ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 1327
Скачиваний: 8
16
лѐгкие паузы.
Атака при non legato простая
(читай
–
«твѐрдая». –
А.Х
.) не акцентированная, она напоминает атаку при штрихе detache,
окончание звука
обязательно
мягкое
,
без участия языка
».*
Ю. Усов: «Нон легато – несвязанное,
несколько
смягчѐнное
исполнение звуков.
Атака при этом сходна со слогами
ту, та, ти
...По своей дительности каждая нота несколько сокращена».**
В. Сумеркин относит
non legato
к группе «штрихов, выполнен-
ных посредством
мягкой
атаки»: «При исполнении нон легато...
звуки... должны укорачиваться... приблизительно на ¼ длительности,
а
окончание звука
должно быть обязательно
естественным,
мягким
,
без участия языка
».***
Так же, как это было и в описании
staccato,
Диков/Седракян и
Докшицер значительно более последовательны и пунктуальны, чем
Сумеркин и Усов, в описании каждой стадии звукоизвлечения. Усов
абсолютно ничего не говорит о способе и характере окончания звука
в
non legato
; что касается характеристики стационарной части звука,
то еѐ не даѐт ни один из авторов.
Как нетрудно заметить, и в трактовке этого штриха противоре-
чий между авторами не меньше, чем в трактовке
staccato
. Говорить
здесь об унифицированном понимании штриха не приходится.
В отношении фундаментальнейшего признака штриха
–
способа
атаки
–
два автора стоят на противоположных позициях. Докшицер
считает, что это должна быть простая (твѐрдая) атака. Сумеркин же,
несмотря на декларацию об опоре на систему Докшицера**** и почти
дословное цитирование докшицеровского определения, в главном
–
определении вида атаки
–
прямо противоречит ему.
По отношению к Докшицеру и Сумеркину позиция Усова и
Дикова/Седракяна выглядит промежуточной
–
в обеих работах приме-
няется выражение «несколько смягчѐнное исполнение». Правда, затем
эта,
лишенная качественной определѐнности
и принадлежащая
области восприятия, характеристика уточняется и наполняется техно-
логическим содержанием, но по-разному. У Дикова и Седракяна она
ближе к понятию «мягкая атака»: «Достигается за счѐт
смягчѐнного
толчка языка
». У Ю. Усова «несколько смягчѐнное исполнение»
ближе к категории «твѐрдая атака»: «Атака при этом сходна со слога-
ми
ту, та, ти
».
Как видим, в отношении атаки позиции и этих двух авторов тоже
оказываются далеко не идентичными. Присутствие в определениях
Дикова/Седракяна и Усова выразительной характеристики «несколько
смягчѐнное исполнение звуков», наряду с лишенным качественной
_________
*
Докшицер Т. Штрихи трубача. С. 60-61.
** Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. С. 73-74.
***
Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. С. 66.
**** «В характеристике штрихов при игре на тромбоне мы будем исходить из класси-
фикации Докшицера» (Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. С. 61.)
17
определѐнности технологическим термином «смягчѐнный толчок
языка», не делают их ясными и точными.
Другое существеннейшее противоречие в описании
non legato
можно заметить, сравнивая взгляды Дикова/Седракяна и Докшицера
на технологию окончания звука. По мнению первых,
язык
«слегка
прерывает
движение выдыхаемой струи воздуха, образуя небольшие
паузы между звуками». Согласно Докшицеру –
в non legato
«
оконча-
ние звука
обязательно мягкое,
без участия языка
».
Штрих
martele
Т. Докшицер: «Martele
–
исполнение
отдельных друг от друга
,
акцентированных
и в то же время
выдержанных на одной динами-
ке
звуков
.
Для martele типична
активная
атака
, полностью выдер-
жанная
на звуке
длительность ноты,
окончание определѐнное
,
даже
резкое, с участием языка
... Martele
– ударный
штрих
.
По своей
природе он
близок к штриху staccato,
но от staccato его отличает
более жѐсткое и более тяжѐлое
звучание».*
Если мы согласны с уже цитируемым положением Дикова и
Седракяна («...термины pesante и secco непосредственно к штрихам не
имеют отношения потому, что они лишь поясняют тот или иной
характер
звучания»), то мы не можем согласиться с позицией Док-
шицера, который делает подобные пояснения центральными, в описа-
нии отличия
martele
от
staccato
: «от staccato его отличает
более
жѐсткое и более тяжѐлое
звучание».
Именно на эти
образно-выразительные
характеристики Док-
шицер и опирается, выделяя описанный им способ звукоизвлечения в
самостоятельный штрих.
Ю. Усов: «...каждый звук исполняется отдельно от другого при
чѐткой, акцентированной
атаке с
выдерживанием до конца
силы
звука».**
В. Сумеркин: «Martele – приѐм наиболее отчѐтливого,
чекан-
ного
исполнения
акцентированных
отделѐнных друг от друга
звуков
, как правило,
на одной динамике
. По своей структуре этот
штрих наиболее
близок к стаккато
, но с
более тяжѐлым и жѐстким
звучанием».***
За исключением отсутствия упоминания способа окончания
звука, два последних автора, по существу, копируют определение
Докшицера, повторяя одни его
образные
характеристики и слегка
меняя другие: у Докшицера находим «ударный штрих», у Сумеркина
– «чеканный»; Докшицер – «активная атака», Усов – «чѐткая».
__________
*
Докшицер Т. Штрихи трубача. С. 59-60.
**
Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. С. 73.
*** Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. С. 62.
18
Что касается технологических характеристик, то между автора-
ми не заметно существенных противоречий в понимании
martele
,
однако противоречия, и очень существенные, можно отметить в
самой концепции этого штриха.
В первую очередь, непонятно на чѐм основана уверенность
Докшицера, а за ним и всех остальных авторов, в самой возможности
совмещения таких акустических характеристик как
акцентирован-
ность звука
и его
выдержанность на одной динамике
. Суть акцен-
та как штрихового явления состоит не cтолько в превалировании
динамики атаки над динамикой стационарной части звука, сколько в
активном
динамическом спаде
(затухании) самой стационарной
части.* (См. об этом в главе «Стационарная часть звука».
)
Трудно согласиться и с возможностью применения к одному
штриху таких взаимоисключающих характеристик, как «
полностью
выдержанная
на звуке
длительность ноты
»
и
«
близость к
staccato
».
Показательно также и отсутствие
martele
в штриховой системе
Дикова и Седракяна, что приводит к существенному отличию их
системы от систем других авторов.
Итак, мы видим, что понятие «штрих»,
– которое
давно уже
сформировалось в духовой методике и используется в качестве
инструмента классификации, – пока не способствует процессу соз-
дания непротиворечивой и унифицированной системы штрихов даже
в пределах звукоизвлечения на инструментах одной группы – медных
духовых инструментах.
_________
* Которая в данном случае становится «стационарной» только в сравнении с
нестационарными процессами атаки.
19
Основные штриховые системы в отечественной
методике преподавания игры на медных духовых
инструментах
Борис Диков и Азат Седракян
1)
Detache
«Отчѐтливый толчок языка» при атаке, ведение
?
,*
окончание
?
, слитность–разделѐнность
?
2)
Marcato
«Резкий, актированный толчок языка» при атаке,
ведение
?
, окончание
?
, слитность–разделѐнность
?
3)
Staccato
«Быстрый толчок языка» при атаке, ведение
?
окончание с участием языка, разделѐнность.
3а)
Staccatissimo
«Быстрый толчок языка» при атаке, окончание
c участием языка, разделѐнность, максимальная
краткость.
4)
Non legato
«Смягчѐнный толчок языка» при атаке, ведение
?
,
окончание с участием языка, разделѐнность.
5)
Portato
«Предельно мягкий толчок языка» при атаке,
слитность.
6)
Legato
«Исполнение» звука без участия языка, слитность.
Тимофей Докшицер
1)
Detache
Атака простая, ведение ровное, окончание без
участия языка, слитность–разделѐнность
?
2)
Marcato
Атака простая, ведение угасающее (степень
угасания возможно варьировать), окончание без
участия языка, слитность–разделѐнность
?
3)
Martele
Атака простая, ведение ровное, окончание c
участием языка, разделѐнность.
4)
Staccato
Атака простая, ведение угасающее, окончание без
участия языка, разделѐнность (соотношение звука
и цезуры возможно варьировать).
5)
Staccatissimo
Атака простая, окончание c участием языка,
разделѐнность (соотношение звука и цезуры
возможно варьировать).
6)
Non legato
Атака простая, ведение
?
, окончание без участия
языка, разделѐнность (соотношение звука и
цезуры возможно варьировать).
7)
Portato
Атака мягкая, слитность.
8)
Legato
«Плавное соединение» без участия языка, слитность
9) Маркированное
legato
«Подчѐркнутое соединение» без участия языка
(за счѐт толчка возуха), слитность.
_________
* Вопросительный знак означает, что данный технологический или акустический
элемент штриха у автора не охарактеризован.
20
Юрий Усов
1)
Detache
Атака «чѐткая», ведение ровное, окончание
«быстрое», слитность.
2)
Marcato
Атака «острая», ведение угасающее, окончание
без
участия языка, слитность–разделѐнность
?
3)
Martele
Атака «чѐткая» и «акцентированная», ведение
ровное, окончание
?
,
слитность–разделѐнность
?
4)
Staccato
Атака «чѐткая», ведение «короткое», окончание
«резкое» и без участия языка, разделѐнность (звуки
сокращаются вдвое).
5)
Staccatissimo
Атака «чѐткая», ведение
?
, окончание
?
,
разделѐнность (звуки сокращаются ещѐ более,
чем в
staccato
)
6)
Non legato
Атака «несколько смягчѐнная» и «сходная со
слогами
ту, та, ти
», ведение
?
, окончание
?
,
разделѐнность.
7)
Portato
«Исполняется мягким языком», слитность.
8)
Legato
«Воспроизведение» звука без участия языка,
слитность.
Виктор Сумеркин
1)
Detache
Атака твѐрдая, ведение ровное, окончание
«естественное», слитность–разделѐнность
?
2)
Marcato
Атака твѐрдая и «акцентированная», ведение
угасающее, окончание без участия языка,
разделѐнность.
2а)
Marcatissimo
Атака «более чѐткая и отрывистая», чем в
marcato
.
3)
Martele
Атака «чеканная и акцентированная», ведение
ровное, окончание
?
, разделѐнность.
4)
Staccato
Атака «более острая и чѐткая», ведение
?
, окончание
без участия языка, разделѐнность
?
5)
Staccatissimo
Атака «очень твѐрдая», окончание c участием
языка, максимальная краткость.
6)
Non legato
Атака мягкая, ведение
?
, окончание без участия
языка, разделѐнность.
7)
Portato
Атака мягкая, слитность.
8)
Legato
«Плавное соединение», слитность.
8а)
Legatissimo
?
8б)
Маркированное
legato
«Акцентированное соединение» за счѐт
активного толчкообразного действия
дыхательных мышц.