ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.06.2021
Просмотров: 944
Скачиваний: 13
еа
Курс лекций по зарубежной хоровой литературе
Раздел 1
Вокально-хоровая культура средневековья
.
Тема 1.Введение.
С падением в 476 году Западной Римской империи и образованием на её территории
ряда «варварских» королевств наступает новый период в истории человечества.Условно
его называют средними веками.Это период утверждения, расцвета и разложения
феодализма.Восточная (Византийская) империя, отделившаяся от Западной в 395 году,
охватила восточную половину Средиземноморья,включая Балканы,Египет, Малую Азию.
В её составе сохранились такие культурные центры,как Афины в Греции,Александрия в
Египте.К ним присоединились новые крупные города и прежде всего Константинополь,
основанный императором Константином на месте Византии - греческой колонии на
берегах пролива Босфор.Ещё в 330 году сюда была перенесена из Рима столица всей ещё
не разделенной тогда Римской империи.Константинополь (Царьград, как его в старину
называли русские) сохранил значение столицы и в Византийском государстве. Пережив
несколько периодов упадка и подъема, Византийское государство постепенно сократилось
в своих границах и в середине XV века перестало существовать.Турки захватили
Константинополь и сделали его столицей Османской империи. На все западные
"варварские" королевства распространяла свою духовную власть католическая церковь с
папским престолом в Риме. В Византии утвердилась православная церковь с четырьмя
патриархами в разных центрах империи.Внутри каждой церкви возникали то одни,то
другие оппозиционные течения,выражавшие в религиозной оболочке брожение и
социальный протест.Эти течения объявлялись ересью и подвергались жестокому гонению.
Церковь подчинила своему влиянию все области духовной жизни,культуру,образование,
мораль.По отношению к музыке среди проповедников не было единства.Одни, как Иоанн
Златоуст,видели в ней подражание пению ангелов на небесах, другие считали её
прельщением дьявола.О назначении церковного пения ясно и откровенно писал один из
отцов христианской церкви,Василий Кесарийский, или Великий (IV век):"Дух святый
знал,что трудно вести род человеческий к добродетели и что по склонности к
удовольствию мы не радим о правом пути.Итак, что же делает? К учениям примешивает
приятность сладкопения,чтобы с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы
неприметным образом и то. что есть полезного в слове".
У ранних христиан в пении участвовала вся община,а со времени
Лаодикейского собора
(364) петь в церкви было разрешено только певцам-профессионалам
.Тогда же и
начали складываться церковно-певческие школы в некоторых крупных
монастырях.Вероятно, уже в этих первых своеобразных центрах церковной
образованности (V-VII век) сложились местные традиции церковного пения.
В дальнейшем католическая церковь настойчиво стремилась привести принципы и
формы своего искусства к регламентированному единству, установив своего рода свод
канонизированных напевов - так называемый антифонарий, приписываемый папе
Григорию I.
Тема 2. Григорианский хорал. Основные виды культового пения
.
Григорий I
был деятельным политиком с большой инициативой, происходил из
богатейшей семьи римских патрициев, получил хорошее богословское образование,
основал ряд монастырей, пробыл в Византии несколько лет,выполняя функции папского
нунция. Заботясь об укреплении власти римской церкви, о её престиже и влиянии,он
стремился использовать с этой целью также "объединительную роль церковного
искусства. Григорианский хорал и был призван служить именно такой цели. Язык
григорианских песнопений был латинским. И в дальнейшем, когда латынь становилась
"мертвым" языком, когда уже и в Риме говорили и писали по- итальянски, вплоть до
еа
нашего времени латынь остается словесной основой католического богослужения.Так как
ещё не было точной нотации,мы имеем лишь приблизительное представление о
григорианском хорале в его первоначальном облике. В целом свод григорианских напевов
очень велик. После составления антифонария в VII веке он ещё многократно пополнялся
новыми текстами и мелодиями. В итоге круг григорианских песнопений включает все их
образцы для служб церковного календаря. Неизменными частями
католической мессы
(христианского богослужения), которые складывались в течение многих столетий (II-IV
век) и образовали так называемый Ординариум, стали Kyrie, Gloria, Credо, Sanctus
(Benedictus), Agnus Dei.
