Файл: Контрольная работа по психодиагностике Маркевич Екатерины Александровны студентки 4 курса, группы пс 401 заочного отделения, факультета психологии.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности
1.3 Профессиональная направленность в старшем школьном возрасте
Глава 2. Методики для определения профессиональной направленности в старшем школьном возрасте
2.1 Методика "Дифференциально-диагностический опросник" Е.А. Климова
2.2 Методика "Определение направленности личности"
2.3 Методика "Мотивы выбора профессии"
2.4 Тест Д. Голланда по определению типа личности
Глава 3. Методы изучения мышления
Глава 2. Методики для определения профессиональной направленности в старшем школьном возрасте
2.1 Методика "Дифференциально-диагностический опросник" Е.А. Климова
Методика, предложенная Е.А. Климовым, предназначена для отбора на различные типы профессий. Эта схема содержит более обширный объем информации, который можно выявить при помощи двадцати пар предлагаемых видов деятельности (см. Приложение), предполагающих выбрать один из вариантов ответа. При обработке результатов подсчитывается число положительных ответов по каждому типу, а затем определяется суммарная оценка. Оценки по каждому типу могут варьировать от 0 до 8 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в выборе профессии. В связи с этим выделяют пять типов профессий:
1)"Человек-природа" - все профессии связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. Специалистам в этой области приходится:
а) изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник и т.д.);
б) выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, животновод, садовод, пчеловод и т.д.);
в) проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Профессии этого типа требуют от человека: развитое воображение, хорошую зрительную память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать в трудных погодных условиях.
2)"Человек-техника" - все технические профессии. Большинство профессий этого типа связано:
а) с созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
б) с эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
в) с ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют их).
Профессии этого типа требуют от человека: хорошей координации движений, точного зрительного, слухового, кинестетического восприятия, умения переключать и концентрировать внимание.
3)"Человек-человек" - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. Большинство профессий этого типа связано:
а) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
б) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра);
в) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
г) с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
д) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор).
Профессии этого типа требуют от человека: стремления к общению, умения сдерживать эмоции, способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, умение слушать, учитывать мнение другого человека.
4)"Человек-знак" - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Это могут быть:
a) тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, телеграфист, наборщик);
б) цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
в) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман);
г) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Профессии этого типа требуют от человека: способность к длительной концентрации внимания, хорошее распределение и переключение внимания, логическое мышление, усидчивость, терпение.
5)"Человек-художественный образ" - все творческие специальности. Большинство профессий этого типа связано:
a) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
б) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер);
в) с размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Профессии этого типа требуют от человека: художественных способностей, развитого зрительного восприятия, наблюдательности, зрительной памяти, знания психологических законов эмоционального воздействия на людей.
2.2 Методика "Определение направленности личности"
Диагностическая цель: Определение преобладающих тенденций направленности личности либо на себя, либо на общение, либо на решение деловых проблем.
Данная ориентационная анкета впервые опубликована Б. Бассом в 1967 году.
Контингент: предназначена данная методика, прежде всего для детей подросткового и юношеского возраста.
Процедура исследования
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности.
Инструкция: "Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.
Букву, которой обозначен ответ, (А, Б, В) напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "БОЛЬШЕ ВСЕГО".
2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "МЕНЬШЕ ВСЕГО".
3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.
Старайтесь быть максимально правдивым.
Среди вариантов ответа нет "хороших" или "плохих". Поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим" для вас.
Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так чтобы направление было четко видно".
Регистрационный бланк
№ | Больше всего | Меньше всего | № | Больше всего | Меньше всего | № | Больше всего | Меньше всего |
1 | | | 10 | | | 19 | | |
2 | | | 11 | | | 20 | | |
3 | | | 12 | | | 21 | | |
4 | | | 13 | | | 22 | | |
5 | | | 14 | | | 23 | | |
6 | | | 15 | | | 24 | | |
7 | | | 16 | | | 25 | | |
8 | | | 17 | | | 26 | | |
9 | | | 18 | | | 27 | | |
Обработка результатов
Буквы, записанные в бланке для ответов, соответствуют той или иной направленности личности. Это соответствие отражено в ключе. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл.