Файл: Курсовая работа по учебному курсу Возрастная психология 2.docx
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы одиночества
Проявления одиночества в юношеском возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей переживания одиночества в юношеском возрасте
2.1 Организация эмпирического исследования и его результаты
2.2. Рекомендации, направленные на преодоления одиночества в юношеском возрасте
Заключение
Одиночество – социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери, в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.
Переживание одиночества свойственно всем возрастам, но наиболее остро оно переживается в юношеском возрасте. Это, прежде всего, связано с развитием рефлексии, потребностями в самоутверждении, принятии и признании, изменением структуры межличностных отношений и переходом на новый уровень самосознания.
Обобщая полученные данные, необходимо отметить, что в переживание одиночества - это системное, динамическое образование и определяем его как особую форму субъективного отражения своего положения в системе «Я-другие», которое состоит из следующих компонентов:
- когнитивного (обеспечивает подготовительную функцию в переживании одиночества и имеет такие формы проявления, как представление о собственных переживаниях, образ «Я» во время переживания одиночества и форма отождествления с другими людьми);
- эмоционального (обеспечивает оценочную функцию и имеет такие формы проявления, как эмоциональная оценка и принятие непринятие собственных переживаний);
- поведенческого (обеспечивает регулятивную функцию и содержит такую форму проявления, как действия на переживание одиночества);
- мотивационно-волевого (обеспечивает стимулирующую функцию в переживании одиночества и имеет две формы проявления: мобилизующую и демобилизующую).
Проведено эмпирическое исследование.
Переживание чувства одиночества студентов 1-3 курсов у большей части принимает вид управляемого одиночества. Из этого следует, что одиночество юношами и девушками может быть использовано как уединение, необходимое для того, чтобы осмыслить свои действия и поступки наедине с самим собой.
Эффективным способом преодоления чувства одиночества в юношеском возрасте является расширение собственных интересов, круга общения, развитие коммуникативных навыков и умений, в познании себя.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявление факторов, оказывающих влияние на переживание состояния одиночества у студентов, поможет определить спектр работы, направленной на ослабление его интенсивности и последующее устранение. Результаты данного эмпирического исследования могут быть полезными не только для последующих исследований, но и для анализа феномена переживания состояния одиночества. Приведенные результаты требуют детализации в ходе более глубоких исследований и в теоретическом, и в практическом аспектах, в том числе с целью разработки психолого-педагогических
рекомендаций для юношей, родителей и педагогов.
В настоящее время одиночество является серьезной социальной проблемой, требующей пристального внимания специалистов. Одиночество как социальный феномен связано с происходящими социально-экономическими, политическими и другими общественными преобразованиями, поскольку кроме созидательных моментов они имеют и разрушительные последствия, такие как индивидуализм, ослабление и разрыв социальных связей, трансформация межличностных отношений, ломка традиций и т. д. Следствием этого является неспособность личности адаптироваться к быстроменяющимся ритмам жизни, инновационным формам общения и взаимодействия.
Список использованной литературы
-
Болдижар Е.В. Особенности проявления одиночества в юношеском возрасте // Теория и практика модернизации научной деятельности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2019. С. 190-193. -
Буданцев Д.В. Одиночество как выбор в современном социуме // Сборник тезисов докладов научно-практической конференции студентов Курганского государственного университета. Тезисы докладов. Курган, 2021. С. 111-112. -
Вязникова Л.Ф. Особенности переживания одиночества в студенческом возрасте (периоде поздней юности) / Вязникова Л.Ф., Амосова О.Н. // Личность в образовательном пространстве: вариативность подходов к содержанию и технологиям психолого-педагогического сопровождения. сборник научных трудов. Хабаровск, 2020. С. 69-74. -
Звонарева Ю.А. Особенности переживания одиночества в юношеском возрасте / Звонарева Ю.А., Максимова Н.Л. // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов. в 2 ч.. Чебоксары, 2019. С. 221-225. -
Калабина Е.С. Понятие одиночества в психологической литературе // Студенческий вестник. 2021. № 8-1 (153). С. 53-56. -
Колесников С.Ю. Одиночество как психологический и философский феномен // Молодежная наука. Труды XXV Международной студенческой научно-практической конференции КрИЖТ ИрГУПС. Красноярск, 2021. С. 176-179. -
Леоненко Н.О. Социально - психологический тренинг как средство преодоления одиночества в юношеском возрасте / Леоненко Н.О., Гордеева А.С. // Личность в современном мире. сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии; Ответственный редактор Н.С. Белоусова. 2017. С. 175-181. -
Максимова В.А. Одиночество – одна из основных проблем современного общества // Контекст и рефлексия. Сборник статей по итогам проведения III студенческой научно-теоретической конференции Департамента фундаментальной подготовки и Центра гуманитарных исследований РГУТИС. 2018. С. 151-154. -
Мироненко А.В. Подходы к определению феномена одиночества // Наука и практика: преемственность, традиции, инновации. сборник научных статей преподавателей, магистрантов, студентов Кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Уфа, 2018. С. 114-119. -
Муртазина И.Р. Представления об одиночестве и особенности его переживания в разные периоды взрослости // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 3. -
Нагишева С.С. Особенности переживания одиночества в юношеском возрасте // Лики любви. Материалы V Городского студенческого фестиваля. Под редакцией О.О. Андронниковой. 2019. С. 80-82. -
Никифорова Е.А. Одиночество в юношеском возрасте / Никифорова Е.А., Конева О.Б. // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования. сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Высшая медико-биологическая школа Факультет психологии Кафедра психологии развития и возрастного консультирования. 2020. С. 110-114. -
