Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1323

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14 Предисловие ные. В учебнике приводятся только некоторые, основные поло- жения этих актов в расчете на то, что, заинтересовавшись, сту- дент самостоятельно изучит тот или иной закон полностью. Воз- можно, не все преподаватели конституционного права разделяют такой подход к курсу и учебнику, но автор имел возможность убедиться, что любознательные студенты его одобряют. Учебник вообще рассчитан на углубленное изучение конституционного права России, на творческое усвоение этой сложной науки. Это- му в значительной степени призвано способствовать изучение приведенной в учебнике судебной практики, т. е. постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации,
в огромной степени влияющих на конституционно-правовую ди- намику.
При написании учебника автор учитывал, что курс конститу- ционного права читается в вузах после курса теории государства и права. Это позволяет уйти от рассмотрения многих общетеоре- тических вопросов права, хотя они и тесно связаны с конститу- ционным правом. Эта связь, столь важная для формирования юридического мировоззрения, должна быть понята, если, разуме- ется, теория государства и права преподавалась с демократиче- ских позиций.
Автор верен своему правилу указывать даты последней редак- ции законов. Это, в частности, позволяет студентам наглядно увидеть, сколь существенно обновилось законодательство как раз в 2005—2006 гг. Источники приводятся по состоянию на 10 фев- раля 2007 г.

Раздел I. Основы теории конституционного права
Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права

§ 1. Понятие и роль
Конституционное право — это совокупность правовых норм,
охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить ба- ланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне проч- ной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахож- дение баланса власти и свободы составляет главнейший и дели- катнейший смысл конституционного права.
Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и слож- ную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ве- дущий характер в системе права. Собственно, с конституционно- го права начинается формирование (необязательно исторически,
но безусловно логически) всей системы национального права,
всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может раз- виваться, если она не находит опоры в конституционных прин- ципах или нормах конституционного законодательства, а тем бо- лее противоречит им.
Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения со- прикасаются не только с индивидуальными проявлениями свобо- ды человека, но и с коллективными действиями людей через по- литические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда ост- рый интерес к развитию конституционного права со стороны са- мых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг

16 Раздел I. Основы теории конституционного права философско-политических основ этой отрасли права, ее институ- тов и норм. Это особенно свойственно нынешнему положению в
России, когда демократические институты проходят испытание на соответствие уровню политической культуры народа.
Как и любая отрасль права, конституционное право имеет свой предмет. Уяснение его необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит — составить поня- тие о содержании, назначении и целях данной отрасли права, ее отличии от других отраслей. Определение предмета конституци- онного права требует большой точности, поскольку в этой отрас- ли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограничен- ной, имея только самый необходимый набор полномочий в инте- ресах людей.
Это, однако, не означает, что государство должно быть орга- низовано как можно проще, примитивнее. В результате длитель- ного исторического процесса цивилизованное сообщество осоз- нало, что организация власти требует разумного распределения ее по вертикали и горизонтали, создания многих сложных инсти- тутов — демократических представительных органов народовла- стия, эффективной, хотя и подчиненной закону, исполнительной власти, независимого суда, местного самоуправления, четких принципов взаимодействия между ними. Ничего более ценного,
чем это взаимодействие многочисленных звеньев государствен- ной власти, человечество не придумало, твердо отвергнув суще- ствовавшую на определенном историческом этапе в ряде стран абсолютную и тоталитарную власть. В то же время общество по- всеместно столкнулось с тяжелой проблемой, свойственной даже демократической системе власти, — бюрократизацией и злоупот- реблениями должностных лиц. Эти и многие другие сложные проблемы организации государственной власти постоянно нахо- дятся в центре внимания конституционного права, которое опре- деляет своеобразные «правила игры» в политике и государстве и подчиняет власть народному волеизъявлению.
В тоталитарном обществе роль конституционного права огра- ничивается формальным, застывшим существованием, она ни- чтожна, ибо вся реальная власть находится в одних руках и осу- ществляется диктаторскими приемами. Но в демократическом государстве это право непрерывно развивается, испытывая влия- ние политической динамики и влияя на эту динамику. Это осо-


Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права 17
бенно характерно для современной России, в которой многие де- мократические институты еще не окрепли. Конституционное право здесь, будучи само объектом реформ, создает необходимые условия для гражданского мира и согласия, сдерживая борьбу за власть различных политических, в том числе экстремистских и реставраторских, сил в рамках цивилизованных правил поведе- ния. Роль этой отрасли права постоянно возрастает также пото- му, что в российском обществе еще не сложились общепризнан- ные стереотипы политической культуры и политической этики,
недостаточно развиты механизмы формирования и выявления общественного мнения.
Конституционное право — юридическая основа демократии,
ее закрепление и мера. Демократия — широкое понятие, вклю- чающее экономический, социальный и политический аспекты.
Конституционное право призвано закреплять основы народовла- стия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия —
это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полно- правие, основанное на добровольном согласии людей на опреде- ленное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.
Некоторые институты конституционного права как бы непо- средственно выражают народовластие, и тогда даже употребляют- ся термины «представительная демократия», «парламентская де- мократия», «политическая демократия». Демократической сущ- ностью проникнуты и другие институты — институт основных прав и свобод граждан, принципы судопроизводства, основы фе- дерализма и т. д. В демократическом государстве конституционное право создает специальные гарантии против опасности сползания к тоталитаризму; определенные нормы и институты, регулирую- щие, например, правовое положение правозащитных организа- ций или средств массовой информации, прямо направлены про- тив использования их в антидемократических целях.
§ 2. Предмет
Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:
1) охраны прав и свобод человека (отношения между челове- ком и государством);
2) устройства государства и государственной власти (властеот- ношения).

18 Раздел I. Основы теории конституционного права
Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права
(административным, трудовым и др.)- Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых скла- дываются правовой статус человека, его основные права и свобо- ды. В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степе- ни отвечает этому пониманию.
Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, — сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей че- ловека по отношению к другим людям и государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы преду- предить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гаран- тии, способствует учреждению такого государства, которое, не превращаясь в «ночного сторожа» свободы, берет на себя обязан- ность создать условия для благополучия людей; в сущности, это- му подчинено все устройство государственной власти.
Некоторые российские ученые полагают, что предметом кон- ституционного права являются «отношения человека с общест- вом», «закрепление основ общественного строя», установление
«принципов гражданского общества». Эти подходы являются скорее данью традиции со времен, когда в условиях тоталитариз- ма признавалось государственное руководство обществом. Но в подлинно гражданском обществе, которое сейчас складывается в
России, это становится невозможным: гражданское общество не- зависимо от государства и стоит над ним, оно строится на при- знании свободы и инициативы человека и объединений людей как в политической, так и в экономической областях.
Право регулирует только небольшую часть общественных от- ношений, в то время как большая их часть является предметом саморегуляции на основе морали и гражданских прав.
Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация эко- номики, политическая система, социальные отношения и т. д.
И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные ус- тои (равную защиту всех форм собственности, многопартийность,
независимость местного самоуправления и др.). Но демократиче- ское государство не может устанавливать социалистический или капиталистический общественный строй, т. е. признавать господ-


Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права 19
ство той или иной идеологии, поскольку в любом случае это будет навязыванием желания одной части населения другой. Иное дело,
что государственная политика может иметь ту или иную социаль- но-экономическую направленность в зависимости от того, какие политические силы окажутся у власти в результате свободных вы- боров. Но и при таких условиях конституционным путем нельзя ликвидировать конституционные права и свободы граждан.
В вопросе о регулировании конституционным правом «основ общественного строя» зарубежная правовая мысль весьма неод- нородна. В странах, где действуют старые конституционные акты
(США, Великобритания и др.), на подобного рода «основы» нет и намека, а потому, вероятно, и в науке, следующей по пути ли- берализма, почти не встречаются рассуждения по этому поводу.
Общественный строй здесь если и определяется, то категориями свободы, демократии, справедливости, прав человека и соответ- ствующими функциями государства.
Но в странах, где конституции принимались после Второй мировой войны и под сильным нажимом левых сил (Франция,
Италия, Португалия и др.), в текстах основных законов появи- лись разделы об «экономическом строе», «социально-этических отношениях» и т. д. Они, однако, никак не поколебали институт естественных прав и свобод человека и сводятся к определению экономических и социальных функций государства (содейство- вать образованию, охране здоровья, охранять собственность, соз- давать условия для благосостояния людей и т. п.). Это, следова- тельно, все та же сфера взаимоотношений человека и государства с безусловным приоритетом свободы человека и установлением пределов обязанностей государства.
Модель нового российского конституционного права в рас- сматриваемом вопросе занимает как бы промежуточное положе- ние. В Конституции 1993 г. (в отличие от предыдущей Конститу- ции) нет раздела об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и со- циальные функции государства, подчиненные главной цели —
охране и содействию реализации прав и свобод человека. Это объясняется тем, что Конституция создавалась под сильным влиянием традиций и в то же время либерализма. Таким обра- зом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять


20 Раздел I. Основы теории конституционного права принципы гражданского общества. Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям. Собственно же граждан- ское общество в главном остается свободным от государственно- го регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизнен- ных идеалов и собственных путей к счастью.
В нынешний, переходный период гражданское общество в
России еще не утвердилось, и у населения нет навыков свободы в ее взаимосвязи с дисциплиной, поэтому необходима большая регулирующая роль государства в обществе, особенно в связи с ростом терроризма. Но со временем, когда негативные антиоб- щественные явления будут преодолены и общество трансформи- руется в подлинно гражданское, роль государства будет меняться в сторону ее снижения, правовое регулирование в ряде сфер об- щественной жизни уступит место саморегулированию и инициа- тиве свободных людей.
Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламента- цию широкого круга отношений между ними. Органы государст- венной власти, несмотря на различие их задач и разделение пол- номочий, должны составлять единую целостную систему и нахо- диться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. Кон- ституционное право составляет исходную точку развития власт- но-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государст- венных органов, но при отсутствии внутреннего единства спо- собно породить разлад в их действиях, конституционные кризи- сы и хаос в государственной жизни.
Эта системообразующая функция конституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т. д.
§ 3. Конституционное право
или государственное право? Спор о терминах
Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой нами отрасли права используются оба эти тер- мина. Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще

Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права 21
всего в традиции. В США и во Франции, например, используется термин «конституционное право», а в Германии, тоже демокра- тическом правовом государстве, — «государственное право».
В России в дореволюционный период использовались оба назва- ния, хотя собственно конституции в стране не было, что вызыва- ло спор о терминах. После 1917 г. название «государственное право» стало более распространенным скорее всего из-за мало- значительной и формальной роли социалистических конститу- ций и тотального огосударствления общественной жизни.
В современных условиях большинство российских исследова- телей склоняются к замене традиционного названия на «консти- туционное право». В этом видят своеобразный знак отказа от то- талитарной государственности в пользу конституционализма и демократии.
§ 4. Социальная природа российского
конституционного права
Марксистская теория государства, долгие годы господствовав- шая в нашей стране, навязывала классовое понимание государства и права, считая сущностью конституционного права закрепление диктатуры, или «ведущей роли», одного класса. Тоталитарное госу- дарство таковым и было. Но демократическое государство не мо- жет быть классовым, ибо демократия и классовые привилегии не- совместимы. Поэтому в наше время стало бессмысленным выяв- лять «классовую сущность» конституционного (государственного)
права, как это делалось государствоведческой наукой в тоталитар- ный период. В нынешнем российском обществе, постепенно при- обретающем черты современного гражданского общества, сущест- вуют различные классы, но все граждане, независимо от социаль- ного положения, пользуются равными правами и возможностями.
Поэтому сущность природы конституционного права, как и всего российского права в целом, состоит в социальном плюра- лизме, т. е. в возможности для всех классов и слоев общества в равной мере участвовать в формировании органов государства и влиять на его политику. Это влияние оказывается посредством конституционно-правовых институтов, через средства массовой информации, политические права, общественные объединения и лоббистские организации. Конституционное право закрепляет права этих объединений граждан, создавая условия для постоян- ного контроля общественностью деятельности государственных