Файл: Частное образовательное учреждение высшего образования среднерусский гуманитарнотехнологический институт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СРЕДНЕРУССКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой психологии и педагогики
______________/Бельская Е.Г./
« 31» августа 2021 г.
Кафедра психологии и педагогики
Рабочая программа учебной дисциплины
АССИСТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль) подготовки:
Специальная психология
Квалификация (степень) выпускника:
Бакалавр
Форма обучения: заочная
Составитель программы:
Буданова Елена Ивановна,
к.м.н., доцент кафедры психологии и педагогики
Обнинск 2021
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Колесникова Екатерина Дмитриевна
Должность: Ректор СГТИ
Дата подписания: 10.09.2021 19:54:22
Уникальный программный ключ:
5791137b901af6f58fa81bc87176652f9e292002d3d0e2c40df6a79c0c69444d
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Аннотация к дисциплине......................................................................................................
3 2.
Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы........................................................
3 3.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся......................................................
6 3.1.
Объем дисциплины по видам учебных занятий (в часах) ................................................
6 4.
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий ……
6 4.1.
Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах) ……………………………………………………………………………………….
6 4.2.
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)…………..……….
7 5.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ……………………………………………………………
11 6.
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Ассистивные технологии в специальном и инклюзивном образовании»…………………………………………………………………………………… 16 6.1.
Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал ………
16 6.2.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы ……………………....
19 6.3.
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для процедуры оценивания знаний, умений, навыков и(или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы…………………………………………………………………………………
19 6.4.
Типовые задания для проведения промежуточной аттестации обучающихся ………..
24 6.5.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций ………………………………………………………………………………
29 7.
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ……………………………………………………………………..
30 8.
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ………………..
31 9.
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине ……………………………………………...
33 10.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, в том числе комплект лицензионного программного обеспечения, электронно-библиотечные системы, современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы …………..
33 10.1. Лицензионное программное обеспечение………………………………………………..
33 10.2. Электронно-библиотечная система……………………………………………………….
33 10.3 Современные профессиональные баз данных……………………………………………
33 10.4 Информационные справочные системы………………………………………………….
33 11.
Особенности реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………………………..
34 12.
Лист регистрации изменений……………………………………………………………
35
3
1. Аннотация к дисциплине
Рабочая программа дисциплины «Ассистивные технологии в специальном и инклюзивном образовании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 г.
№ 123.
Рабочая программа содержит обязательные для изучения темы по дисциплине
«Ассистивные технологии в специальном и инклюзивном образовании». Изучение дисциплины
«Ассистивные технологии в специальном и инклюзивном образовании» способствует приобретению знаний об использовании современных образовательных и коррекционно- развивающих информационно-коммуникационных технологий
(специализированных компьютерных программ) в специальном и инклюзивном образовании.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина включена в обязательную часть Блока 1 учебных планов по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата).
Дисциплина изучается на 3 курсе в 5 семестре заочной форме обучения, зачет.
Цель изучения дисциплины: формирование у обучающихся знаний в области коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
(ОВЗ) с использованием ассистивных (вспомогательных) технологий (АТ) и эффективном, методически целесообразном применении их в специальном и инклюзивном образовании.
Задачи:
1.
Изучить основные нормативные документы, регулирующие применение АТ и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
2.
Ознакомить студентов с основными ассистивными устройствами, технологиями способами и формами работы в специальном и иклюзивном образовании.
3.
Способствовать получению знаний в области использования электронных ресурсов и электронных сетей для вспомогательной работы с лицами с различными нарушениями в развитии и инвалидами.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
ОПК-3 – Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
ОПК-5 – Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении;
ОПК-7 – Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.
2. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми
результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 Специальное
(дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) и на основе:
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 6 декабря 2013 г., регистрационный № 30550), с изменениями,
4 внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1115н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2015 г., регистрационный № 36091) и от 5 августа 2016 г. № 422н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2016 г., регистрационный № 43326), соотнесённого с федеральным государственным образовательным стандартом по указанному направлению подготовки;
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 8 сентября 2015 г. № 613н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38994), соотнесённого с федеральным государственным образовательным стандартом по указанному направлению подготовки;
профессионального стандарта «Педагог - психолог» (психолог в сфере образования), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 августа 2015 г., регистрационный № 38575), соотнесённого с федеральным государственным образовательным стандартом по указанному направлению подготовки.
Код
Компетенции
Результаты освоения
ООП (содержание
компетенций)
Индикаторы
достижения
компетенций
Формы
образовательной
деятельности,
способствующие
формированию и
развитию
компетенции
ОПК-3
Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1.
Обосновывает цели и конкретизирует результаты совместной и индивидуальной учебной, воспитательной, коррекционно- развивающей деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Контактная работа:
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
ОПК-3.2.
Аргументирует использование психолого- педагогических технологий, необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с ограниченными возможностями
5 здоровья.
