Файл: 1 Культурноисторический подход к пониманию психического развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 351
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
47 психики и поведения. С самых ранних периодов онтогенеза и на протяжении всей жизни важнейшее значение для психического развития имеют межличностные отношения. Прежде всего в процессе обучения и воспитания через прямое и опосредованное общение со взрослыми осуществляется передача опыта предшествующих поколений, формируются социальные формы психики (речь, произвольные виды памяти, внимания, мышления, восприятия, свойства личности и др.), создаются условия для ускоренного развития в зоне ближайшего развития.
Важнейшими детерминантами развития психики являются также игровая и трудовая деятельность человека. Игра – деятельность в условных ситуациях, в которой воспроизводятся исторически сложившиеся типичные способы действия и взаимодействия людей. Включение ребенка в игровую деятельность способствует его когнитивному, личностному и нравственному развитию, овладению общественно-историческим опытом, накопленным человечеством.
Особое значение имеет сюжетно-ролевая игра, в процессе которой ребенок берет на себя роли взрослых и выполняет определенные действия с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей посредством сюжетно-ролевых игр способствует интенсивной социализации личности, развитию ее самосознания, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер.
Трудовая деятельность – процесс активного изменения природного мира,
материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения
человеческих потребностей и создания различных благ.
Развитие человеческой личности неотделимо от трудовой практики.
Преобразующее влияние трудовой деятельности на психическое развитие носит универсальный, многообразный характер и относится ко всем сферам человеческой психики. Изменения показателей различных психических функций выступают в качестве определенного результата трудовой деятельности.
48
Основные факторы психического развития человека имеют некоторые особенности, обусловленные требованиями общества (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Основные характеристики факторов психического развития ребенка
Первая особенность связана с образовательной программой определенного социума, которая ориентирована на формирование всесторонне развитой личности как субъекта общественно полезной трудовой деятельности. Другая особенность заключается в множественном эффекте факторов развития.
В наибольшей степени он характерен для основных видов деятельности
(игровой, учебной, трудовой), что значительно ускоряет психическое развитие. Третья особенность заключается в вероятностном характере действия различных факторов на психическое развитие по причине того, что их влияние носит множественный и разнонаправленный характер.
Следующая особенность проявляется в том, что по мере формирования регулятивных механизмов психики в результате воспитания и самовоспитания в качестве факторов развития начинают выступать субъективные детерминанты (целеустремленность, стремление к реализации поставленных жизненных целей и др.). И наконец, еще одна особенность факторов психического развития проявляется в их динамичности.
49
Для того чтобы оказывать развивающее воздействие, сами факторы должны изменяться, опережая достигнутый уровень психического развития. Это, в частности, выражено в смене ведущей деятельности.
Относительно связи между всеми факторами психического развития ребенка следует сказать, что в истории зарубежной психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями "психическое", "социальное" и "биологическое" (рис. 1.3).
1 2 3 4 5 6 7 8
Рис. 1.3. Теории проблемы соотношения биологических и социальных факторов развития ребенка в зарубежной психологии
Психическое развитие зарубежными исследователями трактовалось как:
• полностью спонтанный процесс, который не зависит ни от биологического, ни от социального факторов, а детерминируется своими внутренними законами (концепции спонтанного психического развития);
• процесс, обусловленный только биологическими факторами
(биологизаторские концепции), или только социальными условиями
(социологизаторские концепции);
• результат параллельного действия или взаимодействия биологических и социальных детерминант на психику человека и т.п.
50
Вместе с тем очевидно, что ребенок рождается как биологическое существо.
Его организм является человеческим организмом, а его головной мозг – человеческим мозгом. При этом ребенок рождается биологически, а тем более психологически и социально незрелым. Развитие организма ребенка с самого начала осуществляется в социальных условиях, что неизбежно накладывает на него отпечаток.
В отечественной психологии решением вопроса о соотношении влияния на психику человека врожденных и социальных факторов занимались Л. С.
