ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.06.2021
Просмотров: 946
Скачиваний: 13
еа
части с равномерной пульсацией восьмыми заканчивается внезапно, будто вся
разгулявшаяся компания исчезает или проваливается сквозь землю.
Третья часть «Двор любви» («Cour d,amours») – уводит из неистовствующего ада
отверженных и обездоленных на теплую ласковую землю. Колорит сольных арий здесь
более изысканный и утонченный, а хоры отличаются страстностью и захватывающей
энергией.
№15 «Амур летает всюду» («Amor volat undique») – первый номер третьей части, с
прозрачной инструментовкой и светлым звучанием
хора создает тончайший колорит
импрессионистской живописи.
№16 «Я проливаю слезы» («Dies nox et omnia») – нежное соло баритона в очень высоком
регистре вносит лирически-субъективный оттенок в ариозо.
№17 «Stelit puella» хрустально звенящее сопрано.
№18 «В груди моей» («Сirca mea pectora») начинает большую многоплановую сцену, где
все лирическое вытесняется стихией экстатических игр-хороводов. Здесь начинается
стремительное движение к последней кульминации. Сложный ритмический рисунок этого
хора не препятствует устремленному движению вперед.
№19 «Si puer com puellula» использует один из самых откровенных любовных стихов
сборника: «Если парень с девушкой остаются вдвоем, счастлив их союз, бесконечно
нежны игры, бесчисленны поцелуи».
№20 «Приходи, приходи же» («Veni, veni, venias») продолжает настойчивое движение к
кульминации: голоса торопят друг друга; выкрики, нетерпеливые сбивчивые ритмы
ударных, остинато двух роялей. Но вместо подготовленной и ожидаемой бурной
кульминации появляется тихое и нежное ариозо.
№21 «In trutina» ариозо. Это соло появившееся среди бушующего веселья звучит как-то
особенно нежно и интимно. В этом номере композитор воспроизводит традиционный тип
мелодического развития, характерный для медленных частей концертов и сонат И.С. Баха.
№22 «Время приятно» («Tempus est iocundum») – возрастает роль ритмических эффектов
и происходит характерное «освобождение» от оркестра: его место занимает группа
ударных и два рояля. Участвует полный состав смешанного хора, сопрано, баритон и
детский хор.
№23 «Любимый мой» («Dulcissime») – лирическая каденция, звучащая при полном
молчании оркестра.
№24 «Бланшефлер и Елена» («Ave formosissima») продолжает развитие основной
динамической линии кантаты, переключая ее в еще более обобщенное русло гимнической
поэзии: «О прекраснейшая! О мое сокровище…светоч мира…О Бланшефлер, о Елена, о
божественная Венера!». Большой оркестр с колокольным перезвоном сопровождает этот
гимн торжествующей любви. И без перерыва, как бы сметая все на своем пути возглас «О
Фортуна!» и снова начинает свой бег вечное колесо «повелительницы мира».
Несмотря на то, что богиня Фортуна оставалась «непостоянной как луна», а колесо
счастья поворачивалось с фатальным безразличием к людским судьбам,
характеризовать
кантату можно как «гимн радости жизни», «массовый праздник весны и любви»,
«хвалебную песнь м
иру».
Произведение Орфа прозвучало как протест наступлению нацистской пропаганды,
проводившейся всеми средствами публицистического и физического террора,
направленного против демократического искусства.
Тема 6. Хоровое творчество Золтана Кодаи
Золтан Кодай (1882, Кечкемет
–
1967, Будапешт) – венгерский композитор, фольклорист,
музыковед. Собрал несколько тысяч народных песен и танцевальных мелодий. Хоровое
творчество обширно и разнообразно. Им написано около 100 произведений для хора (80 a
cappella). Столь большой интерес композитора к хоровому жанру в значительной мере
еа
связан с его музыкально-просветительской деятельностью. Став инициатором венгерского
хорового движения, он отдавал массу времени и сил созданию репертуара для
многочисленных любительских коллективов. Кодай был одним из создателей организации
«Поющая молодежь». Начиная с 1925 года Кодай пишет хоровые сочинения на народные,
классические и современные тексты. Ориентируясь на самую широкую аудиторию и
любительские хоры разной степени подготовки, Кодай стремился к тому, чтобы
сочинения были общедоступны. Отсюда лаконизм и образность его мелодий, логичность,
ясность голосоведения, вокальное удобство.
