Файл: Частное образовательное учреждение высшего образования среднерусский гуманитарнотехнологический институт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8 1. Понятие ассистивных (вспомогательных) технологий.
2. Создание специальных условий получения образования для детей с ОВЗ.
3. Создание специальных образовательных условий в образовательной организации для разных категорий детей с ОВЗ по насыщению образовательного пространства (техническое обеспечение).
Тема 2. Классификация АТ по функциональному назначению в зависимости от
категории нарушений у лиц с ОВЗ
Содержание лекционных материалов
Особенности использования компьютерных средств для работы с детьми, имеющими различные виды психофизиологических нарушений. Технологии для лиц с сенсорными нарушениями: ассистивные средства для лиц с нарушениями слуха
(сурдоинформационные средства); ассистивные средства для лиц с нарушениями зрения
(тифлоинформационные средства); ассистивные средства для лиц с нарушениями речи
(голосообразующие средства). Технологии для людей с физическими нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата (моторными нарушениями). Технологии для людей с когнитивными нарушениями (умственными, психическими, нарушениями развития).
Технологии для людей с ограничениями по общемедицинским показаниям (например, для пожилых или людей с серьезными заболеваниями).
Моделирование. Модели данных в профессиональной области и обзор технологий их исследования. Методические, психологические, технические, технологические требования, а также требования здоровьесберегающего и эргономического характера, предъявляемые к использованию мультимедийных презентаций в коррекционно-педагогической работе.
Специфика использования мультимедийных презентаций в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими психоречевые нарушения.
Содержание практических занятий
1. Особенности использования компьютерных средств для работы с детьми, имеющими различные виды психофизиологических нарушений.
2. Моделирование. Модели данных в профессиональной области и обзор технологий их исследования.
3. Специфика использования мультимедийных презентаций в коррекционно- педагогической работе с детьми, имеющими психоречевые нарушения.

Тема 3. Основные АТ и устройства, используемые при работе с электронной
информационно-образовательной средой и сетью Интернет
Содержание лекционных материалов
Индивидуальные слуховые аппараты, звукоусиливающая аппаратура или программные средства (для лиц с нарушениями слуха). Встроенная экранная лупа, программа чтения с экрана, программа синтезатор речи (для лиц с нарушениями зрения). Специальное программное обеспечение (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
Создание мультимедийной презентации логопедического занятия в Microsoft PowerPoint.
Планирование сценария презентации в соответствии с выбранной темой занятия. Знакомство с требованиями к оформлению и критериями оценивания презентаций PowerPoint. Анализ и оценка созданных презентаций согласно разработанным критериям оценивания. Использование электронных таблиц, формул, диаграмм, графиков Microsoft Excel в коррекционно- педагогической работе. Электронные таблицы Microsoft Excel. Создание гистограммы по образцу. Самостоятельное создание диаграммы. Количественный анализ результатов логопедической диагностики.
Анализ и оценка компьютерных программ: «Мир за твоим окном», «Математика для тех, кому трудно», «Лента времени». Программа «Диктор» для профессиональной подготовки незрячих. Программа «Звукослоговой анализ слов» для дошкольников. Анализ и оценка созданных презентаций, согласно разработанным критериям оценивания. Гигиенические требования к персональным компьютерам в дошкольных учреждениях. Гигиенические требования к компьютерным классам в дошкольных учреждениях. Система зрительной

