Файл: kurs_lekcij_po_khorovoj_literature.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.06.2021

Просмотров: 948

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

еа 
 

 

Главная черта романтического метода – повышенная эмоциональная выразительность, 
первенство чувства над рациональным мышлением. Музыка романтиков – это прежде 
всего выражение их внутреннего мира («звучащая автобиография» по Соллертинскому – 
русско-советскому музыковеду). В творчестве романтиков главенствует тема лирической 
исповеди, полно и многогранно  раскрывающей внутренний мир героя. Даже героическая 
тема получает у них личностное и патриотически-национальное преломление в отличие  
от, во многом объективированной, трактовки классиков. Романтизм способствовал 
развитию жанров, связанных со словом: камерно-вокальной лирики и оперы, так как идеал 
романтизма – синтез искусства. 
 

Тема 2. Хоровое творчество Франца  Шуберта 

Шуберт был младшим современником Бетховена. На протяжении приблизительно 
пятнадцати лет оба они жили в Вене, создавая в одно и то же время свои значительнейшие 
произведения. «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» Шуберта – «ровесники» Седьмой 
и Восьмой симфоний Бетховена. Одновременно с Девятой симфонией и «Торжественной 
мессой» Бетховена Шуберт сочинил «Неоконченную симфонию» и песенный цикл 
«Прекрасная мельничиха». 
Уже одно это сопоставление позволяет заметить, что речь идет о произведениях разных 
музыкальных стилей. В отличие от Бетховена, Шуберт выдвинулся как художник не в 
годы революционных восстаний, а в то переломное время, когда на смену пришла эпоха 
общественно-политической реакции. Грандиозности и мощи бетховенской музыки, ее 
революционному пафосу и философской глубине Шуберт противопоставил лирические 
миниатюры, картинки быта – домашние, интимные, во многом напоминающие 
записанную импровизацию или страничку поэтического дневника. 

Франц Шуберт (1797-1828

) – выдающийся австрийский композитор

, основоположник

 

венской романтической школы

, с детства тесно соприкасался с хоровой музыкой: он 

обучался в конвикте – школе для придворных певчих, затем пел в хоре Венской 
придворной капеллы. Хоровое творчество Шуберта многообразно: мессы, кантаты (среди 
них «Победная песнь Мириам»), около ста хоров различных составов и масштабов. В 
хорах Шуберта, как и в его романсах и песнях, проявилось великолепное мастерство 
вокального письма, глубокая связь с национальными истоками австрийской музыки. 
Около пятидесяти хоровых миниатюр написано для мужских голосов (мужское 
ансамблевое пение было очень популярным в Австрии и Германии в начале XIX века). 
Произведения раннего периода творчества Шуберта отличаются светлым, созерцательным 
характером; это лирические повествования о любви, природе. Объем их ограничивается 
иногда одним куплетом, простой двух- или трехчастной формой (например, хоры «Ночь», 
«Хоровод», «Любовь», «Песня гребцов», «Далекой»). В более крупной форме написаны 
лирико-пейзажные хоры: «Соловей», «Весенняя песня», «Наслаждение природой», 
«Деревушка», «Серенада», «Власть любви». В вокальной и хоровой лирике Шуберта 
ощущается стремление показать внутренний мир человека, его чувства, переживания. 
Музыка лишена внешних эффектов, проста, искренна, глубоко человечна. 

«Любовь» (слова Ф. Шиллера

) – один из характерных для творчества Шуберта 

примеров хоровой миниатюры для четырехголосного мужского состава a cappella в 
двухчастной репризной форме с заключением. Ре мажор, часто встречающийся в 
вокальной музыке Шуберта, окрашивает произведение в светлые, радостные тона, 
позволяет наиболее полно выявить рабочий диапазон голосов. Размер 6/8 при довольно 
подвижном темпе (Andantino) создает впечатление баркарольности. Хор написан в 
гомофонно-гармоническом складе. Основную тему исполняют первые тенора. Мелодия их 
отличается плавностью линии, изобилует внутрислоговыми распевами, украшениями. 
Аккорды нижних голосов образуются из самостоятельных мелодических линий, таких же 
выразительных и подвижных, как и в верхнем голосе. В них много хроматизмов, 
вспомогательных неаккордовых звуков, что делает музыкальный язык хора красочным, 


background image

еа 
 

 

