Файл: Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых си. Дорошенко Ю. И. Дорошенко современные модели школьного образования учебное пособие Владимир 2017 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение современных моделей школьного образования имеет проекцию как в историю педагогики, таки в будущее школы. Вопрос обоснованности, логичности педагогического моделирования пересекается с вопросом возможностей практической реализации создаваемых моделей, их воспроизводимости и одновременно творческой новизны в каждом конкретном опыте. При изучении моделей школы нужно уметь фокусировать своё внимание на характерных чертах, достоинствах, отличиях каждой из них на том, что выделяет конкретную модель из широкого потока развития школы данного периода и данного социума. Поэтому, обобщая не столько конкретный изученный материал, сколько принципы его выстраивания и осмысления, нужно обратить внимание магистрантов наследующие ключевые позиции.
Во-первых, любая модель школьного образования имеет свои исторические и философские корни, основания, ив современных моделях школьного образования продолжается диалог классиков, исторических предшественников разных моделей. Все оппозиции истории вполне ощутимо представлены в современном процессе педагогического моделирования. Мы слышим в нём диалог западников и славянофилов, сторонников дидактического формализма и дидактического материализма, демократизма и элитарности, доминанты естественнонаучного или гуманитарного, профильного или общего для всех образования Единственным компасом в многогранном мире педагогических моделей предстаёт история педагогики не зная е, проектировщик современной школы будет действовать без руля и без ветрил.
Во-вторых, любая серьезная модель школьного образования не может быть хороша для всех, не может решать одновременно все наболевшие проблемы школы, а тем более общества. Она всегда направлена преимущественно на какой-то блок проблем, решая которые, школа создает предпосылки, условия для субъектного, сознательно осуществляемого образовательного пути конкретных учеников и родителей. Вместе стем существует и не всегда отрефлексирован-

119
ная конкуренция между различными моделями, каждая из которых стремится к развитию и распространению.
В-третьих, все модели школьного образования продуцируют общественно-педагогический диалог. К этому диалогу надо прислушиваться иногда оппоненты располагают аргументами, информацией, статистикой, которую нельзя не принять во внимание при всём уважении к исходной педагогической идее.
В-четвертых, каждая модель существует в авторских интерпретациях, каждая школа имеет своё лицо, и поэтому не всегда даже общие, суммирующие результаты напрямую демонстрируют качество модели школьного образования. Руководителю современной школы, учителю, который ориентируется не только на предметные достижения, но и на формирующую личность школьную среду, атмосферу, совокупность воспитательных детерминант, чрезвычайно важно ориентироваться в многоликом мире моделей школьного образования. Ещё более важно знать закономерности формирования и реализации этих моделей в собственной управленческой и педагогической деятельности. Теория современных моделей школьного образования далеко не ограничивается изложенными даже затронутым в данном пособии содержанием. Поэтому при изучении современных моделей школьного образования нужно обращаться к кросскультурному диалогу, региональному опыту, формирующейся, но ещё не получившей теоретического обоснования практике работы школ. Поэтому курс Современные модели школьного образования – курс открытый, незавершенный, ориентирующий студентов на продолжение исследовательской педагогической работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Грешилова, И. А Философские основы педагогической и андрагогической моделей образования : монография / И. А. Грешилова. ‒ М. : ФЛИНТА, 2014. ‒ 112 с. Электронный ресурс. ‒ Режим доступа http://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785976517783-SCN0001.html?SS r=4501337b5a061e4b6570569 (дата обращения 12.09.2016).
2. Джуринский, АН Педагогика и образование в России ив мире на пороге двух тысячелетий сравнительно-исторический контекст : монография / АН. Джуринский. ‒ М. : МПГУ, 2011. ‒ 152 с. Электронный ресурс. ‒ Режим доступа http://www.studentlibrary.ru/ book/ISBN9785426300217.html?SSr=4501337b5a061e4b6570569 (дата обращения 12.09.2016).
3. Комраков, Е. С Культурный ресурс педагога парадигмы, подходы, образовательные модели и системы / Е. С. Комраков, А. Г. Чер- нявская. ‒ М. : НИЦ ИНФРА-М, 2016. 109 с. Электронный ресурс. ‒ Режим доступа http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=557759 (дата обращения 12.09.2016).
4. Леван, Т. Н Здоровье ребенка в современной информационной среде : учеб.-метод. пособие / Т. Н. Леван. ‒ М. : Форум : НИЦ
ИНФРА, 2015. ‒ 224 с. Электронный ресурс. ‒ Режим доступа http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=501273 дата обращения
13.09.2016).
5. Макотрова, Г. В Портфель достижений старшеклассника : учеб. пособие / Г. В. Макотрова. ‒ е изд, стер. ‒ М. : ФЛИНТА, 2014. ‒
112 с. Электронный ресурс. ‒ Режим доступа http://www. studentlibrary.ru/book/ISBN9785976518681.html дата обращения
12.09.2016).
6. Проблемы развития современной школы (Из опыта работы) : монография / О. Г. Егоров. ‒ е изд, стер. ‒ М. : ФЛИНТА, 2013. ‒ 408 с. Электронный ресурс. ‒ Режим доступа http://www.studentlibrarru/ doc/ISBN9785976515468-SCN0001/039.html?SSr=4501337b5a061e4b6570 569 (дата обращения 10.09.2016).

