Файл: kurs_lekcij_po_khorovoj_literature.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.06.2021

Просмотров: 946

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

еа 
 

 

части с равномерной пульсацией восьмыми заканчивается внезапно, будто вся 
разгулявшаяся компания исчезает или проваливается сквозь землю. 
Третья часть «Двор любви» («Cour d,amours») – уводит из неистовствующего ада 
отверженных и обездоленных на теплую ласковую землю. Колорит сольных арий здесь 
более изысканный и утонченный, а хоры отличаются страстностью и захватывающей 
энергией. 

№15 «Амур летает всюду» («Amor volat undique») – первый номер третьей части, с 
прозрачной инструментовкой и светлым звучанием

 хора создает тончайший колорит 

импрессионистской живописи. 
№16 «Я проливаю слезы» («Dies nox et omnia») – нежное соло баритона в очень высоком 
регистре вносит лирически-субъективный оттенок в ариозо. 
№17 «Stelit puella» хрустально звенящее сопрано. 
№18 «В груди моей» («Сirca mea pectora») начинает большую многоплановую сцену, где 
все лирическое вытесняется стихией экстатических игр-хороводов. Здесь начинается 
стремительное движение к последней кульминации. Сложный ритмический рисунок этого 
хора не препятствует устремленному движению вперед. 
№19 «Si puer com puellula» использует один из самых откровенных любовных стихов 
сборника: «Если парень с девушкой остаются вдвоем, счастлив их союз, бесконечно 
нежны игры, бесчисленны поцелуи». 
№20 «Приходи, приходи же» («Veni, veni, venias») продолжает настойчивое движение к 
кульминации: голоса торопят друг друга; выкрики, нетерпеливые сбивчивые ритмы 
ударных, остинато двух роялей. Но вместо подготовленной и ожидаемой бурной 
кульминации появляется тихое и нежное ариозо. 
№21 «In trutina» ариозо. Это соло появившееся среди бушующего веселья звучит как-то 
особенно нежно и интимно. В этом номере композитор воспроизводит традиционный тип 
мелодического развития, характерный для медленных частей концертов и сонат И.С. Баха. 
№22 «Время приятно» («Tempus est iocundum») – возрастает роль ритмических эффектов 
и происходит характерное «освобождение» от оркестра: его место занимает группа 
ударных и два рояля. Участвует полный состав смешанного хора, сопрано, баритон и 
детский хор. 

№23 «Любимый мой» («Dulcissime») – лирическая каденция, звучащая при полном 
молчании оркестра. 

№24 «Бланшефлер и Елена» («Ave formosissima») продолжает развитие основной 
динамической линии кантаты, переключая ее в еще более обобщенное русло гимнической 
поэзии: «О прекраснейшая! О мое сокровище…светоч мира…О Бланшефлер, о Елена, о 
божественная Венера!». Большой оркестр с колокольным перезвоном сопровождает этот 
гимн торжествующей любви. И без перерыва, как бы сметая все на своем пути возглас «О 
Фортуна!» и снова начинает свой бег вечное колесо «повелительницы мира». 
Несмотря на то, что богиня Фортуна оставалась «непостоянной как луна», а колесо 
счастья поворачивалось с фатальным безразличием к людским судьбам, 

характеризовать 

кантату можно как «гимн радости жизни», «массовый праздник весны и любви»,

 

«хвалебную песнь м

иру». 

Произведение Орфа прозвучало как протест наступлению нацистской пропаганды, 
проводившейся всеми средствами публицистического и физического террора, 
направленного против демократического искусства. 
 
 

Тема 6. Хоровое творчество Золтана Кодаи 

Золтан Кодай (1882, Кечкемет

 – 

1967, Будапешт) – венгерский композитор, фольклорист, 

музыковед. Собрал несколько тысяч народных песен и танцевальных мелодий. Хоровое 
творчество обширно и разнообразно. Им написано около 100 произведений для хора (80 a 
cappella). Столь большой интерес композитора к хоровому жанру в значительной мере 


background image

еа 
 

 