Огурцова И.А. Проблема переживания одиночества юношами и девушками, имеющими домашних питомцев // Векторы психологии: психолого-педагогическая безопасность личности в современной образовательной среде. Сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференции. Редколлегия: Т.Г. Шатюк (гл. ред.) [и др.]. Гомель, 2021. С. 430-434. -
Палагина Н.С. Определение и понимание понятия "одиночество" в современных науках / Палагина Н.С., Морозова А.А., Новоселова О.В. // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 235-237. -
Панченко Е.Е. Половые различия в переживании одиночества у обучающихся учреждений высшего образования / Панченко Е.Е., Яценко Т.Е. // Человеческий капитал как ключевой фактор социально-экономического развития региона. материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической междисциплинарной конференции. 2020. С. 152-161. -
Психическое одиночество студента: проблема, поиск путей решения / Овсянникова О.А., Федорова М.А. // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. материалы VIII Международной научно-практической конференции. Орёл, 2021. С. 242-247. -
Сухарева Н.Ф. Взаимосвязь состояния одиночества и коммуникативных умений в юношеском возрасте / Сухарева Н.Ф., Серегина С.Ю. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2020. № 1. С. 62-69. -
Тюрина Ю.М. Позитивное и негативное рассмотрение понятия одиночества в психологии // Молодые учёные России. сборник статей VIII Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 165-167. -
Шевцова Ю.А. Проблема переживания одиночества в юношеском возрасте / Шевцова Ю.А., Ковалёва А.В. // Россия и славянские народы в XIX-XXI вв. сборник статей. Материалы международной научной конференции. Брянск, 2020. С. 366-370. -
Южанов С.А. Феномен чувства одиночества в психологии и особенности его переживания // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-21. С. 18-21.
Приложение 1
«Одиночество»
опросник С.Г. Корчагиной
Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества.
Инструкция. Вам предлагается 12 вопросов и 4 варианта ответов на них. Выберите тот, который наиболее соответствует вашему представлению о себе.
а) всегда;
б) часто;
в) иногда;
г) никогда.
Опросник
-
Бывает ли так, что Вы не находите понимания у близких (друзей)? -
Возникает ли у Вас мысль, что по-настоящему Вы никому не нужны? -
Бывает ли у Вас ощущение собственной заброшенности, покинутости в мире? -
Испытываете ли Вы недостаток в дружеском общении? -
Бывает ли у Вас чувство острой тоски по чему-то безвозвратно ушедшему, потерянному навсегда? -
Чувствуете ли Вы перегруженность поверхностными социальными контактами, не дающими возможность истинного человеческого общения? -
Присутствует ли у Вас ощущение собственной зависимости от других людей? -
Способны ли Вы сейчас к истинному сопереживанию горя другого человека? -
Можете ли Вы выразить человеку свое сопереживание, понимание, сочувствие? -
Бывает ли так, что успех или везение другого человека вызывает у Вас чувство своей ущемленности, сожаление по поводу собственных неудач? -
Проявляете ли Вы свою самостоятельность в решении сложных жизненных ситуаций? -
Чувствуете ли Вы в себе достаточный резерв возможностей для того, чтобы самостоятельно решать жизненные задачи?
Обработка результатов и интерпретация
Этот опросник обрабатывается достаточно просто. Ответам испытуемого приписываются следующие баллы: всегда – 4, часто – 3, иногда – 2, никогда – 1.
Ключ для измерения выраженности одиночества такой:
- 12-16 баллов – человек не переживает сейчас одиночество;
- 17-27 баллов – неглубокое переживание возможного одиночества;
- 28-38 – глубокое переживание актуального одиночества;
- 39-48 – очень глубокое переживание одиночества, погруженность в это состояние.
Приложение 2
Результаты опросника «Одиночество»
№ испытуемого | Вопрос №1 | Вопрос №2 | Вопрос №3 | Вопрос №4 | Вопрос №5 | Вопрос №6 | Вопрос №7 | Вопрос №8 | Вопрос №9 | Вопрос №10 | Вопрос №11 | Вопрос №12 | Количество баллов | Общий уровень |
1 | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 34 | Глубокое переживание актуального одиночества |
2 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 38 | Глубокое переживание актуального одиночества |
3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 1 | 4 | 4 | 32 | Глубокое переживание актуального одиночества |
4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 1 | 3 | 32 | Глубокое переживание актуального одиночества |
5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 | 30 | Глубокое переживание актуального одиночества |
6 | 4 | 4 | 3 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 3 | 38 | Глубокое переживание актуального одиночества |
7 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 32 | Глубокое переживание актуального одиночества |
8 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 34 | Глубокое переживание актуального одиночества |
9 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 23 | Неглубокое переживание возможного одиночества |
10 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 4 | 2 | 4 | 2 | 33 | Глубокое переживание актуального одиночества |
11 | 3 | 3 | 4 | 1 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 1 | 3 | 3 | 36 | Глубокое переживание актуального одиночества |
12 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 29 | Глубокое переживание актуального одиночества |
13 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 1 | 4 | 4 | 26 | Неглубокое переживание возможного одиночества |
14 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 30 | Глубокое переживание актуального одиночества |
15 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 33 | Глубокое переживание актуального одиночества |
16 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 38 | Глубокое переживание актуального одиночества |
17 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 28 | Глубокое переживание актуального одиночества |
18 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 4 | 2 | 2 | 22 | Неглубокое переживание возможного одиночества |
19 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 25 | Неглубокое переживание возможного одиночества |
20 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | 26 | Неглубокое переживание возможного одиночества |