Файл: Контрольная работа по психодиагностике Маркевич Екатерины Александровны студентки 4 курса, группы пс 401 заочного отделения, факультета психологии.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности
1.3 Профессиональная направленность в старшем школьном возрасте
Глава 2. Методики для определения профессиональной направленности в старшем школьном возрасте
2.1 Методика "Дифференциально-диагностический опросник" Е.А. Климова
2.2 Методика "Определение направленности личности"
2.3 Методика "Мотивы выбора профессии"
2.4 Тест Д. Голланда по определению типа личности
Глава 3. Методы изучения мышления
Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
Направленность, по которой получено наибольшее количество баллов оценивается как ведущая.
Ключ для определения направленности личности
№ | Я | 0 | Д | № | Я | 0 | Д |
1 | А | В | Б | 15 | Б | В | А |
2 | Б | В | А | 16 | А | В | Б |
3 | А | В | Б | 17 | А | в | Б |
4 | В | Б | А | 18 | А | Б | В |
5 | Б | А | В | 19 | А | Б | В |
6 | В | А | Б | 20 | В | Б | А |
7 | В | Б | А | 21 | Б | А | В |
8 | А | Б | В | 22 | Б | А | В |
9 | В | А | Б | 23 | В | А | Б |
10 | А | В | Б | 24 | Б | В | А |
11 | Б | В | А | 25 | А | В | Б |
12 | Б | А | В | 26 | В | А | Б |
13 | В | А | Б | 27 | Б | А | В |
14 | А | В | Б | | | | |
Интерпретация результатов
С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, paздражительность, тревожность, интровертированость.
2. Направленность на общение (О) - стремлен и о при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное - мнение, которое полезно для достижения общей цели.
2.3 Методика "Мотивы выбора профессии"
Инструкция: "Ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность".
Таблица 1
Текст опросника "Мотивы выбора профессии"
Обработка результатов
Шкала оценок:
5 - очень сильно повлияло, 4 - сильно, 3 - средне, 2 - слабо, 1 - никак не повлияло.
Условные обозначения: "и" - внутренне индивидуально значимые мотивы; "с" - внутренние социально значимые мотивы; "+" - внешние положительные мотивы, "-" - внешние отрицательные мотивы.
Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.
2.4 Тест Д. Голланда по определению типа личности
Диагностическая цель: Оценка профессионального личностного типа. Голланд, как представитель концепции индивидуальности, разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял 6 типов:
1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.
Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.
2. Интеллектуальный тип - несоциален, ана-литичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.
Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.
3. Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.
Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).
4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.
Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.
5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Xорошо решает задачи, связанные с руководством, статутом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.
Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.
6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего "Я". Он не социален в том смысле, что не придерживается условностей общества.
Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п.
Инструкция: "Ниже попарно представлены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий - поэт или психолог - вы предпочитаете вторую, тогда в листе ответов в графе 41 (6) вы должны поставить знак "плюс".
Стимульный материал к методике Голланда | |||||
1 а) инженер-техник б) инженер-контролер | 2 а) вязальщик 6) санитарный врач | 3 а) повар б) наборщик | 4 а) фотограф б) заведующий магазином | ||
5 \а) чертежник 6) дизайнер | 6 а) философ б) психиатр | 7 а) ученый-химик б) бухгалтер | 8 а) редактор научного журнала б) адвокат | ||
9 а) лингвист б) переводчик художественной литературы | 10 а) педиатр б) статистик | 11 а) организатор воспитательной работы 6) председатель профсоюза | 12 а) спортивный врач б) фельетонист | ||
Стимульный материал к методике Голланда | |||||
13 а) нотариус 6) снабженец | 14 а) перфоратор б) карикатурист | 15 а) политический деятель б) писатель | 16 а) садовник б) метеоролог | ||
17 а) водитель троллейбуса б) медсестра | 18 а) инженер-злектрик б) секретарь-машинистка | 19 а) маляр б) художник по металлу | 20 а) биолог б) главный врач | ||
21 а) телеоператор б) режиссер | 22 а) гидролог б) ревизор | 23 а) зоолог б) зоотехник | 24 а) математик б) архитектор | ||
25 а) работник ИДН б) счетовод | 26 а) учитель б) командир дружинников | 27 а) воспитатель б) художник по керамике | 28 а) экономист б) заведующий отделом | ||
29 а) корректор б) критик | 30 а) завхоз 6) директор | 31 а) радиоинженер б) специалист по ядерной физике | 32 а) наладчик б) механик | ||
33 а) агроном 6) председатель колхоза | 34 а) закройщик-модельер б) декоратор | 35 а) археолог б) эксперт | 36 а) работник музея б) консультант | ||
37 а) ученый 6) актер | 38 а) логопед б) стенографист | 39 а) врач 6) дипломат | 40 а) главный бухгалтер б) директор | ||
41 а) поэт б) психолог | 42 а) архивариус б) скульптор | | |
Обработка результатов производится по ключу (табл.1).
Таблица 1
Лист ответов (ключ) к методике Голланда
Реалистический тип | Интеллектуальный тип | Социальный тип | Конвенциональный тип | Предприимчивый тип | Артестический тип |
1а | 1б | 2б | 3б | 4б | 5б |
2а | 6а | 6б | 7б | 8б | 9б |
3а | 7а | 10а | 10б | 11б | 12б |
4а | 8а | 11а | 13а | 13б | 14б |
5а | 9а | 12а | 14а | 15а | 15б |
16а | 16б | 17б | 18б | 23б | 19б |
17а | 20а | 20б | 22б | 26б | 21б |
18а | 22а | 25а | 25а | 28а | 24б |
19а | 23а | 26а | 28а | 30а | 27а |
21а | 24а | 27а | 29а | 33б | 29б |
31а | 31а | 36б | 32б | 35б | 30б |
32а | 35а | 38а | 38б | 37б | 37б |
33а | 36а | 39а | 40а | 39а | 41а |
34а | 37а | 41б | 42а | 40б | 42б |
S = | S = | S = | S = | S = | S = |
Подсчитайте количество совпадений по ключу в бланке ответов. Максимальное количество совпадений укалывает на принадлежность к одному из шести профессиональных типов.