Файл: 1 Культурноисторический подход к пониманию психического развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

56 соотносится с проявлениями специализации в функционировании соответствующих мозговых структур.
Специализация разных отделов зрительной коры и других зон мозга, связанных со зрительным восприятием, происходит неодновременно и подчиняется принципу гетерохронии .
Характеристики вызванных потенциалов в ответ на различные виды стимуляции свидетельствуют о том, что уже на 6-8 день жизни зрительная система может анализировать структуру зрительного мира. Поскольку вызванные потенциалы новорожденных детей строго локальны, это позволяет предполагать, что сразу после рождения зрительная функция обеспечивается только одной проекционной корой.
В то же время постепенно начинает формироваться возможность восприятия отдельных зрительных свойств. К 3-4 месяцам ребенок выделяет желто- синий, а к 4-5 месяцам — красно-зеленый компонент цветового восприятия.
С 3-4 месяцев проявляется способность различать объекты по размеру.
В 6 месяцев в познавательную зрительную деятельность начинают вовлекаться височные и лобные области. Но они вовлекаются в совместную работу на качественно иной основе, чем у взрослых людей. К 8-месячному возрасту наблюдается качественный скачок в восприятии формы объекта.
От года до 3-4 лет специализация корковых зон, вовлекаемых в восприятие, невелика, поскольку вызванные потенциалы в затылочной области и в области зоны ТПО сходны и начинают максимально различаться к 6-7 годам.
Анализ топографии вызванных потенциалов в заднеассоциативных отделах показал, что в 3 года они регистрируются во всех областях коры и имеют сходный характер, то есть на этом этапе развития отсутствуют дифференциация и специализация заднеассоциативных структур в зрительных операциях. Это означает, что они выполняют одну и ту же функцию, дублируют друг друга.

57
От 3-4 лет к 6-7 годам в зрительных областях происходят существенные изменения, выражающиеся в их специализации в осуществлении отдельных зрительных операций. Предполагается, что начиная с 6-8 лет категоризация новых и знакомых стимулов осуществляется различными нейронными сетями.
Простейшие формы категоризации, опирающиеся на совокупность признаков, возможны в младенческом возрасте. Л. И. Леушина и др. (1982) отмечали наличие двух принципов разделительного анализа:
1) анализ, основанный на полном описании объектов;
2) и/или анализ, основанный на выборе информативного признака.
Первый принцип характерен, по имеющимся данным, для правого полушария, второй — для левого. Действительно есть данные, что у младенцев ведущая роль в зрительном восприятии принадлежит правому полушарию, что, видимо, и обеспечивает присущий этому возрасту тип классификации. До 7-8 лет еще нет достаточного учета значимости воспринимаемой информации, ребенок затрудняется в выделении главного, отвлекается на второстепенные признаки.
Более сложный тип категоризации, требующий сопоставления разных признаков объекта, выбор ведущего признака, реализуется с помощью левого полушария и формируется на более поздних этапах онтогенеза.
Осуществление зрелой формы категоризации, поданным, полученным с помощью вызванных потенциалов, коррелирует с созреванием левой лобной области, которая только в возрасте 10-16 лет берет на себя ведущую роль в классификации на заключительных фазах опознания. ‘Гак, в 10-11 лет происходят существенные изменения, связанные с учетом значимости стимула, восприятие начинает приобретать избирательный характер
(Бетелева Т. Г., 1990; Фарбер Д. А. и др., 1997; Безруких М. М. и др., 2002).