связан с его музыкально-просветительской деятельностью. Став инициатором венгерского 
хорового движения, он отдавал массу времени и сил созданию репертуара для 
многочисленных любительских коллективов. Кодай был одним из создателей организации 
«Поющая молодежь». Начиная с 1925 года Кодай пишет хоровые сочинения на народные, 
классические и современные тексты. Ориентируясь на самую широкую аудиторию и 
любительские хоры разной степени подготовки, Кодай стремился к тому, чтобы 
сочинения были общедоступны. Отсюда лаконизм и образность его мелодий, логичность, 
ясность голосоведения, вокальное удобство. 
Хоровой стиль Кодая самобытен и своеобразен. В своих произведениях он опирается на 
оригинальные древние венгерские мелодии и традиции многоголосья эпохи Возрождения 
(использование разнообразных форм полифонии). Гармония композитора построена на 
пентатонике и древних ладах, выходит за пределы классической диатонической системы. 
Аккордовое изложение сочетается у него с самостоятельной отдельной партией, с 
полифоническим развитием. 
Обращаясь к разным составам – детским, женским, мужским, смешанным – Кодай 
глубоко чувствует специфику и возможности каждого из них, ставя перед исполнителями 
интересные творческие задачи. 
Создавая детские хоры, Кодай учитывал реальные возможности маленьких певцов. Он 
ставил перед перед ними задачи, доступные для их понимания, заботясь в то же время, 
чтобы каждое произведение способствовало расширению их художественного кругозора. 
Первые детские хоры Кодая были написаны во второй половине 20-х годов XX века и во 
многом связаны с интонациями и поэтическим содержанием народных песен. Это связано 
со взглядами композитора на народное творчество как основу массового музыкального 
воспитания. Кодай сочетает педагогические и художественные требования, его 
произведения слушаются с интересом, являясь в то же время отличным материалом 
для развития навыков вокального ансамблирования. Большинство детских хоров написано 
для двух голосов, в ясной линеарной манере, в которой каждый голос становится 
равноправным, одинаково интересным для исполнителей. В основе народная песня. 
В 3-х голосных хорах – более сложные задачи. Кодай свободно пользуется различными 
приемами письма, заботясь о выразительности и мелодической насыщенности всех 
голосов. Пример «Плач цыганки», «Вечерняя песня». К этому же роду произведений 
относится и «Ave Maria», «В зеленом саду». Композитор переложил некоторые из этих 
хоров и для мужских голосов. Но есть и оригинальные мужские хоры: «Застольная песнь» 
(сл. Кёльчен), «Божье чудо» (сл.Петёфе), «Лети, павлин» (сл. Э.Ади). 
Кодай ставил своей задачей создание репертуара для всех типов хоров a cappella, но 
лучшие достижения его – смешанные хоры. Почти все они написаны в 30-е и отчасти 40-е 
годы жизни, в них воплощены раздумья о судьбах родины, ее культуре и искусстве. 
 Так он обращается к наследию основателя венгерской поэтической традиции Балинга 
Балашши (XVI век), Петёфе Ш. и Вёрёшмарти (XIXвек), Ади Э. (XXвек). Тонко чувствуя 
ритмику стиха , композитор достигает полного слияния текста и музыки. В основном это 
большие хоровые поэмы, сложные по фактуре (параллельно с С.И. Танеевым). 
Следует отметить большое количество вокальных акцентов (от народной музыки), 
ритмическую гибкость (полиритмика, синкопы). В зависимости от содержания текста – 
либо плавная мелодическая фраза, либо мелодика речитативного склада плюс различный 
способ изложения (и гомофонно-гармонический, и полифония). Например, «Красивая 
мольба» (сл. Балашши Б.) – хоровая песня воспевающая поэтическую славу прошлого. 
Начинается с архаического унисона. Дух старины передан в ней ярко и без всякой 
стилизации. В партитуре много канонических эпизодов (впрочем, не очень строго 
выдержанных). Мировую известность Кодаю как композитору принес «Венгерский 
псалом» для тенора, хора и оркестра, воспринятый как выдающееся явление новой 
венгерской музыки. В нем композитор выразил горе, протест и надежду народа, 
страдающего от хортистской диктатуры. 


background image

еа 
 

 

В 1926 году Кодай создал героико-комическую оперу «Харри Янош», в которой 
использовал венгерскую старинную народную музыку