Было бы ошибочно полагать, что распространение григорианского хорала повсеместно
проходило просто и безболезненно. Ведь хорал насаждался католической церковью на
огромных территориях с самым различным народонаселением, которому совсем нелегко
было его усваивать: чужой язык,непривычные мелодии, сложный распорядок
богослужений, необходимость запоминать тексты и напевы с чужого голоса издалека
прибывших певцов - все это осложняло процесс "григорианизации". Возникали ранние
антигригорианские тенденции - в ответ на жесткие требования католического
духовенства. Эта своеобразная оппозиция исходила из монастырских церковно-певческих
кругов и стала ощутимой уже в IX веке. Монастырский устойчивый уклад, сохранивший
некоторые стороны античной образованности,сделал монастыри очагами средневековой
культуры. Из монастырской среды появились и музыкальные деятели:монахи
Ноткер
Заика (Бальбулус) и
Тотилон - ранние представители антигригорианских течений
.
Имя
Ноткера Заики
известно более всего благодаря
созданию им секвенций
как особого
вида духовных песнопений. Секвенция в понимании того времени никак не совпадает с
нашим обычным понимания этого термина.Когда в церкви пели аллилуию, то для
выражения ликования пользовались юбиляциями, то есть колоратурным распеванием
каждого слога, особенно последнего. Эти вокализы были довольно сложны и требовали от
певцов усилий для запоминания. Ноткер, по всей видимости, начал с того, что подставлял
новый текст к наиболее широким распевам "Аллилуйя". Присутствие таких текстов
превращало мелодию в силлабическое (от греческого – силлабикос – слоговой) сочетание
её же с новыми словами - по звуку на слог
. Подтекстовка получила название
секвенций.
Секвенциям близки и так называемые
тропы - вставки в текст богослужения
,
разросшиеся из особых ладовых формул, ранее добавлявшихся в конце или середине
некоторых песнопений.
Создание тропов, связывается с именем Тотилона
. Разрастаясь
, тропы включали в себя новый текст духовного содержания и мелодические добавления в
напев хорала.Они украшали напев сольным музыкальным узором. Так постепенно
зарождалась литургическая драма.
Светская музыка решительно осуждалась как языческая и богопротивная.
Но в недрах феодального строя,даже при таком главенстве церкви,действовали не только
силы разрушения, застоя,но и факторы поступательного развития музыкального искусства
(песни,гимны).Средневековые города становились очагами светского музыцирования.На
пирах часто хоры распевали величальные песни,нередко антифонно(этот прием
заимствован с Востока). Нередко при дворе исполнялась и духовная музыка.
Основные
виды культового пения - тропари (с X века - стихиры) - музыкально-поэтические
импровизации на библейские сюжеты
.
Гимны - хвалебные песни (их разновидность - кондакты).
Все эти жанры получили
свое развитие в Византии.Новый этап византийского гимнотворчества связан с именами
Андрея Критского и Иоанна Дамаскина
.Андрей Критский - создатель нового
гимнического жанра - канона (не в современном понятии).Это была сложная гимническая
композиция,состоявшая. как и кондакт,из нескольких частей.Одним из лучших гимнистов
был Иоанн Дамаскин.Он создал свод гимнов
- "Октоих», состоявший из 8 ладов-гласов
еа
К IX-X векам относится раннее многоголосие:
органум (параллельное движение
квартами и квинтами),
гимель
(параллельное движение в терцию),
фобурдон
(параллельное движение секстаккордами).
Возникли и промежуточные формы на сочетании разных структур. Новые формы
повлияли на появление новой системы обозначений: сначала
невмы
(от греческого
«намёк») - знаки в виде палочек,черточек,крюков,
во второй четверти XI века
появляется нотация на линейках - Гвидо из Ареццо
(Гвидо Аретинский)-итальянский
музыкант, теоретик-провел 4 линии и разместил невмы на них и между ними, установив
таким образом не относительную, а точную высоту звука).
С XII века появляется
мензуральная система (единая мера-menzura), точно фиксировавшая ритмическое
достоинство каждого звука).
ТЕРМИНЫ
по жанрам культовой музыки:
хорал
- от позднелатинского: хоровое пение(cantus choralis),род религиозных
песнопений на латинском языке в католической церкви (Григорианский) или на родном
языке ( например, Протестанский в Германии);
месса -
от позднелатинского missа:католическая литургия (обедня),многоголосное
циклическое хоровое произведение,развившееся из песнопений григорианского хорала;
мотет
- от французского mot (слово): жанр вокальной многоголосной музыки
(первоначально, во Франции XII-XIV века) мотет соединял в одновременном звучании
несколько ( от 2-3, иногда 4) голосов самостоятельных мелодий с различным текстом;
обычно в мотете сочетались церковные песнопения на латинском языке и любовные или
шуточные песни на разговорном французском;
секвенция
(средневековая) - от латинского следование (sequentia), церковные
песнопения,возникшие в IX веке из юбиляций, распевавшихся при слове "аллилуия" в
григорианском хорале;
юбиляция
- от латинского ликование (jubilation): в культовом пении орнаментальные
импровизации религиозно-восторженного характера, распевавшиеся при исполнении
григорианского хорала на последнем слоге слова "аллилуия".Для облегчения запоминания
юбиляций, исполнявшихся без слов, монах Ноткер присоединил текст, проставленный под
каждую ноту (отсюда возникла секвенция). В юбиляции нашли отражение народные
элементы, проникавшие в григорианский хорал вопреки католическим догмам.
