Файл: Контрольная работа по психодиагностике Маркевич Екатерины Александровны студентки 4 курса, группы пс 401 заочного отделения, факультета психологии.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности
1.3 Профессиональная направленность в старшем школьном возрасте
Глава 2. Методики для определения профессиональной направленности в старшем школьном возрасте
2.1 Методика "Дифференциально-диагностический опросник" Е.А. Климова
2.2 Методика "Определение направленности личности"
2.3 Методика "Мотивы выбора профессии"
2.4 Тест Д. Голланда по определению типа личности
Глава 3. Методы изучения мышления
2.5 Профориентационная анкета
Диагностическая цель: Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Ее можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Инструкция: "Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 - вовсе нет, 1 - пожалуй так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)".
Я ХОЧУ
(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
Инструкция: "Напротив каждого высказывания; зачеркните цифру, соответствующую степени вашего умения заниматься этим видом деятельности (0 - вовсе нет, 1 - пожалуй так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)"
Я МОГУ
(способен, умею, обладаю навыками):
Обработка и интерпретация результатов. Суждения характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждение обходимо подсчитать суммарное количество баллов, набранных вами, и записать эту сумму в рамке на от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от О до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы "ли максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда":
-
человек-человек, -
человек--техника, -
человек--знаковая система, -
человек - художественный образ, -
человек-природа.
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда": А) исполнительские Б) творческие.
2.6 Методика "Карта интересов"
Для проведения исследования потребуется к" интересов - вопросник из 174 вопросов, отражающих, направленность интересов в 39 сферах деятельности лист ответов, представляющий собой матрицу из пи строк и двадцати девяти колонок. Каждая колонки - соответствует одной из сфер интересов:
Заполнение ответного бланка может выполняться индивидуально или в группе.
Инструкция: "Для определения ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Поду мл in перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы убедились не раз, что вам очень нравится то, о чем спрашивается g вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же ном ром поставьте два плюса, если просто нравится - один плюс, если не знаете, сомневаетесь - ноль, если не нравится - один минус, а если очень не нравится минуса. Методика содержит 174 вопроса. Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничивается.
Обработка и анализ результатов. В заполненном листе ответов и в каждом из столбцов подсчитывается количество положительных ответов.
Анализируя полученные данные, необходимо выделить и сферы, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Если; среди них окажется несколько сфер с одинаковым числом положительных ответов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наименьшее количество отрицательных ответов. При оценке направленности интересов следует, в первую очередь, читывать сферы с наибольшим количеством положительных ответов, но необходимо обратить внимание также на сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые оптантом. Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций: высшая степень отрицания - от - 12 до - 6, интерес отрицается от - 5 до - 1, интерес выражен слабо - от +1 до 1, выраженный интерес - от - +5 до +7, ярко выраженный интерес - от +8 до +12.
2.7 Методика "Матрица выбора профессии"
Диагностическая цель: Определение предполагаемых профессий, соответствующих интересам и склонностям субъекта.
Процедура тестирования. От опрашиваемого требуется выбрать один из предложенных вариантов при ответе на два вопроса.
Стимульный материал
Вопросы:
1. Какой объект деятельности тебя привлекает?
1.1 Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители, читатели, сотрудники).
1.2 Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования).
1.3 Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты).
1.4 Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины).
1.5 Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись).
1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые).
1.7 Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные).
1.8 Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты).
1.9 Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства).
1.0. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения).
2. Какой вид деятельности тебя привлекает?
2.1 Управление (руководство чьей-то деятельностью).
2.2 Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей).
2.3 Образование (воспитание, обучение, формирование личности).
2.4 Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение).
2.5 Творчество (создание оригинальных произведений искусства).
2.6 Производство (изготовление продукции).
2.7 Конструирование (проектирование деталей и объектов).
2.8 Исследование (научное изучение чего-либо или
кого-либо).
2.9 Защита (охрана от враждебных действий).
2.10 Контроль (проверка и наблюдение).
Обработка и анализ результатов производится с помощью нижеследующей таблицы ("Матрица выбора профессии"). Профессии, находящиеся на пересечении "сферы труда" и "вида труда", являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.
