Файл: Формирование ОбразаЯ у детей дошкольного возраста с зпр.docx
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Об устойчивости самооценки ребенка старшего дошкольного возраста говорит способность ребенка сохранять ту или иную самооценку даже вопреки целенаправленным действиям взрослого по ее изменению. Исследования Т.В. Юркевич показывают, что до 70% детей адекватно оценивают себя в ведущей деятельности старшего дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре.
На основе самооценки складывается и уровень притязаний – тот уровень достижений, который, по мнению ребенка, ему по силам. Современные психологи и педагоги считают, что адекватная самооценка – залог успешного обучения ребенка в школе.
«На основе анализа своих наблюдений В.А. Горбачева сделала следующие выводы: дети старшего дошкольного возраста(7-8 лет) 1) могут оценивать отдельных товарищей и себя в конкретной деятельности ( игра в шашки), 2) в качестве критериев и оценки, и самооценки они берут одни и те же объективные показатели, 3) объективность и точность оценки растут по мере освоения детьми правил игры» [12; с. 273].
«Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний― все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания» [11; с. 262]. Оно появляется к концу дошкольного возраста, обуславливая новый уровень взаимоотношений со взрослым.
В «Я - концепции» современных детей старшего дошкольного возраста можно обнаружить не только знания о себе актуальном, но и прогнозы относительно собственного будущего, перспектив развития собственного «Я». Согласно исследованиям, проведенным Т.Н. Дороновой и С.Г. Якобсоном, после 5 лет происходит временная дифференциация «образа Я». Расслоение «образа Я» на «Я - реальное» и «Я - потенциальное». Дети уже не только знают, какие они есть сейчас, но и предполагают, какими они будут, говорят о различных «сценариях» собственной жизни.
На основании выше изложенного можно сделать следующий вывод, что у ребенка дошкольного возраста без патологии появляются следующие особенности образа «Я»:
- сохраняется общая положительная самооценка;
-возникает критическое отношение к оценке себя взрослым
и сверстником;
- складывается осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и некоторых психических процессов;
- к концу дошкольного возраста складывается правильная
дифференцированная самооценка, самокритичность;
- развивается способность мотивировать самооценку;
- появляется осознание себя во времени, личное сознание.
Особенности образа «Я» детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Отставание в становлении личности является закономерным проявлением задержки психического развития, оно может даже в большей степени, чем собственно когнитивные недостатки, затруднять процесс социализации ребенка.
«Специальных исследований по проблеме самосознания и, в частности, представлений о себе у детей с ЗПР небольшое колличество. Среди них исследования Н.Л. Белопольской(1995), И.П. Бучкиной (2003), Т.В. Гордеевой, Г.А. Мишиной (2005), Н.А. Жулидовой (1981), Н.Ю. Кулагиной (1999), И.М. Никольской (2001), О.В. Пеньковской (2003), Е.С.Слепович (1994) и других» [14; С. 31].
Так, Е.С. Слепович при характеристике представлений о себе и окружающих людях у старших дошкольников с ЗПР отмечает следующее: « При попытке вербализации представлений о себе с помощью оценочных суждений объективируются не собственные представления о себе и окружающих людях, а «зеркально» отражаются суждения взрослых» [14; С. 32]. Представления о себе старших дошкольников с ЗПР носят жестко привязанный к конкретным ситуациям характер.
Результаты изучения половозрастной идентификации у детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками показывают, что дети с более выраженной задержкой не только не хотят двигаться вперед по возрастной линии, но предпочитают быть младенцами, получать все от окружающих без малейших усилий [7; с. 128].
В незаконченных высказываниях половина детей с ЗПР характеризует свое социальное Я, как «плохого», поясняя свой ответ следующим образом: «Воспитателя не слушаюсь… балуюсь…».Эту ситуацию можно объяснить тем, что гиперактивность является неотъемлемой составляющей дефекта при ЗПР, а такие дети всегда доставляют воспитателям массу дополнительных проблем, отсюда огромное количество замечаний, которые выслушивают такие дети.
Качественные особенности самосознания как компонента личности у детей с ЗПР характеризуются недифференцированностью представлений о своём “Я”, слабости рефлексии, доминированием в представлении о себе только внешних признаков, размытостью в оценке своих качеств личности, характера, поведения, дисгармоничностью отношения к себе (персонифицирование своего “Я”, или недооценка), отсутствием позитивного отношения к себе, ограниченностью способов познания себя, слабостью осознания связи с миром природы, предметами.
Дети с ЗПР к шести годам способны идентифицировать себя с обобщенным образом на картинке без дополнительных разъяснений, помощи. Эти дети располагают определенными сведениями о себе и умеют ими воспользоваться, чтобы соотнести обобщенный образ младенца со своим прошлым. Они могут действовать и в воображаемой ситуации, представляя какими, будут в дальнейшем. В качестве непривлекательного образа дети с ЗПР называют образ старости, а в качестве привлекательного образы будущего: школьника (школьницы), юноши (девушки) [2; с.102].