ТЕРМИНЫ
по жанрам светской музыки:
баллада
- от латинского танцую (ballo): ведет своё происхождение от плясовых песен с
хором, и переодичность и повторность в её структуре связаны с чередованием пения соло
и хора, культивировалась трубадурами ( во Франции странствующий поэт-певец,мог быть
сеньором. рыцарем); позднее у западно-европейских народов представляла из себя песню
повествовательного, сюжетного склада.
альба
- от французского (утренняя заря, рассвет): песня рисует расставание влюбленных
утром, после тайного свидания;музыкально-поэтический жанр трубадуров (поэт-певец) и
труверов (поэт-музыкант);
пастурель
- от французского (пастушка): средневековая провансальская и французская
песня,имеющая танцевальный характер;
сирвента -
от французского (мужская): означала нелирическую песню, исполняемую от
лица рыцаря, воина, мужественного трубадура; она могла быть сатирической,
обличительной, направленной на целое сословие, на определенных современников или
события (самостоятельного облика сирвента не приобрела).
лауда
- от итальянского (хвалю): лирический гимн духовно-назидательного характера на
популярную мелодию,лауда могла быть одноголосной и многоголосной (получила
распространиние в Италии в XIII-XIV веке), распевалась в быту, на собраниях и т.д.
еа
Раздел II
Эпоха Возрождения. Полифонические школы.
Тема 1. Раннее Возрождение.
Раннее Возрождение (
Ars nova
- новое искусство) XIV век – значительная веха в истории
европейской музыки, в основном французской и итальянской. Это название – «Новое
искусство» взято из заглавия музыкального трактата, появившегося во Франции в 20-х
годах XIV века. Автор трактата – крупный теоретик и композитор Филипп Витринский,
которого Петрарка называл своим «отцом и другом». Ars nova – торжество светской
музыки. Раньше она считалась любительским занятием, теперь она выдвинулась на
первый план. Все направления человеческой деятельности были проникнуты идеями
гуманизма (от латинского – gumanus – человечный). Происходит слияние
профессионального многоголосия с бытовой песней. В Италии, где церковь дольше, чем
на севере, придерживалась одноголосия,
именно светская музыка
XIV века
(
треченто)
кладет начало новой музыкальной школе – полифонической
. Её отличают характерно
итальянская певучесть мелодий и ярко выраженное чувство тональности. Во Франции
новая полифоническая техника расширяет рамки мотета, его конструкция становится
более сложной и даже замысловатой. Но зато он ещё больше, чем в прошлом веке,
насыщается народными, бытовыми мотивами. Треченто в Италии породило мадригал
(песня на родном языке).
Во Франции композиторы того времени стали писать
светские песни по принципу канона.
Все голоса исполняли одну и ту же мелодию, но
начинали её не одновременно.
Форма канона дошла и до наших дней.
Под влиянием нового мироощущения менялся весь характер музыки. В неё вносилось
больше лирического тепла, эмоциональности. Музыкальные темы становились более
выпуклыми, ритм – более активным, подвижным, гармония – более определенной. Наряду
с трехдольным размером утверждался двухдольный (раньше не признававшийся!).
Вводились краткие ритмические доли. Иначе стали расцениваться хроматические
вольности, порицавшиеся прежде как музыка фальша. Замечено, что без бемоля и диеза не
сложишь ни одного мотета. Лучше называть эту музыку колорато (окрашенной). Так
пробивал себе дорогу мажор – главный лад европейской музыки. Вместе с мажором и
минором в созвучия голосов внедрялась терция – основное звено гармонии.
Прогрессивное по своим устремлениям, связанное с подъемом городской культуры,
искусство Раннего Ренессанса носило на себе печать некоторого аристократизма. Оно
культивировалось в светских кружках и ученой среде, близкой к верхним слоям
городского и придворного общества, и не могло не отразить вкусов и идеалов этих
социальных групп. Крупнейшими композиторами этого века были француз Гийом де
Машо и итальянец Франческо Ландино.