выразительным, разнообразным. Разнообразие в звучание второй части вносит ряд 
отклонений: в a-moll, d-moll, A-dur. 
Художественный интерес представляют 

две мессы Шуберта – As-dur (1822) и Es –dur

 

(1828). Подобно Бетховену, Шуберт не интересовался культовым содержанием мессы. В 
двух названных мессах совсем нет мистического настроения. Они пронизаны духом 
беспокойных исканий. Литургический текст местами трактован так вольно, что 
исполнение этих месс становится несовместимым с требованиями церковной службы. В 
обоих произведениях встречаются отдельные эпизоды, близкие психологическим 
романсам Шуберта. Образы и художественные приемы месс отличаются своеобразным, 
неповторимым характером. 
В поздних хоровых сочинениях композитора преобладает характер раздумий, 
философских размышлений. Музыкальный язык их более сложен, психологически 
углублен; часто и форма становится более сложной (например, мужские хоры «Лунный 
свет», «Прошлое в настоящем»). Творчески значительны и оригинальны два хоровых 
«романса» Шуберта: «Песнь на свободе» на текст Салиса (1817) и «Песнь духов над 
водами» на поэму Гете, существующая в трех редакциях (1817, 1820, 1821, последняя с 
участием солистов и струнного оркестра). Эти произведения далеки от типа 
многоголосного ансамбля, распространенного в австрийском и немецком быту. Они не 
имеют прототипов в современном Шуберту искусстве. Посредством необычайной в 
хоровой музыке красочности гармоний, благодаря смелости и разнообразию модуляций, 
ритмической свободе композитор достигает поразительных психологических и 
эмоциональных эффектов. Иногда эти произведения сравнивают с хоровыми лирическими 
мадригалами эпохи позднего Возрождения. Особый интерес представляет и 
незаконченная оратория «Лазарь» (1819-1820). Все, что влекло Шуберта именно как 
оперного композитора, он осуществил в первом действии своей незаконченной оратории. 
По сохранившимся эпизодам можно судить о том, как смело Шуберт предваряет в ней 
будущую музыкальную драму, опередив не только «Эврианту» Вебера, но и «Тангейзера» 
и «Лоэнгрина» Вагнера. Но уже во втором действии Шуберт впадает в привычный 
театральный стиль. Возможно, что осознание разрыва между уровнем первого действия и 
шаблонным характером последующих сцен побудило композитора отказаться от 
завершения своей «ораториальной драмы». 
Поворот в области хоровой музыки произошел у Шуберта в конце жизни, после 
тщательного ознакомления с партитурами гендделевских ораторий. Под их воздействием 
он написал героическую 

кантату «Победная песнь Мириам

» (1828). Заинтересовавшись 

хоровой музыкой, Шуберт даже договорился с теоретиком Зехтером об уроках 
контрапункта. Произошло это, однако, буквально накануне смерти композитора, и новые 
замыслы его в области хоровой музыки остались невоплощенными. 
 

 

Тема 3. Хоровое творчество Феликса Мендельсона 

 
Творчество Ф.Мендельсона – одно из наиболее значительных явлений в немецкой 
культуре прошлого столетия, оно формировалось в эпоху раннего романтизма, но по 
складу своей натуры, эмоционально сдержанной, несколько рационалистичекой, он ближе 
стоял к музыкальным принципам классицизма (свое назначение композитор видел в 
возрождении высоких идеалов музыкальной классики). Равнодушный к политическим 
формам борьбы, сознательно пренебрегавший оружием музыкальной публицистики, 
Мендельсон тем не менее был выдающимся художником-просветителем. Вся его 
многогранная деятельность композитора, дирижера, пианиста, организатора, педагога 
была проникнута просветительскими идеями. Прогрессивные устремления Мендельсона 
определили характер его собственного творчества. Замечательная особенность музыки 
Мендельсона заключалась в ее широкой доступности. Он прочно опирался на 
музыкальные жанры, издавна бытовавшие в немецкой демократической среде. 