Хоровой стиль Кодая самобытен и своеобразен. В своих произведениях он опирается на
оригинальные древние венгерские мелодии и традиции многоголосья эпохи Возрождения
(использование разнообразных форм полифонии). Гармония композитора построена на
пентатонике и древних ладах, выходит за пределы классической диатонической системы.
Аккордовое изложение сочетается у него с самостоятельной отдельной партией, с
полифоническим развитием.
Обращаясь к разным составам – детским, женским, мужским, смешанным – Кодай
глубоко чувствует специфику и возможности каждого из них, ставя перед исполнителями
интересные творческие задачи.
Создавая детские хоры, Кодай учитывал реальные возможности маленьких певцов. Он
ставил перед перед ними задачи, доступные для их понимания, заботясь в то же время,
чтобы каждое произведение способствовало расширению их художественного кругозора.
Первые детские хоры Кодая были написаны во второй половине 20-х годов XX века и во
многом связаны с интонациями и поэтическим содержанием народных песен. Это связано
со взглядами композитора на народное творчество как основу массового музыкального
воспитания. Кодай сочетает педагогические и художественные требования, его
произведения слушаются с интересом, являясь в то же время отличным материалом
для развития навыков вокального ансамблирования. Большинство детских хоров написано
для двух голосов, в ясной линеарной манере, в которой каждый голос становится
равноправным, одинаково интересным для исполнителей. В основе народная песня.
В 3-х голосных хорах – более сложные задачи. Кодай свободно пользуется различными
приемами письма, заботясь о выразительности и мелодической насыщенности всех
голосов. Пример «Плач цыганки», «Вечерняя песня». К этому же роду произведений
относится и «Ave Maria», «В зеленом саду». Композитор переложил некоторые из этих
хоров и для мужских голосов. Но есть и оригинальные мужские хоры: «Застольная песнь»
(сл. Кёльчен), «Божье чудо» (сл.Петёфе), «Лети, павлин» (сл. Э.Ади).
Кодай ставил своей задачей создание репертуара для всех типов хоров a cappella, но
лучшие достижения его – смешанные хоры. Почти все они написаны в 30-е и отчасти 40-е
годы жизни, в них воплощены раздумья о судьбах родины, ее культуре и искусстве.
Так он обращается к наследию основателя венгерской поэтической традиции Балинга
Балашши (XVI век), Петёфе Ш. и Вёрёшмарти (XIXвек), Ади Э. (XXвек). Тонко чувствуя
ритмику стиха , композитор достигает полного слияния текста и музыки. В основном это
большие хоровые поэмы, сложные по фактуре (параллельно с С.И. Танеевым).
Следует отметить большое количество вокальных акцентов (от народной музыки),
ритмическую гибкость (полиритмика, синкопы). В зависимости от содержания текста –
либо плавная мелодическая фраза, либо мелодика речитативного склада плюс различный
способ изложения (и гомофонно-гармонический, и полифония). Например, «Красивая
мольба» (сл. Балашши Б.) – хоровая песня воспевающая поэтическую славу прошлого.
Начинается с архаического унисона. Дух старины передан в ней ярко и без всякой
стилизации. В партитуре много канонических эпизодов (впрочем, не очень строго
выдержанных). Мировую известность Кодаю как композитору принес «Венгерский
псалом» для тенора, хора и оркестра, воспринятый как выдающееся явление новой
венгерской музыки. В нем композитор выразил горе, протест и надежду народа,
страдающего от хортистской диктатуры.
