высокий уровень зависимости отечественной геологоразведки от импортного оборудования, технологий и сервисных услуг.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи в сфере недропользования:
1. Обеспечение условий для устойчивого, эффективного и экологически безопасного воспроизводства минерально-сырьевой базы, с отношением среднегодового (за пятилетний период) прироста балансовых запасов основных видов топлива к среднегодовым объемам их добычи не менее 1.
42 2. Расширение поисковых, геологоразведочных и других работ по освоению нефтегазового потенциала арктического шельфа, трудноизвлекаемых запасов и нетрадиционных видов углеводородного сырья.
3. Развитие рынка российских независимых сервисных и инжиниринговых услуг в сфере недропользования.
Для решения указанных задач будет принят ряд мер, в том числе: усиление государственной поддержки в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, и создание условий для привлечения частных инвестиций в геологоразведочные работы, прежде всего в малоизученных перспективных районах страны; экономическое стимулирование геологоразведочных работ с учетом видов полезных ископаемых, районов проведения работ, поискового и разведочного этапов и пр.; упрощение процедур регулирования процессов освоения залежей и месторождений
(прежде всего, сильно выработанных и относимых к новым типам залежей углеводородов), включая упрощение процедуры предоставления в пользование участков недр, в том числе совершенствование законодательства, направленного на стимулирование освоения участков недр, содержащих трудноизвлекаемые запасы и ресурсы углеводородного сырья, в части закрепления порядка предоставления права пользования недрами для создания и эксплуатации полигонов отработки технологий рентабельной добычи углеводородного сырья, отнесенного к баженовским, абалакским, хадумским, доманиковым продуктивным отложениям; развитие юниорского движения в области геологоразведки, в том числе в рамках поддержки малых и средних компаний; установление четких критериев и прозрачных процедур отнесения месторождений к стратегическим и уточнение их перечня с исключением из него месторождений, не соответствующих указанным критериям, увеличение порога отнесения к участкам недр федерального значения; разработка и внедрение на втором этапе системы государственного мониторинга, контроля и учета объемов добычи и затрат по месторождениям; разработка и применение процедур формирования проектных альянсов и групп для совместного освоения и разработки участков недр; стимулирование передачи компетенций и технологий иностранных подрядчиков российским компаниям после выполнения начального (пилотного) объема работ; обеспечение синхронизации планов разработки месторождений углеводородов и планов по развитию соответствующей транспортной инфраструктуры;
43 создание набора инструментов обеспечения выполнения пользователями недр ликвидационных работ, рекультивации использованных земель и ликвидации экологических последствий ведения горных работ, в том числе посредством формирования ликвидационных фондов.
4.2. Энергосбережение и повышение энергоэффективности
Энергоемкость российской экономики с 2008 года по 2014 год снизилась, по различным оценкам, на 7,5 – 8,5 %. Существенное влияние на этот процесс оказал экономический кризис
2008 – 2009 гг., вследствие которого, в частности, в 2009 г. энергоемкость ВВП возросла на 3 %.
Основной вклад в снижение энергоемкости валового внутреннего продукта внесли структурные сдвиги в экономике и восстановительный рост в промышленности. К настоящему моменту потенциал нынешнего цикла структурных сдвигов в отношении снижения энергоемкости в основном исчерпан, а технологическое сбережение сдерживается дефицитом инвестиций, недостаточной эффективностью мер государственной политики по их мобилизации и ограниченной мотивацией потребителей энергии к повышению энергоэффективности.
В результате уровни энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2 – 2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5 – 4 раза. Низкая энергетическая эффективность порождает высокую долю расходов на энергоносители в себестоимости, и, как следствие, низкую конкурентоспособность российской продукции.
Для обеспечения высоких темпов взаимосогласованного развития экономики и энергетики и достижения поставленной цели необходимо решить задачу максимальной реализации имеющегося потенциала энергосбережения и повысить энергетическую эффективность во всех отраслях экономики, приблизив ее к уровню лучших мировых практик.
Решение данной задачи связано с совершенствованием системы государственного управления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, создающей весомые стимулы для привлечения в данную область частных и государственных инвестиций.
Для этого следует применять как уже используемые (концессии, энергосервисные договоры, налоговые и иные льготы), так и новые для России, но хорошо зарекомендовавшие себя в международной практике инструменты (целевые соглашения с крупнейшими потребителями энергетических ресурсов, частные венчурные, револьверные и иные фонды и т. д.).
С учетом мировой практики источником финансирования мероприятий в области энергосбережения и стимулирования повышения энергоэффективности могут стать меры регулирования тарифов и цен (с учетом социально обоснованных ограничений на их рост). Для этого потребуется применение во всех инфраструктурных секторах методологии долгосрочного
44 стимулирующего регулирования, начиная с этапа формирования документов стратегического планирования и до принятия конкретных тарифных решений для регулируемых инфраструктурных организаций как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов
Российской Федерации, с учетом необходимости повышения надежности и качества энергоснабжения, а также повышения эффективности функционирования субъектов энергетики.