9 гимнастики при работе на персональном компьютере. Система физических упражнений при работе на персональном компьютере.
Содержание практических занятий
1.
Индивидуальные слуховые аппараты, звукоусиливающая аппаратура или программные средства (для лиц с нарушениями слуха).
2. Встроенная экранная лупа, программа чтения с экрана, программа синтезатор речи
(для лиц с нарушениями зрения).
3. Специальное программное обеспечение (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата).
Тема 4. Применение ИКТ для решения компенсаторных, коррекционных,
дидактических задач
Содержание лекционных материалов
Диагностика и мониторинг развития знаний, умений и навыков учащихся; восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций. Технологии, применяемые для обучения учащихся - инвалидов как потенциал для обогащения их жизненного опыта.
Использование ИКТ как дидактического инструмента для максимальной реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся и создание условия для применения современных стратегий обучения и контроля знаний. Использование ИКТ в дистанционном обучении.
Использование ИКТ при изучении общеобразовательных предметов в специальной школе. Компьютер как средство коммуникации лиц с ограниченными возможностями. Оценка возможностей различных специализированных программ коррекционного назначения Speech
Viewer («Видимая речь») и Screen Reader («Экранный чтец»). Программа «Репетитор» и ее применение на уроках русского языка. Программа-тренажер «Фраза» и ее использование в школе VIII вида на этапе контроля знаний по русскому языку.
Использование текстового редактора Microsoft Word в коррекционной работе
(оформление документов с различным уровнем сложности, создания рисунков, таблиц различной сложности, дополнительные возможности). Разработка игровых заданий по заданной теме с использованием инструментальных программных средств. Компьютер как средство коррекции. Особенности специализированных программ обучающего характера.
Содержание практических занятий
1. Диагностика и мониторинг развития знаний, умений и навыков учащихся; восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций.
2. Технологии, применяемые для обучения учащихся - инвалидов как потенциал для обогащения их жизненного опыта.
3. Использование ИКТ при изучении общеобразовательных предметов в специальной школе.
Тема 5. Дистанционные технологии и интернет в специальном образовании
Содержание лекционных материалов
Компьютер как средство коммуникации лиц с ограниченными возможностями.
Гипертекст и Интернет. Дистанционное образование лиц с ОВЗ. Характеристики нового подхода к специальному образованию с помощью телекоммуникаций. Требования и рекомендации к инфраструктуре дистанционного обучения лиц с ОВЗ. Электронные учебники для лиц с ОВЗ. Телекоммуникационные сети, телекоммуникация, компьютерные телекоммуникации. Электронная почта. Интернет в обучении. Компьютерная зависимость.
Интерактивные технологии в жизни людей с ОВЗ.
Основы работы в сети Интернет с применением ассистивных технологий. Программы- браузеры. Сервисные службы Интернет. Поисковые сервисы: Yandex. Поисковые запросы.
Содержание практических занятий
1. Требования и рекомендации к инфраструктуре дистанционного обучения лиц с ОВЗ.
2. Интерактивные технологии в жизни людей с ОВЗ.
3. Дистанционное образование лиц с ОВЗ.


10
Тема 6. Оценка потребностей во вспомогательных образовательных технологиях
детей с ОВЗ
Содержание лекционных материалов
Определение потребности в оборудовании и услугах АТ. Процесс освидетельствования
АТ – подача запроса, сроки исполнения запроса на освидетельствование. Рекомендации по интеграции АТ-компонента. Нормативные документы, регламентирующие применение при получении образования лицами с инвалидностью и ОВЗ. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса.
Содержание практических занятий
1. Определение потребности в оборудовании и услугах АТ.
2. Процесс освидетельствования АТ – подача запроса, сроки исполнения запроса на освидетельствование.
3. Рекомендации по интеграции АТ-компонента.
Тема 7. Предоставление оборудования и услуг АТ лицам с ОВЗ
Содержание лекционных материалов
Получение рекомендованного ребенку с ОВЗ оборудования АТ и обучение детей с нарушениями здоровья технологиям их использования. Право собственности на оборудование
АТ и его использование в домашних условиях для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Обслуживание и ремонт оборудования АТ.
Содержание практических занятий
1. Получение рекомендованного ребенку с ОВЗ оборудования АТ и обучение детей с нарушениями здоровья технологиям их использования.
2. Право собственности на оборудование АТ и его использование в домашних условиях для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
3. Обслуживание и ремонт оборудования АТ.
Тема 8. АТ технологии в коррекционно-развивающей работе с различными
видами нарушений
Содержание лекционных материалов
АТ для людей с сенсорными нарушениями: Ассистивные средства для лиц с нарушениями слуха (сурдоинформационные средства). Ассистивные средства для лиц с нарушениями зрения (тифлоинформационные средства). Ассистивные средства для лиц с нарушениями речи. Технологии для людей с физическими нарушениями в работе опорно - двигательного аппарата (моторными нарушениями). АТ для людей с когнитивными нарушениями (умственными, психическими, нарушениями развития). АТ для людей с ограничениями по общемедицинским показаниям (на примере, пожилых или людей с серьезными заболеваниями).
Содержание практических занятий
1. АТ технологии для людей с сенсорными нарушениями.
2. АТ для людей с когнитивными нарушениями.
3. АТ для людей с ограничениями по общемедицинским показаниям.
Тема 9. Основные ИКТ используемые в образовательном процессе
Содержание лекционных материалов
Основные виды программных средств общего назначения: текстовые редакторы, графические редакторы, электронные таблицы, программа подготовки презентаций, системы управления базами данных, интегрированные пакеты. Основы работы с программными средствами общего назначения. Работа с текстовым редактором Word, электронными таблицами Excel, графическим редактором Paint, программой подготовки презентаций Power
Point с применением АТ в зависимости от нозологии.
Содержание практических занятий


