Файл: 1 Культурноисторический подход к пониманию психического развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 346

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

66
Анализируя развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе,
Лебединский выделил четыре уровня аффективного контакта со средой, составляющие единую сложно координированную структуру базальной аффективной организации:
1 • Уровень полевой реактивности - наиболее примитивный механизм
Регуляции взаимодействия с окружающим миром. Он наименее избирателен, реагирует только на интенсивность воздействия и организует наиболее пассивные формы поведения. Аффективная ориентировка на Этом уровне направлена на оценку количественных характеристик воздействия внешней среды. 2.
Уровень стереотипов - более углубленный уровень контакта со средой, в котором осваивается новый слой аффективного контроля за функциями собственного организма. Этот уровень играет важнейшую роль в регуляции поведения младенца в первые месяцы жизни, его задачи - адаптация ребенка к окружению, выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта со средой: эмоциональные переживания на этом уровне ярко окрашены удовольствием и неудовольствием. Этот уровень аффективной организации в большой мере закладывает основы формирования индивидуальности, поскольку именно на нем ребенок выстраивает свои приоритеты в сенсорных контактах со средой; аффективный образ мира на этом уровне обретает устойчивость, определенность, индивидуальную окраску, оставаясь, однако, только комплексом ассоциативно связанных, чувственных впечатлений. 3.
Уровень экспансии - дальнейшая ступень развития эмоционального контакта со средой. Этот уровень начинает проявляться во втором полугодии жизни и связан с активным освоением окружающей среды. На этом уровне выделяются не только объекты желания, но и препятствия, которые оцениваются уже не сами по себе, а в общей структуре анализа ситуации; отрицательные впечатления, препятствия становятся поводом для запуска исследовательского поведения. Сами препятствия получают здесь не только отрицательную, но и положительную окраску, поскольку способствуют

67 получению ребенком информации о своих возможностях. Ориентировка в ситуации преобразуется в ориентировку в собственных возможностях. Задача третьего уровня - овладение меняющейся средой. Здесь формируются аффективная потребность в риске, влечение к преодолению опасности. 4.
Уровень эмоционального контроля - отвечает за разрешение сложных этологических задач организации жизни индивида в обществе. Задачи этого уровня - налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, разработка способов ориентировки в их переживаниях, формирование правил, норм взаимодействия с ними. Возможность произвольно изменить восприятие окружающего мира позволяет максимально активизировать и углубить контакты ребенка с миром, отодвигать удовлетворение потребности сколь угодно далеко. Четвертый уровень стабильно обеспечивает адекватную, синтонную реакцию на других людей, что служит основой возникновения эмоционального контроля над своим поведением.
С точки зрения авторов этой концепции, все уровни аффективной организации являются врожденными, но функционировать они начинают не одновременно. Порядок их включения в раннем онтогенезе определяется необходимостью решения ряда этологических задач, закономерно возникающих по мере психофизиологического созревания ребенка
(В.В.Лебединский с соавт., 1990), и он не совпадает с описанной выше последовательностью их усложнения.
Следует указать, что прямого сопоставления выделенных уровней аффективной организации с этапами созревания мозга провести нельзя
/возможно, по той причине, что нейрофизиологические механизмы эмоциональной сферы человека изучены меньше, чем, например, морфо- лункциональный субстрат движения). Современные представления о розговом субстрате эмоций не позволяют вычленить иерархию уровней его строения, кроме самого общего деления на ствол мозга, ближайшую подкорку и кору. Тем не менее, с нашей точки зрения, данная концепция открывает возможности для такого анализа в перспективе, поскольку


68 основывается на идее эволюционного адаптивного развития эмоциональной сферы человека в онтогенезе.
Проблема биологического созревания и умственного развития относится к числу наиболее актуальных в психологии развития. Она может иметь разные ракурсы анализа, но для иллюстрации основных идей этой главы мы выбрали концепцию, предложенную американским психологом С.
Морганом. Он предпринял попытку сопоставить возрастную динамику морфофункционального созревания мозга со стадиями интеллектуального развития, выделенными в теории Пиаже. Опираясь на представления А. Р.
Лурия, он выделил пять стадий созревания мозга.
Первую из них он связал с формированием блока глубоких структур мозга, ответственных за обеспечение активационных процессов коры больших полушарий. Этот блок морфологически и функционально оформляется в течение первого года жизни; его нормальная работа является обязательным условием полноценного интеллектуального развития.
Вторая стадия связана с созреванием первичных проекционных зон
(зрительной, слуховой, сомато-сенсорной и двигательной). Эти зоны морфологически оформляются к моменту рождения и в течение первого года жизни начинают успешно функционировать. Их полноценная работа создает условия для реализации сенсомо- торной стадии развития.
Третья стадия созревания осуществляется в период от 2 до 5 лет. Она сопряжена с созреванием вторичных зон коры; их функционирование создает условия для полноценного развития отдельных видов восприятия и научения.
В интеллектуальном развитии эта стадия соответствует дооперациональному периоду в классификации Пиаже.
Переход ребенка на четвертую стадию - конкретных операций - Морган связывал с созреванием ассоциативных третичных корковых зон в задних отделах коры (блок приема, хранения и переработ- Ки информации).
Последняя, пятая стадия созревания связана с достижением зрелости третичными зонами блока программирования поведения - Фронтальными

