ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1321
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22 Раздел I. Основы теории конституционного права органов, что в сочетании с демократическими правилами их из- брания должно исключить возможность использования власти в эгоистических интересах отдельных социальных групп или слоев.
Социальный плюрализм, следовательно, есть антипод классо- вому пониманию сущности государства и права. Новое понима- ние социальной природы конституционного права соответствует теории правового государства, общепризнанным принципам де- мократии. Наше общество возвращается к такому пониманию го- сударства, которое представляет собой своеобразный обществен- ный договор между людьми. Этот договор наделяет государствен- ную власть определенными полномочиями по принуждению к соблюдению норм права, но требует от государства не забывать,
что эти полномочия оно получило от людей и обязано осуществ- лять их в интересах людей. Только народ может быть источником власти — с этой простой истины и начинается конституционное право каждой демократической страны.
Реалистический подход к выявлению социальной природы конституционного права весьма важен для уяснения роли этой отрасли права как регулятора социальных и политических отно- шений в обществе. Эта роль не сводится к подавлению социаль- ной, экономической или политической борьбы в обществе, как это свойственно тоталитарному государству. Классы, социальные группы и слои, а также их объединения, реализуя свою свободу,
вправе сами определять свои социальные позиции и свое соци- альное поведение в рамках конституционной законности. Но эти рамки надо установить, что как раз и является одной из функций конституционного права. Социально-регулятивная роль этой от- расли права состоит в том, чтобы не допустить насильственного захвата власти каким-либо экономически сильным или социаль- но активным классом, группой или слоем населения, злоупотреб- лений средствами массовой информации со стороны разного рода экстремистов, пропаганды насилия, войны, аморальных идей.
Роль социального регулятора крайне сложна, поскольку кон- ституционное право строится на принципах равноправия всех людей, закрепления их свободы независимо от классов и соци- альных слоев. Но именно эта роль присуща конституционному праву, заложена в его основные принципы и нормы. Оставаясь бесклассовым, оно регулирует отношения между классами и со- циальными слоями, предлагая им цивилизованную правовую ос- нову социального мира и согласия, исключающую необходи- мость прибегать к насилию.
Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права 23
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 66
§ 5. Конституционно-правовые отношения и нормы
Как уже отмечалось, в сферу конституционного права попада- ет только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объе- му эти отношения весьма важны. Более того, оставаясь только частью общества, государство постоянно расширяет свое вмеша- тельство в общественную жизнь. Это происходит не только из-за политических устремлений оказывающихся у власти тех или иных общественных сил, но и по причине объективно обуслов- ленного усложнения экономических, политических и социаль- ных отношений, возникновения все новых препятствий на пути общественного прогресса (рост преступности, терроризм, паде- ние нравов и наркомания, угроза экологической катастрофы,
опасности, связанные со злоупотреблениями научно-технически- ми открытиями, и др.).
Отсюда усиливающийся соблазн решать общественные про- блемы авторитарными методами, тенденция сползания к тотали- таризму, тем более что в нынешнем российском обществе суще- ствуют откровенно антидемократические политические силы.
Конституционное право должно быть непреодолимой преградой для этих тенденций, ни при каких условиях не утрачивая своего главного назначения: охранять свободу людей, создавая опреде- ленный общественный порядок и условия для их благополучия.
Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конститу- ционного права, то не все его нормы способны породить право- отношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через кон- кретные правоотношения, а путем психологического воздейст- вия на людей и провозглашения самых общих правил и прин- ципов, которые влияют на создание конкретных норм.
Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкрет- ного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание го-
24 Раздел I. Основы теории конституционного права сударству постоянно помнить о приоритете человека по отноше- нию к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.
Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений,
без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за наруше- ние предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско- правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти пра- воотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимо- отношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.
Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз- нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше- ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права. Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без оного. Чело- век вступает в конституционно-правовые отношения с государст- вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от- ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот- ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для оп- ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект- ностью.
Люди выступают субъектами конституционных правоотноше- ний не только индивидуально, но и через свои добровольно соз- данные объединения: политические партии, общественные орга- низации, собрания избирателей и др.
Субъектом выступает народ, например, когда проводится все- народное голосование или формулируется источник принятия
Конституции: «Мы, многонациональный народ Российской Фе- дерации...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по- нятия. В прошлом тоталитарные режимы постоянно вводили в свои конституционные документы термин «народ», изображая
Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права 25
себя выразителями его интересов, что не мешало проводить мас- совые репрессии и нарушать права.
Далее, субъектами выступают государства: Российская Феде- рация, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты
Федерации (особенности их правового положения будут рассмот- рены в последующих разделах), т. е. края, области, города феде- рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления,
должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д. Таким образом, субъектами являются главы го- сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла- менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно- шения с народом.