121 7. Селиверстова, Е. Н Современная дидактика от школы знания – к школе созидания : учеб. пособие / Е. Н. Селиверстова ; Владим. гос. пед. унт. ‒ Владимир, 2009. ‒ 232 с.
8. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель. – Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013. н.
9. Фёдорова, МЮ Нормативно-правовое обеспечение образования учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / МЮ. Фёдорова. ‒ М. : Академия, 2011. ‒ 176 с.
10. Цыганок, А. А Особый ребенок. Исследования и опыт помощи науч.-практ. сб. / А. А. Цыганок. ‒ М. : Теревинф, 2015. ‒ Вып. 1. – 128 с. Электронный ресурс. ‒ Режим доступа http://www. studentlibrary.ru/book (дата обращения 12.09.2016).
11. Щебланова, Е. И Неуспешные одаренные школьники / Е. И. Щебланова. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. ‒ 245 с. Электронный ресурс. ‒ Режим доступа http://www.studentlibrary.ru/ book/ISBN9785996301959.html (дата обращения 12.09.2016).
12. Яковлева, Н. Ф. Разработка индивидуально ориентированных воспитательных и коррекционно-развивающих программ для социально дезадаптированных детей и подростков : учеб. пособие / Н. Ф. Яковлева. ‒ е изд, стер. ‒ М. : ФЛИНТА, 2014. ‒ 122 с. Электронный ресурс. ‒ Режим доступа http://www.studentlibrary.ru/book/
ISBN9785976518971.html (дата обращения 12.09.2016).

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 3 Часть I. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ......................................... 8 1. Модель школьного образования понятия, подходы, проблемы управления ....................................................................................................... 8 1.1. Модель и моделирование в науке ............................................................... 8 1.2. Функции моделирования ............................................................................. 9 1.3. Модели образования .................................................................................. 11 2. Модели школьного образования ................................................................. 17 2.1. Модель гимназического образования ...................................................... 17 2.2. Модель лицейского образования в России история и современность .......................................................................... 28 2.3. Модель школы полного дня с позиций реализации ФГОС ................... 32 2.4. Авторские модели школьного образования ............................................ 54 2.5. Диагностика и оценивание в рамках различных моделей школьного образования ............................................................................ 69 Часть II. РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА В РАМКАХ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ..................................................................... 79 2 семестр
1. Разноуровневые задания для рейтинг-контроля № 1 ................................ 79 2. Разноуровневые задания для рейтинг-контроля № 2 ................................ 82 3. Разноуровневые задания для рейтинг-контроля № 3 ................................ 83 4. Разноуровневые задания для самостоятельной работы ............................ 85 3 семестр
5. Разноуровневые задания для рейтинг-контроля № 1 ................................ 86 6. Разноуровневые задания для рейтинг-контроля № 2 ................................ 88 7. Разноуровневые задания для рейтинг-контроля № 3 ................................ 90 8. Оценочные средства ...................................................................................... 91 Вопросы к экзамену .......................................................................................... 94
Часть III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ............... 95 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Модель школьного образования понятия, подходы, проблемы управления ...................................................... 95 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Модель гимназического образования ............ 97 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Модель лицейского образования в России история и современность ................................................................. 99 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Модель современной школы полного дня дидактический аспект .............................................................. 101 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Формирование универсальных учебных действий в современной модели школьного образования .......... 103 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Школа полного дня воспитательный аспект ................................................................................... 104 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Воспитательная система школы. Теоретическая характеристика. Тенденции развития в модели школы полного дня ......................................................................................... 105 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Авторские модели современного школьного образования ................................................................................. 106 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Диагностика и оценивание в рамках различных моделей школьного образования ............................... 108 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Модель школы здоровья за рубежом ив России .................................................................................... 109 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Модель школы для одаренных детей история и современность ................................................................................ 110 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Модель инклюзивного школьного образования .................................................................................. 112 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Модель школы с раздельным обучением мальчиков и девочек .................................................................... 114 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Модель Русская школа ............................ 115 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Разновозрастная модель школьного обучения ....................................................................................... 116 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................... 118 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ........................................................... 120

Учебное издание
ДОРОШЕНКО Светлана Ивановна
ДОРОШЕНКО Юрий Иванович СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие Редактор Е. В. Невская Технический редактор С. Ш. Абдуллаева Корректор О. В. Балашова Компьютерная верстка Л. В. Макаровой Выпускающий редактор А. А. Амирсейидова Подписано в печать 24.11.17. Формат 60×84/16. Усл. печ. л. 7,21. Тираж 60 экз. Заказ Издательство Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.
600000, Владимир, ул. Горького, 87.