58
Зрительное восприятие с начала своего формирования связано межфункциональными связями с другими, раньше формирующимися системами, например с моторной системой.
В 3-4-летнем возрасте наблюдается тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Практические манипуляции с объектом являются необходимым фактором зрительного опознания. Образы, формирующиеся в результате взаимодействия рассматривания и ощупывания, носят еще фрагментарный характер, представление об объектах складывается либо на основе целостного описания, либо на отражении их отдельных свойств.
К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследование предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным представлением объекта, что способствует формированию дифференциального и более адекватного сенсорного образа. При предъявлении вариантов рисунков людей и предметов количество незамеченных изменений в 5-6 лет уменьшается по сравнению с 3-4 годами вдвое при предъявлении лица и втрое — при экспозиции предмета.
По А. В. Запорожцу, в дошкольном возрасте по мере накопления инди- видуального опыта снижается удельный вес ощупываний в зрительном восприятии и существенно преобразуются движения глаз. В 3-4 года движения глаз осуществляются внутри фигуры (это дает возможность опознания сложных, незнакомых предметов на уровне случайности 50 %). В
4-5 лет число движений внутри фигуры нарастает, сокращается время фиксаций, обнаруживаются группы близко расположенных фиксаций на характерных признаках, достигаются более высокие показатели узнавания. В
5-6 лет появляются движения, прослеживающие контур фигуры, не охватывающие фигуру целиком. Но, несмотря на это, восприятие переводится на качественно иной уровень, вероятность узнавания достигает

59 100 %. У детей 6-7 лет при ознакомлении с новым предметом прослеживание по контуру включает всю фигуру.
На основе построения перцептивного образа при последующем восприятии предмета создаются условия для сопоставления этого образа с наличным объектом. Возможность формирования в старшем дошкольном возрасте сложных эталонов, включающих иерархическую структуру интегрированных признаков, облегчает процесс опознания и категоризацию на основе не только перцептивных, но и концептуальных характеристик (общие свойства всех вариантов).
Интенсивное развитие мозолистого тела приходится на дошкольный возраст, и, по некоторым данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам. В 5 лет, как в правом, так и в левом полушариях образуются функциональные объединения затылочных областей с заднеассоциативными, а теменных зон с переднецентральными структурами. В 6 лет на фоне усиления межполушарных функциональных связей затылочных и височных областей отмечается специализированное (по взрослому типу) вовлечение в выполнение заданий затылочных и заднеассоциатив- ных областей правого полушария и усиление их взаимосвязи с лобной корой.
Несмотря на определенную незрелость системы зрительного восприятия к концу дошкольного периода, участие проекционных и ассоциативных корковых зон и их взаимодействие обеспечивают высокую разрешающую способность перцептивной функции, возможность восприятия сложных объектов и выработку соответствующих эталонов. Дальнейший «скачок» в развитии когнитивных функций происходит на более поздних этапах онтогенеза и связан с формированием функциональной специализации полушарий и их взаимодействия, являющихся важным фактором, обеспечивающим дополнительные возможности анализа и обработки информации (Фарбер Д. А. и др., 1988, 1990,1997).
1   2   3   4   5   6   7   8


60 4.4. Соотношение развития и влияния среды.
Существует ряд исследований, где осуществлены попытки определить роль генетических и средовых факторов в развитии псих функций, проявление тех или иных свойств работы нервной системы.
Айзенк считал что интеллектуальные возможности на 80% наследуются, а
20% среда. Двухсторонний характер взаимодействия между морфогенезом и мозга и социальными воздействиями при формирование психики отмечали авторы. Выготский рассматривая вопрос о созревание «натуральных» псих функций, он подразумевал, что в основе этого процесса лежит созревание морфофизиологических механизмов. Проявляется это в наличие сенситивных периодов развития, когда особенно чувствителен к внешним воздействиям, при этом внешние воздействия не просто используют достигнутый уровень функционирования мозговых структур и обуславливает дальнейшее их развитие. Запорожцев выдвинул гипотезу, условием психического развития выступает созревание организма, а источник развития социальный опыт.
Активная адресация различных форм социальных воздействий к ребенку определяет способ формирования психических функций и оказывает стимулирующее влияние на созревание структур мозга.
Важную роль взаимодействия биологических и средовых факторов означает, что наряду с развертыванием генетической программы, задающей последовательность созревание мозговых структур. необходимо действие социальных факторов в виде социальной ситуации развития.
Существуют теории, пытающиеся соотнести развитие и влияние среды.
Сторонники теории научения (Скинер. Бандура. Петтерсон), считают, что развитие не происходит без спец вмешательства извне: если нет специфического внешнего события, то нет и развития, вообще ничего не происходит. Сторонники теории созревания (Гезелл. Макгроу, Денис),