Таблица 1 Матрица выбора профессий
Сферы труда Виды труда | Человек | Информация | Финансы | Техника | Искусство | Животные | Растения | Продукты | Изделия | Природные ресурсы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Управление | Менеджер по персоналу Администратор | Маркетолог-Диспетчер Статистик | Экономист Аудитор Аналитик | Технолог Авиадиспетчер Инженер | Режиссер Продюсер Дирижер | Кинолог Зоотехник Генный инженер | Агроном Фермер Селекционер | Товаровед Менеджер по продажам | Менеджер по продажам Логистик Товаровед | Энергетик Инженер по кадастру |
Обслуживание | Продавец Парикмахер Официант | Переводчик Экскурсовод Библиотекарь | Бухгалтер Кассир Инкассатор | Водитель Слесарь Теле, радиомастер | Гример Костюмер Парикмахер | Животновод Птицевод Скотовод | Овощевод Полевод Садовод | Экспедитор Упаковщик Продавец | Продавец Упаковщик Экспедитор | Егерь Лесник Мелиоратор |
Образование | Учитель Воспитатель Социальный педагог | Преподаватель Ведущий телеи радио программ | Консультант Преподаватель экономики | Мастер производственного обучения | Хореограф Преподаватель музыки, живописи | Дрессировщик Кинолог Жокей | Преподаватель биологии Эколог | Мастер производственного обучения | Мастер производственного обучения | Преподаватель эколог |
Оздоровление | Врач Медсестра Тренер | Рентгенолог Врач (компьютерная диагностика | Антикризисный управляющий Страховой агент | Мастер авто сервиса Физиотерапевт | Пластический хирург Косметолог Реставратор | Ветеренар Лаборант питомника Зоопсихолог | Фито терапевт Гомеопат Травник | Диетолог Косметолог Санитарный инспектор | Фармацевт Ортопед Протезист | Бальнеолог Эпидемиолог Лаборант |
Творчество | Режиссер Артист Музыкант | Программист Редактор Webдизайнер | Менеджер по проектам Продюсер | Конструктор Дизайнер Художник | Художник Писатель Композитор | Дрессировщик Служитель цирка | Фото-дизайнер Озеленитель Флорист | Кондитер Повар Кулинар | Резчик по дереву Витражист Скульптор | Архитектор Мастер-цветовод Декоратор |
Производство | Мастер производственного обучения | Корректор Журналист Полиграфист | Экономист Бухгалтер Кассир | Станочник Аппаратчик Машинист | Ювелир График-Керамист | Животновод Птицевод Рыбовод | Овощевод Цветовод Садовод | Технолог Калькулятор Повар | Швея Кузнец Столяр | Шахтер Нефтяник Техник |
Конструирование | Стилист Пластический хирург | Картограф Программист Webмастер | Плановик Менеджер по проектам | Инженер конструктор Телемастер | Архитектор Дизайнер Режиссер | Генный инженер Виварщик Селекционер | Селекционер Ландшафист Флорист | Инженер-технолог Кулинар | Модельер Закройщик Обувщик | Дизайнер ландшафта Инженер |
Исследование | Психолог Следователь Лаборант | Социолог Математик Аналитик | Аудитор Экономист Аналитик | Испытатель (техники) Хронометражист | Искусство вед Критик Журналист | Зоопсихолог Орнитолог Ихтиолог | Биолог Ботаник Микробиолог | Лаборант Дегустатор Санитарный врач | Эргономик Контролер Лаборант | Биолог Метеоролог Агроном |
Защита | Милиционер Военный Адвокат | Арбитр Юрист Патентовед | Инкассатор Охранник Страховой агент | Пожарный Сапер Инженер | Постановщик трюков Каскадер | Егерь Лесничий Инспектор рыбнадзора | Эколог Микробиолог Миколог | Санитарный врач Лаборант Микробиолог | Сторож Инспектор | Охрана ресурсов Инженер по ТБ |
Контроль | Таможенник Прокурор Табельщик | Корректор Системный программист | Ревизор Налоговый полицейский | Техникконтролер Обходчик ЖД | Выпускающий редактор Консультант | Консультант Эксперт по экстерьеру | Селекционер Агроном Лаборант | Дегустатор Лаборант Санитарный врач | Оценщик Контролер ОТК Приемщик | Радиолог Почвовед Эксперт |
Глава 3. Методы изучения мышления
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Основные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, систематизация, классификация.
Методы диагностики мышления: классификация; исключение (словесный и предметный); исключение существенных признаков; простые аналогии; сложные аналогии; сравнение понятий; соотношение пословиц, метафор и фраз; проба Г. Эббингауза; установление последовательности; исследование ассоциаций (50 слов, ответные ассоциации, противоположности); пиктограммы и особенности ассоциативной деятельности в норме и патологии.
3.1 Тест "Классификация предметов"
Методика классификации применяется для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений. В процессе исследования выявляется отношение больного к ситуации эксперимента и к характеру задания, его уверенность или неуверенность в правильности решения, его отношение к ошибкам - сам ли он их замечает или после подсказки исследующего, исправляет ли допущенные ошибки или отстаивает их. Методика впервые была предложена К. Goldstein (1920) для обследования больных с афатическими расстройствами. У нас она применяется в модификации Л.С. Выготского и Б.В. Зейгарник (1958).
Для исследования необходим набор карточек с изображением различных предметов, растений, животных. Изображения могут быть заменены надписями. Таким образом, можно говорить о предметной и словесной классификации - методики эти, как и аналогичные, словесный и предметный варианты методики исключения, неравнозначны, о чем свидетельствуют исследования Т.И. Тепеницыной (1959) и В.М. Блейхера (1965). Так, например, особенности шизофренического мышления легче выступают при предметной классификации. Значительно более трудной оказывается предметная классификация по сравнению со словесной и для больных со сниженным уровнем процессов обобщения и отвлечения, т. к как она содержит больше элементов (детали рисунка), провоцирующих несущественные, конкретные ассоциации.
Набор карточек для классификации должен быть специально подготовлен, предусматривать возможность различных ступеней обобщения. Непродуманно изготовленные наборы карточек предопределяют выполнение задания, например по конкретно-ситуационному типу. В связи с этим желательно пользоваться набором карточек, подготовленным в лаборатории экспериментальной патопсихологии Московского НИИ психиатрии.