В числе мер для реализации потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности будут использоваться: совершенствование нормативно-правовой базы, включая введение запрета на производство и использование энергетически неэффективной техники, оборудования, зданий, технологических процессов; налоговое и неналоговое стимулирование использования компаниями наилучших доступных технологий (НДТ), включая разработку и применение соответствующих справочников и реестров НДТ в целях технического и экологического регулирования, а также приобретения энергоэффективного оборудования; использование средств бюджетов различных уровней, внебюджетных средств, средств институтов развития, организация льготного заемного финансирования проектов в области энергоэффективности и энергосбережения (включая компенсацию процентной ставки по соответствующим кредитам); предоставление государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов энергосбережения; и повышения энергоэффективности; разработка стандартов энергоэффективности зданий и сооружений, оборудования и техники, в том числе транспорта; совершенствование законодательства Российской Федерации в части контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг с целью создания условий для реализации проектов в области энергосбережения и приобретения энергоэффективного оборудования; пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности среди различных групп населения, в том числе в составе образовательных программ высших учебных заведений.
Результатами реализации предлагаемых решений уже к 2020 году станет – при прочих равных условиях – ускорение снижения энергоемкости ВВП России. В долгосрочном периоде можно ожидать значительное приближение энергоемкости ВВП России к показателям стран
Западной Европы, США, Японии, Китая.
45
Важным следствием политики энергосбережения станет также существенное сдерживание роста эмиссии парниковых газов и сокращение вредных выбросов энергетического комплекса в окружающую среду.
4.3. Охрана окружающей среды и противодействие изменениям климата
В сфере охраны окружающей среды и противодействия изменениям климата в энергетике за 2008 – 2015 гг. предпринят ряд шагов, в том числе: ужесточены экологические требования в области недропользования; разработан комплекс мер по стимулированию компаний к эффективному использованию попутного нефтяного газа; разработаны и приняты меры по стимулированию производства и потребления моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, соответствующего международным нормам и стандартам; в рамках комплекса мероприятий по реструктуризации угольной промышленности проведены работы по рекультивации земель и улучшению экологической ситуации.
В 2015 году эмиссия парниковых газов в России без учета абсорбирующего эффекта лесов составляла 71 % от уровня 1990 года, а с учетом (как требует Киотский протокол) – 57 %.
Тем не менее, в том числе в силу инерционности развития ТЭК, предпринятых мер недостаточно для кардинального изменения ситуации по снижению выбросов загрязняющих веществ предприятиями ТЭК.
В 2016 году Российская Федерация подписала Парижское соглашение по климату, предусматривающего, в том числе, разработку до 2020 года стратегии социально-экономического развития с низким уровнем эмиссии парниковых газов на период до 2050 года. В целях минимизации возможных негативных последствий для российского ТЭК от реализации указанного соглашения необходим предельно взвешенный подход к принятию тех или иных дополнительных регуляторных мер по противодействию изменениям климата.
Основными
1 2 3 4 5 6 7 8
задачами по охране окружающей среды и противодействия изменениям климата при развитии энергетического сектораявляется всемерное сдерживание роста и уменьшение негативного влияния добычи, производства, транспортировки и потребления энергоресурсов на окружающую среду, климат и здоровье людей.
В число мер, способствующих решению данной задачи, входят: переход в отраслях ТЭК на принципы НДТ; создание национальной системы мониторинга и отчетности о выбросах парниковых газов, в том числе от энергетических комплексов;
46 учет рисков изменения климатических и гидрометеорологических условий наравне с учетом традиционных финансово-экономических параметров при технико-экономическом обосновании проектов и их реализации; гармонизация норм российского и международного экологического законодательства; стимулирование сокращения образования новых и утилизации накопленных отходов производства и обеспечение безопасного обращения с ними, проведения рекультивации земель и других технических и организационных мероприятий по компенсации ущерба, наносимого окружающей природной среде; стимулирование научных исследований и поддержка разработки перспективных технологических решений, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду и экологических рисков; осуществление государственного регулирования выбросов парниковых газов, включая меры финансово-экономического характера; реализация в отраслях ТЭК положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, в том числе очистка или утилизация оборудования и отходов, содержащие стойкие органические загрязнители; совершенствование законодательной, нормативной правовой и методической базы в сфере обеспечения промышленной и экологической безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и при осуществлении работ на объектах ТЭК; обеспечение открытости и доступности экологической информации, своевременного информирования заинтересованных сторон об авариях, их экологических последствиях и мерах по ликвидации, усиление взаимодействия с общественными экологическими организациями и движениями; интеграция показателей устойчивого развития в систему ключевых показателей деятельности на корпоративном уровне, развитие нефинансовой отчетности, повышение качества отчетности по устойчивому развитию, внедрение международных стандартов социальной корпоративной ответственности.
Ряд условий, способствующих решению данной задачи, обеспечивается в ходе решения других задач, в том числе:
– создание экологически чистых, низкоуглеродных и ресурсосберегающих технологий производства, транспортировки, хранения и использования энергетических ресурсов;
– снятие основных инфраструктурных, технологических и иных ограничений рационального использования попутного нефтяного газа и минимизации объемов его сжигания на факелах;