background image

еа 
 

 

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847

) родился в Гамбурге в семье крупного 

банкира (дед его был известным философом-просветителем). Родители интересовались 
искусством, были образованными людьми. Атмосфера высокой интеллектуальности, 
окружавшая Мендельсона с раннего детства, сыграла решающую роль в формировании 
его облика. Значительное место в биографии композитора принадлежит его учителю по 
гармонии К.Цельтеру, который привил своему питомцу веру в идеалы классического 
искусства. Кроме того, именно Цельтер, создатель «Лидертафеля» и руководитель 
Берлинской певческой капеллы, приобщил молодого музыканта к разнообразным видам 
национальной хоровой культуры (сам Мендельсон с 10 лет пел в Берлинской певческой 
капелле). В 1829 году по инициативе и под руководством Мендельсона Берлинской 
капеллой будут исполнены «Страсти по Матфею» Баха. «Открытие» Мендельсоном этого 
произведения, пролежавшего в архивах около ста лет, явилось началом «возрождения 
Баха». У самого Мендельсона творчество, связанное с хоровыми традициями немецкой 
классики, оказалось наиболее глубоким и возвышенным. 
Сочинения для хора занимают видное место в творчестве Мендельсона. Среди крупных 
форм – 

оратории «Павел» (1836), «Илия» (1847), симфония-кантата «Хвалебный 

гимн» (1840), «Христос» (1847, незаконченная

), музыка к «Первой Вальпургиевой 

ночи» Гете (1842). Много хоровых номеров содержит музыка к драматическим 
спектаклям «Сон в летнюю ночь» Шекспира (1842), «Антигона» Софокла (1841), 
«Аталия» Расина (1845), «Эдип в Колоне» Софокла (1845). Есть хоры в комической опере 
«Свадьба Камачо» (1825), в незаконченной опере «Лорелея» 
В жанре хоровых произведений 

малых форм

 Мендельсон оставил довольно богатое 

наследие: 

28 сочинений для смешанного состава (

среди них «Прощание с лесом», 

«Охотничья песня», «Предчувствие весны», «Лес», «Как иней ночкой весенней пал») и 

21 

– для мужских голосов

 (две «Охотничьи песни», «Любовь и вино», «Ночная песня», 

«Путевая песня», «Летняя песня»). Мелодика хоров близка немецкой народной и бытовой 
песенности. Связь с национальными истоками проявляется и в куплетности формы, и в 
танцевальных ритмах многих сочинений (например, народные песни на стихи Гейне «Беги 
со мной», «Как иней ночкой весенней пал»). По содержанию хоры преимущественно 
лирико-созерцательного плана, с повествовательным характером изложения и как правило 
4-х голосные. Именно таким произведением является смешанный хор a cappella «Лес». В 
нем ощущается любование природой, покой и безмятежность. Аккордовый склад письма, 
размеренное движение ровными длительностями, ритмические остановки в конце фраз 
придают музыке строгость, свойственную классической манере хорового письма. Форма 
хора куплетная, а сам куплет написан в 2-х частной репризной форме с заключением. В 
начале второй части («Стоит он так привольно») изложение несколько драматизитуется: 
появляются имитации, пункт ирный ритм, более сложные гармонии (цепочка септак- 
кордов). Но в репризе снова возвращается умиротворенное, светлое настроение. 
Композитор достигает замечательной красоты в звучании хоров a cappella (восходящих к 
немецкому национальному стилю мужского хорового пения), великолепных красочных 
эффектов в гармонии, ясности, прозрачности музыкального языка. 
Устремления к серьезной вокально-драматической музыке нашли выход в двух ораториях 
Мендельсона: «