еа
В 1926 году Кодай создал героико-комическую оперу «Харри Янош», в которой
использовал венгерскую старинную народную музыку
. Главный герой оперы,
легендарный герой Харри, воплощает, по словам Кодаи, «фантазию венгерских
сказочников, олицетворяя вечный венгерский оптимизм»; в этом образе крестьянина-
солдата сочетаются реализм и наивность, комическое начало и патетика.
Картины венгерской природы, жизнь народа, его борьба, победы и страдания воплощены
в хоровой музыке Кодаи. Таковы основанные на фольклорном материале хоры «Картины
с гор Матра», «Иисус и торгаши», 4-х голосный канон «К венграм», «Забытая песнь
Балинта Балашши» и др.; в них воплощены и мрачные, и праздничные страницы из
истории Венгрии. В церковной хоровой музыке Кодаи и светских хорах a cappella нашли
выражение традиции высокой европейской культуры XVI-XVII веков («Te Deum
Будайской крепости», к 250-летию освобождения Буды от власти турок; хоровой вариант
«Взлетела пава», написанный к 30-летию Объединения рабочих хоров, «Короткая месса»).
Многосторонняя творческая и общественная деятельность Кодаи сыграла важную роль
в развитии венгерской музыкальной культуры. XX века. Крупнейший ученый, автор
множества статей и научных работ, посвященных венгерской народной музыке, Кодай
наряду с Б. Бартаком является основоположником современной венгерской
композиторской школы.
Тема 7. Хоровое творчество Джоржа Гершвина.
Джорж Гершвин (1898, Бруклин, р-он Нью-Йорка – 1937, Беверли-Хилс,
Калифорния) –
американский композитор и пианист. Родился в семье выходцев из
России (Гершович). Оставил яркий след в американском искусстве XX века. Гершвин
обновил интонационную сферу американской музыки, развив в ней характерные черты
афро-американского фольклора (блюз, спиричуэл т.п.), сочетав принципы симфонизма со
стилем джаза. Популярность в Америке получили его песни, сатирические музыкальные
комедии (мюзиклы) на политические темы – «Пусть гремит оркестр» (1927) и «О тебе я
пою» (1931). Мировую известность получили его «Рапсодия в блюзовых тонах» и опера
«Порги и Бесс
». Эта первая в истории опера на сюжет из жизни негритянской бедноты –
важнейшая веха в становлении национального американского музыкального театра.
Демократичный сюжет (опера написана по пьесе Дюбоса и Дороти Хейуард «Порги»),
музыка с интонациями и ритмами негритянских песен определяют сущность этого
произведения. Действие оперы происходит на окраине Чарльстона, где в большом старом
доме живут негры – рыбаки, грузчики, нищие. Тяжелый труд, жизнь в трущобах не
лишили этих обездоленных людей стремления к счастью, радости, способности любить и
чувствовать прекрасное. В опере много хоров. Некоторые из них написаны в стиле
негритянских духовных гимнов – спиричуэлс (сцена оплакивания убитого рыбака,
молитва во время бури, финальный хор) с характерным для них гармоническим
многоголосием; другие представляют собой жанровые сцены, полные народного веселья,
юмора, жизнерадостности. Именно таким является хор из второго действия «Как тут
усидеть?» - веселое шествие на пикник. Жители рыбацкого поселка, забыв на время все
свои горести и невзгоды, веселятся, поют, танцуют. Яркая, темпераментная музыка
изобилует характерными для негритянского джаза синкопами и акцентами, встречается
сложный ритмический рисунок. Форма хора 3-х частная. В средней части сохраняется то
же настроение, что в крайних частях, но несколько меняется мелодический и ритмический
рисунок. В музыке ясно ощущается родство с негритянским фольклором: нисходящие
хроматические ходы, чередование аккордов тоники и низких VI и VII ступеней.
Хоры в «Порги и Бесс» составляют бытовой фон оперы и дают многогранную
характеристику обездоленному, но жизнелюбивому и талантливому негритянскому
народу.
еа
Тема 8. Хоровое творчество Бенджамина Бриттена
.