Выготский, Д . Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов и др. (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Объяснения детерминации психического развития человека в отечественной психологии
Современные представления о соотношении биологического и социального в ребенке, принятые в отечественной психологии, преимущественно основываются на положениях Л. С. Выготского, который подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в становлении его развития. Наследственность присутствует в становлении всех психических функций ребенка, но отличается разным удельным весом. Элементарные психические функции (ощущение и восприятие) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие психические функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль
51 предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние биологических факторов. В то же время на психическое развитие всегда оказывает влияние окружающая среда.
Никогда никакой признак детского развития, в том числе базовые психические функции, не является чисто наследственным. Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес биологических детерминант то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака является различной на разных возрастных этапах.
Таким образом, психическое развитие ребенка во всем его многообразии и сложности является результатом совокупного действия наследственности и различных факторов окружающей среды, среди которых особое значение имеют социальные факторы и те виды деятельности, в которых он выступает субъектом общения, познания и труда. Включение ребенка в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного развития личности. Единство биологических и социальных факторов развития является дифференцированным и изменяется в процессе онтогенеза. Для каждого возрастного этапа развития характерно особое сочетание биологических и социальных факторов и их динамика. Соотношение социального и биологического в структуре психики многомерно, многоуровнево, динамично и определяется конкретными условиями психического развития ребенка.
4.2. Становление структурно-функциональной организации мозга и психики в онтогенезе.
Структурно-функциональное созревание мозга чаще всего рассматривается с двух точек зрения: с точки зрения созревания трех функциональных блоков
52 мозга, традиционно выделяемых А.Р. Лурия (2003), и с точки зрения трех измерений — вертикального, горизонтального и латерального. С точки зрения трех функциональных блоков мозга, каждый из блоков достигает полной зрелости в разные сроки, и созревание идет в последовательности от первого к третьему блоку. Это путь снизу вверх — от нижележащих образований к вышележащим, от подкорковых структур к первичным полям, а затем вторичным полям, от вторичных полей — к ассоциативным.
При рождении у ребенка практически полностью сформированы подкорковые образования и близким к завершению является созревание проекционных областей мозга, в которых заканчиваются нервные волокна, идущие от рецепторов, относящихся к разным, анализаторным системам; и берут начало моторные проводящие пути. Указанные области выступают материальным субстратом всех трех блоков мозга. Среди них наибольшего уровня зрелости достигают структуры первого блока мозга (блока регуляции активности мозга). Во втором (блоке приема, переработки и хранения информации) и третьем (блоке программирования, регуляции и контроля деятельности) блоках наиболее зрелыми оказываются только те фрагменты коры, которые относятся к первичным полям, осуществляющим прием приходящей информации (2-й блок) и.выступающим входными воротами двигательных импульсов (3-й блок) (Лурия, 2003). Другие зоны.коры, обеспечивающие сложную переработку информации как в пределах одного анализатора, так и идущую от разных анализаторов, к этому времени не достигают еще достаточного уровня зрелости. ...
В период от 2 до 5 лет идет активное созревание вторичных полей мозга, часть которых (вторичные гностические, зоны анализаторных систем) находится во втором блоке, а.также в третьем блоке (премоторная область).
Эти структуры, обеспечивают процессы перцепции в пределах отдельных модальностей и выполнение последовательности действий. Следующими созревают третичные, ассоциативные поля мозга. Сначала заднее
53 ассоциативное поле (теменно-височно-затылочная область), обеспечивающее синтез всей входящей разномодальной информации в надмодальное целостное отражение окружающей субъекта действительности во всей совокупности ее связей и взаимоотношений. Затем, в последнюю очередь, созревает .переднее ассоциативное; поле (префронтальная область), которое отвечает за произвольную регуляцию сложных форм,... психической деятельности, включающую выбор необходимой; существенной для этой деятельности информации, формирование, на ее основе программ.деятельности и крнтроля за правильным их протеканием.
Согласно гипотезе SJ3. Morgan, идущее в,первую очередь развитие блока глубоких структур, отвечающих за активационные процессы, создает основу для всего дальнейшего интеллектуального развития ребенка (Morgan, 1988.