61 развитие успешно совершается и без определенных внешних событий. Они подчеркивают зависимость приобретения навыков от процессов созревания.
Можно сказать, что неверны 2 точки зрения, развиваемые в теории научения и созревания. Более корректно следующее: для успешной адаптации и нормального развития псих функций необходимо гармоничное сочетание внутренних факторов, в частности обеспечивающих морфо- и функциогенез мозга, и внешних, в частности связанных с социальной ситуацией развития.
Внешние факторы обусловлены воздействиями среды, определяют специфические условия жизни ребенка и влияют на формирование психических функций. К ним относятся уровень жизни, культурная среда, семейные отношения, включение в обучение и воспитательные программы.
Внутренние факторы связаны с индивидуальной спецификой развития организма ребенка, со спецификой морфогенеза мозга.
4.5. Связь формирования психических функций с созреванием мозга.
В свете сказанного кратко рассмотрим те концепции и гипотезы, которые более других позволяют соотнести поэтапное созревание мозга с развитием психических процессов и функций, имеющих иерархическое многоуровневое строение.
В общем виде онтогенез физиологических механизмов восприятия рассматривается как формирование иерархического взаимодействия трех структурных уровней.
Первый из них - уровень сенсорных «примитивов», или базисных сенсорных способностей, - отчасти является врожденным, хотя его интенсивное формирование продолжается и в младенчестве, по ходу созревания ЦНС.
Прогрессирующее развитие базисных сенсорных спо собностей оказывает прямое влияние на формирование второго иерархического уровня - перцептивных репрезентаций, включающих ин- тегративную оценку объектов внешнего мира (восприятие формы, положения объекта в пространстве, константность восприятия и ряд дру- 1-их характеристик).


62
В формировании зрительной перцепции в первый год жизни выделяют два этапа. Первый - от рождения до двух месяцев - связывают с реализацией фиксированных программ поведения, в которых проявляется готовность младенца к восприятию общих перцептивных схем. Такой тип восприятия обеспечивается подкорковыми структурами. Второй период начинается с двух месяцев. Возникающая в этом возрасте способность младенца к детализованному зрительному анализу и активному овладению перцептивным опытом рассматривается как следствие начала функционирования корковых зрительных структур. функционирование третьего структурного уровня, условно обозначаемого как репрезентации более высокого порядка, связано с приобретением соответствующих знаний и навыков. Его основу составляют усваиваемые в процессе развития когнитивные операции и речевое опосредствование перцептивного опыта.
Формирование механизмов познавательной деятельности сопряжено с развитием системы перцептивных действий, когнитивных операций и речевого опосредствования. Так, к старшему дошкольному возрасту формируются действия, в основе которых лежит соотнесение с эталонами, имеющими не конкретное, а общепринятое значение, что создает предпосылки для построения адекватных образов любых объектов вне зависимости от специфических условий их восприятия. Именно к этому возрасту достигают необходимой зрелости соответствующие ассоциативные зоны в задних отделах коры больших полушарий.
Известно, что наиболее сложные виды перцептивной деятельности осуществляются при непосредственном участии фронтальных зон коры больших полушарий, созревание которых, как было показано выше, продолжается до периода юности.
Преобладающую роль глубоких структур мозга в обеспечении двигательной активности и поведения младенца отметил еще Л. С. Выготский. Он выделил на первом году жизни ребенка три стадии развития моторики и поведения в

63 соответствии с последовательностью созревания стриопаллидарной системы подкорки (первые две стадии) и созре- ванием коры больших полушарий
(третья стадия).
Однако наиболее полно проблема иерархической организации движений человека в контексте активного приспособительного поведения ®^ла рассмотрена в трудах выдающегося отечественного физиолога “
А.Бернштейна. Он разработал теорию уровней построения движений.
Причем под уровнями он понимал морфологические отделы нервной системы: спинной и продолговатый мозг, подкорковые центры и К°РУ больших полушарий. Каждому уровню соответствует свой тип движений.
Всего Бернштейн выделил пять уровней: А, В, С, D, Е.
А - эволюционно наиболее древний и созревающий раньше других руброспинальный уровень. У человека он не имеет самостоятельного значения, но определяет мышечный тонус и участвует в обеспечении любых движений совместно с другими уровнями. Некоторые формы двигательной активности осуществляются только за счет данного уровня (к их числу относятся непроизвольные примитивные движения, например дрожание пальцев, стук зубов от холода). Этот уровень начинает функционировать с первых недель жизни новорожденного.
В - таламопалидарный уровень, обеспечивает переработку сигналов от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном расположении частей тела. Он принимает участие в организации движений более сложного типа, которые, однако, не требуют учета особенностей внешнего пространства. К ним относятся произвольные движения лица и тела - мимика и пантомимика, вольная гимнастика и др. Этот уровень начинает функционировать уже во втором полугодии жизни ребенка.
С - уровень пространственного поля, или пирамидно-стриарный уровень. На него поступает информация о состоянии внешней среды от экстерорецептивных анализаторов. Поэтому этот уровень отвечает за построение движений, приспособленных к пространственным свойствам


