Файл: Реферат по дисциплине Техникоэкономические основы выбора параметров тэс и внедрения нового оборудования.pdf
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
47
– рост производства электрической и тепловой энергии на основе ВИЭ, а также АЭС при решении проблемы эффективной переработки отработавшего ядерного топлива и обеспечении режима нераспространения ядерных материалов;
– увеличение производства высококачественных моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками, соответствующими международным нормам и стандартам, включая газомоторные топлива;
– повышение квалификации персонала, ответственного за промышленную и экологическую безопасность энергетического производства.
Предприятия энергетики должны осуществлять свою инвестиционную деятельность таким образом, чтобы рост эмиссии парниковых газов, генерируемых предприятиями, не превысил в стратегическом периоде 70 % от уровня 1990 года.
4.4. Импортозамещение и взаимодействие с промышленностью
Зависимость российской энергетики от иностранных технологий, оборудования, материалов, программного обеспечения и услуг по ряду направлений достигла критической отметки и создала угрозы энергетической безопасности России.
Импортозамещение, помимо обеспечения технологической независимости, обеспечивает дополнительный экономический рост за счет восстановления и развития ряда направлений российской промышленности и общей системы народнохозяйственных связей.
С учетом сложившейся ситуации и возможных вариантов развития событий необходимо решение следующих задач в сфере импортозамещения и межотраслевого взаимодействия:
1. Совершенствование государственно-частного механизма импортозамещения на основе новых организационно-управленческих технологий, обеспечивающих, в том числе, углубление межотраслевого взаимодействия и оптимизацию системы отраслевых, региональных и корпоративных программ импортозамещения.
2. Формирование собственной научно-технической и промышленной базы для разработки и производства качественного энергетического оборудования и обеспечения сервиса в ключевых для устойчивого функционирования и развития ТЭК технологических областях.
Для решения указанных задач будет принят ряд мер, в том числе:
– налоговое и таможенно-тарифное стимулирование использования отечественного оборудования, комплектующих, материалов, услуг и программного обеспечения, отвечающих требованиям к качеству и обслуживанию;
– обеспечение льготного кредитования и иных мер финансирования приоритетных инвестиционных проектов;
48
– создание широкой сети инжиниринговых центров, ориентированных на отечественное оборудование, материалы и услуги;
– поддержка локализации производства современных зарубежных технологий, необходимых для устойчивого функционирования и развития ТЭК;
– формирование консорциумов и инновационных кластеров, объединяющих ресурсы компаний, образовательных и научных организаций, а также современной инфраструктуры для стимулирования разработок и создания российских или локализованных поставщиков оборудования и технологических решений в приоритетных направлениях импортозамещения;
– создание на базе государственно-частного партнерства полигонов для отработки образцов новой техники и технологий, в том числе – инновационных высокотехнологичных методов поиска и добычи углеводородного сырья как из традиционных, так и трудноизвлекаемых запасов, а также центров подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров.
Среднесрочные и, особенно, долгосрочные задачи импортозамещения для своего решения потребуют разработки и внедрения новых, отечественных технологий, оборудования, материалов, программного обеспечения и услуг, не уступающих зарубежным аналогам. В свою очередь, для этого необходимо обеспечить развитие инновационной деятельности практически по всем направлениям деятельности ТЭК.
В связи с высокой социальной значимостью государственная поддержка должна быть оказана отечественному горному машиностроению и стимулированию ускоренного импортозамещения по типам оборудования, позволяющим повысить безопасность труда в угольной отрасли.
В ходе первого этапа должны быть решены краткосрочные и большая часть среднесрочных задач импортозамещения.
Целевым показателем для импортозамещения является увеличение доли отечественной продукции в закупках предприятий ТЭК не менее 75 % к концу первого этапа, и до 85 – 90 % к 2035 году, при соблюдении требований к качеству и обслуживанию закупаемой продукции.
4.5. Научно-техническая и инновационная деятельность
Развитие и подъем инновационной деятельности на качественно более высокий уровень – ключевое звено в решении практически всех задач развития энергетического сектора.
Несмотря на наличие целого ряда различных институтов развития и многолетние усилия государственных органов власти, в стране не сформировалась полноценная инфраструктура для научно-технологического развития и инновационной деятельности, обеспечивающая эффективное участие России в мировой системе научных исследований и разработок и достижение значимого конкурентного преимущества.