. Главный герой оперы, 

легендарный герой Харри, воплощает, по словам Кодаи, «фантазию венгерских 
сказочников, олицетворяя вечный венгерский оптимизм»; в этом образе крестьянина-
солдата сочетаются реализм и наивность, комическое начало и патетика. 
Картины венгерской природы, жизнь народа, его борьба, победы и страдания воплощены 
в хоровой музыке Кодаи. Таковы основанные на фольклорном материале хоры «Картины 
с гор Матра», «Иисус и торгаши», 4-х голосный канон «К венграм», «Забытая песнь 
Балинта Балашши» и др.; в них воплощены и мрачные, и праздничные страницы из 
истории Венгрии. В церковной хоровой музыке Кодаи и светских хорах a cappella нашли 
выражение традиции высокой европейской культуры XVI-XVII веков («Te Deum 
Будайской крепости», к 250-летию освобождения Буды от власти турок; хоровой вариант 
«Взлетела пава», написанный к 30-летию Объединения рабочих хоров, «Короткая месса»). 
      Многосторонняя творческая и общественная деятельность Кодаи сыграла важную роль 
в развитии венгерской музыкальной культуры. XX века. Крупнейший ученый, автор 
множества статей и научных работ, посвященных венгерской народной музыке, Кодай 
наряду с Б. Бартаком является основоположником современной венгерской 
композиторской школы. 
 
 

Тема 7. Хоровое творчество Джоржа Гершвина. 
 Джорж Гершвин (1898, Бруклин, р-он Нью-Йорка – 1937, Беверли-Хилс, 
Калифорния) – 

американский композитор и пианист. Родился в семье выходцев из 

России (Гершович). Оставил яркий след в американском искусстве XX века. Гершвин 
обновил интонационную сферу американской музыки, развив в ней характерные черты 
афро-американского фольклора (блюз, спиричуэл т.п.), сочетав принципы симфонизма  со 
стилем джаза. Популярность в Америке получили его песни, сатирические музыкальные 
комедии (мюзиклы) на политические темы – «Пусть гремит оркестр» (1927) и «О тебе я 
пою» (1931). Мировую известность получили его «Рапсодия в блюзовых тонах» и опера 

«Порги и Бесс

».  Эта первая в истории опера на сюжет из жизни негритянской бедноты – 

важнейшая веха в становлении национального американского музыкального театра. 
Демократичный сюжет (опера написана по пьесе Дюбоса и Дороти Хейуард «Порги»), 
музыка с интонациями и ритмами негритянских песен определяют сущность этого 
произведения. Действие оперы происходит на окраине Чарльстона, где в большом старом 
доме живут негры – рыбаки, грузчики, нищие. Тяжелый труд, жизнь в трущобах не 
лишили этих обездоленных людей стремления к счастью, радости, способности любить и 
чувствовать прекрасное. В опере много хоров. Некоторые из них написаны в стиле 
негритянских духовных гимнов – спиричуэлс (сцена оплакивания убитого рыбака, 
молитва во время бури, финальный хор) с характерным для них гармоническим 
многоголосием; другие представляют собой жанровые сцены, полные народного веселья, 
юмора, жизнерадостности. Именно таким является хор из второго действия «Как тут 
усидеть?» - веселое шествие на пикник. Жители рыбацкого поселка, забыв на время все 
свои горести и невзгоды, веселятся, поют, танцуют. Яркая, темпераментная музыка 
изобилует характерными для негритянского джаза синкопами и акцентами, встречается 
сложный ритмический рисунок. Форма хора 3-х частная. В средней части сохраняется то 
же настроение, что в крайних частях, но несколько меняется мелодический и ритмический 
рисунок. В музыке ясно ощущается родство с негритянским фольклором: нисходящие 
хроматические ходы, чередование аккордов тоники и низких VI и VII ступеней. 
Хоры в «Порги и Бесс» составляют бытовой фон оперы и дают многогранную 
характеристику обездоленному, но жизнелюбивому и талантливому негритянскому 
народу. 
 


background image

еа 
 

 