Бенджамин Эдвард Бриттен (1913, Лоустофт, графство Суффолк – 1976, Лондон
) –
английский композитор, пианист и дирижер. Музыкальная одаренность проявилась в
раннем детстве. Сочинять начал с 8 лет. Уже в ранних сочинениях проявились черты,
характерные для музыки Бриттена более позднего периода: самобытный мелодический
дар, фантазия, юмор, оригинальная трактовка классических форм. Высокообразованный и
разносторонне одаренный музыкант, Бриттен прославился как пианист, дирижер и
крупнейший общественно-музыкальный деятель – организатор фестивалей музыки
разных эпох в городе Олсборо. Творчество композитора тесно связано с жизнью Англии;
он большой знаток народных песен и поэзии, блестящий мастер национального хорового
искусства. Бриттену принадлежит заслуга создания английской камерной оперы – «Питер
Граймс», «Альберт Херринг», «Поворот винта», «Сон в летнюю ночь» получили мировую
известность.
Произведения для хора занимают видное место в творчестве Бриттена. Многие крупные
сочинения были написаны им по случаю торжественных событий: «Академическая
кантата» - в честь 500-летия Базельского университета, «Голоса сегодняшнего дня» - к 20-
летию ООН, «Кантата милосердия» - к 100-летию Общества Красного Креста.
Прогрессивная, демократическая направленность творчества Бриттена проявилась в
открытом выступлении против фашизма и реакции в Европе. В 1939 году он написал хоры
«Вперед демократия!» и «Баллада о героях» (посвящена памяти английских бойцов,
сражавшихся в интернациональных бригадах за свободу Испании). Антивоенная тема
звучит в хоровой балладе «Детский крестовый поход» (по одноименному произведению
Бертольда Брехта), рассказывающей о трагической судьбе польских детей во время
фашистской оккупации. Ярчайшее воплощение эта тема получила в крупном
произведении кантатно-ораториального жанра
– «Военном реквиеме
», где плач о
погибших призывает живых помнить об ужасах прошлых войн и не допустить новых.
Для смешанного хора a cappella Бриттен написал цикл «Пять песен цветов» на стихи
английских поэтов: «Нарциссы», «Последовательность четырех прекрасных
месяцев» (слова Р.Херрика), «Болотные цветы» (слова Д.Крэба), «Вечерний
первоцвет» (слова Д.Клера0, «Баллада о зеленом ракитнике» (слова неизвестного
автора). Хоры цикла представляют собой образцы тончайшей акварельной
звукописи
.
«Последовательность четырех прекрасных месяцев
» - хоровая миниатюра, в которой
каждая партия поет о «своем» месяце: сопрано восхваляют апрель, альты – май, тенора –
июнь, басы – июль. В каждом из них есть своя прелесть, и стихи повествуют об этом.
Таким образом, хор представляет собой сложное полифоническое сплетение довольно
простых песенных мелодий с разным текстом. Голоса вступают последовательно и
сохраняют самостоятельный текст до конца. Музыка изобразительного характера: легкая,
воздушная мелодия, зыбкие, быстро сменяющиеся гармонии, умеренная тесситура
голосов (часто перекрещивающихся) создают настроение любования прекрасными
месяцами года.
Среди хоровых сочинений Бриттена есть специально написанные для детских
голосов. Это «Рождественские песни» и «Короткая месса» для хора мальчиков
.
Вместе со смешанным хором дети поют и в «Весенней симфонии».
В своем творчестве Бриттен всегда опирался на классическое наследие (особенно на
музыку английского композитора XVII века Генри Пёрселла), и вместе с тем он создал
глубоко национальный и современный язык.
еа
Литература
1.
Конен В. «История зарубежной музыки», М., «Музыка», 1976
2.
Ливанова Т. «История западно-европейской музыки до 1789 года»,
книга первая «От античности к XVIII веку», М., Музыка, 1986
3.
Усова И. «Хоровая литература», М., Музыка, 1976
4.
Штейнпресс Б. «Популярный очерк истории музыки до XIX века», М.,
Музгиз, 1963