49
Основные вызовы и проблемы на пути развития научно-технической и инновационной деятельности не только в ТЭК, но в России в целом, включают в себя:
– ужесточение глобальной технологической конкуренции;
– низкая эффективность инвестиций в НИОКР;
– низкая инновационная активность предприятий (только треть компаний инновационно активны, при этом свыше 70 % из них предпочитают из всех видов инновационной активности закупки нового оборудования);
– исчерпание накопленного ранее научного задела и нарастание отставания от мировых технологических лидеров;
– неразвитость финансово-кредитных механизмов поддержки инновационной деятельности и развития реального сектора экономики;
– низкий уровень инновационной культуры (отсутствие интереса к инновациям, избегание связанных с ними рисков и затрат и т.п.);
– отсутствие ряда ключевых компетенций в развитии инновационной деятельности и трансфере технологий;
– недостаточное представительство
России в крупнейших международных инновационных сетях и отсутствие скоординированной политики поразвитию каналов продвижения отечественных инноваций на мировые рынки.
Значительную часть расходов на финансирование НИОКР несет государство: доля расходов федерального бюджета во внутренних затратах на исследования и разработки стабильно превышает 80 %, следующий по величине вклад вносят крупные корпорации (преимущественно с государственным участием). При этом сопоставление роста расходов на НИОКР и получаемых конечных результатов, например, в виде экспорта высокотехнологической продукции, показывает низкую эффективность существующего механизма научно-технологического развития.
В случае эволюционного развития мировой энергетики значимость тех или иных перспективных технологий будет определяться соотношением цен и объемов спроса на углеводородные энергоресурсы. В наиболее вероятном случае умеренных цен и низких темпов роста спроса критически важным для России становится развитие собственных компетенций в технологиях добычи и переработки углеводородов в целях снижения издержек производства, а также снижение затрат на транспортировку. В зоне риска оказывается разработка нетрадиционных запасов нефти (отдельные месторождения тяжелой нефти, баженовской свиты в зависимости от геологических условий, а также будущие проекты освоения арктического шельфа).
В случае реализации прорывного варианта («энергетическая революция») для сохранения конкурентоспособности российского ТЭК потребуется ускоренное освоение совокупности перспективных групп технологий, в том числе ВИЭ, водородной энергетики, накопителей энергии
50 и интеллектуальных сетей. При этом ключевые национальные проекты должны базироваться на тех технологических областях, где Россия имеет значимый научно-технологический задел и опыт масштабного внедрения подобных технологических решений. Недостающие элементы для формирования масштабных технологических решений могут быть получены посредством трансфера технологий через партнерства с иностранными компаниями, введения требований по локализации или развития отечественных разработок.
В любом варианте развития технологиями первого приоритета, которые должны развиваться в первую очередь, являются: третичные методы нефтедобычи; технологии эффективной разработки наиболее привлекательных трудноизвлекаемых запасов углеводородов; нефтехимия; газомоторное топливо; атомная энергетика; энергоэффективность в ЖКХ, инфраструктуре и промышленности.
Для эффективного ответа на вызовы технологического развития и преодоления накопившихся проблем инновационной деятельности в ТЭК потребуется решить следующие
задачи:
1. Развитие сегмента национальной инновационной системы в сфере ТЭК, обеспечивающего:
- стимулирование спроса на отечественные инновационные разработки и снижение зависимости от импортных технологий;
- реализацию полного инновационного цикла в критически важных для российской энергетики направлениях деятельности;
- оптимизацию расходов компаний с государственным участием на НИОКР.
2. Развитие сетевых форм организации и продвижения инноваций и трансфера технологий, включая расширенную интеграцию российских сетей в международные сети.
