Файл: Формирование ОбразаЯ у детей дошкольного возраста с зпр.docx
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕЖДУНАРОДНАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
(ЧОУ ДПО «МГА»)
____________________________________________________________________________________________
Дисциплина:
«Дефектология. Логопедия»
Реферат на тему:
«Формирование «Образа-Я» у детей дошкольного возраста с ЗПР»
Выполнила слушательница программы:
Дефектология. Логопедия
Подъянова Ирина Ивановна
Оглавление
Введение…………………………………………………………………… 3
1.Теоретические основы образа «Я» детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
1.1 Характеристика основных понятий курсовой работы…………………………………………………………………………… 6
1.2.Психолого - педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………...12
1.3.Особенности образа «Я» детей старшего дошкольного возраста.. … ....22
2. Своеобразие образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента............30
2.2. Описание выборки и методики исследования……………………31
2.3. Интерпретация………………………………...................................33
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………………………. …38
Введение.
Дошкольное детство большой отрезок жизни ребенка. Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
На протяжении дошкольного возраста наблюдается закономерный поступательный процесс: от элементарных самоощущений и актов самоузнавания, дифференцирующих Я и не-Я, ребенок переходит к осознанию себя как устойчивого объекта внимания и отношений со стороны других людей и одновременно как активного субъекта деятельности, носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дают ему определенное социальное положение, уровень притязаний и т.д.
Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром; период, когда закладываются основы самовосприятия личности. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного самовосприятия это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом.
Основной целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ особенностей образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Основные задачи:
1.Дать определение основных понятий.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой
психического развития.
3.Выявить особенности образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4.Экспериментальным путем выявить особенности образа «Я» у детей дошкольного возраста с ЗПР.
На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что являясь «ядром личности», самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека.
В работах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева и ряда других авторов раскрываются различные аспекты становления самосознания, его развития. В числе наименее изученных вопросов – условия и механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в частности в младшем школьном возрасте, когда происходят качественные изменения самосознания, определяющие развитие социальной и интеллектуальной активности. Было установлено, что на формирование личности и ее самосознания решающее влияние оказывают социальные, психические и физиологические условия и факторы.
Изучение самосознания у дошкольников с ЗПР имеет чрезвычайно важное значение, т.к. самосознание занимает центральное место в процессе развития личности, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности, включено во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями.
В психологии проблемы изучения личности детей с задержкой психического развития отражены в исследованиях Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, В.Г.Петровой, М.С.Певзнер, Э.Л.Альбрехт, Г.Е.Сухаревой и др.
Возможности обновления педагогической практики связаны с обеспечением полноценных условий реализации индивидуальности формирующейся личности (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, Н.И. Непомнящая, К.Н. Поливанова, Д.Н. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, и мн.др.): Самосознание - осознание человеком себя- как индивидуальности, начинает формироваться в дошкольном возрасте. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) этот процесс протекает замедленно и своеобразно (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина, Е.С. Слепович и др.). Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию самосознания. Эта проблема актуальна, однако на уровне практической помощи детям с отставанием, в интеллектуальном развитии ее решение затруднено в связи с тем; что подходы и конкретные методы личностно-ориентированной диагностики и коррекции разработаны недостаточно.
В настоящее время нет апробированных программ психолого-педагогического сопровождения, облегчающих формирование самосознания дошкольников с ЗПР. В дошкольном возрасте складываются важные элементы, составляющие структуру самосознания: половозрастная-идентификация, притязания на признание, психологическое время личности. В каждом элементе самосознания выделяются когнитивный и аффективный компоненты. От своевременности развития указанных структурных элементов самосознания зависят возможности социализированного поведения (становление представлений о моральной норме) и качество саморегуляции, недостатки которой детей с ЗПР доказаны (Н.В. Бабкиной, Е.И': Ефремовой, В.В: Кисовой и др.). Экспериментальная проверка сопряженности саморегуляции с формированием самосознания у детей этой категории не проводилась.
Недостаточно изучены индивидуальные различия в сроках появления и совершенствования основных элементов самосознания дошкольников с ЗПР, так как большинство исследований по этой проблеме не носило лонгитюдно-го характера. В литературе нет исчерпывающего ответа на вопрос о том, как может осуществляться работа по формированию самосознания ребенка с ЗПР и по распределению функций специалистов, участвующих в этом процессе. Актуальность обозначенных проблем, запросы практики определили выбор темы нашего исследования.
1.1.Характеристика основных понятий курсовой работы
Задержка психического развития (ЗПР) ― вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально - волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия.
Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются педагогами и психологами как «задержка психического развития» (ЗПР) у детей. Понятие ЗПР психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временной характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.
Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные органические повреждения мозга ребенка или врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периода его жизни. Задержка психологического развития возникает и в результате ослабленности ЦНС инфекциями, хроническими соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушение эндокринной системы. В появлении синдрома ЗПР существенную роль играют конституциональные факторы, ограниченная недостаточность нервной системы генетического происхождения, длительные неблагоприятные условия воспитания. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную и главную причину ЗПР.
В 1966 году М. С. Певзнер была опубликована классификация ЗПР, включающая следующие клинические варианты:
1)психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);
2)психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
3)психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;
4)психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.
Позже появилась еще один вариант классификации, предложенный К. С. Лебединской(1980), который отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и причинную обусловленность. На основе этого принципа были выделены четыре основных клинических типа ЗПР: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально - органического генеза. Каждой из форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии.
ЗПР конституционного происхождения― так называемый гармонический инфантилизм, то есть равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего детства. У таких детей эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие. Как правило, причиной такого состояния являются факторы генетического характера. Детям с этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем отставание сглаживаются.
ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматической инфантилизацией. Данная форма возникает вследствие длительной соматической недостаточности различного генеза (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов и другое). Детям с этой формой задержки психического развития вместе с психолого-педагогическим воздействием требуется и медицинская помощь, периодическое пребывание в санатории. Такие дети месяцами находятся в больницах, что, естественно, создает условия сенсорной депривации и тоже не способствует их развитию.
ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация). Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия ― безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве.
При отсутствии органической и выраженной функциональной недостаточности центральной нервной системы отставание в развитии детей, относящихся к перечисленным трем формам, во многих случаях может быть преодолено в условиях обычной школы (особенно когда педагог осуществляет индивидуальный подход к таким детям и оказывает им дефференцированную помощь в соответствии с их особенностями и потребностями).
Последняя, четвертая, группа― самая многочисленная― это задержка психического развития церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дискуссия). «Причины― различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, астфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а так же травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни» [10;с.86]. Эта форма «вызывает у детей наиболее выраженные нарушения эмоционально-волевой и познавательной деятельности в целом»[7;с.66].