11 1. Основные виды программных средств общего назначения.
2. Основы работы с программными средствами общего назначения.
3. Работа с программными средствами с применением АТ в зависимости от нозологии.
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине
Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, решение задач, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя.
Методика самостоятельной работы по учебной дисциплине «Ассистивные технологии в специальном и инклюзивном образовании» предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов, в том числе связанных с ограничением возможностей здоровья. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.
Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.
Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.
Наименование
темы
Вопросы, вынесенные на
самостоятельное изучение
Формы
самостоятельной
работы
Учебно-
методическое
обеспечение
Форма
контроля
Тема 1. Развитие и применение АТ в специальном и инклюзивном образовании
Понятие ассистивных
(вспомогательных) технологий. Виды ассистивных технологий
(низкотехнологичные, среднетехнологичные и высокотехнологичные).
Нормативные документы, регламентирующие применение при получении образования лицами с инвалидностью и ОВЗ.
Конвенция ООН о правах инвалидов. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса.
Создание специальных условий получения образования для детей с ОВЗ.
Создание специальных образовательных условий в образовательной организации для разных категорий детей с ОВЗ по насыщению образовательного пространства (техническое обеспечение). Определение потребности в оборудовании и услугах АТ. Процесс освидетельствования АТ – подача запроса, сроки исполнения запроса на
Работа в библиотеке, включая ЭБС.
Подготовка доклада- презентации.
Литература к теме 1, работа с интернет источниками
Устный опрос, доклад


12 освидетельствование.
Рекомендации по интеграции
АТ – компонента.
Тема 2.
Классификация АТ по функциональному назначению в зависимости от категории нарушений у лиц с
ОВЗ
Особенности использования компьютерных средств для работы с детьми, имеющими различные виды психофизиологических нарушений. Технологии для лиц с сенсорными нарушениями: ассистивные средства для лиц с нарушениями слуха
(сурдоинформационные средства); ассистивные средства для лиц с нарушениями зрения
(тифлоинформационные средства); ассистивные средства для лиц с нарушениями речи
(голосообразующие средства). Технологии для людей с физическими нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата (моторными нарушениями). Технологии для людей с когнитивными нарушениями
(умственными, психическими, нарушениями развития). Технологии для людей с ограничениями по общемедицинским показаниям (например, для пожилых или людей с серьезными заболеваниями).
Моделирование. Модели данных в профессиональной области и обзор технологий их исследования.
Методические, психологические, технические, технологические требования, а также требования здоровьесберегающего и эргономического характера, предъявляемые к использованию мультимедийных презентаций в коррекционно- педагогической работе.
Специфика использования мультимедийных презентаций в коррекционно- педагогической работе с детьми, имеющими психоречевые нарушения.
Работа в библиотеке, включая ЭБС.
Подготовка доклада- презентации.
Литература к теме 2, работа с интернет источниками
Устный опрос, доклад
Тема 3. Основные
АТ и устройства, используемые при работе с электронной
Индивидуальные слуховые аппараты, звукоусиливающая аппаратура или программные средства (для лиц с нарушениями слуха).
Работа в библиотеке, включая ЭБС.
Подготовка доклада- презентации.
Литература к теме 3, работа с интернет источниками
Устный опрос, доклад

13 информационно- образовательной средой и сетью
Интернет
Встроенная экранная лупа, программа чтения с экрана, программа синтезатор речи
(для лиц с нарушениями зрения). Специальное программное обеспечение
(для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
Создание мультимедийной презентации логопедического занятия в
Microsoft Power Point.
Планирование сценария презентации в соответствии с выбранной темой занятия.
Знакомство с требованиями к оформлению и критериями оценивания презентаций
Power Point. Анализ и оценка созданных презентаций согласно разработанным критериям оценивания.
Использование электронных таблиц, формул, диаграмм, графиков Microsoft Excel в коррекционно- педагогической работе.
Электронные таблицы
Microsoft Excel. Создание гистограммы по образцу.
Самостоятельное создание диаграммы. Количественный анализ результатов логопедической диагностики.
Анализ и оценка компьютерных программ:
«Мир за твоим окном»,
«Математика для тех, кому трудно», «Лента времени».
Программа «Диктор» для профессиональной подготовки незрячих.
Программа «Звукослоговой анализ слов» для дошкольников. Анализ и оценка созданных презентаций, согласно разработанным критериям оценивания. Гигиенические требования к персональным компьютерам в дошкольных учреждениях. Гигиенические требования к компьютерным классам в дошкольных учреждениях. Система зрительной гимнастики при работе на персональном компьютере. Система физических упражнений при работе на персональном компьютере.
Тема 4. Применение
ИКТ для решения компенсаторных,
Диагностика и мониторинг развития знаний, умений и навыков учащихся;
Работа в библиотеке, включая ЭБС.
Подготовка доклада-
Литература к теме 4, работа с интернет
Устный опрос, доклад