Павел» и «Илия

», сосредоточивших в себе возвышенные, 

демократические идеи композитора. В музыкально-драматической композиции «Павла» и 
«Илии» очевидна преемственность с классическими образцами. Но эти две оратории 
представляют большой художественный интерес именно как образцы вокально-хорового 
искусства романтиков. 
Музыкальный диапазон ораторий простирается от прозрачного звучания возвышенного 
хорального склада до шубертовской красочной романсности и интимной лирики, от 
энергичной маршевости до передачи углубленной «бетховенской» созерцательности. Оба 
произведения, и в особенности «Илия», покоряют своей артистической вдохновенностью, 
чистотой стиля и совершенством воплощения. 


background image

еа 
 

 

 

Тема 4. Хоровое творчество Роберта Шумана

 

Творчество Шумана – одна из вершин мирового музыкального искусства XIX века. 
Искусство Шумана пронизано тем беспокойным, бунтарским духом, который роднит его с 
Байроном, Гейне, Гете, Гюго, Берлиозом, Вагнером и другими выдающимися 
художниками-романтиками. С присущей ему страстностью Шуман призывал к 
обновлению этического содержания музыки, ее образно-эмоционального строя. Но тема 
бунтарства получила у него своеобразную лирико-психологическую трактовку. По 
новизне художественных тем и образов, по своей психологической тонкости и 
правдивости музыка Шумана – явление, значительно раздвинувшее границы 
музыкального искусства XIX века. Очень точно и емко сказал о Шумане П.И. Чайковский 
«Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины века текущего столетия 
составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут 
шумановским. Музыка Шумана, органически примыкающая к творчеству Бетховена и в то 
же время резко от него отделяющаяся, открывает целый мир новых музыкальных форм, 
затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники. В ней мы 
находим отголосок тех…глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, 
отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека». 

Роберт Шуман (1810-1856) 

родился в городе Цвиккау (Саксония) в семье книгоиздателя. 

Сочинять начал в семилетнем возрасте, но долгое время в центре его музыкальной 
деятельности было фортепиано. С 1840 года в его творческом списке начинают 
появляться вокально-хоровые произведения: более 200 песен, оратория «Рай и Пери» 
на текст Томаса Мура (1843), «Реквием по Миньоне» (на стихи В. Гете), «Странствие 
Розы» на текст Хорна (1851), «Сын короля» на текст Уланда (1851), «О паже и 
королевской дочери» на текст Гейбеля (1852), около 120 вокальных ансамблей, в том 
числе 3 мужских ансамбля на тексты революционных поэтов (1849). В дрезденский 
период своей жизни (1844-1850) Шуман много работал с хоровыми  коллективами 
(мужским и смешанным), что активизировало его хоровое творчество. О серьезном 
отношении к хору свидетельствуют высказывания композитора в «Жизненных правилах 
для музыкантов»: «Пой усердно в хоре; особенно средние голоса. Это разовьет в тебе 
музыкальность. Уясни себе рано объем человеческого голоса в его главных четырех 
видах; прислушивайся к голосам, особенно в хоре; исследуй, в каких регистрах они 
обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности». 

  Мужские хоры Шумана, написанные в 1848 году, -

 «К оружию», «Черно-красно-

золотое» и «Песня свободы» - говорят о сочувствии композитора революционным 
событиям в Германии. Смешанные хоры a cappella разнообразны по жанрам и форме. В 
основном это миниатюры лирического, шуточного характера. Есть среди них 
традиционные для немецкого бытового музицирования охотничьи песни («Охотничьи 
песни», «В лесу»). 
 

«Доброй ночи

» - пленительная хоровая миниатюра Шумана для смешанного хора a 

cappella. Все здесь дышит покоем, любовью, лаской. Мелодия сливается с текстом, хор 
звучит мягко, светло (As dur), реплики солистки (сопрано) не нарушают общего 
умиротворенного настроения. В зтом произведении Шуман – лирик, мечтатель. 
Совершенно другой характер носит хор Шумана «На Боденском озере». В этой музыке – 
стремительность, неукротимая энергия. Радость переполняет героя, он бросается 
навстречу морю, ветру. В хоре много света, солнца (Es-dur), силы и ощущения полноты 
жизни. Пунктирный ритм, быстрый темп, яркая динамика являются средствами 
выразительности этого темпераментного сочинения. 
Всем своим творчеством, в том числе и хоровым, Шуман подтвердил свои же слова: «Оза- 
рять светом глубину человеческого сердца – вот призвание художника!». 
    Во второй половине XIX века – начале XX века в зарубежной музыке наблюдается 
некоторый упадок жанра хоровых произведений малых форм. Интерес и внимание 


background image

еа 
 

 

