Файл: kurs_lekcij_po_khorovoj_literature.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.06.2021

Просмотров: 944

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

еа 
 

 

 

 

Курс лекций по зарубежной хоровой литературе  

 

Раздел 1 

Вокально-хоровая культура средневековья

 

Тема 1.Введение. 

 

   

   С падением в 476 году Западной Римской империи и образованием на её территории 

ряда «варварских» королевств наступает новый период в истории человечества.Условно 
его называют средними веками.Это период утверждения, расцвета и разложения 
феодализма.Восточная (Византийская) империя, отделившаяся от Западной в 395 году, 
охватила восточную половину Средиземноморья,включая Балканы,Египет, Малую Азию. 
В её составе сохранились такие культурные центры,как Афины в Греции,Александрия в 
Египте.К ним присоединились новые крупные города и прежде всего Константинополь, 
основанный императором Константином на месте Византии - греческой колонии на 
берегах пролива Босфор.Ещё в 330 году сюда была перенесена из Рима столица всей ещё 
не разделенной тогда Римской империи.Константинополь (Царьград, как его в старину 
называли русские) сохранил значение столицы и в Византийском государстве. Пережив 
несколько периодов упадка и подъема, Византийское государство постепенно сократилось 
в своих границах и в середине XV века перестало существовать.Турки захватили 
Константинополь и сделали его столицей Османской империи.  На все западные 
"варварские" королевства распространяла свою духовную власть католическая церковь с 
папским престолом в Риме. В Византии утвердилась православная церковь с четырьмя 
патриархами в разных центрах империи.Внутри каждой церкви возникали то одни,то 
другие оппозиционные течения,выражавшие в религиозной оболочке брожение и 
социальный протест.Эти течения объявлялись ересью и подвергались жестокому гонению.

 

  Церковь подчинила своему влиянию все области духовной жизни,культуру,образование, 
мораль.По отношению к музыке среди проповедников не было единства.Одни, как Иоанн 
Златоуст,видели в ней подражание пению ангелов на небесах, другие считали её 
прельщением дьявола.О назначении церковного пения ясно и откровенно писал один из 
отцов христианской церкви,Василий Кесарийский, или Великий (IV век):"Дух святый 
знал,что трудно вести род человеческий к добродетели и что по склонности к 
удовольствию мы не радим о правом пути.Итак, что же делает? К учениям примешивает 
приятность сладкопения,чтобы с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы 
неприметным образом и то. что есть полезного в слове". 
  У ранних христиан в пении участвовала вся община,а со времени 

Лаодикейского собора

 

(364) петь в церкви было разрешено только певцам-профессионалам

.Тогда же и 

начали складываться церковно-певческие школы в некоторых крупных 
монастырях.Вероятно, уже в этих первых своеобразных центрах церковной 
образованности (V-VII век) сложились местные традиции церковного пения. 
 В дальнейшем католическая церковь настойчиво стремилась привести принципы и 
формы своего искусства к регламентированному единству, установив своего рода свод 
канонизированных напевов - так называемый антифонарий, приписываемый папе 
Григорию I. 

Тема 2. Григорианский хорал. Основные виды культового пения

 

Григорий I

 был деятельным политиком с большой инициативой, происходил из 

богатейшей семьи римских патрициев, получил хорошее богословское образование, 
основал ряд монастырей, пробыл в Византии несколько лет,выполняя функции папского 
нунция. Заботясь об укреплении власти римской церкви, о её престиже и влиянии,он 
стремился использовать с этой целью также "объединительную роль церковного 
искусства. Григорианский хорал и был призван служить именно такой цели. Язык 
григорианских песнопений был латинским. И в дальнейшем, когда латынь становилась 
"мертвым" языком, когда уже и в Риме говорили и писали по- итальянски, вплоть до  


background image

еа 
 

 

нашего времени латынь остается словесной основой католического богослужения.Так как 
ещё не было точной нотации,мы имеем лишь приблизительное представление о 
григорианском хорале в его первоначальном облике. В целом свод григорианских напевов 
очень велик. После составления антифонария в VII веке он ещё многократно пополнялся 
новыми текстами и мелодиями. В итоге круг григорианских песнопений включает все их 
образцы для служб церковного календаря. Неизменными частями 

католической мессы

 

(христианского богослужения), которые складывались в течение многих столетий (II-IV 
век) и образовали так называемый Ординариум, стали Kyrie, Gloria, Credо, Sanctus 
(Benedictus), Agnus Dei. 
  Было бы ошибочно полагать, что распространение григорианского хорала повсеместно 
проходило просто и безболезненно. Ведь хорал насаждался католической церковью на 
огромных территориях с самым различным народонаселением, которому совсем нелегко 
было его усваивать: чужой язык,непривычные мелодии, сложный распорядок 
богослужений, необходимость запоминать тексты и напевы с чужого голоса издалека 
прибывших певцов - все это осложняло процесс "григорианизации". Возникали ранние 
антигригорианские тенденции - в ответ на жесткие требования католического 
духовенства. Эта своеобразная оппозиция исходила из монастырских церковно-певческих 
кругов и стала ощутимой уже в IX веке. Монастырский устойчивый уклад, сохранивший 
некоторые стороны античной образованности,сделал монастыри очагами средневековой 
культуры. Из монастырской среды появились и музыкальные деятели:монахи 