Со спецификой конституционных правоотношений неразрыв- но связана и специфика конституционно-правовых норм. Выше говорилось о том, что ряд этих норм представляет собой нормы- декларации. Но большинство из них содержит конкретные обще- обязательные правила поведения и предполагает или прямо ука- зывает на возможность принудительного обеспечения. В них час- то можно выделить обычные структурные элементы всякой пра- вовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это за- трудняет технико-нормативистский анализ многих конституци- онных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм.
Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или доста- точно надежно обеспечиваются нормами политической морали.
Как и в других отраслях права, по характеру предписания конституционно-правовые нормы бывают:
1) императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает посту- пать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конститу- ции РФ): «Перед вновь избранным Президентом Российской Фе- дерации Правительство Российской Федерации слагает свои пол- номочия»;
2) диспозитивными, в которых субъекту предоставляется воз- можность воспользоваться или не воспользоваться своим правом,
26 Раздел I. Основы теории конституционного права выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме.
Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ): «Президент Российской
Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъ- ектов Российской Федерации...» Или (ч. 1 ст. 117 Конститу- ции РФ): «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом
Российской Федерации».
Некоторые авторы работ по конституционному праву рас- сматривают обязывание и дозволение как проявление различных приемов и способов правового воздействия на общественные от- ношения, совокупность которых образует метод конституцион- но-правового регулирования. Но для такого вывода нет достаточ- ных оснований, поскольку обязывание и дозволение свойствен- ны нормам практически всех отраслей права и, следовательно,
никакой специфики конституционного права не выражают. А это лишает смысла и вывод о якобы специальном методе конститу- ционно-правового регулирования.
Можно провести, как это делают некоторые исследователи,
разграничение норм конституционного права по различным дру- гим критериям (по содержанию, территории действия и др.), но такая классификация лишь в небольшой степени способствует выявлению внутренней структуры права или воли законодателя в связи с ясным закреплением этой воли в самой норме.
Группа правовых норм, объединенных известной общностью конкретной цели или сферы регулирования, образует правовой институт. Такими институтами, например, являются личные пра- ва и свободы граждан, избирательное право, парламент и т. д.
Понятие правового института не может быть очень четким, по- скольку границы между институтами условны и весьма подвиж- ны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов. Например, норма ст. 111 Конститу- ции РФ: «Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Го- сударственной Думы» является обязательной принадлежностью института президентских прерогатив, института парламентских полномочий и института исполнительной власти. Следовательно,
правовой институт в большей мере операционалистское понятие,
хотя и основан на объективно существующей внутренней струк- туре права и взаимосвязи норм.
Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права 27
§ 6. Конституционное право и политическая система
Эти два понятия тесно связаны между собой. Государство —
составная часть политической системы, в которую входят также политические институты и учреждения (партии, общественные организации с политическими целями, группы давления). Госу- дарственные органы формируются и функционируют в тесном взаимодействии с другими компонентами политической систе- мы, поскольку эта система выражает политические отношения в обществе, связанные с властью (ее достижением, удержанием или использованием).
Конституционное право и политическая система — это не од- но и то же. Правовые отношения — только часть политических отношений, однако часть центральная. Институт гражданских прав и свобод, например, создает решающее условие для деятель- ности политических организаций, их борьбы за власть. Право ус- танавливает порядок, в рамках которого выражают себя основ- ные политические силы. Политика должна подчиняться праву.
Наконец, через нормы конституционного права реализуется оп- ределенный общественный консенсус, в котором заинтересованы все конструктивные субъекты политических отношений, вся по- литическая элита. Легитимность власти нужна всем, кто всерьез думает о ее завоевании.
Но конституционное право все же не дает полного ответа на вопрос о том, кто и как правит в той или иной стране. Нормы это- го права сами по себе как бы безжизненны, они оживают только тогда, когда входят в соприкосновение с политической динами- кой. О некоторых правовых нормах участники политических бата- лий иногда не вспоминают годами, но, когда возникает острая по- литическая ситуация, забытая норма играет спасительную роль,
удерживая стороны от внеправовых приемов. Довольно часто в ис- тории бывало и так, что политический режим превращал консти- туционное право в пустую формальность. Поэтому изучение кон- ституционного права должно дополняться изучением политиче- ской системы во всей ее сложности, т. е. науки политологии.
Понятия государственного строя и политической системы часто синтезируют в понятие «политический строй». Это неюри- дическое понятие, оно может использоваться только в публици- стике.
Важнейший элемент конституционного права — форма прав- ления. Хотя она далеко не безразлична для участников политиче-