ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.06.2021
Просмотров: 948
Скачиваний: 13
еа
Главная черта романтического метода – повышенная эмоциональная выразительность,
первенство чувства над рациональным мышлением. Музыка романтиков – это прежде
всего выражение их внутреннего мира («звучащая автобиография» по Соллертинскому –
русско-советскому музыковеду). В творчестве романтиков главенствует тема лирической
исповеди, полно и многогранно раскрывающей внутренний мир героя. Даже героическая
тема получает у них личностное и патриотически-национальное преломление в отличие
от, во многом объективированной, трактовки классиков. Романтизм способствовал
развитию жанров, связанных со словом: камерно-вокальной лирики и оперы, так как идеал
романтизма – синтез искусства.
Тема 2. Хоровое творчество Франца Шуберта
Шуберт был младшим современником Бетховена. На протяжении приблизительно
пятнадцати лет оба они жили в Вене, создавая в одно и то же время свои значительнейшие
произведения. «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» Шуберта – «ровесники» Седьмой
и Восьмой симфоний Бетховена. Одновременно с Девятой симфонией и «Торжественной
мессой» Бетховена Шуберт сочинил «Неоконченную симфонию» и песенный цикл
«Прекрасная мельничиха».
Уже одно это сопоставление позволяет заметить, что речь идет о произведениях разных
музыкальных стилей. В отличие от Бетховена, Шуберт выдвинулся как художник не в
годы революционных восстаний, а в то переломное время, когда на смену пришла эпоха
общественно-политической реакции. Грандиозности и мощи бетховенской музыки, ее
революционному пафосу и философской глубине Шуберт противопоставил лирические
миниатюры, картинки быта – домашние, интимные, во многом напоминающие
записанную импровизацию или страничку поэтического дневника.
Франц Шуберт (1797-1828
) – выдающийся австрийский композитор
, основоположник
венской романтической школы
, с детства тесно соприкасался с хоровой музыкой: он
обучался в конвикте – школе для придворных певчих, затем пел в хоре Венской
придворной капеллы. Хоровое творчество Шуберта многообразно: мессы, кантаты (среди
них «Победная песнь Мириам»), около ста хоров различных составов и масштабов. В
хорах Шуберта, как и в его романсах и песнях, проявилось великолепное мастерство
вокального письма, глубокая связь с национальными истоками австрийской музыки.
Около пятидесяти хоровых миниатюр написано для мужских голосов (мужское
ансамблевое пение было очень популярным в Австрии и Германии в начале XIX века).
Произведения раннего периода творчества Шуберта отличаются светлым, созерцательным
характером; это лирические повествования о любви, природе. Объем их ограничивается
иногда одним куплетом, простой двух- или трехчастной формой (например, хоры «Ночь»,
«Хоровод», «Любовь», «Песня гребцов», «Далекой»). В более крупной форме написаны
лирико-пейзажные хоры: «Соловей», «Весенняя песня», «Наслаждение природой»,
«Деревушка», «Серенада», «Власть любви». В вокальной и хоровой лирике Шуберта
ощущается стремление показать внутренний мир человека, его чувства, переживания.
Музыка лишена внешних эффектов, проста, искренна, глубоко человечна.
«Любовь» (слова Ф. Шиллера
) – один из характерных для творчества Шуберта
примеров хоровой миниатюры для четырехголосного мужского состава a cappella в
двухчастной репризной форме с заключением. Ре мажор, часто встречающийся в
вокальной музыке Шуберта, окрашивает произведение в светлые, радостные тона,
позволяет наиболее полно выявить рабочий диапазон голосов. Размер 6/8 при довольно
подвижном темпе (Andantino) создает впечатление баркарольности. Хор написан в
гомофонно-гармоническом складе. Основную тему исполняют первые тенора. Мелодия их
отличается плавностью линии, изобилует внутрислоговыми распевами, украшениями.