69 зонами. Наиболее интенсивное их созревание происходит в возрасте от 6 до 8 лет, продолжается до 12 лет и создает условия Для перехода на стадию формальных операций.
Эта модель привлекает возможностью показать, как связаны но- в°образования в умственном развитии ребенка с четко очерченны ми этапами созревания мозга. Тем не менее в ее адрес можно выска- зать ряд критических замечаний. Во-первых, сама по себе концеп- ция Пиаже не исчерпывает всех аспектов умственного развития ц неоднократно подвергалась и подвергается критическому пересмотру; во-вторых, привлекаемые для сопоставления сроки созревания структур мозга, как было показано выше, в реальности могут оказаться несколько иными; в-третьих, в этой концепции не учитываются возрастные особенности межполушарных отношений.
В заключение следует обсудить еще одну, общую, проблему. Логика психофизиологического анализа базируется на неявном допущении, будто временного (хронологического) совпадения морфофункционального созревания той или иной структуры в развитии мозга и возникновения психического новобразования достаточно для вывода о том, что первое является условием возникновения второго.
1   2   3   4   5   6   7   8

Строго говоря, простое календарное совпадение двух рядов явлений
(физиологического и психологического) не позволяет непосредственно вывести одно из другого. Требуются дополнительные основания для утверждений такого рода. Теоретически, например, можно допустить, что возникающие на данном этапе созревания ЦНС феномены психического развития обязаны своим происхождением не текущим, а более ранним эффектам созревания, а текущий уровень созревания лишь обеспечивает условия для их проявления. Ответить на этот и подобные ему вопросы в настоящий момент не представляется возможным.
Вообще проблема соотношения структуры и функции в развивающемся мозге человека чрезвычайно сложна. Хорошо иллюстрирует эту сложность

70 эпизод, описанный известным неврологом И. А. Скворцовым. У девочки 10 лет при обследовании с помощью компьютерной томографии установили отсутствие задней половины левого полушария. Как известно, там размещены важные центры - зрительные, речевые и др. Однако никаких нарушений (ни зрительных, ни слуховых, ни двигательных) у девочки обнаружено не было. Оказывается, что подобные случаи встречаются нередко, и накапливается все больше примеров, свидетельствующих о высочайшей пластичности детского мозга. Наряду с этим, отмечает
Скворцов, внешне правильно сформированный мозг не является гарантией его нормальной работы. Имеется немало примеров, когда полноценный на вид мозг, без видимых дефектов и нарушений, не обеспечивал ребенку условий для нормального психического развития.
Таким образом, клинические примеры демонстрируют, что соотношение морфофункционального созревания мозга и психического развития очень многогранно, при этом разные виды патологии позволяют выделить лишь отдельные грани этого соотношения. Более того, нару* шения нормального хода онтогенеза самим фактом своего существования свидетельствуют о том, что есть присущие всем здоровым детям нормативные закономерности телесного созревания, обеспечивающие УСЛОВИЯ для полноценного психического развития. Однако изучение этих закономерностей еще только начинается.
4.6. Социальная ситуация развития , ведущая деятельность и основные новообразования в младенческом, раннем, дошкольном и школьном возрасте.
Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, нравственное развитие, сексуальное развитие), их взаимосвязь. Фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в этих условиях


71 является социальной ситуацией развития ребенка. С жизнью ребенка в определенной социальной ситуации неразрывно связаны и типичные для данного возраста виды деятельности ребенка. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития. Для того, чтобы вы могли помочь своему ребенку развиваться, вам необходимо знать, какой вид деятельности является главным для ребенка данной возрастной категории, обратить особое внимание ребенка именно на нее. Внутри ведущей деятельности возникают другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения). От ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности). Возрастные новообразования — новый тип строения личности и ее деятельности, те физические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени впервые и которые определяют в самом главном и основном сознание ребенка в его отношении к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь и весь ход его развития в данный период. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Раскрыть психологическую сущность кризиса значит понять внутреннюю динамику развития в этот период. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. На каждом возрастном этапе, ребенок развивается сразу в нескольких сферах одновременно – малыш учится ходить (физическая сфера), изучает собственное тело, свои половые органы (сексуальная сфера), изучает окружающие предметы (интеллектуальная сфера), учится взаимодействовать с людьми (социальная сфера), выражает чувство независимости

