Файл: Контрольная работа по психодиагностике Маркевич Екатерины Александровны студентки 4 курса, группы пс 401 заочного отделения, факультета психологии.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1.3 Профессиональная направленность в старшем школьном возрасте



А.В. Петровский отмечал, что старший школьный возраст - это период, когда детские мечтания о будущем сменяются размышлениями, нем с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни. Такой сдвиг в развитии профессиональных намерений происходит не у всех подростков; некоторые полностью живут настоящим и о будущем профессии размышляют мало. Однако для большинства подростков время обучения в 9 - 11 классах является временем интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действие, другие примеривают себя к разным вариантам будущего, третьи решают проблему соответствия собственных возможностей требованиям профессии, четвертые выясняют, соответствует ли содержание профессии их представлению о ней. Ребята собирают информацию об особенностях привлекающей профессии и учебном заведении, где ее получают, обсуждают разные проблемы с близкими товарищами, интересуются планами одноклассников. Одни размышляют трезво и адекватно оценивают свои возможности, другие их переоценивают или недооценивают. У некоторых старших подростков возникают серьезные сомнения, колебания, и они отказываются от прежних мечтаний. Привлекают важные и современные профессии, возможность интересной и творческой работы, романтичность профессии. Большинство мальчиков выбирают инженерные профессии; многие девочки называют профессии, тоже связанные с техникой и наукой, а не только традиционные "женские" - учительница, врач, портниха. Старший школьник, не знающий, что такое конкуренция и безработица, ищет не столько профессию как ремесло, дающее средство к существованию, сколько как свое жизненное призвание, сферу деятельности, в которой он может в максимальной степени реализовать свои способности. Но беда в том, что юноша еще очень плохо знает и реальные свойства привлекающих его профессий, и требования, какие предъявляют они к работнику, и свои собственные потенциальные возможности. Как правило юноши и девушки на первое место ставят творческий характер труда, на второе - общественную значимость профессии и на третье - размеры заработной платы.

В.В. Чебышева, О.И. Галкина и Л.М. Злобин выделяют две возможные ситуации профессионального выбора и описывают их следующим образом. Для одних подростков выбор профессии выражает собой осуществление в плане решений достаточно сформированных интересов и способностей, для других, при отсутствии у них определенных профессиональных интересов и способностей, выбор профессии представляет

собой возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более обоснованный профессиональный выбор.

Аналогичный подход, хорошо обеспеченный дифференциальными критериями, реализован в исследованиях В. Джайде. Он выделяет следующие типы профессионального выбора: первый тип характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом - пассивностью; второй тип - при достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности; третий тип - подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал бы его склонностям и способностям, достаточно выраженным

Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются следующие типы: первый тип - низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально значимые качества; второй тип - заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана; третий тип - заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе; четвертый тип - завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус; пятый тип - завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть.

Очень перспективными представляются те подходы, в которых делается акцент на эмоциональных состояниях подростка, находящегося в ситуации профессионального выбора. Так, например, П. Скавран особенное внимание обращает на те случаи, когда подросток обращается в профессиональную консультацию в силу своего страха перед выбором профессии и желания переложить собственную ответственность на другого. При этом и сам профконсультационный диалог строится в том ключе, что надо не столько выявить те или иные устойчивые психологические характеристики, важные для будущей профессии, сколько работать с актуальными страхами и опасениями подростка. В исследованиях X. Томэ и В. Джайде показано, что при профессиональном выборе у подростков могут возникать определенные отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределенное время или перекладывая ответственность на консультанта.


Не на эмоциях, а на когнитивных процессах, участвующих в локальной ситуации профессионального выбора, делается акцент в типологии профессионального выбора Кнефелькампа и Слепецки. Эта типология строится при использовании двух параметров, широко использующихся в настоящее время в экспериментальных работах по структуре интеллекта: первый из них - выраженность когнитивного стиля, в соответствии с которым человек склонен или не склонен вступать в конфликт при решении важных вопросов, второй уровень когнитивного развития, определяющий степень последовательности в реализации различных стратегий. Пересечение этих двух параметров - при значительной выраженности либо одного, либо другого полюса - дает различные типы "отклонений" профессионального выбора, в соответствии с которыми подросток может быть квалифицирован как "бесконфликтный приверженец", "бесконфликтный меняльщик", "обороняющийся и избегающий" или "перестраховщик".

Опираясь на все эти исследования ситуации профессионального выбора, можно констатировать, что при профессиональной консультации подросток реализует три типа установок: на профконсультанта, на конкретно специфическую задачу профессионального выбора и на профессиональное будущее в целом. Что касается установок на специфическую ситуацию профессионального выбора, они в отличие от других установок, очень часто совсем упускаются из внимания. Между тем, именно эти установки обусловливают в большой степени ход всего профессионального развития.

Основная проблема профессиональных установок - проблема формирования адекватных профессиональных установок - решается в условиях системно организованного трудового обучения и воспитания, когда происходит подготовка к реальной трудовой деятельности, в том числе коллективной, даются знания о структуре мира труда и основах организации производства, вырабатываются уважение к труду и желание работать ради общественных интересов и т.д. Ведь именно от характера выраженности профессиональных установок зависит такой важный фактор профессионального развития, как согласование профессиональных намерений и профессиональных интересов


Л.А. Першина рассматривает личностное и профессиональное самоопределение как центральное новообразование этого возрастного периода. Оно связано с выработкой мировоззрения и системы жизненных ценностей. В юности созревают когнитивные и эмоционально-личностные мировоззренческие предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие факторов к немногим принципам.

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов, определение смысла жизни. Жизненные планы старшеклассников, как по содержанию, так и по степени их зрелости, временной перспективе весьма различны, это во многом зависит от их информированности и эрудиции. В этой связи важнейшей задачей взрослых становится расширение жизненного и научного кругозора юношей, углубления их понимания специфики и значимости разных сфер человеческой деятельности.