Ноткер 

Заика (Бальбулус) и 

Тотилон - ранние представители антигригорианских течений

Имя 

Ноткера Заики

 известно более всего благодаря 

созданию им секвенций

 как особого 

вида духовных песнопений. Секвенция в понимании того времени никак не совпадает с 
нашим обычным понимания этого термина.Когда в церкви пели аллилуию, то для 
выражения ликования пользовались юбиляциями, то есть колоратурным распеванием 
каждого слога, особенно последнего. Эти вокализы были довольно сложны и требовали от 
певцов усилий для запоминания. Ноткер, по всей видимости, начал с того, что подставлял 
новый текст к наиболее широким распевам "Аллилуйя". Присутствие таких текстов 
превращало мелодию в силлабическое (от греческого – силлабикос – слоговой) сочетание 
её же с новыми словами - по звуку на слог

. Подтекстовка получила название 

секвенций. 

 Секвенциям близки и так называемые 

тропы - вставки в текст богослужения

разросшиеся из особых ладовых формул, ранее добавлявшихся в конце или середине 
некоторых песнопений. 

Создание тропов, связывается с именем Тотилона

. Разрастаясь 

, тропы включали в себя новый текст духовного содержания и мелодические добавления в 
напев хорала.Они украшали напев сольным музыкальным узором. Так постепенно 
зарождалась литургическая драма. 
 Светская музыка решительно осуждалась как языческая и богопротивная. 
Но в недрах феодального строя,даже при таком главенстве церкви,действовали не только 
силы разрушения, застоя,но и факторы поступательного развития музыкального искусства 
(песни,гимны).Средневековые города становились очагами светского музыцирования.На 
пирах часто хоры распевали величальные песни,нередко антифонно(этот прием 
заимствован с Востока). Нередко при дворе исполнялась и духовная музыка. 

Основные 

виды культового пения - тропари (с X века - стихиры) - музыкально-поэтические 
импровизации на библейские сюжеты

Гимны - хвалебные песни (их разновидность - кондакты).

  Все эти жанры получили 

свое развитие в Византии.Новый этап византийского гимнотворчества связан с именами 

Андрея Критского и Иоанна Дамаскина

.Андрей Критский - создатель нового 

гимнического жанра - канона (не в современном понятии).Это была сложная гимническая 
композиция,состоявшая. как и кондакт,из нескольких частей.Одним из лучших гимнистов 
был Иоанн Дамаскин.Он создал свод гимнов 

- "Октоих», состоявший из 8 ладов-гласов

 


background image

еа 
 

 

    

К  IX-X  векам  относится  раннее  многоголосие:

  органум  (параллельное  движение 

квартами  и  квинтами), 

гимель

  (параллельное  движение  в  терцию), 

фобурдон 

(параллельное движение секстаккордами). 
  Возникли и промежуточные формы на сочетании разных структур. Новые формы 
повлияли на появление новой системы обозначений: сначала 

невмы 

(от греческого 

«намёк») -  знаки в виде палочек,черточек,крюков, 

во второй четверти XI века 

появляется нотация на линейках - Гвидо из Ареццо

 (Гвидо Аретинский)-итальянский 

музыкант, теоретик-провел 4 линии и разместил невмы на них и между ними, установив 
таким образом не относительную, а точную высоту звука).

С XII  века появляется 

мензуральная система (единая мера-menzura), точно фиксировавшая ритмическое 
достоинство каждого звука). 

 

      ТЕРМИНЫ

 по жанрам культовой музыки: 

  хорал

 - от позднелатинского: хоровое пение(cantus choralis),род религиозных 

песнопений на латинском языке в католической церкви (Григорианский) или на родном 
языке ( например, Протестанский в Германии); 
  

месса -

 от позднелатинского missа:католическая литургия (обедня),многоголосное 

циклическое хоровое произведение,развившееся из песнопений григорианского хорала; 

 мотет

 - от французского mot (слово): жанр вокальной многоголосной музыки 

(первоначально, во Франции XII-XIV века) мотет соединял в одновременном звучании 
несколько ( от 2-3, иногда 4) голосов самостоятельных мелодий с различным текстом; 
обычно в мотете сочетались церковные песнопения на латинском языке и  любовные или 
шуточные песни на разговорном французском; 
 

секвенция

 (средневековая) - от латинского следование (sequentia), церковные 

песнопения,возникшие в IX веке из юбиляций, распевавшихся при слове "аллилуия" в 
григорианском хорале; 

 юбиляция

 - от латинского ликование (jubilation): в культовом пении орнаментальные 

импровизации религиозно-восторженного характера, распевавшиеся при исполнении 
григорианского хорала на последнем слоге слова "аллилуия".Для облегчения запоминания 
юбиляций, исполнявшихся без слов, монах Ноткер присоединил текст, проставленный под 
каждую ноту (отсюда возникла секвенция). В юбиляции нашли отражение народные 
элементы, проникавшие в григорианский хорал вопреки католическим догмам. 
 