72
(эмоциональная сфера) и видит осуждение взрослого за свой проступок
(моральная сфера). Есть шесть сфер человеческого развития: Физическое развитие: изменения в размере, форме и физической зрелости организма, в том числе физических способностей и координации. Сексуальное развитие: поэтапный процесс формирования развитой сексуальности, начинающийся с момента рождения. Интеллектуальное развитие: изучение и использование языка, способность рассуждать, решать проблемы и организовывать идеи, это связано с физическим ростом головного мозга. Социальное развитие: процесс получения знаний и навыков, необходимых для успешного взаимодействия с другими людьми. Эмоциональное развитие: чувства и эмоциональные реакции на события, изменения в собственных чувствах понимание своих и соответствующие формы их выражения. Нравственное развитие: растущее понимание добра и зла, и изменения в поведении обусловлены тем, что понимание; иногда называют совестью. III. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка
(младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество). Периоды психического развития детей В каждой стадии, которую проживает ребенок, действуют одинаковые механизмы. Принцип классификации – смена ведущих видов деятельности таких как: ориентация ребенка на основные смыслы человеческих отношений
(происходит интериоризация мотивов и задач); усвоение выработанных в обществе способов действий, в том числе предметных, умственных.
Освоение задач и смысла всегда является первым, а за ним наступает момент освоения действий. Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей: младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение); раннее детство – от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение); младший и средний дошкольный возраст – от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра); старший дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет
(ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра, которая


73 объединяется с предметной деятельностью); младший школьный возраст – от
7 до 11 лет, охватывает обучение в начальной школе (в этот период основным видом деятельности является учение, формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности); подростковый возраст – от 11 до 17 лет, охватывает процесс обучения в старших классах (для этого периода характерны: личностное общение, трудовая деятельность; происходит определение профессиональной деятельности и себя как личности). Каждый период возрастного развития имеет свои отличия и определенное время протекания. Если наблюдать за поведением и теми психическими реакциями, которые возникают у ребенка, то можно самостоятельно выделить каждый из периодов. Каждый новый возрастной этап психического развития нуждается в изменениях: общаться с ребенком следует уже иначе, в процессе обучения и воспитания необходимо искать и подбирать новые средства, методы и приемы. Этапы детского развития и его состав Если рассматривать детское развитие как этап становления личности, то можно разделить его на несколько периодов. Периоды детства: кризис новорожденности; младенчество (первый год жизни ребенка); кризис 1-го года жизни ребенка; кризис детства; кризис 3 лет; дошкольное детство; кризис 7 лет; младший школьный возраст; кризис 11–12 лет; подростковое детство. Развитие сенсорики и моторики в младенчестве. «Комплекс оживления» и его содержание «Комплекс оживления», описанный Н. М.
Щеловановым, возникает с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. Он включает в себя группу реакций таких как: замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением; улыбка; двигательное оживление; локализация — отнесение высших психических функций к конкретным мозговым структурам. После четырех месяцев комплекс распадается.
Протекание реакций зависит от поведения взрослого. Анализ возрастной динамики показывает, что до двух месяцев ребенок одинаково реагирует и на игрушку, и на взрослого, но взрослому он чаще улыбается. После трех месяцев формируется двигательное оживление на увиденный предмет. В

74 первом полугодии ребенок не различает положительного и отрицательного воздействий. У ребенка возникает потребность во внимании, появляются экспрессивно-мимические средства общения. Чем внимательнее взрослый к ребенку, тем раньше он начинает выделять себя из окружающего мира, что является основой его самосознания и самооценки. К концу первого полугодия ребенок проявляет богатую палитру эмоций. Акт хватания в пять месяцев уже сформирован. Благодаря взрослому ребенок выделяет целостный предмет и формирует сенсорно-моторный акт. Интерес к действиям и предметам – свидетельство нового этапа развития. Во втором полугодии жизни ведущим становится манипулятивное действие (бросание, щипание, кусание). К концу года ребенок осваивает свойства предметов. В 7–
8 месяцев ребенок должен бросать, трогать предметы, активно вести себя.
Общение является ситуативно-деловым. Меняется отношение к взрослым, преобладает негативная реакция на замечания. Эмоции становятся ярче, различаются в зависимости от ситуации. Развитие моторики младенца подчиняется определенной схеме: движения совершенствуются от крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала это происходит с ручками и верхней половиной тела, затем – с ножками и нижней частью тела.
Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя они обе связаны. Этот возрастной этап является подготовительным к речевому развитию и называется довербальным периодом. Развитие пассивной речи – ребенок учится понимать, угадывает смысл; важен анемотический слух ребенка, у взрослого важна артикуляция. Отработка речевых артикуляций.
Изменение звуковой единицы (тембра) ведет к изменению смысла. В норме ребенок в 6–7 месяцев поворачивает голову при назывании предмета, если этот предмет имеет постоянное место, ав 7–8 месяцев отыскивает названный предмет среди других. К первому году ребенок понимает, о каком предмете идет речь, и выполняет элементарные действия. В 5–6 месяцев ребенок должен пройти стадию лепета и научиться произносить четко триады и диады (три и два звука), уметь воспроизвести ситуацию общения. Формы