Тема 8. Хоровое творчество Бенджамина Бриттена

Бенджамин Эдвард Бриттен (1913, Лоустофт, графство Суффолк – 1976, Лондон

) – 

английский композитор, пианист и дирижер. Музыкальная одаренность проявилась в 
раннем детстве. Сочинять начал с 8 лет. Уже в ранних сочинениях проявились черты, 
характерные для музыки Бриттена более позднего периода: самобытный мелодический 
дар, фантазия, юмор, оригинальная трактовка классических форм. Высокообразованный и 
разносторонне одаренный музыкант, Бриттен прославился как пианист, дирижер и 
крупнейший общественно-музыкальный деятель – организатор фестивалей музыки 
разных эпох в городе Олсборо. Творчество композитора тесно связано с жизнью Англии; 
он большой знаток народных песен и поэзии, блестящий мастер национального хорового 
искусства. Бриттену принадлежит заслуга создания английской камерной оперы – «Питер 
Граймс», «Альберт Херринг», «Поворот винта», «Сон в летнюю ночь» получили мировую 
известность. 
Произведения для хора занимают видное место в творчестве Бриттена. Многие крупные 
сочинения были написаны им по случаю торжественных событий: «Академическая 
кантата» - в честь 500-летия Базельского университета, «Голоса сегодняшнего дня» - к 20-
летию ООН, «Кантата милосердия» - к 100-летию Общества Красного Креста. 
Прогрессивная, демократическая направленность творчества Бриттена проявилась в 
открытом выступлении против фашизма и реакции в Европе. В 1939 году он написал хоры 
«Вперед демократия!» и «Баллада о героях» (посвящена памяти английских бойцов, 
сражавшихся в интернациональных бригадах за свободу Испании). Антивоенная тема 
звучит в хоровой балладе «Детский крестовый поход» (по одноименному произведению 
Бертольда Брехта), рассказывающей о трагической судьбе польских детей во время 
фашистской оккупации. Ярчайшее воплощение эта тема получила в крупном 
произведении кантатно-ораториального жанра 

– «Военном реквиеме

», где плач о 

погибших призывает живых помнить об ужасах прошлых войн и не допустить новых. 

Для смешанного хора a cappella Бриттен написал цикл «Пять песен цветов» на стихи 
английских поэтов: «Нарциссы», «Последовательность четырех прекрасных 
месяцев» (слова Р.Херрика), «Болотные цветы» (слова Д.Крэба), «Вечерний 
первоцвет» (слова Д.Клера0, «Баллада о зеленом ракитнике» (слова неизвестного 
автора). Хоры цикла представляют собой образцы тончайшей акварельной 
звукописи

 «Последовательность четырех прекрасных месяцев

» - хоровая миниатюра, в которой 

каждая партия поет о «своем» месяце: сопрано восхваляют апрель, альты – май, тенора – 
июнь, басы – июль. В каждом из них есть своя прелесть, и стихи повествуют об этом. 
Таким образом, хор представляет собой сложное полифоническое сплетение довольно 
простых песенных мелодий с разным текстом. Голоса вступают последовательно и 
сохраняют самостоятельный текст до конца. Музыка изобразительного характера: легкая, 
воздушная мелодия, зыбкие, быстро сменяющиеся гармонии, умеренная тесситура 
голосов (часто перекрещивающихся) создают настроение любования прекрасными 
месяцами года. 

Среди хоровых сочинений Бриттена есть специально написанные для детских 
голосов. Это «Рождественские песни» и «Короткая месса» для хора мальчиков

Вместе со смешанным хором дети поют и в «Весенней симфонии». 
В своем творчестве Бриттен всегда опирался на классическое наследие (особенно на 
музыку английского композитора XVII века Генри Пёрселла), и вместе с тем он создал 
глубоко национальный и современный язык. 
 
 
 
 
 


background image

еа 
 

 

Литература 

 

1.

 

Конен В. «История зарубежной музыки», М., «Музыка», 1976 

2.

 

Ливанова Т. «История западно-европейской музыки до 1789 года», 
книга первая «От античности к XVIII веку», М., Музыка, 1986 

3.

 

Усова И. «Хоровая литература», М., Музыка, 1976 

4.

 

Штейнпресс Б. «Популярный очерк истории музыки до XIX века», М., 
Музгиз, 1963