Аккорды нижних голосов образуются из самостоятельных мелодических линий, таких же
выразительных и подвижных, как и в верхнем голосе. В них много хроматизмов,
вспомогательных неаккордовых звуков, что делает музыкальный язык хора красочным,
еа
выразительным, разнообразным. Разнообразие в звучание второй части вносит ряд
отклонений: в a-moll, d-moll, A-dur.
Художественный интерес представляют
две мессы Шуберта – As-dur (1822) и Es –dur
(1828). Подобно Бетховену, Шуберт не интересовался культовым содержанием мессы. В
двух названных мессах совсем нет мистического настроения. Они пронизаны духом
беспокойных исканий. Литургический текст местами трактован так вольно, что
исполнение этих месс становится несовместимым с требованиями церковной службы. В
обоих произведениях встречаются отдельные эпизоды, близкие психологическим
романсам Шуберта. Образы и художественные приемы месс отличаются своеобразным,
неповторимым характером.
В поздних хоровых сочинениях композитора преобладает характер раздумий,
философских размышлений. Музыкальный язык их более сложен, психологически
углублен; часто и форма становится более сложной (например, мужские хоры «Лунный
свет», «Прошлое в настоящем»). Творчески значительны и оригинальны два хоровых
«романса» Шуберта: «Песнь на свободе» на текст Салиса (1817) и «Песнь духов над
водами» на поэму Гете, существующая в трех редакциях (1817, 1820, 1821, последняя с
участием солистов и струнного оркестра). Эти произведения далеки от типа
многоголосного ансамбля, распространенного в австрийском и немецком быту. Они не
имеют прототипов в современном Шуберту искусстве. Посредством необычайной в
хоровой музыке красочности гармоний, благодаря смелости и разнообразию модуляций,
ритмической свободе композитор достигает поразительных психологических и
эмоциональных эффектов. Иногда эти произведения сравнивают с хоровыми лирическими
мадригалами эпохи позднего Возрождения. Особый интерес представляет и
незаконченная оратория «Лазарь» (1819-1820). Все, что влекло Шуберта именно как
оперного композитора, он осуществил в первом действии своей незаконченной оратории.
По сохранившимся эпизодам можно судить о том, как смело Шуберт предваряет в ней
будущую музыкальную драму, опередив не только «Эврианту» Вебера, но и «Тангейзера»
и «Лоэнгрина» Вагнера. Но уже во втором действии Шуберт впадает в привычный
театральный стиль. Возможно, что осознание разрыва между уровнем первого действия и
шаблонным характером последующих сцен побудило композитора отказаться от
завершения своей «ораториальной драмы».
Поворот в области хоровой музыки произошел у Шуберта в конце жизни, после
тщательного ознакомления с партитурами гендделевских ораторий. Под их воздействием
он написал героическую
кантату «Победная песнь Мириам
» (1828). Заинтересовавшись
хоровой музыкой, Шуберт даже договорился с теоретиком Зехтером об уроках
контрапункта. Произошло это, однако, буквально накануне смерти композитора, и новые
замыслы его в области хоровой музыки остались невоплощенными.
Тема 3. Хоровое творчество Феликса Мендельсона
Творчество Ф.Мендельсона – одно из наиболее значительных явлений в немецкой
культуре прошлого столетия, оно формировалось в эпоху раннего романтизма, но по
складу своей натуры, эмоционально сдержанной, несколько рационалистичекой, он ближе
стоял к музыкальным принципам классицизма (свое назначение композитор видел в
возрождении высоких идеалов музыкальной классики). Равнодушный к политическим
формам борьбы, сознательно пренебрегавший оружием музыкальной публицистики,
Мендельсон тем не менее был выдающимся художником-просветителем. Вся его
многогранная деятельность композитора, дирижера, пианиста, организатора, педагога
была проникнута просветительскими идеями. Прогрессивные устремления Мендельсона
определили характер его собственного творчества. Замечательная особенность музыки
Мендельсона заключалась в ее широкой доступности. Он прочно опирался на
музыкальные жанры, издавна бытовавшие в немецкой демократической среде.
