Файл: Формирование ОбразаЯ у детей дошкольного возраста с зпр.docx
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ко второй группе были отнесены дети с менее выраженным интересом к работе, невысокой активностью. При возникновении трудностей в решении задачи указанные особенности становятся более выраженными, и требуется значительная внешняя стимуляция для продолжения работы. Даже при оказании большого объема помощи разного вида уровень достижений у детей этой группы остается низким.
У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Новый человек привлекает их внимание значительно в меньшей степени, чем новый предмет. В случае затруднений в деятельности такой ребенок скорее склонен прекратить работу, чем обратиться ко взрослому за помощью. Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своем они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению.
Ряд зарубежных исследователей, в частности З. Тржесоглава, в качестве ведущих в характеристике личности дошкольников с задержкой психического развития выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослому, большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различии важнейших черт межличностных отношений. Все это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей этой категории оказываются несформированными все компоненты сюжетно - ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, отношения (игровые и реальные), способы общения и действия, игровые роли бедны, охватывают небольшое игровые роли бедны, охватывают небольшое игровое общество на короткий срок. Усложнение правил игры зачастую приводит к ее фактическому распаду. Самостоятельно дети с ЗПР не проявляют активности в совместной игровой деятельности.
Психическое недоразвитие у детей с задержкой психического развития проявляется прежде всего в снижении уровня обучаемости по сравнению с нормаль развивающимися детьми. Но в отличии от умственно отсталых они обладают относительно высокой обучаемостью, поэтому после оказанной им помощи в большинстве случаев могут овладеть способом решения предлагаемой задачи и пользоваться им в дальнейшем.
Остаточная неврологическая симптоматика не может служить основанием для дифференциальной диагностики, поскольку подобные симптомы, как и симптомы церебральной астении, могут наблюдаться и у нормаль - развивающихся детей, перенесших в раннем возрасте заболевания, затронувшие центральную нервную систему. В этом случае дифференциальная диагностика оказывается наиболее успешной, если опирается на результаты психологических методик, в частности нейропсихологических проб, обследование лучше строить в форме обучающего эксперимента. «У детей с ЗПР велик разрыв между тем, как они могут выполнить задание самостоятельно и как ― с помощью взрослого»[6; с.186].
В некоторых случаях окончательное решение может быть принято только после длительного психолого - педагогического изучения в процессе обучения. Это связано с тем, что в ходе дифференциальной диагностики необходимо развести затруднения в решении заданий, возникшие по различным причинам (незнание способа решения, неовладение отдельными интеллектуальными операциями; недостаточность умственной деятельности функционального характера, связанная с неустойчивостью внимания и недостаточностью речевых средств, что имеет место при некоторых формах ЗПР; умственная отсталость).
Таким образом, «детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития трудно организовывать свою деятельность» [5;с. 383]. Детям с данным дефектом не достаточно умеют планировать свои действия, их контролировать, не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного задания на другое, не завершив начатое.
Отдельно остановимся на особенностях речи детей с задержкой психического развития. В клинических и нейропсихологических исследованиях было выявлено отставание в становлении речи детей с ЗПР, низкую речевую активность, недостаточность динамической организации речи. В психолого - педагогических исследований Н. А. Никишиной, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной, С.Г.Шевченко, У. В. Ульенковой и других у этих детей отмечаются ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, трудности в понятии и употреблении ряда лексем, недостаточность словесной регуляции действий. Наблюдается отставание в развитии контекстной речи; существенно запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности. В речевом оформлении высказываний проявляются характерные для некоторых детей этой категории инфантилизм, бедность выразительных средств, недостаточное понимание значения образных выражений.
Исследования Н. А. Никашеной и С.Г.Шевченко выявили у детей с ЗПР бедный, недифференцированный словарный запас. Недостаточность словарного запаса с ограниченностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно- следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития.
Дети с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста отстают в формировании способности осознавать речевую действительность как нечто отличное от предметного мира и затрудняются в установлении как синтаксических, так и парадигматических связей слов (как в сочетании слов в предложении, так и в осознании значения, которое вносит в фразу каждое слово).
Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР при выполнении такого здания отказываются от попытки активного программирования высказывания, предлагают речевые штампы или нелогические гипотезы, нарушающие смысл или грамматический характер предложения. Все это указывают на то, что речевое прогнозирование является слабым звеном в речи детей с задержкой психического развития.