ОПК-3.3.
Демонстрирует приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся с ОВЗ в соответствии с особенностями их развития и возрастными нормами.
ОПК-5
Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК.5.1. Осуществляет выбор педагогически обоснованных технологий контроля и оценки образовательных результатов обучающихся с ОВЗ, интерпретировать полученные результаты.
Контактная работа:
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
ОПК.5.2.
Демонстрирует умение осуществлять процедуру контроля и оценки образовательных результатов обучающихся с ОВЗ.
ОПК-5.3.
Применяет информационно- коммуникационные технологии при проведении контроля и оценивания и оформлении их результатов
(ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
ОПК-7
Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК. 7.1. Понимает задачи и знает способы взаимодействия с разными субъектами образовательных отношений.
Контактная работа:
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
ОПК 7.2.
Демонстрирует умения
6 вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными субъектами образовательных отношений.
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических
часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам
занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
3.1 Объём дисциплины по видам учебных занятий (в часах)
Объём дисциплины
Всего часов заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины
72
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)
8
Аудиторная работа (всего):
8 в том числе: лекции
4 семинары, практические занятия
4 лабораторные работы
Контроль
4
Внеаудиторная работа (всего): в том числе:
Самостоятельная работа обучающихся (всего)
60
Вид промежуточной аттестации обучающегося
(зачет)
+
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием
отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в
академических часах)
заочной формы обучения
№
п/п
Разделы и темы
учебной дисциплины
Сем
ес
тр
Виды учебной работы, включая
самостоятельную работу и трудоемкость (в
часах)
В
ид
оце
но
чн
ог
о
средс
тв
а
те
ку
щег
о
ко
нт
ро
л
я
усп
ев
аем
ост
и,
про
м
ежу
то
ч
но
й
атт
ес
та
ци
и
(по
се
м
ес
тра
м
)
В
СЕ
ГО
Из них аудиторные
занятия
Са
м
ост
оят
ел
ьн
ая
ра
бо
та
Ко
нт
ро
л
ьн
ая
ра
бо
та
Ку
рсо
ва
я
ра
бо
та
Лекции
Ла
бо
ра
то
рный
пра
кт
ик
ум
П
ра
кт
ич
ес
ки
е
за
ня
ти
я
/сем
ин
ары
1.
Тема 1. Развитие и применение АТ в специальном и инклюзивном образовании
5 6,5 0,25 0,25 6
Устный опрос
Решение задач
Реферат
2.
Тема 2. Классификация
АТ по функциональному
5 6,5 0,25 0,25 6
Устный опрос
Решение задач
7 назначению в зависимости от категории нарушений у у лиц с ОВЗ
Реферат
3.
Тема 3.
Основные АТ и устройства, используемые при работе с электронной информационно- образовательной средой и сетью Интернет
5 7
0,5 0,5 6
Устный опрос
Решение задач
Реферат
4.
Тема 4. Применение ИКТ для решения компенсаторных, коррекционных, дидактических задач
5 8
0,5 0,5 7
Устный опрос
Решение задач
Реферат
5.
Тема 5. Дистанционные технологии и интернет в специальном и инклюзивном образовании
5 8
0,5 0,5 7
Устный опрос
Решение задач
Реферат
6.
Тема 6. Оценка потребностей во вспомогательных образовательных технологиях детей с ОВЗ
5 8
0,5 0,5 7
Устный опрос
Решение задач
Реферат
7.
Тема 7. Предоставление оборудования и услуг АТ лицам с ОВЗ
5 8
0,5 0,5 7
Устный опрос
Решение задач
Реферат
8.
Тема 8. АТ технологии в коррекционно- развивающей работе с различными видами нарушений
5 8
0,5 0,5 7
Устный опрос
Решение задач
Реферат
9.
Тема 9.
Основные ИКТ используемые в образовательном процессе
5 8
0,5 0,5 7
Устный опрос
Решение задач
Реферат
10.
Зачет
5 11.
Контроль
5 4
12.
ИТОГО:
5
72
4
4
60
4.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Тема 1. Развитие и применение АТ в специальном и инклюзивном образовании
Содержание лекционных материалов
Понятие ассистивных (вспомогательных) технологий. Виды ассистивных технологий
(низкотехнологичные, среднетехнологичные и высокотехнологичные).
Нормативные документы, регламентирующие применение при получении образования лицами с инвалидностью и ОВЗ. Конвенция ООН о правах инвалидов. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса. Создание специальных условий получения образования для детей с ОВЗ.
Создание специальных образовательных условий в образовательной организации для разных категорий детей с ОВЗ по насыщению образовательного пространства (техническое обеспечение). Определение потребности в оборудовании и услугах АТ. Процесс освидетельствования АТ – подача запроса, сроки исполнения запроса на освидетельствование.
Рекомендации по интеграции АТ – компонента.
Содержание практических занятий