еа
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847
) родился в Гамбурге в семье крупного
банкира (дед его был известным философом-просветителем). Родители интересовались
искусством, были образованными людьми. Атмосфера высокой интеллектуальности,
окружавшая Мендельсона с раннего детства, сыграла решающую роль в формировании
его облика. Значительное место в биографии композитора принадлежит его учителю по
гармонии К.Цельтеру, который привил своему питомцу веру в идеалы классического
искусства. Кроме того, именно Цельтер, создатель «Лидертафеля» и руководитель
Берлинской певческой капеллы, приобщил молодого музыканта к разнообразным видам
национальной хоровой культуры (сам Мендельсон с 10 лет пел в Берлинской певческой
капелле). В 1829 году по инициативе и под руководством Мендельсона Берлинской
капеллой будут исполнены «Страсти по Матфею» Баха. «Открытие» Мендельсоном этого
произведения, пролежавшего в архивах около ста лет, явилось началом «возрождения
Баха». У самого Мендельсона творчество, связанное с хоровыми традициями немецкой
классики, оказалось наиболее глубоким и возвышенным.
Сочинения для хора занимают видное место в творчестве Мендельсона. Среди крупных
форм –
оратории «Павел» (1836), «Илия» (1847), симфония-кантата «Хвалебный
гимн» (1840), «Христос» (1847, незаконченная
), музыка к «Первой Вальпургиевой
ночи» Гете (1842). Много хоровых номеров содержит музыка к драматическим
спектаклям «Сон в летнюю ночь» Шекспира (1842), «Антигона» Софокла (1841),
«Аталия» Расина (1845), «Эдип в Колоне» Софокла (1845). Есть хоры в комической опере
«Свадьба Камачо» (1825), в незаконченной опере «Лорелея»
В жанре хоровых произведений
малых форм
Мендельсон оставил довольно богатое
наследие:
28 сочинений для смешанного состава (
среди них «Прощание с лесом»,
«Охотничья песня», «Предчувствие весны», «Лес», «Как иней ночкой весенней пал») и
21
– для мужских голосов
(две «Охотничьи песни», «Любовь и вино», «Ночная песня»,
«Путевая песня», «Летняя песня»). Мелодика хоров близка немецкой народной и бытовой
песенности. Связь с национальными истоками проявляется и в куплетности формы, и в
танцевальных ритмах многих сочинений (например, народные песни на стихи Гейне «Беги
со мной», «Как иней ночкой весенней пал»). По содержанию хоры преимущественно
лирико-созерцательного плана, с повествовательным характером изложения и как правило
4-х голосные. Именно таким произведением является смешанный хор a cappella «Лес». В
нем ощущается любование природой, покой и безмятежность. Аккордовый склад письма,
размеренное движение ровными длительностями, ритмические остановки в конце фраз
придают музыке строгость, свойственную классической манере хорового письма. Форма
хора куплетная, а сам куплет написан в 2-х частной репризной форме с заключением. В
начале второй части («Стоит он так привольно») изложение несколько драматизитуется:
появляются имитации, пункт ирный ритм, более сложные гармонии (цепочка септак-
кордов). Но в репризе снова возвращается умиротворенное, светлое настроение.
Композитор достигает замечательной красоты в звучании хоров a cappella (восходящих к
немецкому национальному стилю мужского хорового пения), великолепных красочных
эффектов в гармонии, ясности, прозрачности музыкального языка.
Устремления к серьезной вокально-драматической музыке нашли выход в двух ораториях
Мендельсона: «
Павел» и «Илия
», сосредоточивших в себе возвышенные,
демократические идеи композитора. В музыкально-драматической композиции «Павла» и
«Илии» очевидна преемственность с классическими образцами. Но эти две оратории
представляют большой художественный интерес именно как образцы вокально-хорового
искусства романтиков.