композиторов и слушателей захватывает бурно развивающееся в этот период оперное и 
симфоническое искусство. Возрождение хоровой миниатюры происходит в творчестве 
более поздних представителей западноевропейской музыки – М. Равеля, Б. Бартока, З. 
Кодая, П. Хиндемита, Ф. Пуленка, Б. Бриттена и других. 

 

Раздел VI

 

Хоровое творчество зарубежных 

композиторов XX века 

 
Тема 1. Введение

На рубеже XIX и XX веков почти все виды искусства в Европе были захвачены новым 
художественным течением, получившим название 

импрессионизм

 (от французского 

слова impression – впечатление). У композиторов оно проявилось в стремлении отобразить 
средствами музыки изменчивость настроений, субъективное отношение к окружающему 
миру, быструю смену впечатлений. Импрессионисты вышли за рамки строгих форм 
классической и романтической гармонии. Они обогатили колористические средства в 
области инструментовки, гармонии, ввели в музыкальный язык усложненные 
гармонические сочетания: нонаккорды, шести и семизвучные аккорды, целотонную 
гамму, натуральные и пентатонные звукоряды. Положительное воздействие на их 
творчество оказало обращение к песенному и музыкально-танцевальному фольклору. 
Импрессионисты вместе с тем в своей основной идейно-эстетической направленности 
знаменовал отход от больших общественных задач искусства. 
Наиболее яркими представителями этого направления были французские композиторы 
Клод Дебюсси и Морис Равель. 
 

Тема 2. Хоровое творчество  Клода Дебюсси

 

и Мориса Равеля.

 

    

Клод Дебюсси

 (1862, Сен-Жермен – 1918, Париж) – композитор, пианист, музыкальный 

критик, выдающийся мастер звуковой живописи. В целом творчество Дебюсси имело 
прогрессивное значение по своим художественным достижениям. Среди хоровых 
сочинений кантаты «Гладиатор» и «Блудный сын», сюита для хора (без слов) и оркестра 
«Весна» (по известной картине итальянского художника Боттичелли), кантата «Дева-
избранница» для женского хора, солистов и оркестра. 

Морис Равель 

(1875, Сибур, Нижние Пиренеи – 1937, Париж) – французский 

композитор, младший современник и последователь Дебюсси. Сохранив в своем 
творчестве преданность классическим традициям, он сумел создать своеобразный стиль 
письма, отличающийся смелостью исканий, яркой оригинальностью. Сам Равель в 1933 
году писал: «Я всегда искал вдохновение в творчестве великих мастеров, и моя музыка в 
своей основе опирается на традиции прошлого и вырастает из них». Равеля привлекает 
обаяние и красота народных мелодий. Затронув в своем творчестве большинство 
музыкальных жанров, Равель оставил нам несравненные образцы хоровой музыки, хотя и 
в небольшом количестве.  В ранний период творчества написал 

кантаты «Мирра»,

 

«

Альцион», «Алисса».

 Они не принесли автору успеха, но его интерес к вокальной и 

хоровой музыке не пропал. Равель сочинил очаровательные хоры для смешанного состава 
(на собственные тексты) a cappella (единственный случай обращения композитора к 
хоровому жанру)  – «Николетта», «Три райские птицы», «Рондо», ввел хор (без слов) в 
балет «Дафнис и Хлоя». 
В «Николетте» Равель обращается к жанру сатирической сказки, основные образы 
которой связаны с французским фольклором. В «Трех райских птицах» в символической 
форме касается войны. В «Рондо» сказочные образы глубоко коренятся  в народно-
танцевальной музыке. Использование натуральных ладов – дорийского и фригийского в 
«Николетте», лидийского в «Рондо», еще раз подтверждает связь хоров с народной