Файл: Контрольная работа по психодиагностике Маркевич Екатерины Александровны студентки 4 курса, группы пс 401 заочного отделения, факультета психологии.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности
1.3 Профессиональная направленность в старшем школьном возрасте
Глава 2. Методики для определения профессиональной направленности в старшем школьном возрасте
2.1 Методика "Дифференциально-диагностический опросник" Е.А. Климова
2.2 Методика "Определение направленности личности"
2.3 Методика "Мотивы выбора профессии"
2.4 Тест Д. Голланда по определению типа личности
Глава 3. Методы изучения мышления
В проведении опыта можно выделить два основных этапа, на первом обследуемый более или менее самостоятельно образует группы: одежда, мебель, школьные принадлежности, орудия труда, измерительные приборы, люди. Последние две группы, как указывает С.Я. Рубинштейн (1962), представляют наибольшие трудности для выделения. Так, объединение вместе часов, весов, термометра и штангенциркуля требует выделения наиболее существенного, абстрактного признака, выявляющего их сродство. К группе людей относятся различные представители, охарактеризованные на карточках по-разному: представители различных профессий, лыжник и, наконец, ребенок. Выделение испытуемым этих групп свидетельствует об определенной сохранности процессов обобщения и отвлечения. На втором этапе происходит образование более крупных групп - растений, животных и предметов. Этот этап характеризует более высокую ступень обобщения.
Ведение опыта тщательно протоколируется. Отмечаются все группировки - правильные и ошибочные. При этом важно отметить в протоколе отношение больного к обнаруженной ошибке - исправляет ли он ее, не повторяется ли эта ошибка в последующем. Следует регистрировать рассуждения больного в процессе выполнения задания, так как в них нередко содержится мотивировка ошибочного суждения. Наличие нескольких идентичных, одноименных групп (например, две группы одежды, разделение на несколько групп посуды) свидетельствует о недостаточности внимания.
3.2 Методика "Исключение слов"
Данные, получаемые при исследовании методикой исключения, позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделить существенные признаки предметов или явлений. Существуют два варианта методики исключения - словесный и предметный.
Словесный вариант производится при помощи бланка, содержащем серии из 5 слов. Обследуемому говорят, что 4 из 5 слов в серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Если обследуемый сразу не усвоил инструкцию, то 1-2 примера исследующий решает совместно с ним: "Василий, Федор, Семен и Порфирий - имена, а Иванов-фамилия"; "молоко, сливки, сыр, сметана - молочные продукты, а сало - животный жир". Убедившись в том, что принцип выполнения задания обследуемый усвоил, ему предлагается самостоятельно выполнять последующие примеры, вычеркивая карандашом на специальном бланке подлежащее исключению слово. При отсутствии бланков исследующий зачитывает серии слов и отмечает в протоколе характер решения.
Оснащение. Стандартный бланк методики, на котором напечатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой), секундомер и заранее подготовленный протокол.
Стандартный бланк
Методика "Исключение слов"
Инструкция. Вычеркнуть лишнее по смыслу слово.
-
дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий -
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный -
Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий -
молоко, сливки, сыр, сало, сметана
5 скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо
-
глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий -
лист, почка, кора, дерево, сук -
дом, сарай, изба, хижина, здание -
береза, сосна, дерево, дуб, ель
-
ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать -
темный, светлый, голубой, ясный, тусклый -
гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога -
неудача, крах, провал, поражение, волнение -
молоток, гвоздь, клещи, топор, долото -
минута, секунда, час, вечер, сутки
Порядок работы. Исследование, как правило, проводится в психоневрологической клинике; в качестве испытуемого выступает больной. Непосредственно перед проведением обследования экспериментатор в свободной беседе пытается выявить состояние больного, его жалобы.
Больному предъявляется бланк методики и дается инструкция: "На бланке написаны группы слов, каждая группа состоит из пяти слов. Четыре слова из пяти являются в чем-то сходными и могут быть объединены по общему признаку, а одно из слов не соответствует этому признаку и его нужно исключить". Если испытуемый сразу не усвоил инструкцию, то один-два примера экспериментатор решает совместно с ним. Регистрируется общее время выполнения с 1-го по 15-е задание. После того как испытуемый закончил работу, его просят объяснить свои ответы. Экспериментатор регистрирует в протоколе номер строки, исключаемое слово, объяснения испытуемого, а также свои вопросы и примечания.
Обработка результатов (табл.): 15 заданий; максимальная оценка = 30 баллов.
А = В + Т,
где В - кол-во баллов за правильно выполненные задания,
Т - поправка на время.
Подсчитывается количество правильно решенных заданий, за каждое правильное решение дается 2 балла. В тексте методики выделены слова, которые являются искомыми.