     

ТЕРМИНЫ 

по жанрам светской музыки: 

  баллада

 - от латинского танцую (ballo): ведет своё происхождение от плясовых песен с 

хором, и переодичность и повторность в её структуре связаны с чередованием пения соло 
и хора, культивировалась трубадурами ( во Франции странствующий поэт-певец,мог быть 
сеньором. рыцарем); позднее у западно-европейских народов представляла из себя песню 
повествовательного, сюжетного склада. 

  альба

 - от французского (утренняя заря, рассвет): песня рисует расставание влюбленных 

утром, после тайного свидания;музыкально-поэтический жанр трубадуров (поэт-певец) и 
труверов (поэт-музыкант); 

 пастурель

 - от французского (пастушка): средневековая провансальская и французская 

песня,имеющая танцевальный характер; 

  сирвента -

 от французского (мужская): означала нелирическую песню, исполняемую от 

лица рыцаря, воина, мужественного трубадура; она могла быть сатирической, 
обличительной, направленной на целое сословие, на определенных современников или 
события (самостоятельного облика сирвента не приобрела). 

 лауда

 - от итальянского (хвалю): лирический гимн духовно-назидательного характера на 

популярную мелодию,лауда могла быть одноголосной и многоголосной (получила 
распространиние в Италии в XIII-XIV веке), распевалась в быту, на собраниях и т.д. 
 


background image

еа 
 

 

 

Раздел II 

 

Эпоха Возрождения. Полифонические школы. 

 

Тема 1. Раннее Возрождение. 

 
Раннее Возрождение (

Ars nova

 - новое искусство) XIV век – значительная веха в истории 

европейской музыки, в основном французской и итальянской. Это название – «Новое 
искусство» взято из заглавия музыкального трактата, появившегося во Франции в 20-х 
годах XIV века. Автор трактата – крупный теоретик и композитор Филипп Витринский, 
которого Петрарка называл своим «отцом и другом». Ars nova – торжество светской 
музыки. Раньше она считалась любительским занятием, теперь она выдвинулась на 
первый план. Все направления человеческой деятельности были проникнуты идеями 
гуманизма (от латинского – gumanus – человечный). Происходит слияние 
профессионального многоголосия с бытовой песней. В Италии, где церковь дольше, чем 
на севере, придерживалась одноголосия, 

именно светская музыка

 

XIV века

 (

треченто)

 

кладет начало новой музыкальной школе – полифонической

. Её отличают характерно 

итальянская певучесть мелодий и ярко выраженное чувство тональности. Во Франции 
новая полифоническая техника расширяет рамки мотета, его конструкция становится 
более сложной и даже замысловатой. Но зато он ещё больше, чем в прошлом веке, 
насыщается народными, бытовыми мотивами. Треченто в Италии породило мадригал 
(песня на родном языке). 

Во Франции композиторы того времени стали писать 

светские песни по принципу канона. 

Все голоса исполняли одну и ту же мелодию, но 

начинали её не одновременно. 

Форма канона дошла и до наших дней.

 

 Под влиянием нового мироощущения менялся весь характер музыки. В неё вносилось 
больше лирического тепла, эмоциональности. Музыкальные темы становились более 
выпуклыми, ритм – более активным, подвижным, гармония – более определенной. Наряду 
с трехдольным размером утверждался двухдольный (раньше не признававшийся!). 
Вводились краткие ритмические доли. Иначе стали расцениваться хроматические 
вольности, порицавшиеся прежде как музыка фальша. Замечено, что без бемоля и диеза не 
сложишь ни одного мотета. Лучше называть эту музыку колорато (окрашенной). Так 
пробивал себе дорогу мажор – главный лад европейской музыки. Вместе с мажором и 
минором в созвучия голосов внедрялась терция – основное звено гармонии. 
 Прогрессивное по своим устремлениям, связанное с подъемом городской культуры, 
искусство Раннего Ренессанса носило на себе печать некоторого аристократизма. Оно 
культивировалось в светских кружках и ученой среде, близкой к верхним слоям 
городского и придворного общества, и не могло не отразить вкусов и идеалов этих 
социальных групп. Крупнейшими композиторами этого века были француз Гийом де 
Машо и итальянец Франческо Ландино. 