Музыкальный диапазон ораторий простирается от прозрачного звучания возвышенного
хорального склада до шубертовской красочной романсности и интимной лирики, от
энергичной маршевости до передачи углубленной «бетховенской» созерцательности. Оба
произведения, и в особенности «Илия», покоряют своей артистической вдохновенностью,
чистотой стиля и совершенством воплощения.
еа
Тема 4. Хоровое творчество Роберта Шумана
Творчество Шумана – одна из вершин мирового музыкального искусства XIX века.
Искусство Шумана пронизано тем беспокойным, бунтарским духом, который роднит его с
Байроном, Гейне, Гете, Гюго, Берлиозом, Вагнером и другими выдающимися
художниками-романтиками. С присущей ему страстностью Шуман призывал к
обновлению этического содержания музыки, ее образно-эмоционального строя. Но тема
бунтарства получила у него своеобразную лирико-психологическую трактовку. По
новизне художественных тем и образов, по своей психологической тонкости и
правдивости музыка Шумана – явление, значительно раздвинувшее границы
музыкального искусства XIX века. Очень точно и емко сказал о Шумане П.И. Чайковский
«Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины века текущего столетия
составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут
шумановским. Музыка Шумана, органически примыкающая к творчеству Бетховена и в то
же время резко от него отделяющаяся, открывает целый мир новых музыкальных форм,
затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники. В ней мы
находим отголосок тех…глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений,
отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека».
Роберт Шуман (1810-1856)
родился в городе Цвиккау (Саксония) в семье книгоиздателя.
Сочинять начал в семилетнем возрасте, но долгое время в центре его музыкальной
деятельности было фортепиано. С 1840 года в его творческом списке начинают
появляться вокально-хоровые произведения: более 200 песен, оратория «Рай и Пери»
на текст Томаса Мура (1843), «Реквием по Миньоне» (на стихи В. Гете), «Странствие
Розы» на текст Хорна (1851), «Сын короля» на текст Уланда (1851), «О паже и
королевской дочери» на текст Гейбеля (1852), около 120 вокальных ансамблей, в том
числе 3 мужских ансамбля на тексты революционных поэтов (1849). В дрезденский
период своей жизни (1844-1850) Шуман много работал с хоровыми коллективами
(мужским и смешанным), что активизировало его хоровое творчество. О серьезном
отношении к хору свидетельствуют высказывания композитора в «Жизненных правилах
для музыкантов»: «Пой усердно в хоре; особенно средние голоса. Это разовьет в тебе
музыкальность. Уясни себе рано объем человеческого голоса в его главных четырех
видах; прислушивайся к голосам, особенно в хоре; исследуй, в каких регистрах они
обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности».
Мужские хоры Шумана, написанные в 1848 году, -
«К оружию», «Черно-красно-
золотое» и «Песня свободы» - говорят о сочувствии композитора революционным
событиям в Германии. Смешанные хоры a cappella разнообразны по жанрам и форме. В
основном это миниатюры лирического, шуточного характера. Есть среди них
традиционные для немецкого бытового музицирования охотничьи песни («Охотничьи
песни», «В лесу»).
«Доброй ночи
» - пленительная хоровая миниатюра Шумана для смешанного хора a
cappella. Все здесь дышит покоем, любовью, лаской. Мелодия сливается с текстом, хор
звучит мягко, светло (As dur), реплики солистки (сопрано) не нарушают общего
умиротворенного настроения. В зтом произведении Шуман – лирик, мечтатель.
Совершенно другой характер носит хор Шумана «На Боденском озере». В этой музыке –
стремительность, неукротимая энергия. Радость переполняет героя, он бросается
навстречу морю, ветру. В хоре много света, солнца (Es-dur), силы и ощущения полноты
жизни. Пунктирный ритм, быстрый темп, яркая динамика являются средствами
выразительности этого темпераментного сочинения.