При составлении устных сочинений наблюдается быстрое соскальзывание с заданной темы на другую, более знакомую и легкую; привнесение в рассказ побочных ассоциаций и инертных стереотипов; частое повторение одних и тех же слов и фраз; постоянное возвращение к высказанной мысли. Сложноподчиненные предложения, которые составляют дети этой группы, настолько пространны, что иногда у слушающих создается впечатление, что ребенок, начав говорить, не может остановиться. Все это является результатом затруднений в планировании и развертывании речевого сообщения.
«По данным некоторых исследователей, у детей с задержкой психического развития особенно выражена низкая речевая активность, несформированность речи и, как следствие, ее отставание» [5;с. 380]. У детей этой категории недостаточно сформирована сторона фонематического слуха и ограничен словарный запас. «В речи детей с ЗПР недостаточно представлены местоимения, наречия» [3 ;с. 25].
Таким образом, дети с ЗПР отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития. Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух.
На основании выше сказанного можно сделать вывод, что в связи с небольшими поражениями в головном мозге, формируются не только позже, но и несколько иначе такие психические процессы. Как речь, мышление, восприятие, память, эмоции.
У ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей:
1) в сенсорно - перцептивной сфере — незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;
2) в психомоторной сфере разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;
3) в мыслительной сфере- преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня личности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;
4) в мнемической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;
5) в речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;
6) в эмоционально-волевой сфере — незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
7) в мотивационной сфере – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов -;
8) в характерологической сфере – усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений.
1.3.Особенности образа «Я» детей старшего дошкольного возраста
«Первое рождение личности» появление почти неосознанного, фрагментарно-мозаичного, в значительной мере эмоционально-аффективного, но все-таки «образа Я» большинство авторитетных отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) связывают с возрастным кризисом 3 лет. Уже тогда ребенок выделяет себя из окружающего мира, обретает первичное, смутное, расплывчатое представление о себе, стремится эмансипироваться от родителей.
Генез представлений ребенка о себе самом обусловлен включением детей в сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность старшего дошкольного возраста и в общение, коммуникативную деятельность, протекающую во внеситуативно - познавательной и внеситуативно - личностной формах.
В дошкольном детстве происходит осознание ребенком своего тела, отделение его от окружающей природы и социальной среды. Появляется индивидное самосознание― образ «физического Я», который затем в трансформированном виде служит основой для формирования целого образа «Я».
Вообще говоря,«телесная»сторона собственной жизни очень интересует ребенка. Этим интересом объясняется тяга детей к соревнованиям, спортивным состязаниям со сверстниками (Кто быстрее? выше? сильнее?), стремление узнать, установить границы собственных физических возможностей («Смогу ли я реку переплыть?», «обогнать на велосипеде пони?»). По наблюдению психолога В.С. Абрамовой, дети старшего дошкольного возраста «склонны к эксперименту со своим телом», хотя и способны с высокой степенью вероятности предположить результат подобных, иногда весьма рискованных экспериментов (прыгают с большой высоты, подбрасывают камни над головой, языком дотрагиваются до железа в сильный мороз).
К старшему дошкольному возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои переживания, желания, мотивы, которые, в отличие от объектных характеристик, не является предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом. «Все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях отношения 6―7- летнего ребенка к другим детям» [8; с. 336].
Самооценка дошкольника имеет завышенный характер ― ребенок склонен преувеличивать свои достоинства и возможности и отстаивать их через сравнение с другими. На фоне общей завышенности у старших дошкольников начинает складываться более критичная оценка себя. Однако есть и категория «докризисных» детей, имеющих неустойчивую оценку себя, с нехарактерной для этого возраста критичностью и сомнениями в своих силах. «Такое самосознание многими авторами рассматривается как тревожный симптом формирования невротического самосознания у ребенка» [2; С.32].
Самооценку у дошкольников изучали М.М. Абрелева, Н.Е. Анкудинова, Е.А. Архипова, В.А. Горбачева, И.Т.Димитров, А.И. Силвестру, В.М.Слуцкий, Е.О. Смирнова, Р.Б. Стеркина и др.