Гийом (Гильом) де Машо

 – род. около 1300, возможно в Машо умер в 1377 в Реймсе. 

Французский композитор, яркая фигура Раннего Возрождения. Сначала клерк герцога 
Люксембургского, а затем королевский секретарь в Праге и Париже, каноник Реймского 
собора, Машо многие годы вел подвижный образ жизни: побывал в Италии, в Германии, в 
Литве. Как поэт и композитор он вправе был считать себя трувером. Но вместе с тем он не 
знал себе равных соперников как полифонист

. Машо – первый композитор, создавший 

4-х голосную мессу как единое многочастное произведение. 
Франческо Ландино (Ландини

) – род. в 1325 в Фьезоле – умер в 1397 во Флоренции. 

Итальянский композитор (его прозвище Слепой органист), поэт и музыкант. Слепой с 
детства, он жил во Флоренции, откуда родом был его знаменитый современник Данте 
Алигьери. 


background image

еа 
 

 

Диалект Флоренции (буквальный смысл слова – Цветущая) лег в основу итальянского 
литературного языка. Франческо был автором замечательных вокальных ансамблей, был 
прекрасным исполнителем и импровизатором на органе. Им написано 120 баллад, 12  
мадригалов, качча (охота)- жанр светских вокальных пьес имитационного склада.  

 

Тема 2. Высокое Возрождение 

 
Нельзя недооценивать вклада, внесенного в развитие европейского искусства 
композиторами XIV века Машо и Ландини. Но крупных творческих школ они после себя 
не оставили. Два столетия пройдет прежде чем появится Палестрина в Италии и Клеман 
Жанекен во Франции. Поэтому, было бы несправедливым не сказать о человеке, чьё 
творчество как бы соединило Ars nova  и Высокое Возрождение. Это английский 
композитор и теоретик первой половины XV века 

Джон Данстейбл

. В этот период 

английские музыканты завоевывают лидерство в европейской полифонической музыке. 
Они вносят в мессы и мотеты гармоническое благозвучие, идущее от народного 
многоголосия Британских островов. Полифонические голоса насыщаются певучестью. 
Достижения Данстейбла и его соотечественников не прошли бесследно для европейских 
мастеров контрапункта. 
       Примерно с середины XV века начинает подниматься новая волна культурного 
возрождения. В XVI веке она охватит почти все страны Западной Европы. В это время  
поднялись многие национальные музыкальные культуры. Пышно расцветает полифония. 
Она господствует в профессиональном творчестве, она продолжает развиваться и в 
народной музыке. 
   
    

 Нидерландская полифоническая школа 

 
В середине XV века мировое первенство в музыке завоевывают Нидерланды. Здесь 
складывается самая влиятельная композиторская школа эпохи Возрождения. 
Композиторы нидерландской школы обобщили достижения английской и французской 
многоголосной музыки церковного и светского направления. В их творчестве были 
представлены основные вокально-хоровые жанры, где основное место занимает месса и 
мотет. В церковной музыке продолжался процесс оттачивания полифонического 
мастерства. Из-за большого количества правил и ограничений в голосоведении и 
контрапунктическом соединении голосов, многоголосие того времени получило название 
полифонии строгого стиля. На протяжении XV и  XVI веков Нидерланды выдвигают 
несколько поколений крупнейших мастеров – полифонистов, которые распространяют 
свою деятельность также на Францию, Италию, Испанию, Германию, Австрию, Чехию, 
Польшу. Нидерландская музыка эпохи Возрождения – это классическое наследие не 
одних только голландцев, но в неменьшей мере и бельгийцев, и отчасти французов. 
Нидерланды того времени включали в себя территорию современной Бельгии, 
Люксембурга, Голландии и северо-востока Франции. Поэтому нидерландскую школу 
называют ещё франко-фламандской

. В Камбре (Бургундия, ныне Франция) и Риме 

работал основоположник франко-фламандской школы

 

Гийом Дюфаи

. С его 

творениями приходит первая творческая зрелость к нидерландской полифонической 
школе. Дюфаи родился около 1400 года в Камбре – умер в 1474 году там же. Творческое 
наследие его обширно и многообразно. Он разрабатывал те же полифонические 
вокальные жанры, которые стали тогда традиционными: мотет, мессу, песню. Среди песен 
Дюфаи (всего их около восьмидесяти) преобладают баллады, виреле (от французского 
кружиться – танцевальная песня , исполнявшаяся хором с запевалой) и рондо (от фр. rond- 
круг- в то время хороводная песня, в которой запевала исполнял разные по музыке 
куплеты, а хор подхватывал неизменный припев). Композитор мыслит песню как 
небольшое (20-40 тактов) трехголосное произведение с ведущей ролью верхнего голоса.