Файл: Формирование ОбразаЯ у детей дошкольного возраста с зпр.docx
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Шести ступенькам соответствует шести уровням самооценки.
1уровень¾ неадекватно- завышенная самооценка;
2 уровни¾ завышенная самооценка;
3 и 4 уровни¾ адекватная самооценка;
5 и 6 уровни¾ заниженная самооценка;
Инструкция
Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже еще хуже, а на самой нижней ступеньке самые плохие ребята. На какую ступеньку ты себя поставишь? Почему? А кого из сказочных героев или героев из мультиков ты поставишь на самую верхнюю ступеньку? Почему? Кого на самую нижнюю? Почему?»
Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение взрослого. В случае необходимости следует повторить его. По мере ответов ребенка психолог фиксирует названые позиции в протоколе. Беседа с одним ребенком занимает 7-10 минут.
Методика позволяет определить высоту самооценки детей старшего дошкольного возраста, ее устойчивость или противоречивость, уровень притязаний личности и степень рассогласованности уровней самооценки и притязаний, а также адекватность представлений ребенка о самом себе.
Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу.
2.3. Интерпретация
Группа | уровень | взрослые | сами | сверстники | общее |
Экспериментальная | 1 | 6% | 5,7% | 3,5% | 15,2% |
2 | 2,1% | 2,5% | 4,1% | 8,7% | |
3 | 0,6% | 0,5% | 0,8% | 1,9% | |
4 | 0,1% | 0,1% | - | 0,2% | |
5 | - | 0,2% | 0,3% | 0,5% | |
6 | - | - | 0,3% | 0,3% | |
Контрольная | 1 | 5,6% | 5,2% | 3% | 13,8% |
2 | 2,5% | 2,4% | 4,1% | 9% | |
3 | 0,6% | 0,9% | 0,8% | 2,3% | |
4 | - | - | - | - | |
5 | 0,2% | 0,2% | 0,8% | 1,2% | |
6 | 0,1% | 0,1% | 0,3% | 0,5% |
Дети старшего дошкольного возраста в обеих группах были обследованы при помощи методики «Лесенка» В.Г. Щур, с помощью оценивания детьми своих личностных качеств, таких как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества (Приложение А и Приложение В).
Нами было выяснено, что зависимыми критериями для детей старшего дошкольного возраста в данной выборке являются все перечисленные выше личностные качества: доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества; старание. В предоставленных группах детей наибольшая зависимость была выявлена между самим ребенком и взрослыми (родителями), наименьшая ― между ребенком и сверстниками.
Так, в таких качествах как здоровье, сила и смелость проявлялась зависимость личных оценок детей от того, как они думали их, оценят сверстники. Видимо, в данной группе детей среди сверстников наибольшую значимость имеют именно эти личностные качества.
Однако большая взаимосвязь проявляется между оценкой ребенка и предполагаемой оценкой взрослого, и именно родителя. Такая взаимосвязь наблюдается между всеми личностными качествами ребенка.
В большинстве объяснений своего выбора дети, особенно дети с ЗПР часто подчеркивали роль взрослого в их жизни. То есть, наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители, а осознаваемые ребенком суждения взрослых, закрепляются в его сознании и становятся его собственными знаниями о себе. Поэтому так часто в своих оценках дети опираются на суждения родителей.
Наибольшее распределение выборки детей без патологии по переменным «красота, доброта, счастье, старание» сосредоточено на первой ступени. Это показывает на высокую оценку самих себя. Мы можем предположить, что для данной выборки испытуемых значимыми качествами являются внешность, доброта, старание и счастье.
Мы видим, что 15,2 % выборки детей старшего дошкольного возраста без патологии принимает значение 1, то есть значительная часть детей ставит себя на первую ступень, что соответствует неадекватно- завышенному уровню самооценки. В то же время, необходимо отметить, что 8,7 % детей поставили себя на вторую ступень. Это может указывать на завышенную самооценку.
На 4 и 3 ступени поставили 2,1 % детей, что говорит об адекватной самооценке. Так же 0,8 % испытуемых поставили себя на 6 и 5 ступень, что говорит о неадекватном уровне самооценки .
Испытуемые старшего дошкольного возраста с ЗПР поставили себя на первую ступень и составляет 13,8 %, что может указывать на неадекватно- завышенный уровень самооценки.
Мы видим, что 9% выборки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР принимает значение 2, что соответствует завышенной самооценке. В то же время, необходимо отметить, что 2,3 % детей поставив себя на третью ступень. Это может указывать на адекватную самооценку.
1,70% выборки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по двум переменным принимает значение от 5 до 6, то есть эта часть детей ставит себя на пятую и шестую ступени, что соответствует неадекватному уровню самооценки.
Заключение
В отечественной психологии под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе в качестве субъекта действий и переживаний и складывается эмоционально – ценностное отношение. Самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих мнения исследователей не всегда совпадают.
В заключении подведем итоги проведенного исследования и сформулируем следующие выводы:
1.Сопоставительное исследование становления структурных элементов самосознания у дошкольников с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками показало наличие не только темповой задержки становления самосознания при ЗПР, но и качественных типических особенностей. Индивидуальные варианты формирования структуры самосознания у дошкольников с ЗПР проявляются в виде степени преобладания «социального Я» над индивидуальным, выраженности отставания в становлении элементов самосознания
2.Когнитивный и аффективный компоненты образа «Я», потребность в социальном признании взрослого, психологическое время и социальное пространство личности у детей с ЗПР обнаруживают сходство с нормально развивающимися сверстниками по параметрам завышенной самооценки, высокого уровня притязаний на социальное признание со стороны взрослого. Высказывания и поведение ряда детей с ЗПР заставляет предполагать наличие внутриличностного конфликта, требующего специальной коррекции.
3.Без целенаправленного формирования недостатки самосознания дошкольников с ЗПР не преодолеваются,а при его наличии компенсируются в разной мере.При реализации системы комплексной коррекционноразвивающей работы,основанной на взаимодействии специалистов и учитывающей специфические особенности дошкольников с ЗПР, их самосознание обнаруживает значимую динамику,наиболее выраженную к концу дошкольного возраста.
4.Система коррекционноразвивающей работы должна включать стимуляцию интереса к себе,формирование образа физического «Я», воспитание адекватного самоотношения, самооценки, расширение представлений о социальном окружении, развитие социальных эмоций, обучение социально нормативному поведению. Объективизация представлений о школьной жизни, выработка позитивного отношения к школе уменьшает степень внутриличностного конфликта и создает положительное отношение к взрослению.
Список литературы
1.Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. ―СПб.: Речь, 2006―320с.
2.Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития.― М.: Изд-во УРАО,1999.-148 с.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. ―М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.-136 с.
4.Борозинец Н.М. Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях преддошкольной подготовки: Монография.― Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.-125 с.
5.Настольная книга педагога-дефектолога/ Серия «Сердце отдаю детям» –Ростов н / Д: « Феникс», 2005. –576 с.
6.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: ( Олегофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений// Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 272с.
7.Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. Сред. пед. учеб. завед./ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр « Академия», 2002.-480 с.
8.Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.― М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.―368 с.
9.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. «Учебники, учебное пособие» 2001―672 с.
10.Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. И. Лубовский, Т. Т. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского.- М.: Издательский центр»Академия»,2003.-464с.
11. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учебник для студ. учеб.заведений/ Г.А. Урунтаева. 6-е изд., перераб. и доп.― М.: Издательский центр « Академия» , 2006.―368 с.
12. Эльконин Д.Б. Детская психология : Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений/ Даниил Борисович Эльконин; Ред.― сост. Б.Д. Эльконин.― 2-е изд., стер.― М.: Издательский центр « Академия», 2005.― 384 с.
13. Гордеева Т.В., Мишина Г.А. Роль близкого взрослого в становлении образа «Я» у ребенка с задержкой психического развития// Дефектология.―2005.-№ 1.
14.Сычевич И.В. Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения// Дефектология.―2008.-№ 3.
15.Шевченко А.В., Нодельман В.И. Психолого – педагогические условия формирования элементов самосознания дошкольников с задержкой психического развития// Дефектология. – 2007. - №3.
____________________________________________________________________________________________
2021г.