Всем своим творчеством, в том числе и хоровым, Шуман подтвердил свои же слова: «Оза-
рять светом глубину человеческого сердца – вот призвание художника!».
Во второй половине XIX века – начале XX века в зарубежной музыке наблюдается
некоторый упадок жанра хоровых произведений малых форм. Интерес и внимание
еа
композиторов и слушателей захватывает бурно развивающееся в этот период оперное и
симфоническое искусство. Возрождение хоровой миниатюры происходит в творчестве
более поздних представителей западноевропейской музыки – М. Равеля, Б. Бартока, З.
Кодая, П. Хиндемита, Ф. Пуленка, Б. Бриттена и других.
Раздел VI
Хоровое творчество зарубежных
композиторов XX века
Тема 1. Введение
.
На рубеже XIX и XX веков почти все виды искусства в Европе были захвачены новым
художественным течением, получившим название
импрессионизм
(от французского
слова impression – впечатление). У композиторов оно проявилось в стремлении отобразить
средствами музыки изменчивость настроений, субъективное отношение к окружающему
миру, быструю смену впечатлений. Импрессионисты вышли за рамки строгих форм
классической и романтической гармонии. Они обогатили колористические средства в
области инструментовки, гармонии, ввели в музыкальный язык усложненные
гармонические сочетания: нонаккорды, шести и семизвучные аккорды, целотонную
гамму, натуральные и пентатонные звукоряды. Положительное воздействие на их
творчество оказало обращение к песенному и музыкально-танцевальному фольклору.
Импрессионисты вместе с тем в своей основной идейно-эстетической направленности
знаменовал отход от больших общественных задач искусства.
Наиболее яркими представителями этого направления были французские композиторы
Клод Дебюсси и Морис Равель.
Тема 2. Хоровое творчество Клода Дебюсси
и Мориса Равеля.
Клод Дебюсси
(1862, Сен-Жермен – 1918, Париж) – композитор, пианист, музыкальный
критик, выдающийся мастер звуковой живописи. В целом творчество Дебюсси имело
прогрессивное значение по своим художественным достижениям. Среди хоровых
сочинений кантаты «Гладиатор» и «Блудный сын», сюита для хора (без слов) и оркестра
«Весна» (по известной картине итальянского художника Боттичелли), кантата «Дева-
избранница» для женского хора, солистов и оркестра.
Морис Равель
(1875, Сибур, Нижние Пиренеи – 1937, Париж) – французский
композитор, младший современник и последователь Дебюсси. Сохранив в своем
творчестве преданность классическим традициям, он сумел создать своеобразный стиль
письма, отличающийся смелостью исканий, яркой оригинальностью. Сам Равель в 1933
году писал: «Я всегда искал вдохновение в творчестве великих мастеров, и моя музыка в
своей основе опирается на традиции прошлого и вырастает из них». Равеля привлекает
обаяние и красота народных мелодий. Затронув в своем творчестве большинство
музыкальных жанров, Равель оставил нам несравненные образцы хоровой музыки, хотя и
в небольшом количестве. В ранний период творчества написал
кантаты «Мирра»,
«
Альцион», «Алисса».
Они не принесли автору успеха, но его интерес к вокальной и
хоровой музыке не пропал. Равель сочинил очаровательные хоры для смешанного состава
(на собственные тексты) a cappella (единственный случай обращения композитора к
хоровому жанру) – «Николетта», «Три райские птицы», «Рондо», ввел хор (без слов) в
балет «Дафнис и Хлоя».
В «Николетте» Равель обращается к жанру сатирической сказки, основные образы
которой связаны с французским фольклором. В «Трех райских птицах» в символической
форме касается войны. В «Рондо» сказочные образы глубоко коренятся в народно-
танцевальной музыке. Использование натуральных ладов – дорийского и фригийского в
«Николетте», лидийского в «Рондо», еще раз подтверждает связь хоров с народной