У детей с выраженной ЗПР медленно вырабатывается положительное отношение к заданиям, требующим волевых и интеллектуальных усилий, самооценка формируется нестойко.
К шести годам у детей с ЗПР формируется по отношению к себе личное местоимение, возникают эмоциональные реакции определенного типа на успех и неудачу, формируется отношение к себе и окружающим, отношение к оценочным ситуациям.
Исследование становления структурных элементов самосознания у дошкольников с ЗПР показало наличие не только темповой задержки становления самосознания при ЗПР, но и качественных типических особенностей, заключающихся в менее позитивном отношении к взрослению, отрицании старения и невозможности выделения интереса к себе в качестве системообразующего фактора становления самосознания.
В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.
Итак, при рассмотрении особенностей развития самооценки детей с ЗПР наблюдается общий подход: первичные нарушения при ЗПР затрудняют формирование личности ребенка, в самооценке и оценке других у детей с ЗПР отмечается преобладание контрастных крайних оценок личности, недостаток речевых средств для описания личностных особенностей людей. Все это замедляет процесс формирования у них морально - этических представлений, социально - эмоциональной зрелости, осознания детьми своего отношения к другим и самим себе, своего положения среди сверстников и в более широком социальном окружении [14; с. 33].
Изучив литературу по вопросу особенностей образа «Я» детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и детей старшего дошкольного возраста без патологий можно сделать следующий вывод:
Структурные элементы самосознания (когнетивный и аффективный компоненты образа “Я”, потребность в социальном признании взрослого, психологическое время личности, социальное пространство личности) у дошкольников с ЗПР дифференцируются позже, чем у сверстников с нормальным интеллектуальным развитием. Представление о себе, о своём прошлом и будущем, а так же отношение к себе у детей с ЗПР преимущественно аморфно, слабо дифференцированно и неустойчиво. [15; c.66].
Сходство между старшими дошкольниками с ЗПР и их нормально развивающимися сверстниками заключается в лучшем развитии когнитивного компонента образа “Я” (половозрастная идентификация и возможность самоописания) по сравнению с аффективным (эмоциональное отношение к себе, выделение уникального в собственной личности). Различия заключаются в том что, у большинства старших до школьников с ЗПР и лишь у небольшой части детей в норме отмечается отрицательное отношение к взрослению и отсутствие позитивного интереса к себе.
Стимуляция интереса к себе, расширение представлений о социальном окружении, развитии социальных эмоций, возможностей самооценки, работа, направленная на осознание своей позиции в ситуациях межличностного взаимодействия и эмоциональной децентрации, способствуют совершенствованию самосознания детей с ЗПР. [15, c.82].
Таким образом, качественные особенности самосознания как компонента личности у детей с ЗПР характеризуются недифференцированностью представлений о своём “Я”, слабостью рефлексии, доминированием в представлении о себе только внешних признаков, размытостью в оценке своих качеств личности, характера, поведения, дисгармоничностью отношения к себе, отсутствие позитивного отношения к себе.
Структурные элементы самосознания у дошкольников с ЗПР дифференцируются позже, чем у сверстников с нормальным интеллектуальным развитием. Представление о себе, о своём прошлом и будущем, а так же отношение к себе у детей с ЗПР преимущественно аморфно, слабо дифференцировано и неустойчиво.
2. Своеобразие образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента.
На основе теоретического анализа литературы по проблеме, нами была организована экспериментальная работа, цель которой― выявление особенностей образа «Я» детей старшего дошкольного возраста без патологий и детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель: определить особенности самооценки ребенка.
Для проведения диагностики определяется круг практических задач:
-
определить критерии оценки самосознания у старших дошкольников с задержкой психического развития и старших дошкольников без патологий; -
выявить уровни самооценки детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и старших дошкольников без патологий; -
выявить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди; -
выявить особенности самосознания у старших дошкольников с задержкой психического развития и старших дошкольников без патологий.
2.2. Описание выборки и методики исследования
Данное исследование проводилось в детском саду «Ручеек» города Северодвинска и детского сада «Светлячок» деревни Бурцевкая, Архангельской области. Общий объем выборки составляет 20 человек: 10 детей без патологии и 10 детей с ЗПР.
Психодиагностический инструментарий. Психологические особенности проявления самооценки определялись при помощи методики: изучение самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка», В.Г. Шур.
Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка», В.Г. Щур.
Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка из картона, протокол, ручка.
Процедура проведения методики
Данная методика основана на оценивании детьми старшего дошкольного возраста своих личностных качеств, таких как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества.
Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и сказочного героя.
Сказочный герой является вспомогательным звеном, возможностью убедиться, что ребенок понимает инструкцию, что от него хотят, а также может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Но эти данные можно использовать и для отдельного исследования о том, кто сейчас является для детей образцом положительного или отрицательного поведения.
Ребенку показывают рисунок лестницы, состоящий из шести ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка мальчика или девочки, ( в зависимости от пола тестируемого ребенка) которую можно двигать по лесенке.