Для решения указанных задач потребуется принятие целого ряда мер, в том числе:
– реализация
Национальной технологической инициативы по направлению
«Энерджинет»;
– развитие взаимодействия энергетических компаний с образовательными организациями и научно-исследовательскими центрами, расширение практики софинансирования государством и субъектами предпринимательства долгосрочных фундаментальных научных исследований и программ научно-технологического развития с длительными сроками реализации;
– развитие национальной системы технологического прогнозирования с обеспечением оперативной увязки прогнозов со стратегиями развития энергетики и энергомашиностроения, программами и генеральными схемами развития отраслей ТЭК и промышленности;
– создание и развитие государственной информационной системы ТЭК, обеспечивающей формирование качественных статистических и аналитических отчетов, а также прогнозов;
51
– создание отраслевых центров компетенций по приоритетным направлениям технологического развития ТЭК;
– модернизация экспериментальной базы и системы информационного обеспечения инновационной деятельности с защитой авторских прав на ее результаты;
– поддержка развития технологических полигонов, направленных на отработку инновационных высокотехнологичных методов поиска и добычи углеводородного сырья как из традиционных, так и трудноизвлекаемых запасов;
– координация и оценка эффективности государственных программ научно- технологического развития отраслей ТЭК, программ инновационного развития компаний с государственным участием, а также выполняемых за счет бюджетных средств фундаментальных и прикладных НИР;
– формирование и развитие деятельности отраслевого фонда по инновационным технологиям в сфере ТЭК с участием институтов развития, государственных корпораций и компаний с государственным участием, частных инвесторов для концентрации сил и средств на разработке приоритетных технологий;
– расширение сферы использования проектного финансирования;
– развитие венчурного бизнеса в сфере инноваций и поддержка коммерциализации результатов НИОКР в энергетике, в том числе посредством венчурно-инвестиционных
«конвейеров».
Целевым значением является достижение уровня затрат на технологические инновации не менее 3 % в общем объеме затрат на производство, при существенном повышении их эффективности.
4.6. Социальная сфера и развитие человеческого капитала
Развитие энергетического сектора невозможно обеспечить без ускоренного развития и эффективного использования человеческого капитала ТЭК.
Необходимо сформировать институциональный механизм, эффективно противодействующий общему ухудшению демографической ситуации на рынке труда, высокой текучести кадров и дефициту высококвалифицированных специалистов, решающий накопившиеся проблемы сектора среднего профессионального образования, способствующий развитию мобильности населения (в том числе профессиональной и академической), снимающий проблему территориальных разрывов между центрами получения образования и местами размещения производств, повышающий эффективность управления образовательным процессом.
Лучшие мировые и российские корпоративные практики в области подготовки и развития персонала должны получить повсеместное распространение. Подход к кадровому потенциалу и
52 человеческому капиталу как активу, способному сыграть ключевую роль в повышении конкурентоспособности, должен стать нормой в корпоративной культуре российских компаний всех отраслей ТЭК. Следует добиться также вхождения российских образовательных организаций высшего образования в число лучших энергетических университетов мира.
Для обеспечения развития и эффективного использования человеческого капитала ТЭК необходимо решение следующих задач:
1. Разработка и реализация компаниями ТЭК долгосрочных стратегий в области управления человеческим капиталом, обеспечивающих эффективный уровень инвестиций в человеческий капитал со стороны компаний
ТЭК и создание привлекательных высокопроизводительных рабочих мест.
2. Создание отслеживающей и опережающей отраслевые тренды системы профессионального образования и подготовки специалистов и рабочих кадров, обеспечивающей систематическую разработку и внедрение инноваций и развитие прорывных технологий в ТЭК.
3. Разработка и распространение новых форм и программ государственного и корпоративного обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации на основе интеграции производства, науки и образования, включая создание отраслевых центров компетенций ТЭК.
Для решения поставленных задач потребуется принять следующие меры.
Со стороны государственного управления:
– разработка и введение профессиональных стандартов с учетом перспективных направлений технологического развития ТЭК, а также актуализация системы классификации профессий и квалификаций в ТЭК с участием отраслевых Советов по профессиональным квалификациям;
– создание системы прогнозирования занятости в ТЭК и проведение регулярного анализа рынка труда по профессиям и регионам;
– формирование предложений по контрольным цифрам приема в образовательные организации высшего образования и среднего профессионального образования по направлениям
ТЭК;
– предоставление налоговых льгот предприятиям и организациям, инвестирующим в развитие человеческого капитала.
Со стороны компаний:
– формирование сквозных моделей развития персонала «школа-вуз-предприятие», в рамках которых компании будут осуществлять инвестиции в разработку образовательных программ, профессиональных стандартов, содействовать оснащению образовательных организаций современным оборудованием и лабораторной базой с учетом потребности в кадрах;