Поправки на время выполнения задания "Исключение слов"
Время, с | Т (В > 26) | Время, с | Т (В < 26) |
< 91 | +3 | <250 | 0 |
91 - 250 | 0 | 250 - 330 | - 3 |
> 250 | -3 | > 330 | - 6 |
Существенную роль, играет отношение обследуемого к допущенным ошибкам - сам ли он их заметил или с помощью исследующего, как он мотивирует ошибочные решения и насколько они доступны коррекции.
Для проведения предметного варианта необходимо подготовить набор карточек, каждая из которых содержит изображения 4 предметов. Дается инструкция: "Из изображенных на рисунке 4 предметов 3 имеют между собой общее, их можно объединить в одну группу, называть одним словом, а 1 существенно от них отличается и должен быть исключен". Как и в предыдущем варианте, отдельные серии предъявляются обследуемому в определенной последовательности, с нарастающей сложностью. Наряду с выполнимыми заданиями в эту методику иногда специально вводят серии рисунков, где нельзя такого рода обобщение произвести. Здоровые в таких случаях либо заявляют, что задание невыполнимо, либо дают обусловленно формальный ответ, например: "Из изображенных на этом рисунке предметов нельзя выделить группу из 3, но если вы настаиваете, то я предлагаю следующее решение - в отличие от яблока, роза, шуба и книга несъедобны". Такого рода невыполнимые задания применяют при обследовании больных шизофренией.
3.3 Тест "Существенные признаки"
Методика, как это явствует из названия, выявляет способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо исследующий устно предъявляет испытуемому задачи.
Предварительно дается инструкция: "В каждой строчке здесь 1 слово находится перед скобками, а 5-в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Однако вы должны из них выбрать 2 наиболее существенных, являющихся неотъемлемыми признаками слова, стоящего перед скобками. Выберите только 2 и подчеркните их". Часто обследуемые приступают к заданию, невнимательно прослушав инструкцию, и решения их в этих случаях поверхностны, легкомысленны. Тогда следует обратить внимание обследуемого на том, что он не усвоил инструкцию и повторить ее. Некоторые больные, обычно при интеллектуальной недостаточности, не сразу понимают, что от них требуется. В этих случаях желательно вместе с ними решить 1-2 задачи.
Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемому приходится продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки. Так, к слову "игра" правильное решение предусматривает такие существенные признаки, как "игроки" и "правила", в то же время некоторые обследуемые здесь выбирают слово "карты". При таком решении задания следует обязательно обсудить с больным результаты. Иногда даже подсказка исследующего о том, что речь идет об абстрактном значении этих понятий, не помогает обследуемому найти правильное решение. Это свидетельствует о недостаточности у него уровня процессов обобщения и отвлечения. Ошибочные решения могут носить и характер отдельных непоследовательных суждений (например, при астенических состояниях). В этих случаях больные при обращении их внимания на допущенную ошибку сами ее исправляют.
Стандартный бланк
Тест "Существенные признаки".
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).
8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага,редактор).
10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Обработка результатов (табл.):
А = В + Т,
где А - успешность; В - продуктивность; Т - поправка на время.
Перевод времени в баллы
Время, с | Т при В > 24 | Время, с | Т при В < 24 |
85 и меньше | +3 | 200 и | 0 |
86 - 200 | 0 | 201 - 270 | - 3 |
201 и больше | -3 | 271 и | - 6 |
Если испытуемый ни одного правильного слова не выделил - 0 баллов, если одно слово - 1 балл, если оба слова - выделены верно - 3 балла. В тексте методики выделены слова, которые являются искомыми.
3.4 Тест "Простые аналогии"
Для выполнения этого задания обследуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями. Кроме того, как и при исследовании предыдущей методикой, в опыте легко обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда обследуемый на время перестает следовать избранному им модусу решения задания. Аналогии в различных задачах строятся по разным принципам, и наличие инертности психических процессов значительно затрудняет для ряда больных выполнение задания - в последующей задаче они пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.
Различают образование простых и сложных аналогий. Образование простых аналогий производится с помощью специальных бланков, на которых слева располагаются пары слов - образцы, по аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой половине бланка. Причем справа вверху первое слово искомой пары указано, а нижнее нужно выделить из 5. Например:
электричество пар
проволока лампочка, ток, вода, трубы, кипение
Обследуемому объясняют, что, так же как электричество идет по проволоке, пар идет по трубам. Совместно с обследуемым можно решить еще один, более трудный и отличающийся другим принципом построения пример.
Обязательно для примера надо выбрать задачи, где аналогия строится по-разному принципу. Для некоторых обследуемых это служит предупреждением о возможности ошибок. Иногда, принцип выполнения задания можно объяснить арифметическим примером образования пропорций. Такое объяснение оказывается успешным при определенной интеллектуальной сохранности.