Гийом (Гильом) де Машо
– род. около 1300, возможно в Машо умер в 1377 в Реймсе.
Французский композитор, яркая фигура Раннего Возрождения. Сначала клерк герцога
Люксембургского, а затем королевский секретарь в Праге и Париже, каноник Реймского
собора, Машо многие годы вел подвижный образ жизни: побывал в Италии, в Германии, в
Литве. Как поэт и композитор он вправе был считать себя трувером. Но вместе с тем он не
знал себе равных соперников как полифонист
. Машо – первый композитор, создавший
4-х голосную мессу как единое многочастное произведение.
Франческо Ландино (Ландини
) – род. в 1325 в Фьезоле – умер в 1397 во Флоренции.
Итальянский композитор (его прозвище Слепой органист), поэт и музыкант. Слепой с
детства, он жил во Флоренции, откуда родом был его знаменитый современник Данте
Алигьери.
еа
Диалект Флоренции (буквальный смысл слова – Цветущая) лег в основу итальянского
литературного языка. Франческо был автором замечательных вокальных ансамблей, был
прекрасным исполнителем и импровизатором на органе. Им написано 120 баллад, 12
мадригалов, качча (охота)- жанр светских вокальных пьес имитационного склада.
Тема 2. Высокое Возрождение
Нельзя недооценивать вклада, внесенного в развитие европейского искусства
композиторами XIV века Машо и Ландини. Но крупных творческих школ они после себя
не оставили. Два столетия пройдет прежде чем появится Палестрина в Италии и Клеман
Жанекен во Франции. Поэтому, было бы несправедливым не сказать о человеке, чьё
творчество как бы соединило Ars nova и Высокое Возрождение. Это английский
композитор и теоретик первой половины XV века
Джон Данстейбл
. В этот период
английские музыканты завоевывают лидерство в европейской полифонической музыке.
Они вносят в мессы и мотеты гармоническое благозвучие, идущее от народного
многоголосия Британских островов. Полифонические голоса насыщаются певучестью.
Достижения Данстейбла и его соотечественников не прошли бесследно для европейских
мастеров контрапункта.
Примерно с середины XV века начинает подниматься новая волна культурного
возрождения. В XVI веке она охватит почти все страны Западной Европы. В это время
поднялись многие национальные музыкальные культуры. Пышно расцветает полифония.
Она господствует в профессиональном творчестве, она продолжает развиваться и в
народной музыке.
Нидерландская полифоническая школа
В середине XV века мировое первенство в музыке завоевывают Нидерланды. Здесь
складывается самая влиятельная композиторская школа эпохи Возрождения.
Композиторы нидерландской школы обобщили достижения английской и французской
многоголосной музыки церковного и светского направления. В их творчестве были
представлены основные вокально-хоровые жанры, где основное место занимает месса и
мотет. В церковной музыке продолжался процесс оттачивания полифонического
мастерства. Из-за большого количества правил и ограничений в голосоведении и
контрапунктическом соединении голосов, многоголосие того времени получило название
полифонии строгого стиля. На протяжении XV и XVI веков Нидерланды выдвигают
несколько поколений крупнейших мастеров – полифонистов, которые распространяют
свою деятельность также на Францию, Италию, Испанию, Германию, Австрию, Чехию,
Польшу. Нидерландская музыка эпохи Возрождения – это классическое наследие не
одних только голландцев, но в неменьшей мере и бельгийцев, и отчасти французов.
Нидерланды того времени включали в себя территорию современной Бельгии,
Люксембурга, Голландии и северо-востока Франции. Поэтому нидерландскую школу
называют ещё франко-фламандской
. В Камбре (Бургундия, ныне Франция) и Риме
работал основоположник франко-фламандской школы
Гийом Дюфаи
. С его
творениями приходит первая творческая зрелость к нидерландской полифонической
школе. Дюфаи родился около 1400 года в Камбре – умер в 1474 году там же. Творческое
наследие его обширно и многообразно. Он разрабатывал те же полифонические
вокальные жанры, которые стали тогда традиционными: мотет, мессу, песню. Среди песен
Дюфаи (всего их около восьмидесяти) преобладают баллады, виреле (от французского
кружиться – танцевальная песня , исполнявшаяся хором с запевалой) и рондо (от фр. rond-
круг- в то время хороводная песня, в которой запевала исполнял разные по музыке
куплеты, а хор подхватывал неизменный припев). Композитор мыслит песню как
небольшое (20-40 тактов) трехголосное произведение с ведущей ролью верхнего голоса.