64 объектов - к их форме, положению, массе и другим особенностям. Среди них все виды локомоции (перемещения), тонкая моторика рук и другие. В обеспечении этого уровня наряду с подкорковыми структурами принимает участие кора, поэтому его созревание, начинаясь очень рано - на первом году жизни, - продолжается на протяжении всего детства и даже юности.
D - уровень предметных действий. Он функционирует при обязательном участии коры (теменных и премоторных зон) и обеспечивает организацию действий с предметами. Это специфически человеческий уровень организации двигательной активности, поскольку к нему относятся все виды так называемых орудийных действий и манипулятор- ных движений.
Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они не только учитывают пространственные особенности, но и согласуются с логикой использования предмета. Это уже не просто движения, но в значительно большей степени действия, потому что используемые здесь моторные программы складываются из гибких взаимозаменяемых звеньев.
Поскольку этот уровень обеспечивается согласованной активностью разных зон коры, его функциональные возможности определяются как динамикой созревания самих зон, так и возрастными особенностями межзонального взаимодействия.
Е - высший уровень организации движения, обеспечивает интел- лектуализированные двигательные акты: работу артикуляционного аппарата при речи, движения руки при письме, а также движения при символической или кодированной речи (язык жестов глухонемых, азбука Морзе).
Нейрофизиологические механизмы этого уровня обеспечиваются высшими интегративными возможностями коры больших полушарий, поэтому созревание коры, как и в предыдущем случае, имеет решающее значение для его функционирования.
Итак, есть все основания полагать, что развитие движений, соответ- сТВующих каждому уровню, становится возможным в онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов мозга, обеспечивающих эти

65 движения. Однако было бы недопустимым упрощением считать, что созревание само по себе обеспечит овладение движениями данного уровня.
Созревание лишь создает условия, которые ребенок реализует или не реализует. Последнее зависит от факторов, непосредственного отношения к двигательной сфере не имеющих.
Более того, само по себе созревание каждого уровня, безусловно, зависит от того, насколько последовательно происходит его формирование в поведенческой активности. Важным механизмом реализации двигательной активности является обратная связь. За счет обратной связи формируются все формы произвольной двигательной активности. Развитие двигательной сферы в онтогенезе осуществляется в результате формирования локомоторных функциональных систем на основе процессов системогенеза и идет в направлении от простейших универсальных движений уровней А и В к высокодифференцированным манипулятивным движениям уровня Е, имеющим социокультурное происхождение.
Известно, что у взрослого человека морфофункциональным субстратом, обеспечивающим функционирование эмоций и эмоциональную регуляцию поведения, являются древние подкорковые образования (лимбическая система) и наиболее поздно формирующиеся в эволюции и онтогенезе фронтальные образования головного мозга. В эволюционном плане систему эмоциональной регуляции можно сравнить с геологическими напластованиями, каждое из которых имеет свои структуру и функцию {В. В.
Лебединский с соавт., 1990).
С момента рождения ребенок демонстрирует способность к эмоциональной экспрессии, причем в его поведении преобладают отрицательные эмоциональные проявления. Их сигнальная функция кажется очевидной, она выступает как один из механизмов адаптивного поведения. Отрицательные эмоции в большей степени связаны с деятельностью правого полушария, а правое полушарие, по крайней мере до двух лет, в своем созревании опережает левое.