Цит. по: Микадзе, 2008, с. 60). Дальнейшее созревание первичных сенсорных и моторных зон мозга, также становящихся полностью функциональными в течение первого года жизни создает основу для сенсомоторной стадии развития. Созревание вторичных сенсорных и моторных зон мозга создает условия для научения в пределах отдельных модальностей и соответствует дооперационному периоду развития, когда в мышлении ребенка начинают формироваться различные схемы действия.
Дальнейшее созревание третичной теменно-височно-затылочной зоны, представляющей заднюю ассоциативную область, которая входит во второй функциональный блок мозга, дает возможность перехода на стадию конкретных операций, когда в состав интеллектуальной деятельности ребенка включается выполнение простых операций и систем простых операций. Созревание в последнюю очередь префронтальных отделов лобных долей, составляющих переднюю ассоциативную область мозга и относящихся к третьему функциональному блоку мозга, создает условия для перехода мышления на стадию формальных операций (Микадзе, 2008).
Последовательное психофизиологическое созревание головного мозга, также
54 рассматривают с точки зрения трех измерений: вертикального (динамика созревания от подкорковых структур к коре больших полушарий), горизонтального (созревание от задних отделов коры к передним) и латерального (правое — левое полушарие мозга).
Апофеозом церебрального функционального онтогенеза являются нисходящие контролирующие и регулирующие влияния от передних
(лобных) отделов левого полушария к субкортикальным структурам.(Семенович, 2002; Психология..., 2005; Фарбер, Безруких, 2009;
Johnsoni 2001). . . ... -. . Принцип гетерохронности и целостной, системной работы мозга предусматривает, .что динамика . созревания мозга в этих измерениях различается и, что в каждый возрастной период в обеспечении психических функций могут участвовать разные мозговые зоны.
Таким образом, анализ мозгового состава функциональных систем и особенностей их функционирования на разных этапах онтогенеза необходимо проводить с позиций, результирующей оценки гетерохронного созревания во всех трех измерениях.
4.3. Генез психических функций.
Нейрофизиологические и поведенческие данные позволяют ответить на вопрос о механизмах формирования отдельных психических функций с точки зрения созревания нервных центров, обеспечивающих работу функциональных систем.
Основной путь формирования системной организации структур мозга характеризуется переходом от их генерализованного вовлечения к из- бирательному, функциональному взаимодействию нервных центров, каждый из которых специализированно участвует в осуществлении отдельных когнитивных операций (Бетелева Т. Г., 1990; Фарбер Д. А. и др., 1990,1997,
1998; Безруких М. М. и др., 2002).
55
Происходит постепенная дифференциация работы мозговых механизмов, в ходе которой рядом расположенные области мозга (фрагмент функциональной системы) сначала работают по генерализованному, общему принципу и лишь постепенно приобретают конкретную специализацию.
Согласно теории системной, динамической локализации высших психических функций, каждая мозговая структура отвечает за отдельное звено в функциональной системе. Если обратиться к генезу психических функций, то это означает, что по мере созревания мозговых структур формирование психических функций проходит путь от не- дифференцированного отражения окружающей среды к избирательным восприятию и действию в этой среде. Отражаемое наполняется все большим содержанием, а действие начинает подчиняться отражаемому.
Каждая из мозговых структур, включенных в систему, по мере увеличения ее функциональной активности (инициируемой соответствующими средовыми воздействиями) начинает все более избирательно выполнять свойственную ей функцию. Происходит становление специализированных нервных механизмов, обеспечивающих адекватное отражение конкретных, определенных аспектов окружающей среды и действия в ней.
Свидетельства в пользу этого утверждения можно рассмотреть на примере формирования отдельных психических функций.
6.1. Зрительное восприятие
Принцип дифференциации хорошо просматривается при анализе формирования зрительного восприятия и функциогенеза связанные с ним мозговых структур. Такой анализ позволяет выявить взаимодействие, существующее между усложнением психологической структуры психической функции и дифференциацией в функционировании различных зон мозга, показать, как появление специализации в зрительном восприятии