1 | лошадь | | корова |
жеребенок | пастбище, рога, молоко, теленок, бык | ||
2 | яйцо | | картофель |
скорлупа | курица, огород, капуста, суп, шелуха | ||
3 | ложка | | вилка |
каша | масло, нож, тарелка, мясо, посуда | ||
4 | коньки | | лодка |
зима | лед, каток, весло, лето, река | ||
5 | ухо | | зубы |
слышать | видеть, лечить, рот, щетка, жевать | ||
6 | собака | | щука |
шерсть | овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя | ||
7 | пробка | | камень |
плавать | пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик | ||
8 | чай | | суп |
сахар | вода, тарелка, крупа, соль, ложка | ||
9 | дерево | | рука |
сук | топор, перчатка, нога, работа, палец | ||
10 | дождь | | мороз |
зонтик | палка, холод, сани, зима, шуба | ||
11 | школа | | больница |
обучение | доктор, ученик, учреждение, лечение, больной | ||
12 | песня | | картина |
глухой | хромой, слепой, художник, рисунок, больной | ||
13 | нож | | стол |
сталь | вилка, дерево, стул, пища, скатерть | ||
14 | рыба | | муха |
сеть | решето, комар, комната, жужжать, паутина | ||
15 | птица | | человек |
гнездо | люди, птенец, рабочий, зверь, дом | ||
16 | хлеб | | дом |
пекарь | вагон, город, жилище, строитель, дверь | ||
17 | пальто | | ботинок |
пуговица | портной, магазин, нога, шнурок, шляпа | ||
18 | коса | | бритва |
трава | сено, волосы, острая, сталь, инструменты | ||
19 | нога | | рука |
сапог | галоши, кулак, перчатка, палец, кисть | ||
20 | вода | | пища |
жажда | пить, голод, хлеб, рот, еда | ||
21 | электричество | | пар |
проволока | лампочка, ток, вода, трубы, кипение | ||
22 | паровоз | | конь |
вагоны | поезд, лошадь, овес, телега, конюшня | ||
23 | алмаз | | железо |
редкий | драгоценный, железный, твердый, сталь | ||
24 | бежать | | кричать |
стоять | молчать, ползать, шуметь, звать, плакать | ||
25 | волк | | птица |
пасть | воздух, клюв, соловей, яйцо, пение | ||
26 | растение | | птица |
семя | зерно, клюв, соловей, пение, яйцо | ||
27 | театр | | библиотека |
зритель | актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель | ||
28 | утро | | зима |
ночь | мороз, день, январь, осень, сани | ||
29 | железо | | дерево |
кузнец | пень, пила, столяр, кора, листья | ||
30 | нога | | глаза |
костыль | галка, очки, слезы, зрение, нос |
В анализе результатов важно не только обнаружение ошибок, но и мотивировка их и возможность коррекции. Этим методом выявляются нарушения логического строя мышления, однако ошибки типа соскальзываний большей частью не корригируются, тогда как непоследовательные суждения в связи с истощаемостью исправляются больными, как только они их замечают. Обнаружение возможности исправления ошибок в ходе эксперимента, недопущение их в дальнейшем свидетельствуют об определенной сохранности критичности мышления.
Помимо словесного варианта методики образования простых аналогий, можно пользоваться и предметным ее вариантом. В качестве примеров для этого можно пользоваться некоторыми таблицами Равена, а также карточками из соответствующего субтеста в методике аналитического исследования интеллекта Мейли.
психодиагностика мышление профессиональный школьный
Заключение
Анализ данной проблемы показал, что высокий уровень профессиональной направленности - это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Следует отметить значительную роль характерологических особенностей личности и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей ведущая роль преобладающему мотиву.
Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности учащихся, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.
Литература
1. Алишев Н.В., Широков В.Д. Общие основы построения исследования // Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под. ред. Н.В. Алишева. М., 1987. - 167 с.
2. Божевич Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников. - Известия А.П.Н. РСФСР, 1957, вып. 36. - с. 45-53.
3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1986. - с. 206.
4. Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. - с. 46-48.
5. Кан-Калик В.А. К разработки теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе. // Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. - Грозный, 1980. с. 5-13.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - с. 304.
7. Рескина С.Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. дис. Л., 1986. - с. 36.
8. Халяпина Л.Н. Социализация учителя. - М., 1995 - с.128
9. Шавир П.А. Психология самоопределения в ранней юности.
М., 1991. с. - 195
10. Мадриков В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. М., 1982. - с. 185
11. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе. // Вопросы психологии - 1995. - №4 - с. 50-56.
12. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков В.С. Клиническая патопсихология. - М., 2002.
13. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособ. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2006.